История создания повести «Пиковая Дама” — «Пиковая дама» в прочтении Ф.М. Достоевского

«Пиковая дама» появилась на свет в Болдине. Датой создания произведения считается 1833 год, а именно октябрь-ноябрь.

«Пиковая дама» впервые была представлена на суд читателей во втором томе известного журнала, случилось это 7 апреля 1834 года. Читатели благосклонно приняли интересное создание Пушкина. «Пиковая дама» вошла в моду. Игроки после прочтения произведения стали понтировать только на магические карты. Идею загадочной истории писатель почерпнул из рассказа собственного друга, князя Голицына.

Однажды потомок знатного рода проигрался. За помощью он пришёл к своей бабушке, Наталье Павловне Голицыной. Денег княгиня внуку не дала, но открыла ему тайну, которая когда-то помогла ей отыграться. Три карты помогли Голицыну даже остаться в выигрыше. Тайну трёх карт открыл княгине известный мистик и авантюрист, граф Сен-Жермен.

Княгиня Голицына, урождённая графиня Чернышева, вышла замуж за бригадира с большим состоянием. Дела мужа княгиня быстро привела в порядок.

Расстроенное имение было очищено от долгов. Когда таинственная княгиня умерла, её наследникам досталось шестнадцать тысяч душ. Княгиня распоряжалась богатым имением самостоятельно. К делам она не допускала даже сына, московского генерал-губернатора.

Властная княгиня оставила этот мир в 96 лет. Умерла влиятельная особа в год смерти Пушкина. В молодости долго жила в Париже, к ней благосклонно относилась сама Мария-Антуанетта. Княгиня имела титулы статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Екатерины Первой степени. При дворе Голицыну почитали и уважали, в день именин её приезжала поздравлять царская фамилия. При дворе нашли некоторое сходство между влиятельной особой и Натальей Павловной Голицыной, но не рассердились. Эпиграф к I главе великий поэт написал сам.

Рукопись «Пиковой дамы» не сохранилась. Другие писатели высоко оценили создание Пушкина. Ф.М. Достоевский назвал повесть фантастической.

О чём произведение

Повесть рассказывает о загадочной истории Германна, сына обрусевшего немца. Германн – фамилия молодого человека. Жил он скромно, небольшой капитал, оставленный отцом, не тратил. В карты Германн не играл, только смотрел, как играют его товарищи.

Но однажды он услышал рассказ внука старой графини. Томский поведал историю, которая произошла с его бабушкой. Однажды Анна Федотовна проиграла в фараон герцогу Орлеанскому крупную сумму. Муж отказался платить долги супруги. За помощью графиня обратилась к известному авантюристу, графу Сен-Жермену. Мистик сначала хотел предложить ей денег, но пощадил её гордость.

Граф открыл старой знакомой тайну трёх карт. Графиня смогла отыграться. Рассказ поразил Германна. Он начал мечтать о том, чтобы старая графиня открыла ему свой секрет.

И молодой немец решил действовать. Он познакомился с воспитанницей старой графини. С её помощью Германн проник в покои Анны Федотовны. Тайну трёх карт графиня не открыла, она умерла, когда Германн начал угрожать ей пистолетом.

Но тайну молодой человек узнал. К нему явилась мёртвая графиня, она открыла ему свой секрет. Тройка, семёрка и туз должны были принести ему удачу.

Но дар графини не принёс ему счастья. На третий день игры вместо туза выпала дама пик. Германн проиграл всё. Карточная дама похожа на старую графиню.

Несчастный Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице и повторяет: «Тройка, семёрка, туз», «Тройка, семёрка, дама!». Воспитанница властной старухи удачно вышла замуж, она взяла на воспитание бедную девочку.

По прекрасному произведению Пушкина П.И. Чайковский создал оперу в трёх действиях. Опера была создана за сорок четыре дня. Чайковский сделал из Лизы не воспитанницу, а внучку властной старухи. В опере великого композитора фамилия главного героя утратила последнюю букву. Она стала восприниматься как имя.

Интересно, что Франц Зуппе сочинил оперетту по трагическому произведению. В конце оперы главные герои умирают.

illjustracija-pikovaja-dama-pushkin-hudozhnik-a-benua%2B%25286%2529.png«Пиковая дама» является одним из самых известных произведений Пушкина наряду с романами «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и дрСмотрите: Краткое содержание повести— Все материалы по повести «Пиковая дама»

История создания повести «Пиковая дама» Пушкина

В основе повести «Пиковая дама» лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С. Г. Голицына. Прототипы героев Прототипом старухи-графини стала бабушка С. Г. Голицына, княгиня Наталья Петровна Голицына, мать московского генерал-губернатора. Она действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет.  Однажды С. Г. Голицын, приятель Пушкина, проигрался в карты и пришел к бабушке за деньгами. Старуха не дала ему денег, но зато назвала три карты, назначенные ей Сен-Жерменом. Голицын поставил деньги на эти три карты и отыгрался. Остальные события в «Пиковой даме» являются вымыслом самого Пушкина. Работа над повестьюТочные даты написания «Пиковой дамы» неизвестны, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По словам ученых, Пушкин написал «Пиковую даму», вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 г. Первая публикация Повесть «Пиковая дама» впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 г. В том же году повесть вошла в сборник «Повести, изданные Александром Пушкиным».Это была история создания повести «Пиковая дама» Пушкина: интересные факты о замысле и прототипах героев, история написания и публикации «Пиковой дамы».Смотрите: Все материалы по повести «Пиковая дама»

Пиковая дама
Жанр повесть
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1833
Дата первой публикации 1834[1]
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе

«Пи́ковая да́ма» — повесть Александра Сергеевича Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником сюжета одноимённой оперыП. И. Чайковского. В жанровом отношении повесть примыкает к таким (неоконченным) замыслам Пушкина, как «Египетские ночи», «Уединённый домик на Васильевском» и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу…». Повесть неоднократно экранизирована.

Сюжет

Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие — он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семёрка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Работа над повестью

Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.

Повесть в манере Гофмана и Нодье писалась Пушкиным, по-видимому, осенью 1833 года в Болдине. Рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год и, по дневниковой записи автора, имела недюжинный успех у читающей публики: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (апрель 1834).

Влияние и аллюзии

«Пиковая дама» открывает собой вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек — русский Растиньяк — ради материального преуспеяния двигается «по наклонной» (соблазнение Лизы, запугивание старухи), однако вместо чаемого успеха по роковому стечению событий теряет не только благополучие, но и здравый ум (что особенно пугало Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума…»).

Другой, также популярный в русской классике тематический слой связан с Наполеоном. Эпиграф к IV главе — «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!» — взят из некоей «личной переписки», с датой 7 мая 18** (Наполеон умер 5 мая 1821). Далее в этой же главе Томский упоминает, что у Германна «профиль Наполеона».

«Пиковая дама» — одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык её переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. До Чайковского оперу на этот сюжет написал австриец Франц фон Зуппе (1864). Повесть не раз экранизировалась, в том числе Яковом Протазановым в 1916 и Игорем Масленниковым в 1982. Англоязычная экранизация участвовала в третьем Каннском кинофестивале (1949). С 1996 года в театре Вахтангова в Москве идёт поставленный Петром Фоменко по мотивам повести одноименный спектакль.

Имена главных героев

В тексте повести главный герой назван Германном, без указания на то, имя это или фамилия. Согласно распространенному мнению, это именно фамилия[2], несмотря на то, что в немецком языке имя Hermann встречается гораздо чаще, чем фамилия. В пользу этого приводятся следующие аргументы:

  1. В русском языке немецкое имя Hermann обычно транскрибируется как Герман.
  2. Остальные участники игры в повести названы только по фамилии, и обращаются друг к другу по фамилии.
  3. Пушкин упоминает, что Германн «сын обрусевшего немца»; в таких случаях нередко иностранное имя (или этноним) становилось русской фамилией.

Однако, д. ф. н. И. А. Балашова доказывает, что это именно имя[3]:

  1. В рукописных черновиках герой назван Германом; возможно, второе «н» было добавлено издателями под влиянием немецкого написания.
  2. Фраза «его зовут Германном» включает в себя конструкцию «звать + твор. падеж», которая в русском языке того времени употреблялась только с именем; в других произведениях Пушкин также следует этому правилу.
  3. Кюхельбекер, свободно владевший немецким языком, в своем дневнике называет героя повести Германом, то есть наличие двойного «н» не играло для него определяющей роли.

Как заметил филолог, профессор Анатолий Андреев, фамилия Германн содержит «германскую семантику Herr Mann („Господин человек“)»[4][5].

Ту же параллель обыгрывает российский драматург Николай Коляда в своей пьесе DREISIEBENAS (ТРОЙКАСЕМЁРКАТУЗ)[6].

Именно в честь этого пушкинского героя, со слов его собственного отца, был назван второй космонавт планеты Земля — Герман Титов — однако (очевидно, в силу традиций) его имя по документам пишется с одной Н.

***

На протяжении всей повести Пушкин называет старуху «графиня ***», хотя нетрудно догадаться, что ее имя — графиня Анна Федотовна Томская:

«…он расчетлив, вот и все! — заметил Томский. — А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна»

«Да, черта с два! — отвечал Томский, — у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец»

Мнения и оценки

Пушкин и пиковая дама. Граффити. Харьков, 2008Неоконченные произведения выделены курсивом</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 18 декабря 2020 в 11:53.

Год написания повести — 1833, а опубликована она была в 1834 году. История создания — В основу сюжета легла реальная история, рассказанная поэту князем Голицыным. Проигравшись, князь поставил деньги на три карты, воспользовавшись советом своей бабушки. Голицын полностью отыгрался, а тайну трех карт его бабушке поведал Сен-Жермен – известный алхимик и оккультист. Жанр — Повесть. Направление — Романтизм. Основная идея — Судьба человека непредсказуема. Человеку не стоит доверяться случаю. Его жизнь, здоровье, благосостояние – это не игра. Если стремишься достичь быстрого обогащения нечестным способом: обманом, путем шантажа, то и результат будет соответствующий – полная деградация личности. Тема — Тема непредсказуемости судьбы. Проблема — Если человек имеет шаткие нравственные ценности, то он не сможет управлять своей жизнью, а судьба будет управлять им. И он будет чувствовать себя во власти рока. Композиция — Повесть разделена на шесть частей, а в конце – небольшое заключение. Первая часть – это завязка сюжета, в третьей происходит кульминация, а в шестой – развязка.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

История создания повести «Пиковая Дама”

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковой Дамы”. Пушкин сообщил своему другу Нащекину, что главная завязка «Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Добин Е. История девяти сюжетов [Текст] (рассказы литературоведа). Выходные данные: М, Детская литература, 1973.

В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.

Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына? Каких новых персонажей ввёл? И главное: почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой — не русский по рождению, старуха и Герман — не родственники, зачем введён образ Лизы? Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына — герой сходит с ума. Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается Пушкиным живой плотью человеческих характеров и отношений. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстала ещё одна загадка пушкинской прозы.

Повесть Пушкина «Пиковая дама» была опубликована в 1834 г. в «Библиотеке для чтения» и была хорошо принята читателями журнала. «»Пиковая дама”, — пишет П.В. Анненков, — произвела при появлении своём <…> всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем…». П.В. Анненков. Материалы для биографии А.С. ПУШКИНА. «Современник» Москва,1984 Успех повести был предопределен занимательностью сюжета, в повести видели «игрецкий анекдот», литературную безделку — не больше. Некоторые читатели обнаружили в ней изображение реальной ситуации, узнали в персонажах реальных людей. Это было известно Пушкину: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней> Натальей Петровной <Голыциной> и, кажется, не сердятся…» Действительно, в этой «прозрачности» повести видели достоинство «Пиковой дамы». Критик А.А. Краевский писал: «В «Пиковой даме” герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе <…>; рассказ простой, отличающийся изящностью».

Все отзывы были похвальными, но в сравнении с оценками других произведений Пушкина, отношение к «Пиковой дамы» всё-таки было прохладное. Пушкина хвалили только за занимательность сюжета и изящность стиля, но тем самым упрекали в отсутствии идеи.

Такая оценка отчётливо выразилась у В.Г. Белинского: Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. «<…> «Пиковая дама” — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германа. Собственно это не повесть, а анекдот <…> Но рассказ — повторяем — верх мастерства <…>»

При такой оценке «Пиковая дама» выглядела непонятной неудачей Пушкина: в 1830 г. «энциклопедия русской жизни» роман в стихах «Евгений Онегин», «маленькие трагедии» и «Повести Белкина», в 1832 г. исторический роман «Дубровский», в 1833 г. пустой «игрецкий анекдот» «Пиковая дама», в 1836 г. гениальный роман «Капитанская дочка». Странно, что Пушкин-прозаик во всей силе творческой зрелости вдруг написал литературную безделку. Здесь было что-то не так. Это «не так» заметили тогда же, издатель журнала О.И. Сенковский в письме Пушкину так характеризовал «Пиковую даму»: «Вы создаёте нечто новое, вы начинаете новую эпоху в литературе <…> вы положили начало новой прозе, — можете в этом не сомневаться <…>».

Таким образом, прижизненная критика не могла понять, что такое «Пиковая дама» — изящный анекдот или начало новой русской прозы.

Повесть была закончена в 1833 г., а начата летом 1828 г. Пять лет Пушкин работал над текстом. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса В. Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; кроме того Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Анализ сохранившихся черновиков См.: Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. — Л., 1987. — С. 199-213. показал, как в 1828 г. Пушкин из анекдота о княгине Голицыной пытается выстроить сюжет будущей повести, как затем в его замысле появляются следы чтения повести Бальзака «Красная гостиница» (где главного героя зовут Германом, а темой является противоречие между добрыми намерениями и ужасным результатом поступка). В 1832 г. Пушкин переделывает начатую повесть, теперь уже под влиянием своего же произведения — «Медный всадник», тогда же по аналогии появляется название «Пиковая дама»: как в одной повести невероятным образом оживает бронзовый памятник, так в другой подмигивает дама с карточного изображения; в обоих повестях действие развивается в Петербурге. Подробное сравнение «Пиковой дамы» с «Медным всадником» см.: Петрунина Н.Н. Указ. соч. — С. 213-221. Естественно прийти к предположению, что тема борьбы Евгения с судьбой повлияла на тему «Пиковой дамы».

Черновики повести хранят следы многочисленных правок, Пушкин тщательно подбирает имена персонажей, делает какие-то непонятные расчёты (похоже, что высчитывает сумму возможного выигрыша Германа) — очевидно, что столь кропотливая пятилетняя работа вряд ли была работой над «безделкой».

«Пиковая дама», видимо, написана таким образом, что читатель попадал в «ловушку», обманывался, видел что-то загадочное и в поведении Германа, и в трёх таинственных картах. Пушкин с интересом следил за читательским восприятием повести и в дневнике с удовольствием отметил: «Моя «Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза…» Читатели оказывались как бы внутри художественного мира повести и поэтому закономерно реагировали на историю с тремя картами, как на анекдот о неудачном игроке, таком же, как они сами. «Прозрачность» персонажей и ситуации, за которыми различались знакомые люди и события, провоцировали такое отношение.

Через два десятка лет, когда возможные прототипы «Пиковой дамы» забылись, повесть получила другую оценку — не игрецкий анекдот, а фантастическая повесть. Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» — верх искусства фантастического <…> Вы верите, что Герман действительно имел видение…». Не это ли качество пушкинской повести — почти фантастика — дало основание Сенковскому увидеть здесь начало новой прозы, которая в скором времени продолжится, например, произведениями Гоголя?

Именно с особенностями фантастики «Пиковой дамы» связаны основные трудности интерпретации повести Пушкина. Вопросы сводятся в конечном счёте к двум:

1) покойная графиня действительно приходила к Герману или это ему привиделось? 2) если, допустим, графиня приходила к Герману и сказала три тайные карты, то почему он проиграл?

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-povesti-pikovaya-dama-pushkina/
  • https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-pikovaja-dama-pushkin-prototipy.html
  • https://wiki2.org/ru/пиковая_дама
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pikovaya-dama-pushkin/
  • https://studbooks.net/2151118/literatura/istoriya_sozdaniya_povesti_pikovaya_dama

</tr>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт