Обломов

Конец

Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1
  • I 1
  • II 5
  • III 12
  • IV 14
  • V 19
  • VI 21
  • VII 24
  • VIII 27
  • IX СОН ОБЛОМОВА 36
  • X 53
  • XI 55
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ 56
  • I 56
  • II 60
  • III 61
  • IV 64
  • V 68
  • VI 75
  • VII 78
  • VIII 81
  • IX 87
  • X 91
  • XI 99
  • XII 103
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 107
  • I 107
  • II 108
  • III 112
  • IV 115
  • V 121
  • VI 124
  • VII 126
  • VIII 131
  • IX 133
  • X 134
  • XI 135
  • XII 138
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 138
  • I 138
  • II 143
  • III 145
  • IV 147
  • V 157
  • VI 160
  • VII 163
  • VIII 166
  • IX 174
  • X 180
  • XI 182

Ширина: 100% <label>Выравнивать текст</label>ivan-goncharov-oblomov-16083.jpg

Описание

Замысел романа Гончарова «Обломов» настолько прост и одновременно уникален, что даже породил возникновение и дальнейшее использование целого нового понятия, произошедшего от фамилии главного героя и характеризующего основные затронутые автором проблемы. Писатель сам вводит в литературу термин «обломовщина», ставший социальным, гармонично приписав его употребление персонажу романа Штольцу. Проявившийся у критиков интерес к названному понятию – неоспоримое доказательство знаковости и значимости «Обломова» не только в творчестве самого Гончарова, но и во всей русской литературе. Такой результат вполне оправдывает длительный срок работы над романом. Сложно судить, когда точно у автора появилась соответствующая задумка, ведь по имеющимся сведениям уже в 1847 году писатель распланировал сюжет произведения. 1849 год ознаменовался выходом отдельной главы «Сон Обломова». Интересно, что она единственная из всего романа имеет название. Затем, в связи с кругосветным путешествием, создание истории было прервано, но автор не прекращал размышлять над произведением. Гончаров продолжил написание только в 1857 году, а окончательную версию читатели увидели в 1859.

Неудивительно, что писатель старался довести произведение до совершенства, неоднократно изменяя и дополняя, ведь передать особенности целой эпохи через судьбы конкретных личностей довольно трудно. Автор планомерно выстраивал сюжет, чётко прописывая все его элементы. Достоверность и детализация изображения действительности в романе подчёркивает явное использование Гончаровым методов реализма. Знание того, что переданные характеры и взаимоотношения довольно правдивы, делает героев и события более близкими, а потому интересными для читателей, стремящихся понять реалии 19 века. Сам автор не ставит главной целью остро осудить описанные им явления и не даёт прямых ответов. Он лишь тактично подводит к соответствующим выводам, противопоставляя образы мысли и жизни Обломова и Штольца, Ильинской и Пшеницыной. Существует вполне логичное мнение, что действия персонажей отражают не просто их индивидуальные принципы, а характерные черты определенных высших слоёв населения, придерживающихся разных социально-философских взглядов. Так одни (как Илья Ильич) цепляются за прошлое, противятся переменам, страшатся новизны, фантазируют о прекрасном будущем, состоящем в размеренном сытном существовании. Значимое событие способно лишь ненадолго нарушить привычный уклад их жизни (чувства главного героя к Ольге), а затем вновь бездействие, приводящее к гибели. Другие же (как Штольц) устремлены вперёд, к новым свершениям. Им требуется постоянное действие, а на пустые мечты нет времени. Оба таких персонажа несовершенны. Поэтому Гончаров подчёркивает прочную дружескую связь столь разных главных героев, которые дополняют образы друг друга.

На первый взгляд кажется, что произведение «Обломов» читать будет сложно и скучно. Но живость описания, логичность и последовательность событий, простота и доступность изложения позволяют действительно увлечься неординарной историей главного героя и его окружения. Усиливают стремление узнать, какой будет развязка сюжета. Конечно, можно ознакомиться с кратким содержанием романа. Но это не даст ясной картины событий, понимания причин периодических изменений, происходивших с героями, возможности точно прочувствовать и осознать важность поднятых автором вопросов. Поэтому книгу «Обломов» правильнее прочитать полностью. На нашем сайте текст доступен в режиме онлайн. Также произведение можно свободно скачать.

Содержание

Часть первая

Я уже прочитал

Тест по роману

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)Тема

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошёл бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Следующая → Перейти к странице Автор книги Гончаров ИванИспользуемые источники:

  • https://bookscafe.net/read/goncharov_ivan-oblomov-82498.html
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/goncharov/oblomov-chitat-online
  • https://mir-knig.com/read_34905-1

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт