Анализ произведения Мольера «Мещанин во дворянстве»

Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В «Мещанине во дворянстве» анализ включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.

analiz-meschanin-vo-dvoryanstve-moler-50457.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1670 год.

История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.

Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.

Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.

Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.

Направление – Классицизм.

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.

Более того, делегация надменно заявила, что королевский прием на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесен очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.

Тема

Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.

Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.

Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.

Композиция

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:

  • в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев;
  • во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из учителей стремится доказать ценность и необходимость своего предмета для истинного аристократа;
  • третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп в своем тщеславии Журден, позволяющий своему мнимому приятелю Доранту тянуть из себя деньги;
  • в четвертом акте разыгрывается турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии;
  • в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от счастья из-за исполнившейся заветной мечты, дает разрешение на брак своей дочери и служанки.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мещанина во дворянстве».

Жанр

Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.

Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.

Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было создано произведение Мольера «Мещанин во дворянстве»?</h3>

    • <label>1670;</label>
    • <label>1671;</label>
    • <label>1673;</label>
    • <label>1676.</label>

(новая вкладка)

Анализ комедии-балета Мольера «Мещанин во дворянстве»

%25D0%259C%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25B2%25D0%25BE%2B%25D0%25B4%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258F%25D0%25BD%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5.jpg
Мещанин во дворянстве

Строение комедии четко и хорошо продуманно: она складывается с 5 действий, как было принято в классицизме. Действие произведения разворачивается в течение одного дня (единство времени соблюдено) в доме господина Журдена (выдержанно и единство места). Основное действие не прерывается второстепенными сюжетными линиями (если не считать за такую линию любовь Ковьеля и Николь), следовательно, и это требование выполнено.  Одновременно Мольер смело вводит в драматическое произведение балет. Это было прямым нарушением требований классицизма, которые запрещали смешивать разные жанры, ведь балет — отдельный вид искусства. В комедии «Мещанин во дворянстве» имеется целый ряд проблем. Здесь реализована важная установка классицизма и стремление воспитать зрителя, ведь Мольер не только развлекал, но и учил зрителя. Поэтому первая группа проблем произведения — проблемы общественные, идеологические и дидактические.Сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» простой: в Париже живет некий господин Журден богатый мещанин, точнее «буржуа», торговец-лавочник. У него есть жена и дочь Люсиль, в которую влюблен сосед, юноша из мещанского класса Клеонт, и она его тоже любит. Госпожа Журден не против того, чтобы молодожены обручились. И все было бы хорошо, но у господина Журдена появилась мечта стать дворянином. Это стремление у него такое сильное, что пленила все его мысли, желания и даже здоровий смысл, стал буквально манией. Семья обеспокоена еще бы, веселый умный глава семейства, достигнув сорокалетнего возраста, вдруг забывает народную мудрость — «Знайся вол с волом, а конь с конем», наводит дружбу с графом Дорантом, который ему совсем не ровня, да еще и постоянно занимает ему дворянину деньги. Кроме того, заказывал себе смешные и дорогие «аристократические» костюмы, которые ему шили так, что он часто их даже одеть не мог. А еще господин Журден нанял целую группу учителей танцев, музыки, фехтования, философии, которые с него берут не маленькие деньги. Причем серьезно учиться, прилагать усилия он не хочет, а скорее всего он имитирует учение, потому что у аристократов принято нанимать себе наставников. Учителя прекрасно понимают, что фактически выбирают мещанина, изо всех сил пытаются остаться в его доме, потому что он им хорошо платит  И все эти безрассудные шаги Журден делает с неизменной «мотивацией» И мол, так принято у аристократов. Однако когда он отказал Клеонту отдать за него замуж Люсиль лишь потому, что тот не дворянин, а особенно тогда, когда госпожа Журден почувствовала, что ее муж увлекся другой женщиной (потому и это принято у аристократов), семья понимает нужно что-то делать… И здесь становится полезным умный слуга Клеонта — Ковьель (образ «слуги-ловкача» в мировой литературе тема отдельного серьезного разговора), который начинает действовать. Он прекрасно понимает, что господин Журден будто заболел, и единственным способом чего-то добиться от него, было сделать или говорить о чем-то, связанном с дворянством, а лучше имитировать процедуру награждения господина Журдена дворянским завыванием. После самого настоящего фарса с переодеванием (Клеонт «стал» сыном султана, а Ковьель его переводчиком) мещанин Журден наконец получил то, чего так жаждал, — он был посвящен в «мамамуши», то есть он «стал» хоть и турецким, но дворянином. А поскольку «сын султана», конечно, тоже «был дворянином», то новоиспеченный «мамамуши» и господин Журден охотно отдает за него замуж свою дочь. Особая роль в комедии образы аристократов — графа Доранта и маркизы Доримены. Безупречно изысканные внешне (особенно на фоне неуклюжести Журдена), они совсем не отличаются внутреннем благородством. Граф тонко и цинично играет на пагубной страсти Журдена, постоянно обирая его. Ведь, несмотря на постоянные обещания отдать долги, благородный хитрец просто не имеет денег, чтобы хоть когда-нибудь их вернуть, даже если бы он этого и хотел. А для того чтобы простак-мещанин легче расставался со своими деньгами, хорошо зная о его мании стать дворянином, он употребляет для Журдена фразы вроде: «Именно сегодня утром я говорил о вас у королевской спальни…». Мало того, он обманывает еще и маркизу Доримену и опять-таки за счет Журдена, который передал своей «даме сердца» очень дорогой перстень с бриллиантом, потому что слышал, что именно так принято у настоящих аристократов. «Благородный граф» сказал маркизе, которая ему самому нравилась, что этот ценный подарок ей сделал именно он, Дорант. Однако госпожа Журден разгадала «хитрые» планы своего мужа, и он чувствует себя неловко, когда она застает его во время приема этой «благородной» парочки. В конце концов, как и полагается в комедии, все заканчивается счастливо: Люсиль женится с Клеонтом, их слуги, Ковьель и Николь, тоже, и тот же нотариус должен зарегистрировать еще один брак графа Доранта с маркизой Дорименою. Кстати, о том, что граф беден словно церковная мышь никто, кроме госпожи Журден, не догадывались. А господин Журден думает, что граф «выручил» его, женившись с маркизой, чтобы развеять подозрения госпожи Журден относительно Доримены. Так весело, но с каким-то привкусом сочувствия к господину Журдену, заканчивается комедия Мольера.

В «Мещанине во дворянстве», пьесе, написанной Мольером в XIX веке, автор высмеивает дворянство и показывает буржуа в сатирическом образе,  изображая слишком доверчивого купца и осуждая его стремление к дворянским манерам. Главный герой Журден свято верит, что денег и стремления достаточно, чтобы получить статус повыше того, что имеет. Для этого он носил неудобные, на несколько размеров меньше, туфли, натягивал тугие чулки и одевался безвкусно. В своем желании быть дворянином он перестает замечать обыденные вещи. На старости лет он счел за необходимость начать изучение философии, брать уроки музыки, танцев и фехтования. Причем результат, по его мнению, должен быть уже через несколько дней. Он уверен, что знания и деньги помогут добиться намеченной цели. Однако его учителя не далеко ушли от главного героя. Они ругаются и спорят, какая из наук самая важная. Они и слуги очень хитрые, требуют хорошую плату за услуги, которые не собираются выполнять. Жена, видя все это, просит прекратить пустую трату денег, но главный герой не слышит ее. Служанка Николь поддерживает госпожу и пытается тоже образумить господина, но Журден продолжает настаивать на своем.  С целью быстрее прибиться к «высшему кругу» он заводит дружбу с представителями дворянства и разыгрывает роль поклонника аристократки. Выходки Журдена наносят вред не только ему самому, но и его семье. Свою дочь Люсиль главный герой пьесы видит женой богатого маркиза. При этом его совершенно не интересует, что она любит лакея Клеонта. К счастью, молодые люди смогли преодолеть это недоразумение, и Люсиль осталась с любимым человеком.

Наивность Журдена заключается в том, что даже самую нелепую небылицу он воспринимает всерьез. Комическое посвящение в «мамамуши» он принимает за чистую монету. Если кто-то хочет выманить у него деньги, то сразу начинают льстить ему и делать комплименты.

Комедия «Мещанин во дворянстве», написанная в 1670 году, — позднее произведение Мольера. Основной темой сюжета этого произведения является желание буржуа вырваться из того сословного круга, к которому он принадлежит от рождения, и войти в высшее общество. Главный герой комедии – господин Журден. Его преклонение перед дворянством настолько сильно, что он во всем пытается ему подражать: наряжается в такую же одежду, нанимает учителей, чтобы стать более образованным в области танцев, музыки, фехтования, философии, становится галантным поклонником одной аристократической дамы. Господин Журден даже под дулом пистолета не признается, что его отец – обычный купец. И во всем этом он безумно смешон. Насколько неуклюжими выглядят все эти попытки следования чужой культуре и обычаям! Наряд его нелеп: на занятия танцами он надевает шляпу прямо поверх ночного колпака. А как абсурдно звучат все его рассуждения! Улыбку вызывает открытие Журдена о том, что он, оказывается, говорит прозой. Как точно сравнивает Мольер своего героя, называя его вороной в павлиньих перьях. На фоне чудаковатого Журдена с его нелепыми выдумками жена выглядит дамой с трезвым умом. Она даже несколько грубовата. Ей не до культуры, госпожа Журден полностью поглощена домашними делами.

Такое поведение героя не нравится его семье: дочери Люсиль он находит жениха-маркиза, совершенно не беря в расчет, что она любит другого человека. Зато мать выступает за счастье влюбленных, и остроумное решение проблемы позволяет обойти преграду в виде помешанного на дворянстве отца. Большое значение имеют в пьесе «Мещанин во дворянстве» двое слуг – Ковьель и Николь. Эти жизнерадостные герои вносят в текст веселость и остроумие. Служанка критично смотрит на все предрассудки своего хозяина. Ковьель же – лакей жениха Люсиль, талантлив, любит импровизировать и превращать жизнь в театральную сценку. Именно благодаря ему все действие пьесы напоминает карнавальное веселье. Взаимоотношения молодых господ и их слуг, любовь и ссоры развиваются параллельно. Развязка же предполагает две свадьбы. Комедия Мольера соответствует классическим канонам, в ней соблюдено триединство: места (действие разворачивается в доме господина Журдена), времени (все события занимают одни сутки) и действия (в центре – одно событие, вокруг которого все и движется). А каждый из персонажей – носитель одной черты в ее сатирическом переосмыслении. Но все же отступления от классики также можно найти. Единство действия выдерживается не так четко: в сюжет вводится любовная тема, которая становится периферийной, но от этого не менее интересной. Обращает на себя внимание и язык комедии, он близок к народному. А главное отличие – балетные номера. Сам Мольер обозначал жанр своего произведения как комедия-балет. Причем, эти номера никаким образом не влияют на реалистичность всего сюжета. Даже подчеркивают ее. Все герои пьесы артистичны, они в такт тексту то приближаются друг к другу, то отдаляются и расходятся по разным углам комнаты, будто исполняя какой-то необычный танец. Итак, пьеса «Мещанин во дворянстве» Мольера – необычное произведение, выходящее за рамки привычных канонов. И ее постановка трудна. Хотя в основу и положен бытовой план, но комедию трудно сравнить с пьесами авторов-реалистов Островского и Бальзака, пусть даже и написанными на похожие темы. «Мещанин во дворянстве» больше напоминает импровизацию, чем обличение пороков. И при нажиме на сатиру теряются все бесподобные нотки Мольера. Раскрыть ее великий замысел можно, только полностью передав неповторимый стиль автора.

«Мещанин во дворянстве» анализ — тема, идея, главная мысль, проблематика

«Мещанин во дворянстве» анализ

«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет в пяти актах Мольера и Жана Батиста Люлли, написанная в 1670 году.

Автор — Жан Батист Мольер

Литературное направление — классицизм

Жанр — социально-бытовая комедия, с елементомы любовной и социально-психологической комедии

Тема — стремление богатого буржуа Журдена попасть в высшее общество

«Мещанин во дворянстве» проблематика
  • место человека в обществе; факторы, которыми это место определяется;
  • господствующие нравственные идеалы в государстве;
  • проблемы образования, воспитания, искусства, любви, человеческого достоинства и др.

Главная мысль — разоблачение социальных и человеческих пороков

Главные герои — Господин Журден, госпожа Журден, Люсиль, Клеонт, Дорант, Доримена, Ковель, Николь

Художественные особенности «Мещанин во дворянстве»

Автор использует различные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, буффонада, фарс.

Комедия написана в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классической пьесы триединство:

  • единство места (дом господина Журдена),
  • времени (действие заключается в 24 часов)
  • действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи).

В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

«Мещанин во дворянстве» сюжет

Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Граф Дорант ,бравший в займы денег у Журдена,был влюблён в аристократку, маркизу Доримену. Журден стремясь казаться выше и завоевать расположение графа, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши́ и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана, который на самом деле переодетый турком Клеонт.

Сюжетная фабула пьесы очень слаба, здесь нет характерной для Мольера динамичной интриги. Значительную часть комедии составляют дивертисменты (балеты), в том числе знаменитая Турецкая церемония.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/meschanin-vo-dvoryanstve/analiz-proizvedeniya-molera.html
  • https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-mecshanin-vo-dvoryanstve.html
  • https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/209
  • https://www.sochinyashka.ru/zarubejnaya_literatura/analiz-komedii-moliera-meshanin-vo-dvoryanstve.html
  • https://kratkoe.com/meshhanin-vo-dvoryanstve-analiz/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт