Образ и характеристика княжны Мери — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Княжна Мери Лиговская — второстепенный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это молодая девушка, с которой главный герой познакомился на водах в Пятигорске и сыграл в её жизни демоническую роль.

Внешность, характеристика речи

Княжна Мери Лиговская — хорошенькая девушка, глаза её Печорин назвал бархатными, так как в зрачках не отражаются лучи солнца из-за длинных ресниц. По его словам, глаза её «такие мягкие, будто бы тебя гладят».

Она стройна, грациозна, походка её лёгкая, но благородная. Наряд Мери соответствует «строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего».

Мери умна, образованна, речь её грамотна. Девушка не болтлива, может поддерживать разговор, особенно ей нравится рассуждать о страстях и романтических чувствах.

Отношение княжны Мери к Печорину и Грушницкому

Главный герой романа Печорин встречает княжну Мери в Пятигорске, куда она приехала с матерью, княгиней Лиговской. Эта молоденькая, наивная девушка не очень разбирается в людях, у неё мало жизненного опыта. Поэтому она приняла Грушницкого, бросавшего на неё страстные взгляды и принимавшего таинственный вид, за офицера, разжалованного за дуэль в солдаты. В её глазах он был страдальцем и романтическим героем. Грушницкий стал сопровождать её повсюду, они подолгу разговаривали, но скоро он ей наскучил, тем более что она разочаровалась, узнав от Печорина, что Грушницкий — юнкер, а не офицер, разжалованный за дуэль.

Услышав, как её мать рассказывала о похождениях Печорина, о которых сплетничали в московском высшем свете, княжна Мери вообразила его романтическим героем. Когда он начал своими анекдотами переманивать её поклонников, Мери рассердилась на него. Её удивляло, что он не старается с ней познакомиться, хотя хорошо знаком с её петербургскими родственниками. Княжна заинтересовалась этим странным и загадочным для неё человеком. Грушницкому она сказала о Печорине, что у него тяжёлый, наглый взгляд.

Печорин познакомился с княгиней и княжной Лиговскими после того, как спас Мери на балу от обморока, когда к ней приставал пьяный господин, приглашая её танцевать. Девушка начала видеть в нём необыкновенного человека. Её пугало, что он смеялся над всем на свете, что особенно насмешливо говорил о чувствах. Когда Печорин стал насмехаться над знакомыми, Мери назвала его опасным человеком. В ответ он произнёс целую исповедь, объясняя, что стал «нравственным калекой» из-за того, что с детства к нему относились плохо, подозревая в нём дурные наклонности. Это красноречивое описание превратностей его жизни так подействовало на впечатлительную, доверчивую девушку, что на глазах её появились слёзы. В сердце Мери возникла сострадание к Печорину, и она полюбила этого человека.

Печорин стал ухаживать за Мери, но девушке было непонятно его поведение. Она думает, что он не признаётся ей в любви из-за того, что считает, что её родные будут против брака, или его собственное положение не позволяет ему это сделать. Княжна говорит, что всем может пожертвовать для того, которого любит. На это Печорин отвечает, что её не любит и не собирается объяснять своих поступков. Побледневшая Мери попросила его уйти. Знакомство с этим человеком закончилось для неё трагически — она тяжело заболела.

Перед тем, как уехать по приказанию начальства в крепость N, Печорин откровенно сказал Мери, что над ней смеялся и что она должна презирать его. «Я вас ненавижу…» — сказала девушка.

Отношение Печорина к Мери

Печорин хорошо знает людей, особенно женщин, поэтому сразу увидел, что этой молоденькой девушке нравится всё романтическое, загадочное, таинственное. Он начал играть на её чувствах и добиваться, чтобы она полюбила его. В дневнике Печорина есть запись от 3-го июня, где он рассуждает, зачем он это делал. Главная причина — его желание обладать «молодой, едва распустившейся душой». Он признаёт, что на радости и страдания других смотрит как на пищу, которая поддерживает его душевные силы. Ему нравится подчинять своей воле людей, властвовать над ними, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха».

Печорин, добиваясь расположения Мери, в своеобразной исповеди рассказывает ей о своей душе, но при этом он не искренен и хочет, чтобы девушка приняла его за романтического героя, о котором мечтает. Эту исповедь он начал, приняв глубоко тронутый вид. Добившись сострадания девушки, Печорин наблюдает за проявлениями жалости, отразившимися на её лице. Он возликовал, когда понял, что Мери раскаивается в своей холодности к нему. Но всё, что будет вслед за этим, то есть её желание загладить свою холодность, вознаградить его, — всё это было ему уже известно и неинтересно.

В отношении к Мери в полной мере проявилось эгоистичная сущность Печорина: он преследовал, тревожил, волновал её воображение, не думая о том, что будет с этой чувствительной девушкой в дальнейшем. Он разбил её надежды на счастье, посеял в сердце девушки недоверие к людям. Общение с таким человеком для неё не прошло даром — Мери тяжело заболевает.

Черты характера княжны Мери и примеры их проявления (поведение и поступки)

Мери — образованная девушка, она «читала Байрона по-английски и знает алгебру». Княжна чиста и наивна, тяготеет ко всему романтическому, любит рассуждать о страстях и чувствах. В. Г. Белинский отметил, что она девушка неглупая, но «ей мало любить человека, к которому влекло бы её чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Действительно, она симпатизировала Грушницкому, когда думала, что он разжалован в солдаты за дуэль. Узнав, что это не так, что он обладает лишь внешними атрибутами романтического героя, Мери утратила к нему интерес и старалась избегать разговоров с ним.

Её влечение к романтизму помогло Печорину обольстить её. Он прикинулся таинственным, непонятным, загадочным, вёл себя дерзко, и девушка полюбила его.

Мери отличает гордость, чувство собственного достоинства.  Княжна не унижается перед Печориным во время последнего разговора с ним, она оскорблена и говорит ему, что не презирает его, а ненавидит.

Заключение

М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создал образ княжны Мери, чтобы полнее раскрыть образ Печорина. Читатель увидел у главного героя страсть властвовать над чувствами людей, особенно женщин, в итоге принося людям страдания. Его эгоизм проявился в том, что он смутил чистую душу Мери, хотя любовь этой наивной девушки ему была не нужна, просто ему нравилось играть её чувствами.

Характеристика образа княжны Мери, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Герой нашего времени» — краткое содержание романа М. Ю. ЛермонтоваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Бирюка — героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»Образ и характеристика Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Образ и характеристика Тараса Бульбы — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

План

  1. Княжна Мери – любительница романтических историй
  2. Характеристика Мери
  3. Внешность
  4. Интересы
  5. Черты характера
  6. Урок, полученный от Печорина

Княжна Мери – любительница романтических историй

Характеристика Мери

Внешность

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…» Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий. Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Интересы

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Черты характера

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё. Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе. «В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери. Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?» Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Урок, полученный от Печорина

Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться. Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает. Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?</h3>

    • <label>1837 – 1841;</label>
    • <label>1838 – 1840;</label>
    • <label>1839 – 1842;</label>
    • <label>1839 – 1843.</label>

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» главным женским персонажем является княжна Мэри. Эта героиня очень образованна, поэтому принадлежит к светскому слою общества. Как и ее мать, княгиня Лиговская, Мэри привыкла быть в свете. Внешность главной героини почти не описывается, автор лишь обращает внимание на ее густые волосы и пышные ресницы. Она носила красивые и богатые платья. Ее характер раскрыт полностью: она скромна, сдержанна, обучена манерам. Лиговская была горда своей дочерью, поэтому пыталась найти ей достойного и богатого мужа. Мэри ведет себя отстранено к решению матери, найти ей жениха.

Мэри очень любит себя, она привыкла к вниманию от противоположного пола, но игнорирует его. Печорин же не обращает внимания на героиню, чем и привлекает Мэри.

Мэри — очередная жертва Печорина, она страдает от его эгоизма. Благодаря этой главной героине читатель может понять еще одну проблему произведения, которую поднимает автор. Это проблема истиной любви, какая любовь является ложной? До появления Печорина Мэри была верна Грушницкому, но на балу Мэри позволяет себе флиртовать с Печориным, считая, что у нее появляются к нему какие-то чувства. В конце становится ясно, что Мэри влюблена в Печорина, но безответно. Из-за ее интриги с Печориным, Грушницкий, пытаясь заступить за честь своей возлюбленной, погибает на дуэли.

Мэри воспринимает игру Печорина за истинные чувства, поэтому так легко влюбляется в героя. Она не смогла отличить любовь от притворства.  Мэри считала, что люди не способны на такую подлость. Хотя она сама часто пренебрежительно относилась к чувствам другим. Этот случай стает уроком для героини, над ней никогда не надсмехались, ее не унижали. Но после встречи с Печориным она сама почувствовала все на себе, даже разочаровалась в людях. От пережитого горя она сильно заболевает.

Автор произведения не рассказывает дальше  о героине, о ее судьбе. Мэри — яркий представитель светского общество, на ее примере Лермонтов раскрывает сущность всех людей того времени, которые были богатыми и самолюбивыми.

2 вариант

Княжа Мери Лиговская — это одна из главных героинь произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе ей около шестнадцати-семнадцати лет. По происхождению она принадлежит высшему обществу и не знает и не представляет, что такое нищета, скорбь, несчастье.

Девушка росла счастливой, доброй, открытой. Автор описывает ее легкую и вместе с тем полную достоинства походку, густые волосы, ее бархатные глаза, в которых из-за длинных ресниц не отражается свет. У девушки стройный стан, она свободно танцует и имеет неплохой голос, хотя ее пение не понравилось Печорину.

Необходимо помнить, что княжна Мери очень молода, не имеет жизненного опыта. Ей и ее матери многие завидуют, так как они хорошо, по столичному (они из Москвы) и не вычурно одеваются и держатся несколько снисходительно. В Пятигорске, куда они приехали подлечить нервы, княгини Лиговские пьют полезную минеральную воду и отдыхают душой и телом.

Лермонтов показывает, что такие люди, имеющие солидное состояние и положение в обществе, чувствуют себя хозяевами жизни. Однако они воспитанные люди, с тонким пониманием прекрасного, милые и простые. Неудивительно, что Мери имеет много поклонников. Она девушка умная, знает французский язык, выучила английский язык и алгебру. У нее живой ум, она мило шутит, без злобы и как натура романтичная, жалеет Грушницкого, ранение которого ей кажется таким необыкновенным.

Замечая все это, Печорин, от скуки и от того, что любит поиграть в психологические игры, решает влюбить в себя молодую княжну. Задача перед ним стоит непростая. Сам он себе честно признается, что завидует Грушницкому, так как княжна явно им увлеклась.

На самом деле Печорину было не трудно влюбить в себя княжну, ведь у нее нет такого жизненного опыта как у него. Блестящий ум, ирония Печорина не оставляет равнодушным никого. В итоге девушка поддается чарам красавца Печорина, она готова простить ему все — только не унижение, ведь в конце он глубоко оскорбляет ее, сказав, что не любит и что подшутил над ней.

В романе место, где Печорин раскрывает свое истинное лицо очень трагично. На самом деле Григорий Печорин ждет, что девушка простит его, что ее любовь окажется выше гордости. Гордый дворянин готов кинуться к ее ногам и предложить руку и сердце, если девушка признается в любви к нему.

Но увы, гордыня не позволила княжне раскрыться, обиженная и пристыженная, она отворачивается от него. Для нее это тяжелый удар. Лермонтов показывает, что нервы девушки не выдерживают, она получает тяжелое душевное расстройство. Дальнейшая судьбе ее неизвестно, возможно, она выйдет замуж за человека, которого она не любит и превратится в добродушную мать семейства.

Такой сложный человек, ищущий идеала не для нее, поэтому не удивительно, что Печорин остается в итоге один и погибает, путешествуя по Востоку.

Сочинение про Княжну Мери

«Герой нашего времени» — первый психологический роман, который был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Должно быть, поэтому было так важно взять за основу не только главного героя, но и женский образ, к которому привязан Печорин. Именно таким – главным женским образом – и стала княжна Мэри.

М.Ю. Лермонтов не случайно с увлечением много времени уделяет описанию княжны.  Девушка принадлежала высшему обществу, так как была дочерью княгини.  О внешности говорится не так много, но всё же читатель подмечает, что у Мэри красивые глаза, пышные, густые волосы, она со вкусом одевается, уверенно и скромно держится на людях. Она обладала сильным характером. Это видно по тому, как она относилась ко всем богатым ухажерам, которых знакомила с ней ее мать.  Стоит заметить интересное имя, которым нарекает княгиня свою дочь, хотя на самом деле ее зовут Мария. Вероятно, автор говорит именно «Мэри», чтобы подчеркнуть ее положение в высшем свете.

Хотя, при первой встрече читателя с княжной, она предстает как невинная, слабохарактерная девушка, которую использует главный герой для достижения своих целей.  Мы видим, как растерянна княжна, увязнув в истории с Печориным и Грушницким. Именно в этот момент, пытаясь выкинуть из головы Грушницкого, она обращает внимание на Печорина, не понимая, что оба эти чувства ложны. И как это часто бывает, влюбленность перерастает в отвращение и ненависть.

Печорин замечает, как Мэри слишком заигралась и перестала понимать, где искренность и где светская жизнь. Решив, что она жертва светскости, он решает использовать ее в своем плане. План увенчался успехом: княжна Мэри отбита у Грушницкого, Грушницкий получил по заслугам. Но кое-где он всё же просчитался. Оказывается, что княжна не вписывается в эти маленькие рамки светской жизни. Да, она знает французский язык, восхитительно поет, читает Байрона, но душа ее намного шире и добрее, нежели у других светских барышень.

По сути весь роман – это не скитания Печорина,  а великая трагедия первой любви княжны Мэри, которая оказывается растоптанной и униженной.  Есть в этом некая ирония. Ведь вначале романа ясно видно, с какой снисходительностью и равнодушием относится Мэри к своим поклонникам. В конце же произведения она становится на место всех тех, кого презирала. Возможно, это урок не только для княжны, но и для всех юных читательниц этого романа.

Нам не сказано, что же сталось с княжной Мэри: осталась ли она несчастна и разбита или же нашла силы преодолеть удар судьбы и идти дальше с гордо поднятой головой.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Веры в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовОбраз и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени →

Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Николая Болконского в романе Толстого Война и мир сочинение

    Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается

  • Русский язык в современном мире сочинение 7, 8, 10 класс

    Язык – это, несомненно, очень важная часть любой культуры. С ним связано много событий истории, а знание того, каким он был в старые времена вызывает удивлённый вздох. Любой язык ведь меняется со временем

  • Анализ произведения Тургенева Бирюк

    Одним из ярких повествований И. С. Тургенева о жизни крестьянского народа является небольшой по объему рассказ «Бирюк». Он не сложен в восприятии, так как сюжет прост.

  • Сочинение на тему Мое любимое время года — Лето

    Погода летом очень теплая и солнечная. Можно сходить на речку, в открытый бассейн и там плавать

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес 6 класс

    М.Ю. Лермонтов – великий поэт с непростой судьбой, отраженной в его творчестве. Каждое его стихотворение по-своему прекрасно. Его лирический герой всегда олицетворяет самого поэта. «Утес» – мое любимое стихотворение.

Самой яркой центральной героиней романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается княжна Мери. Характеристика дочки княгини Лиговской дает четкое представление об аристократичных леди ушедших времен, обладающих романтичной натурой, мечтательностью. Ей не чужды любовные истории и интриги, отображение которых девушка постоянно пытается найти в жизни, что оборачивается для целомудренной дамы печальными последствиями.

fullsize619.jpg

Романтичная натура героини

Характеристику Мери следует начинать с рассказа о ее любви к романтическим историям. Ее судьба белыми нитями связывается с жизнью Печорина — центрального героя романа. Именно он стал причиной вовлеченности девушки в происшествие, повлекшее для нее серьезные последствия. Если бы она так не увлекалась любовью, романтикой, обладала иными чертами характера и жизненными взглядами, то исход мог бы быть менее печальным.

Будучи ценительницей историй о любви, романов о мужчинах-героях, она сперва влюбляется в Грушницкого. В своей юной голове девушка фантазирует о возможном разжаловании молодого человека из-за дуэли. Это пробуждает в наследнице княжеского титула романтические чувства. Розовые очки ей приходится снять после того, как она узнает, что возлюбленный всего лишь юнкер. Как личность мужчина ее не интересовал.

Мэри сразу же переключила свое внимание на Печорина. Будучи хорошим психологом, герой быстро раскусил натуру Лиговской младшей и стал играть на девичьих чувствах, фантазиях.

Княжна Мери – любительница романтических историй

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь. Или случилась бы (Печорин всегда исполняет задуманное), но с гораздо менее печальными для неё последствиями. Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели». Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен. После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину. Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»

Внешние качества Марии Лиговской

Прехорошенькая юная девушка, которой едва исполнилось 16 лет, никогда не сомневалась в собственной женской привлекательности. Она постоянно ловит на себе восторженные взгляды Печорина, Грушницкого и других мужчин. Михаил Юрьевич Лермонтов дает следующую характеристику княжны Мэри, которой, кстати, чуть больше 16 лет:

Читайте также:  Сочинение про волейбол на английском языке (не как про любимый вид спорта)

  • бархатные большие глаза, магнетические;
  • длинные ресницы;
  • во взгляде героини читается внутренняя пустота;
  • белоснежные зубы;
  • стройная с сухощавыми ножками;
  • легкая и благородная походка;
  • густые волосы;
  • маленькие руки и ножки;
  • белые плечики;
  • нежный, мягкий стан;
  • сладострастная и гибкая талия;
  • нежные щеки.

При первом знакомстве героиня предстает перед читателями в закрытом платьице, легкой шелковой косынке, повязанной на шее, модных ботинках. В дальнейшем она удивляет противоположный пол кружевными чепчиками, персидскими пестрыми туфлями и другими изысканными в те времена образами. Ее лицо всегда подвижно и выразительно.

Девушка строит гримасы, не стесняется быть смешной. При этом грациозности Марии не занимать. Легкая, гибкая княжна двигается словно легкая птичка.

Единственная любовь знаменитой красавицы

Мэри всю жизнь любила только одного мужчину.

6-260.jpg

Муж Мери, князь Гeоргий Николаевич Эристави (Эристов)

Она повстречала бравого улана Гигошу Эристова еще в Петербурге. Но, как известно, фрейлины императрицы не могли выходить замуж. Уже после Революции, в 1919-м, она обвенчалась со своим избранником. Георгий Николаевич Эристов (Эристави) был праправнуком грузинского царя Ираклия II.

В 1921-м году советские войска вошли в Грузию, и Мэри с мужем была вынуждена отправиться дальше — в Константинополь. Первые месяцы там прошли в постоянном веселье. Но беззаботное время было недолгим. Очень скоро деньги закончились, да и политическая обстановка становилась неспокойной. Супруги решили перебраться в Париж. Там Мэри впервые была вынуждена пойти работать. Для нее, чьей красотой восхищалась половина Европы, княжны по крови, звезды светских салонов — это было ново. К счастью, она встретила князя Дмитрия Павловича, состоявшего некогда в романе с Коко Шанель. Он и «сосватал» ей княжну в качестве модели.

7-227.jpg

Надо сказать, что и славянская, и загадочная кавказская красота в ту пору приводили европейцев в восторг. Кроме того, дворянки из уже не существующей Российской империи своими выразительными, «породистыми» чертами лица сильно контрастировали с обычными, «хорошенькими» манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза и благородная осанка очень быстро возвели её в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Но Мэри была не просто манекенщицей. Её приглашали на званые вечера и литературные собрания, она блистала на открытии Русского корпус-лицея имени Николая II в Версале и на освящении Русской гимназии. Известнейшие фотографы начала века считали за честь поработать с ней. На показы с её участием публика шла толпами. О красоте и утонченных манерах княжны судачил весь Париж.

Именно Мэри впервые вышла на подиум в строгом и одновременно роскошном жемчужном ожерелье Chanel. По сей день нитка жемчуга на шее дамы является символом аристократичности и хорошего вкуса.

Несмотря на успех в качестве манекенщицы, Мэри воспринимала работу на этом поприще как унижение. После паркета Зимнего Дворца, ходить по подиуму казалось ей ниже собственного достоинства. Поэтому при первом же удобном случае княжна покинула модный мир. И даже спустя время, она не любила вспоминать о своем модельном опыте.

Жизнь княжны после ухода из Дома Chanel сложилась довольно печально. В 1946 году погиб любимый муж Гуца. Верная жена, она очень тяжело переживала его уход. В 60-е она добровольно запирает себя в доме престарелых — правда, очень дорогом.

Здесь у Мэри было три комнаты с пышной меблировкой. Тогда же она получает наследство: бывший поклонник решает «подарить» ей 50 тысяч долларов. Однако жест давнего воздыхателя оставляет грузинскую красавицу равнодушной: она продолжает жить одна в своем пансионе вплоть до самой смерти.

Читайте также:  Родной город. Город Сочи. материал (окружающий мир, 2 класс) по теме

8-211.jpg

До самого последнего дня княжна Мэри оставалась иконой стиля. Любое её появление на публике вызывало восторг. Но, кажется, она совсем не обращала внимания на всеобщее обожание. Она пришла в этот мир, также как и ушла из него: полная чувства собственного достоинства, с гордо поднятой головой и уверенной походкой.

В заключение — стихотворение Галактиона Табидзе, посвящённое княжне Мэри и ещё несколько фотографий княжны Мэри.

Интересы княжны

Несмотря на свою легкомысленность, Мери умная, хорошо воспитанная и образованная героиня романа. Она отлично владеет английским языком и читает Байрона в оригинале, знает алгебру.

Даже княгиня Лиговская уважает собственную дочь за смышленость, острый ум, знания. Имея определенные читательские навыки, зная о науках, девушка не испытывает к этому особый интерес и природную потребность. Больше героиня интересуется модными тенденциями. А быть образованной для леди тех времен было модно.

Княжна может сыграть этюд на фортепиано или напеть мелодию. Такими талантами обладали все воспитанные девушки из высшего общества. Но Григорий Печорин продолжает резко выражаться в адрес влюбленной глупышки. Впечатления свои он записывает в дневник, где в цитатах и описаниях говорит о неплохом голосе Мери, но плохих вокальных данных. Но это мало волнует княжну, она уверена, что в любом случае получит свой «ропот похвал».

Девушка прекрасно танцует и знает неплохо французский язык. Она удивительно вальсирует и талантливо рисует.

Черты характера

Психологический портрет княжны Мери весьма неоднозначен. И Печорин также не спешит с лестными отзывами в ее адрес. Это бьет по самолюбию гордой девушки. Данная черта на протяжении всего романа присуща образу Лиговской. Это становится слабым местом героини, по которому бьет Григорий Александрович.

Он не пытается заводить с той знакомство, по сравнению с другими представителями сильной половины человечества, окружающими одну из самых желанных невест. Он привлекает внимание воздыхателей Мери, переманивает в свою компанию, совершает дерзкие выходки. Он знает, что это раздражает княжну. Но стоит сказать ей о своих чувствах даже после всех казусов, она будет торжествовать победу, извиняться за холодность.

К прочим чертам характера и образа Марии Лиговской стоит отнести такие особенности:

  • сентиментальность и любовь к разговорам о чувствах, романтике, страстях;
  • не умеет рассматривать нечестность в людях;
  • имеет хороший вкус в одежде;
  • единственная дочка, купающаяся в богатстве и любви;
  • завидная невеста, имеющая много поклонников;
  • имеет знатное происхождение;
  • постоянно мило шутит;
  • невинность и неопытность;
  • остроумность.

Несмотря на свой ум, княжна Мери становится заложницей коварного плана Печорина. Именно он искусно пользуется чувствами юной влюбленной девчушки.

Характеристика Мери

Внешность

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…» Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий. Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Интересы

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Черты характера

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.

Читайте также:  Русский национальный характер в повести Лескова «Очарованный странник»

Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Россия в “Записках охотника”, образ страны у Тургенева – сочинение по теме

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе. «В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери. Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?» Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Коварство Печорина

Будучи коварным искусителем, Григорий пытается разжалобить героиню историей о трудной судьбе. В то же время ее до дрожи доводят рассказы о похождениях заинтересовавшего молодого человека. Девичью душу легко можно тронуть. На этих струнах и играет Печорин. При этом сам он не заинтересован в самой желанной невесте. Он воспринимает Мери как красивую картинку, не имеющую внутреннего содержания.

В «Герое нашего времени» Мэри Лиговская становится женщиной, павшей жертвой Григория. Она прекрасно догадывается о нечистоте намерений мужчины, но хочет верить в лучшее. Иногда ей кажется, что Печорин презирает ее. Потом эти чувства сменяются догадками о любви. Затем у княжны закрадываются мысли про насмешки. Но и эти домыслы она пытается отгонять. Центральный же мужской персонаж пользуется наивностью юной души. Она для него просто цветок, который только распустился. Его нужно сорвать, насладиться цветочным ароматом и выбросить. Кто-то, может, потом поднимет.

Ранее смотрящая с презрением на других, Мери сама оказывается в унизительном положении, становится объектом насмешек. Возлюбленный даже не думает о женитьбе. Это приводит к болезни героини, ее душевному расстройству.

Читателей же эта истории учит быть более мягкими с достойными любви людьми, избирательному выбору партнера по жизни.

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/xarakteristika-knyazhny-meri/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/harakteristika-meri.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/harakteristika-i-obraz-knyazhny-meri-v-romane-geroj-nashego-vremeni
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/knyazhna-meri-analiz.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт