Краткое содержание Чехов Дядя Ваня для читательского дневника

Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.

Серебряков Александр Владимировичученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.

Астров Михаил Львовичдоктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.

Софья Александровна (Соня)дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.

Елена Андреевнамолодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

Другие персонажи

Телегин Илья Ильичразорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.

Маринастарая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.

Краткое содержание

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса» и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает вот уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады: наконец жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».

Войницкий обескуражен своей меткостью: «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого листа, но понимает: в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру: просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.

После ознакомления с кратким пересказом «Дяди Вани» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Дядя Ваня»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Александр Островский</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Александр Грибоедов</label>

(новая вкладка)

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живём мы все в мире и согласии — чего ещё нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесёт Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряжённой драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Продолжение после рекламы:

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я <…> стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает учёные занятия Серебрякова: «Человек <…> читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Брифли существует благодаря рекламе:

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? <…> Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдём, батюшка, в постель… Пойдём, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Продолжение после рекламы:

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущённый, взбешённый Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в своё небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживём, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остаётся и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадёживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счёт, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Брифли существует благодаря рекламе:

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждёшь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твоё и моё, безнадежно. <…> Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, <…> будем терпеливо сносить испытания, какие пошлёт нам судьба; <…> мы покорно умрём и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. <…> Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнём! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнём! (Занавес медленно опускается.)»

Пересказал В. А. Богданов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации 🎥

Аудиокниги

330822.jpgДядя ВаняАудиоспектакль. 2 ч 23 мин. Читают Борис Ливанов и др. Бесплатный отрывок:330822.jpgБорис Ливанов и др.2 ч 23 минUncle VanyaАудиокнига на англ. языке. 2 ч 8 мин. Читают Martin Jarvis и др. Бесплатный отрывок:Martin Jarvis и др.2 ч 08 мин

Читайте также

Содержание

Антон Павлович Чехов (родовое прозвище — Чех) считается одним из самых известных русских писателей конца 19-го — начала 20-го века. Мировое призвание Чехову принесли его пьесы, в том числе драма “Дядя Ваня”. Ее премьера состоялась в 1897 году в Ростове-на-Дону. На первый взгляд, сюжет произведения не отличается динамизмом, однако даже спустя более 120 лет пьеса вызывает интерес. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием известной пьесы “Дядя Ваня” и основной мыслью этой драмы.

Действующие лица

  • Иван Петрович Войницкий — мужчина 48 лет.
  • Александр Владимирович Серебряков — пожилой отставной профессор, эгоист и брюзга.
  • Доктор Михаил Астров — мужчина около 40 лет.
  • Елена Андреевна — жена Серебрякова, 27-летняя женщина без каких-либо занятий.
  • Соня Серебрякова — дочь профессора от первого брака.
  • Илья Ильич Телегин — человек со сложной судьбой, разорившийся помещик, друг семьи и крестный Сони.
  • Мария Васильевна Войницкая — матушка покойной супруги Серебрякова и вдова тайного советника.
  • Марина — Сонина няня.

Краткое содержание по действиям

Действие произведения происходит в именье Серебрякова, через некоторое время после приезда туда профессора вместе с молодой супругой. Туда по приглашению родственников Александра Владимировича приехал и доктор Астров.

Действие I

Пьеса “Дядя Ваня” начинается со сцены в саду. Перед домом Серебрякова сервирован чайный стол. Третий час дня. За столом неспешно беседуют няня и Астров.

Доктор спрашивает, как долго они знают друг друга. Няня припоминает, что более 10 лет. Михаил Львович говорит, что за эти годы он изменился. Он жалуется на усталость и на жизнь, называя ее скучной, грязной и глупой. Астров говорит, что утратил смысл существования.

К ним присоединяется дядя Ваня (Иван Войницкий). Мужчина сетует, что с прибытием в деревню четы Серебряковых нарушился устоявшийся уклад жизни всех, кто проживал в доме. Теперь ему, Соне, его матери, няне и Телегину приходится подстраиваться под “светило науки”, которое не придерживается никакого распорядка дня.

Войницкий обсуждает Серебрякова. Он замечает, что тот переехал в усадьбу своей покойной первой жены, так как не мог больше позволить себе проживать в городе. Войницкий недоволен тем, что ученый постоянно жалуется на свои беды и недомогания. Ему досадно, что старый брюзга не обделен вниманием противоположного пола.

Он вспоминает сестру, обожавшую профессора больше жизни. Дядя Ваня отмечает, что и вторая жена Серебрякова, будучи красивой и умной женщиной, пожертвовала на него свои молодые годы и свободу.

К разговору подключается Телегин. Он рассказывает о своей сбежавшей супруге, которую продолжает любить и содержать вместе с детьми от другого мужчины.

Входят Елена Андреевна с падчерицей. Немного позже приходит Мария Васильевна. Она садится читать.

Сцена в гостиной

Те, кто читает краткое содержание чеховской пьесы про дядю Ваню, к этому моменту уже знакомы со всеми героями, кроме профессора.

Астров обращается к Елене Андреевне, жалуясь, что зря проделал длинный путь, так как она написала, что муж болен, а он оказался «здоровехонек». Он сообщает о своем намерении остаться ночевать, чем очень радует Соню.

Астров приглашает Елену Андреевну вместе с падчерицей посетить его именье и питомник. Соня рассказывает о деятельности Астрова по сохранению лесов. Это не вызывает энтузиазма у присутствующих.

Девушка уходит в дом под руку с Михаилом, беседуя с ним, как с близким другом.

Елена ругает Войницкого за его споры с ее супругом и с матерью. Она обсуждает с ним Астрова и замечает, что Соня в него влюблена. В ответ мужчина признается ей в любви. Он умоляет о взаимности. Это признание раздражает Елену.

Действие II

Прошло некоторое время.

На дворе ночь. Серебряков сидит в гостиной жалуется жене на свой возраст и плохое самочувствие. Елена упрекает его в том, что он говорит об этом так, будто виноваты все окружающие.

Профессор продолжает изводить супругу, и она теряет терпение. К ним присоединяется Соня. Она становится новой «жертвой» Серебрякова, который начинает донимать ее капризами. Девушка говорит, что не собирается их терпеть и у нее завтра сенокос.

Приходит Войницкий. Он решил сменить племянницу и Елену. Профессор отказывается оставаться с ним. Его уговаривает лечь в постель и уводит старая няня. Она единственная, кто испытывает жалость к Серебрякову.

Оставшись наедине с Войницким, Елена говорит ему, что ей тяжело жить в доме, где все злятся и дышат ненавистью. Иван Петрович пытается вновь рассказать ей о своих чувствах. Однако она замечает, что собеседник пьян, и уходит

Войницкий размышляет вслух и сожалеет о том, что его прошлое “глупо израсходовано на пустяки”. Он жалеет, что не сделал Елене предложение десять лет назад, когда она девушкой бывала в доме у его сестры. Он считает себя обманутым, так как вместе с Соней много лет трудился на профессора, который оказался “мыльным пузырем”.

Входят Телегин и Астров. Они пьют коньяк и дискутируют.

Приходит Соня и укоряет дядю за то, что тот перебрал спиртного. Иван Петрович уходит, а Астров рассказывает Соне, что презирает обывательскую жизнь. Он говорит, что уже не сможет полюбить.

Астров уходит. Чуть позже в комнату входит Елена Андреевна. Она беседует с Соней и говорит, что хочет дружбы. Елена просит девушку не думать, что она вышла за профессора по расчету. Они пьют на брудершафт.

Сцена диалога Елены и Сони

Действие III

Пьеса “Дядя Ваня” приближается к кульминации своего действия.

Войницкий собирает домашних по просьбе зятя. Серебряков хочет им сообщить нечто важное.

Елена жалуется на скуку. Падчерица с ней не соглашается. Она уверена, что человек при желании всегда может заняться полезным делом. Дядя Ваня выводит из себя Елену, предлагая ей “влюбиться в водяного”, но просит прощения и отправляется за розами, которые приготовил для нее.

Соня рассказывает мачехе, что уже несколько лет любит Астрова, но безответно. Женщина обещает намеками выяснить отношение доктора к девушке. Соня уходит. Елена жалеет себя, так как не может “улететь … вольною птицей”.

К ней присоединяется Астров. На вопрос Елены о его отношении к Соне он отвечает, что не испытывает к ней никаких чувств.

Женщина просит доктора уехать и не приезжать в доме Войницких, чтобы не Соня не страдала. В ответ Астров признается ей в своих чувствах и просит о свидании. За этим занятием их застает Войницкий. Астров уходит, а Елена требует, чтобы тот помог ей немедленно уехать с мужем из имения.

Все собираются в гостиной. Профессор сообщает, что решил продать имение. Он намерен вложить деньги, которые получит в результате сделки, в облигации. Кроме того, он хочет приобрести дачу в Финляндии. Иван Петрович в ярости. Он всегда считал, что усадьба — собственность Сони. Он заявляет, что разобраться с долгами удалось лишь благодаря его каторжному труду в течение 25 лет. Войницкий достает револьвер. Он два раза стреляет в зятя, пытаясь его убить.

Действие IV

Краткое (сжатое) содержание знаменитой драмы про дядю Ваню А.П. Чехова завершает четвертое действие. Оно происходит в комнате дяди Вани. Няня и Телегин обсуждают скорый отъезд ученого с женой в Харьков. Они радуются, надеясь, что жизнь вернется в прежнюю колею.

Заходят Войницкий с Астровым. Иван Петрович жалеет, что ему не удалось попасть в зятя. Михаил требует вернуть ему морфий

Дядя Ваня делится мечтой начать все заново. Однако он понимает, что в его возрасте это уже не удастся. Племянница просит Ивана Петровича принимать жизнь с терпением. Он отдает ей пузырек с морфием. Девушка уводит дядю мириться с отцом.

Приходит Елена. Астров просит ее остаться. Однако она желает поскорее уехать.

Профессор мирится с Войнцким и уверяет, что все будет по-прежнему. Михаил Львович также уезжает.

Разобрав по действиям чеховское произведение “Дядя Ваня”, вам остается прочитать финал.

Соня с дядей разбирают дела, которые за время пребывания профессора в имении пришли в запустение. Она рассуждает о совместном труде и о том, как они без жалоб будут принимать невзгоды, посылаемые им судьбой. Именно так после смерти они увидят ту жизнь, о которой мечтали

Основная мысль драмы

Одна из самых известных пьес, автором которой является А.П. Чехов, — “Дядя Ваня” (краткое содержание см. выше). После своего опубликования в 1896-м году она вызвала много споров. Однако большинство читателей сошлись во мнении, что смысл пьесы — трагедия личности, прожившей пустую жизнь, ее упущенные возможности и служение «идолу». Писатель затрагивает и тему взаимоотношений внутри большой семьи. Очевидно, что никому нет ни до кого дела. Каждый занят собственными переживаниями и видит лишь собственные несчастья.

События происходят в усадьбе Серебрякова. С ним живут: Соня (дочь от первого брака), Елена Андреевна (вторая жена), Дядя Ваня. Также присутсвуют: врач Астров. Няня Марина. Героям не нравится жить в доме, Серебряков хочет продать усадьбу и переехать в город, но Дядя Ваня против этого. После большой ссоры они разъезжаются. В доме остаются Дядя Ваня и Соня.

В пьесе раскрывается тема впустую пропадающей личности, возможностей, которые были упущены и бессмысленно прожитой жизни.

Читать краткое содержание Дядя Ваня Чехова

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий, он же Дядя Ваня, ему на момент происходящих событий 47 лет.

Усадьба Серебрякова раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня много лет ухаживет за этой усадьбой, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.

Ко всему прочему в поместье неизвестно почему живет обедневший помесчик Илья Телегин, крестный Сони. В поместье часто приезжает и Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живет с ними старая няня Марина.

Елена Андреевна уже не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.

Атмосфера в доме плохая, лучше всего о ней говорит Елена при общении с Войницким. Войницкий вечно всем недоволен, ворчит, за Еленой как собачка бегает, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.

Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Сначала Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.

Днем Соня рассказал Елене, что любит Астрова, Елена пообещала поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Астрову Соня не нравилась, она была не красива, он сказал, что Соня ему не нравится, в отличии от Елены. Астров начал приставать к Елене, целовать ее, но ему помешал Дядя Ваня, Астров убежал.

В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы им кое-что сказать, он вдруг понял, что в усадьбе ему живется плохо, он хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Он хочет продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты. Войницкий этому очень удивляется, он говорит, что его отец купил этот дом сестре, а сейчас он принадлежит Соне. Говорит, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Но Войницкий продолжает, утверждая, что он отказался от своей части наследства в пользу этого дома и много работал чтобы выплатить все долги. Дядю Ваню это крайне разозлило, он высказал ему все накопившееся за несколько лет.

Итогом произошедшего стало то, что жители дома не смогли больше оставаться под одной крышей. Войницкий даже пытался застрелить профессора, но ему не удалось. Серебряков с Еленой быстро уехали в Харьков. Астров безуспешно просил Елену остаться. Войницкий и профессор помирились, в след за ними уехал и Астров.

Оцените произведение: Голосов: 45

Читать краткое содержание Дядя Ваня. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Дядя Ваня

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чуковский Храбрый Персей

    Медуза Горгона – женщина-чудовище, которая стала настоящей бедой для жителей одного из городов. На голове её вместо волос извивались с устрашающим шипением чёрные змеи. 3 класс

  • Краткое содержание Распутин Пожар

    Главный герой повести Иван Петрович пришёл уставший домой, услышал крики “ Пожар! Пожар!” и побежал на помощь, оказалось, что загорелись складские помещения.

  • Краткое содержание Шукшин Жена мужа в Париж провожала

    Семейная жизнь главных героев рассказа, Кольки Паратова и его жены Валентины, не складывалась с самого начала. Познакомились они заочно, когда Колька проходил службу армии. Отслужив, сибиряк Колька явился к москвичке Валюше в гости

  • Краткое содержание Тучи Лермонтова

    Этот небольшой сонет написан накануне отъезда высланного поэта на Кавказ. В последний вечер на родине молодой человек видит за окном проплывающие в небе тучи

  • Краткое содержание Трактирщица Гольдони

    Эта комедия повествует о приключениях трактирщицы Мирандолины. Красивой и очень хитрой молодой женщине досталась гостиница в наследство от отца. Ей помогает там справляться Фабрицио

Действие первое

Усадьба пожилого профессора-филолога в отставке Александра Владимировича Серебрякова. На террасе пьет чай доктор Михаил Львович Астров (ему около 40 лет): его вызвали к профессору в связи с обострением подагры. Впрочем, уже ясно, что он зря приехал: профессор на прогулке, его здоровье в норме.

Вместе со старой нянюшкой Мариной Астров подсчитывает, что застрял в этих краях на десять лет. «Заработался», стал налегать на водочку, стал чудаком – хорошо, хоть не дураком. Постарел, завел большие усы. Ко всему остыл, никем не дорожит. Да и жизнь, в сущности, «скучна, глупа, грязна». Только старушка няня ему чуток мила.

К беседе присоединяется 47-летний управляющий усадьбой Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня). Он – еще и родственник профессора, брат его первой умершей жены. Усадьба – собственность не профессора, а семьи Войницких. Наследница ее – дочка профессора от первого брака Соня.

Войницкий когда-то боготворил профессора Серебрякова, считал великим ученым. Его усилиями профессор в городе ни в чем не знал нужды: Войницкий выжимал из усадьбы неплохой доход. Теперь он разочарован и обозлен: Серебряков болтун, бездарь, «мыльный пузырь», и в искусстве не смыслит.

Но при этом по всем статьям везучее его самого: сын дьячка – а стал ученым, всегда в почете, любимец женщин. Вот и теперь рядом с ним молодая (ей лет 27) красивая жена Елена Андреевна. А у Войницкого ни семьи, ни стоящего дела. Только старенькая любительница пофилософствовать мать Мария Васильевна. Приезд Серебрякова выбил из рабочей колеи его и домочадцев.

На минутку появляется профессор – и тут же удаляется в кабинет. За чай садится неунывающий разоренный помещик Илья Ильич Телегин (рябой Вафля), друг семьи, крестный Сони. Он убежден, что в мире и в доме все идет как надо. Хотя жена его сбежала с другим, овдовела, а он долгие годы содержал ее и чужих детей.

Вместе с Телегиным к столу подходят жена профессора Елена Андреевна и его дочка Соня. Войницкий с отчаяния влюблен в чужую жену, но та не отвечает на его чувства. Соня 6 лет неравнодушна к Астрову. Она в восторге от его увлечения возрождением лесов в уезде. Сам Астров хочет этим принести хоть какую-то пользу человечеству.

Улучив минутку, Войницкий в который раз объясняется в любви к Елене Андреевне, и в ненависти к ее мужу. Она отвечает, что муж ее «такой же, как и все», и ненависти не заслужил.

Действие второе

У Серебрякова бессонница, он изводит капризами жену и дочь. Грозится скоро умереть, оставить всех в покое. Только Марине понятны его жалобы: «Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко». Она уводит профессора спать.

Елена Андреевна изрекает: «Неблагополучно в этом доме», все презирают и тиранят друг друга. И она сама ничем не лучше. Пьяный Войницкий пытается удержать ее, но женщина уходит. К нему присоединяется столь же пьяный Астров.

Во хмелю оба еще могут мечтать, строить планы. «Когда нет настоящей жизни, живут миражами». Соня уговаривает дядю не пить, отправляет его спать. Потом просит Астрова не губить себя, свои таланты, внешность, наконец. И намекает, что к нему неравнодушна некая девушка. Астров клянется не пить. А на любовь у него нет сил: «испошлился», устал от работы на износ.

Вот разве что красота Елены Андреевны чуть-чуть волнует. Но это не всерьез. Да и она – всего лишь привлекательная бездельница. А «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он любит жизнь, но не «уездную, русскую, обывательскую». Как врач, он переживает, что не всех пациентов смог спасти.

Оставшись одна, Соня горюет, что не красавица. Приходит Елена Андреевна. Они чуток выпивают, откровенничают друг с другом. Елена Андреевна уверяет, что венчалась с ее отцом не по расчету. Она была очарована его ученостью. А теперь несчастна.

Делится, что ей очень понравился Астров. В нем есть внутренняя свобода, обаяние личности. Елена Андреевна, в прошлом выпускница консерватории, порывается сесть за пианино, излить душу в звуках, но нельзя: больной муж не любит музыки.

Действие третье

Профессор собирает домашних, чтобы что-то сообщить. Елена Андреевна мается от скуки. Соня советует ей заняться хозяйством, учительствовать для народа. Но в Елене Андреевне нет энтузиазма для таких дел. Больше всего ей хочется, как птице, вырваться на свободу, улететь в другую жизнь. Она предлагает Соне разузнать – любит ли «бедную девочку» Астров.

Астров и впрямь зачастил в их дом. Его привлекает внешность Елены Андреевны. Для приличия она рассматривает с ним карту уезда. Он рассуждает об оскудении природных богатств. Заходит разговор о Соне. Астров говорит, что не любит ее. Елена Андреевна просит его больше не приезжать – так Соне будет легче его забыть. Охваченный страстью, Астров обнимает и целует Елену Андреевну. Ей доктор нравится, но интрижка за спиной у мужа противна. Их застает Войницкий. Елена Андреевна требует, чтобы он помог ей и мужу покинуть этот дом.

Серебряков всем объявляет, что решил продать усадьбу. Жизнь в деревне ему не по нутру. Часть денег он переведет в процентные бумаги, а на остаток купит дачку в Финляндии. Войницкий в ужасе. Когда-то он отдал сестре свою часть дома. А теперь его с матерью вышвыривают вон. А как же годы беззаветного служения профессору, экономия каждой копейки для него. Он обвиняет профессора в своей неудавшейся жизни, зовет его врагом. Тот отвечает, что Войницкий – ничтожество, безумец. Войницкий убегает. Все хором просят профессора идти за ним и успокоить.

Войницкий в комнате хватает револьвер и дважды стреляет в профессора: мимо. Потом хватается за голову: до чего он дошел.

Действие четвертое

Войницкий с няней обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь потечет «по-старому». Астров требует, чтоб Войницкий вернул ему выкраденный пузырек с морфием. Ему недосуг потом вскрывать самоубийцу. Войницкому смешно: два выстрела – и оба с промашкой. И все забыли об этой выходке, будто он и впрямь безумец. Он спрашивает Астрова: как начать новую жизнь? Чем занять ее? Тот отвечает: поздно. Да и вообще: быть чудаком – нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.

Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет занять себя работой. Вместе с Соней он садится за проверку счетов. Астров тоже отбывает. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Потом за гробом Бог пожалеет их, несчастных, горемычных, и даст им отдых, «жизнь светлую и прекрасную» и «небо в алмазах».

Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова

Сюжет

Деревенская усадьба первой покойной жены старого профессора Серебрякова. Долгие годы он жил на доходы от нее, теперь из экономии решил поселиться насовсем. С ним молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старая Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), дочка профессора Соня. Именно они гордились ученым профессором, содержали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков – бездарный и неблагодарный человек. В доме бывает его приятель врач Астров, человек умный, увлеченный возрождением лесов. Обоих мучает неудовлетворенность жизнью.

Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня – Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлечен красавицей Еленой. Серебряков задумал заняться продажей дома, а после прикупить дачку в Финляндии. Войницкий пытается пристрелить его. В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь входит в свою колею: Войницкий с Соней и старой няней хозяйствуют, сидят над счетами, шлют деньги профессору. Оба решили дотерпеть эту горькую жизнь без счастья, цели, в надежде отдохнуть, порадоваться после смерти.

Отзыв

Скептический, грустный взгляд на народ и интеллигенцию, провинциальную жизнь, русскую действительность. Тема призвания врача, поиска смысла в жизни, жажды приносить пользу людям, защиты природы. Душевная разобщенность, разочарованность героев, неприятие пошлости, эгоизма. У каждого своя правда. Не следует делать из человека кумира.

Тема семьи, воспитания, самопожертвования ради близких, неудачной супружеской жизни. Герои любят, но не любимы. Астров – человек стойкий, человечный, в каком-то смысле романтик. Старушка няня как символ примирения, жалости. Приспособленчество и мещанство – зло для человека с совестью. Героями, как и всеми людьми, движет мечта о лучшей жизни.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/dyadya-vanya
  • https://briefly.ru/chehov/dyadya_vanya/
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov-dyadya-vanya.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/dyadya-vanya
  • https://kratko.rustih.ru/anton-chehov-dyadya-vanya/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт