Анализ стихотворения «Береза» Есенина

Анализ стихотворения «Береза» Есенина

Стихотворение «Береза» относится к лучшим образцам пейзажной лирики Есенина. Он написал его в 1913 г. в возрасте 17 лет. Молодой поэт еще только начинал свой творческий путь. Данное произведение показало, какие силы и возможности таит в себе скромный деревенский паренек.

На первый взгляд «Береза» — очень простое стихотворение. Но в нем выражена огромная любовь к своей стране и природе. Многие помнят строки стиха еще со школы. Оно помогает воспитать чувство любви к своей земле через образ простого дерева.

Есенин не зря удостоился звания «народного певца». В своих произведениях он на протяжении всей жизни продолжал воспевать красоту деревенской России. Береза – один из центральных символов русской природы, неизменный компонент пейзажа. Для Есенина, уже познакомившегося со столичной жизнью и успевшего на нее насмотреться, береза была также символом родного дома. Его душа всегда тянулась на родину, в село Константиново.

У Есенина было врожденное чувство неразрывной связи с природой. Животные и растения в его произведениях всегда наделены человеческими чертами. В стихотворении «Береза» еще нет прямых параллелей между деревом и человеком, но любовь, с которой описана береза, создает ощущение женского образа. Береза невольно ассоциируется с молодой прекрасной девушкой в легком воздушном наряде («принакрылась снегом»). «Серебро», «белая бахрома», «золотой огонь» — яркие эпитеты и одновременно метафоры, характеризующие этот наряд.

Стихотворение раскрывает еще одну грань раннего творчества Есенина. Его чистая и светлая лирика всегда содержит элемент волшебства. Пейзажные зарисовки подобны чудесной сказке. Перед нами возникает образ спящей красавицы, стоящей «в сонной тишине» в великолепном убранстве. Используя прием олицетворения, Есенин вводит второй персонаж – зарю. Она, «обходя кругом», добавляет к наряду березы новые детали. Завязка сказки готова. Воображение, особенно детское, способно развить дальше целую волшебную историю.

Сказочность стихотворения приближает его к устному народному творчеству. Молодой Есенин часто использовал фольклорные мотивы в своих произведениях. Поэтическое сравнение березы с девушкой использовалось еще в древнерусских былинах.

Стих написан чередующейся «холостой» рифмой, размер – трехстопный хорей.

«Береза» — очень красивое лирическое стихотворение, оставляющее в душе только светлые жизнерадостные чувства.

FacebookВКонтакте Стихотворение Белая береза под моим окном Сергея Есенина из антологии стихов в библиотеке Хобобо. Скачать:

Удивительно, но свое знаменитое стихотворение «Белая береза под моим окном» Сергей Есенин написал, еще будучи 17-летним подростком. Тогда он делал первые шаги в искусстве, но это не помешало юному дарованию создать одно из своих лучших произведений в жанре пейзажной лирики. Да, после первого прочтения может показаться, что «Белая береза под моим окном» – стих простой и незамысловатый. Однако он наполнен искренней любовью к России и ее богатой природе, причем все это поэт смог передать через символический образ дерева, которое наделяется человеческими чертами. В итоге перед нами предстает этакая русская спящая красавица, стоящая «в сонной тишине» в изумительном одеянии из серебра, белой бахромы и золотого огня. Второй персонаж – заря – окрашивает наряд новыми красками, все больше погружая нас в сказку.

Читайте «Белую березу под моим окном» Есенина с детьми, чтобы научить их любить природу и видеть красоту окружающего мира!

***

(Visited 88 times, 1 visits today)Нивы сжаты, рощи голыНе жалею, не зову, не плачу

Меню статьи:

Текст стихотворения

История создания

Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Белая береза» в восемнадцать лет. Это был 1913 год. Поэт переехал из родной деревни в Москву и уже попробовал соблазны большого города и его возможности. Но его душа, была еще чиста, и память наполнена красотой родного края. Он помнил, как скакал на лошади, бродил по полям и перелескам в родном селе Константиново, куда всю жизнь продолжала тянуться душа поэта.

Россия была на пороге больших потрясений и изменений – Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Но молодой Сергей не предполагал, куда забросит его жизнь. Он радовался красоте природы, любил свою родину.

Это стих молодого парня, который еще не осознал силу своего таланта и не получил признания. У него все впереди: слава, признание, горечь жизни, разочарования в друзьях, женщинах и в себе.

Опубликовали «Березу» через год после написания, в журнале «Мирок» под псевдонимом. По какой-то причине Есенин не стал публиковать стих под своим именем.

Тема стиха

Тема стихотворения – лирическое описание картины природы.

Поэт не размышляет, не философствует, он смотрит и рассказывает слушателю о том, что видит. Читатель невольно оказывается слушателем, словно оказавшись рядом с автором, любуется картиной за его окном.

Поэтичная натура автора и его способность любоваться каждой мелочью, погружает читателя в мир сказочной красоты.

В своем стихотворении Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ей и изображает, словно живую, одухотворенную. Поэт талантливо рисует прекрасную картину белой березы, стоящей ранним утром за окном. Снег посыпал ее ветки, украсив их белым пухом. Снежинки искрятся в лучах восходящего солнца.

Поэт описывает зимний пейзаж раннего утра, когда заря только занялась.

Береза представляется прекрасной девушкой, которая и «принакрылась» и стоит в «сонной тишине», когда природа еще не до конца проснулась. Заря разгорается и продолжает осыпать березу новым серебром.

О солнце Есенин не говорит напрямую, но огонь, осветивший бахрому снега на березе зажжен именно им – восходящим солнцем.

Талант поэта позволяет ему превратить в прекрасную зимнюю сказку обычный рассказ о том, что он видит за окном.

Сюжет

В стихотворении нет ясного сюжета. Здесь читатель видит только описание. И все же от описанной картины веет удивительным миром и красотой. Автор увидел просыпающуюся природу, рождение нового дня и сумел «остановить мгновение», описав его в своем стихотворении.

Чистое восприятие автором зимней красоты, способ любовного повествования об увиденном, объединяет произведение с творениями русского народного фольклора.

Сергей Александрович всю жизнь будет воспевать красоту родного края, природу средней полосы. Деревня – родина поэта, и он навсегда влюбился в зелень ее лугов летом, снежную искристость холмов и перелесков зимой и золотое убранство осени. В любое время года поэт восхищается природой.

Композиция

В стихотворении одночастная линейная композиция.

В первой и второй строфе – экспозиция, в которой автор повествует о березе, которую он видит за окном и знакомит с ней читателя.

Завязка действия происходит в третьей строфе, повествующей о сонной березе.

В четвертой строфе развитие действия и развязка. Приходит заря и новым серебром осыпает березу.

Но в данном стихе композиция очень условна, ее почти невозможно проследить, ведь реального сюжета в стихе нет. Читатель видит красивое и талантливое описание природы.

Главный герой

Главный герой произведения – береза. В словах поэта она словно оживает, становится одухотворенной, она действует. Береза «принакрылась» как скромная девушка при встрече с пристальным взглядом наблюдателя. Она стоит под окном в сонной тишине, прикрывшись снегом. На ее ветках пушистые снежные кисти.

Автор описывает березу с особенной любовью. Видно, что он любуется всем, что ее окружает.

Но, конечно же, стих больше всего говорит об авторе. Здесь он рассказчик и все характеристики, которые он употребляет для описания березы и всего, что ее окружает, больше всего говорит о нем самом.

Есенин тонко чувствовал красоту Русской природы.

Многие его стихи посвящены природе России. Березы занимают в его творчестве особое место. Сергей Александрович с особой нежностью говорит о российских березах.

Belaya-bereza-pod-moim-oknom-Esenin-stih.jpg

Есенина называли «поющим сердцем России, поэтом русской души». В его стихах простор, они мелодичны. Многие из его стихов положены на музыку. Песни и романсы на его стихи исполняют певцы России на протяжении многих лет.

Второстепенные герои

Один из героев стихотворения, которому поэт также позволил ожить и действовать – это заря. Она ведет себя как личность. Лениво обходит березу, осыпает ее ветки серебром, словно царицу перед выходом в бальную залу или невесту перед выходом к алтарю. Она не торопится, но и не проявляет небрежности. Объект ее труда выглядит прекрасно и будет смотреться еще краше, когда солнце осветит ее полностью и будет играть «на бахроме ее платья» и переливаться, отражаясь в пушистом инее, укрывающем березу.

Основная идея стиха

Главная идея стиха эстетическая. Поэт рассказывает о прекрасной картине мира, которую видит или помнит. Некоторые аналитики предполагали, что поэт вспоминает березу на своей родине, в деревне. Но в Москве также растет много берез, и поэт мог рассказать о том, что видел в момент написания произведения. Он сумел увидеть прекрасную тишину и великолепие снежной красоты в шумном городе.

И не важно, что в нескольких метрах могут мчаться машины и проходить толпы людей. Остановив как кадр фильма в своем сознании, поэт смотрит на заснеженную березу и видит только ее и зарю, осыпавшую белую красавицу тысячью огней. Этот миг может изменить весь предстоящий день, зарядив мысли и сердце светом и добром.

Автор превратил в чудесную сказку увиденный им момент. Важная способность поэта – видеть красоту вокруг себя. И не только заметить, но и показать ее другим.

Есенин сумел остановить взгляд тысяч читателей на одном мгновении своей жизни, в котором ожила береза, став похожей на прекрасную и скромную девицу, стыдливо прикрывшуюся от взгляда наблюдателя. Заря также ожила в словах поэта, украшая серебром прекрасную березу. Как мать одевает свою дочь и наряжает ее к венцу, так заря наряжает березу, выводя ее навстречу к солнцу и новому дню.

Суметь увидеть в реальной жизни прекрасные моменты, порадоваться красоте и показать другим – это великий дар Есенина, который вынуждены были признать даже те, кто не очень любил самого поэта.

Жанр

Жанр стиха – пейзажная лирика. Этот стих о красоте природы, описание прекрасной картины, увиденной автором.

Произведение написано «холостой», т.е. чередующейся рифмой. Четырехстопный хорей – размер стиха.

Основная функция произведения – эстетика. Посредством создания художественных образов автор вызывает чувство наслаждения прекрасным у читателей. Поэт описывает то, что он увидел и добивается восторга описанным пейзажем у читателя и слушателя произведения.

Структура стиха кольцевая – первое и последнее четверостишье между собой коррелируют «…принакрылась снегом, точно серебром», «…обсыпает ветки новым серебром».

В произведении почти отсутствует обычная структура: завязка, развитие, кульминация, развязка. Это также подтверждает кольцевую структуру. В начале и в конце произведения упоминается образ серебра, которым прикрыта береза.

Литературное направление

Стих относится к имажинизму. Яркость и сила образа, нарисованного автором, указывает на это. Есенин обладал особым талантом простыми словами рисовать глубокие и прекрасные картины. Он оживлял предметы силой слова, рисовал живые образы, которые волшебной игрой выразительных средств заставлял двигаться, действовать, вдохновлять читателя. Поэт был действительно талантливым мастером слова. Он прекрасно рисовал образы и картины, не используя кистей, пользуясь богатством русского языка.

Также в произведении присутствуют черты реализма. Береза стоит у окна автора, и он рассматривает ее. Также в стихе видны черты романтизма – поэт передает романтику прекрасного момента восхода солнца зимой.

Средства выразительности

Для достижения своей цели – вызвать положительные эмоции читателя, заставить его сопереживать описанному, наслаждаться от мысленного созерцания прекрасной картины – поэт использует следующие средства выразительности:

Олицетворение – о березе он говорит, как о личности, действующей по своему усмотрению. Она «стоит», «принакрылась». Заря также становится в стихе живым персонажем. Заря лениво обходит березу, осыпает ее серебром. Поэт дает завязку прекрасной сказки, заставляет работать воображение читателя, создавая волшебную историю.

Есенин использовал фольклорные мотивы. Сравнение березы с прекрасной девушкой нередко употребляется в русских сказках и былинах.

Уникальный и талантливый язык Есенина полон олицетворений, сравнений, метафор. Он отличается способностью рисовать в своих произведениях яркие лирические образы.

Олицетворение: «береза…принакрылась снегом…», «…горят снежинки…», «…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…» и т.д.

Эпитеты: «белая береза», «сонная тишина», «золотой огонь».

Также поэт употребляет сравнения: «…принакрылась снегом, точно серебром.», «…распустились кисти белой бахромой».

Инверсия создает сказочность стихотворения, оно становится похожим на произведения русского фольклора: «…и стоит береза», «…и горят снежинки».

Пара сравнений «серебро» и «в золотом огне» позволяют создать особое настроение необычной красоты заснеженной березы. Зимняя холодная прелесть ее изображена холодной и недоступной и все же она стоит под окном и от этого кажется родной и близкой. Береза как невеста в белом подвенечном платье, на котором «кисти белой бахромой» «Горят снежинки в золотом огне»

Тема стихотворения Сергея Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” – грустные размышления о быстротечности жизни и смиренное принятие своей судьбы, какой бы она ни была. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В последнем четверостишье поэт описывает зарю. Она – главная героиня последней строфы. Союз «а» подчеркивает роль зари. Она как мать заботливо украшает свою дочь и благословляет ее.

Фонетические особенности произведения: Стих изобилует протяжными гласными «е», «о» «белая», «береза», «снегом», «серебро», «сонной», «в золотом огне», «обходя кругом» и т.д. Употребляются также сонорные согласные «р»: «н» «береза» «окном» «принакрылась снегом» «серебром» и т.д.

Ключевым словом стиха можно назвать слово «белая». Издревле на Руси этот цвет был символом чистоты, святости (святых всегда изображали в белых одеждах, ангелы в белых одеждах). Береза еще с древности была символом чистой, скромной и тихой красоты. Она является также олицетворением радости, нежности, света и новой жизни. На индоевропейских языках корень «бер» обозначает «светлый, ясный» Свое название дерево получило за белизну своего ствола. И на века стало символом чистой красоты.

Местоимением «моим» поэт показывает, насколько близка описываемая картина ему. Это личное наблюдение того, что автор видит ежедневно. Окно и картина за окном, в данный момент принадлежит автору.

Особенности стиха

В произведении четыре короткие строфы. Первая выражает основную мысль произведения.

Автор назвал свое стихотворение просто и очень символично. Береза является символом России, а также издревле считается образом женской красоты. Поэт нередко употребляет именно этот символ в своих произведениях. «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…», «…как жену чужую, обнимал березку».

Чтобы передать свой эмоциональный настрой, автор использует немало различных фигур речи и средств. Стих поется, словно русская народная песня.

И хотя перед нами стих принадлежащий к пейзажной лирике, образ автора просматривается очень хорошо и понятен каждому читателю. Это молодой человек, любящий природу и родной край, немного восторженный и мечтательный.

Стихотворение Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» – поэзия, которая изучается со школьной скамьи. Но, чтобы глубже понять смысл этого произведения, предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Есенин обладал способностью видеть красоту во всем, что его окружало. Он умел словом, словно волшебной палочкой оживлять предметы, которые видел, показывая их красоту и великолепие. То, мимо чего обыватель мог ходить годами, под воздействием взгляда и слова поэта вдруг оживало и становилось реальным сказочным героем.

Береза связана с детством Есенина с его родиной и имеет для поэта особое значение, поэтому он с такой нежностью пишет о ней. Поэт всегда был привязан к родине всем сердцем. Он любил природу средней полосы России и часто писал о ней.

Березка Есенина — символ изящества, женственности, легкости.

Отзывы критиков

«…Дар Есенина — мир конкретных, деревенских образов. Его сила — в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д. Он — один из самых тонких, нежных лириков современности…»

А.К. Воронений

«С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. Он мёртв уже четверть века, но всё, связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. И как-то само собой случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом… Это вообще скучное занятие, особенно когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но… насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…»

Г.В. Иванов

«В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии…»

«Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не… ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. “Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его реалистического стиля»…

Ю.Л. Прокушев

Делюсь подборкой стихов, рекомендованных воспитателем подготовительной группы детского сада.

Сегодня представляю стихи классиков, так сказать, «базовые», большинство из которых на слуху у всех. Эти стихи походят старшим дошкольникам и школьникам. Хотя какие-то отрывки можно попробовать учить и с четырехлетками.

А если при запоминании стихотворения показать дошкольнику еще соответствующую по смыслу картину — то ребенку проще будет воспринять поэтический опыт. Особенно важно подобрать иллюстрации при заучивании стихов о природе, так как у наших современных городских детей очень скудный опыт в познании природных явлений.

Делитесь в комментариях своими любимыми стихами о зиме, будем вместе учить с детьми)

Е.Трутнева «Первый снег»

Ярче прежнего горят.

И.Никитин «Встреча зимы»

С. Есенин «Берёза»

новым серебром.

С. Чёрный «Волк»

И.Суриков «Вот моя деревня»

Вот моя деревня,

вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

по горе крутой.

Вот свернули санки

и я на бок хлоп,

Кубарем качуся

под гору в сугроб.

Все лицо и шею

залепил мне снег

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех.

Но меж тем уж село

солнышко давно,

Поднялася вьюга,

На небе темно.

Весь ты перезябгншь,

Руки не согнёшь,

И домой тихонько

Нехотя бредёшь.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Жданов ВЮ -Зима пришла, 2017

А. Фет «Снег да снежные узоры»

Снег да снежные узоры,

В поле вьюга, разговоры,

В пять часов уж тьма.

День — коньки, снежки, салазки,

Вечер — бабушкины сказки, —

Вот она — зима!..

Е.Трутнева «Зима»

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом

Пролетела туча низко-низко…

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Спрыгивали легкие снежинки

На пустые нивы, на тропинки.

На высокий берег у реки,

В тёмные лесные уголки.

И тогда в притихшие дома

Через окна глянула зима.

А.Барто «За цветами в зимний лес»

Никому не верится,

Чудо из чудес:

За цветами девица

Ходит в зимний лес.

Он стоит не в зелени,

Как в июльский зной,

Он снежком побеленный,

Блещет белизной.

Но смеётся девица: —

Если вам не верится,

Показать могу

Яркий коврик вереска

Прямо на снегу.

Летом он не ценится,

Скромное растеньице!

Но зато как весело

Увидать самой

Огонёчки вереска

На снегу зимой.

вереск

А. Твардовский «Утро»

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шёл ночью снег густой и белый —

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт.

Как каждый день – полней и лучше,

Полней и лучше Новый год…

Т. Белозеров «В зимнем лесу»

Сквозь иней леса одиноко

Дрожат далёкие огни.

На хрупкой ветке спит сорока —

Лишь только руку протяни.

В берлоге, между трёх сосёнок,

Храпит доверчивый медведь.

И месяц так беспечно тонок,

Что даже боязно глядеть…

А.С. Пушкин «Идёт волшебница-зима»

(Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою околдован»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

В.Янов «Русская зима»

Д. Хармс «Буря мчится, Снег летит»

Буря мчится. Снег летит.

Ветер воет и свистит.

Буря страшная ревёт,

Буря крышу с дома рвёт.

Крыша гнётся и грохочет.

Буря плачет и хохочет.

Злится буря, точно зверь,

Лезет в окна, лезет в дверь.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

С. Есенин «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль…

Т. Туркевич «Тройка»

Ф.Тютчев «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

…Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном.

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья? —

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

— Так вон оно что! А как звать тебя? —

«Власом».

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

автор неизвестен

С. Есенин «Поёт зима, аукает»

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

В. Берестов «После мороза»

Снова чисто двойное стекло.

В небе сереньком столько уюта,

Но с крещенскою стужею лютой

Искромётное что-то ушло.

Снег забыл, как хрустел и блестел он,

Золотился, алел, розовел,

И опять притворяется белым,

Простодушным, пушистым, несмелым,

Словно только что к нам прилетел.

Статья по теме:

100 идей для уютных вечеров с детьми и заданий для календаря ожидания Нового года

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/sergej-esenin-beryoza/
  • https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-esenina-dlya-detei/belaya-bereza-pod-moim-oknom/
  • https://r-book.club/russian-classics/sergej-esenin/bereza.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5d8bca3d0ce57b00ade9c9e4/podborka-stihov-o-zime-i-pervom-snege-dlia-detei-5fc3e952d57ee92752c4f0d3

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт