Последнее свидание Катерины и Бориса

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то — никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Островский А.Н.» Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза») Островский А.Н. все сочиненияОстровский А.Н. краткие содержанияПьеса Островского «Гроза» не утратила своей актуальности и в наше время, ведь в ней подняты вечные темы любви, счастья, нравственности. Действие пьесы разворачивается вокруг душевной трагедии главной героини, перед которой стал не простой выбор – идти по зову сердца или остаться верной собственным жизненным принципам. Катерина росла свободным ребенком. Родители растили ее в заботе и любви, не обременяли тяжелым трудом. Главная героиня выросла верующим человеком и свято чтила божьи заповеди. Она мечтала о дружной семье, заботливом муже и любящих детях. Но эти мечты так и остались мечтами. Очутившись в доме Кабановых, Катерина попала в «темное царство». Ее безвольный муж Тихон жил по указу своей матери. Целыми днями главная героиня чувствовала унижения и оскорбления со стороны свекрови. Эта угнетающая атмосфера убивала Катерину. Единственной радостью для девушки стали светлые чувства к Борису. Борис был племянником купца Дикого, имел хорошее образование и воспитание. В нем Катерина увидела того человека, который способен осуществить ее мечту о идеальной семье. Стоит отметить, что главная героиня долго не решалась завить о своих чувствах. Ее воспитание не позволяло опозорить мужа и его семью. Катерина гнала прочь мысли о Борисе. Но жизнь в доме мужа с каждым днем становилась все тяжелее и тяжелее. Она не получала от Тихона той любви и ласки, которую хотела. В конечном итоге, Катерина решается пойти на свидание с Борисом. С первых минут свидания Катерина, потупив глаза, пытается прогнать молодого человека, говоря ему, что он довел ее до греха. Но это была лишь маска, девушка давно уже все решила. Борис не может понять, почему его прогоняют. Он признается Катерине в любви и не разделяет ее сомнительного настроения. Главная героиня бросается на шею к Борису и тоже признается в своих чувствах. Борис, пытаясь немного успокоить девушку, говорит ей: «Никто и не узнает про нашу любовь». Катерине не страшен людской суд, она понимает, что сотворила грех, за который не простит себя никогда. Еще перед свиданием с Борисом Катерина сказала сама себе: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить». Но в минуту свидания главная героиня решила отдаться чувства и не думать о последствиях. Нужно сказать, что Катерина, ослепленная чувствами к Борису, не разглядела его безвольную душу. Он был таким же, как Тихон, зависел от своего дяди Дикого. Борис жил по принципу Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Более того, отношения с Катериной были для него простым увлечением, он просто наслаждался отсутствием Тихона. Свидание стало ключевым моментом в судьбе главной героини. В Борисе Катерина искала любовь и счастье, понимание и заботу. Понимая всю греховность своего поступка, девушка не предала свою мечту и свои чувства, заплатив за нее очень дорогую цену.Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5 действия пьесы «Гроза»)Проблема любви в пьесе Островского «Гроза»Катерина и Кабаниха – два полюса калиновского мираРоль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза»000.jpgСвидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)Островский А.Н.Стр. 1 Скачать Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

<legend>Tags</legend>СвиданиеКатеринысБорисом(анализ3-гоявлениявторойсценыIIIдействияпьесы«Гроза»)

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Отношения Катерины Кабановой и Бориса являются важной сюжетной линией в пьесе «Гроза» Островского.Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Гроза»— Все материалы по пьесе «Гроза»

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» Островского: история отношений, любовь героев

Главная героиня пьесы, молодая женщина Катерина Кабанова живет с нелюбимым мужем Тихоном и злой свекровью Кабанихой. Катерина глубоко несчастлива в семье мужа:

«…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис. Он влюбляется в замужнюю красавицу Катерину, которая отвечает ему взаимностью. Но молодые люди не могут нигде встретиться наедине, так как Катерина замужем:

«…сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого! В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся…»

Некоторое время Борис и Катерина видятся только на бульваре и в церкви. Другой возможности встретиться у них нет:

«…Я один раз только и был у них с дядей. А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…»

Однажды муж Катерины, Тихон, уезжает по делам из города. Катерина и Борис наконец видятся ночью на тайном свидании. 10 дней влюбленные тайно встречаются каждую ночь:

«…И все-то десять ночей я гуляла…»

На свиданиях Борис говорит Катерине, что любит ее «больше самого себя»:

«…я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..»

Катерина говорит Борису, что любит его и готова идти за ним на край света:

«…Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…»

Внезапно Тихон, муж Катерины, возвращается в город, и тайные встречи влюбленных прекращаются. Катерина страшно тоскует по Борису. Не в силах скрывать правду, она рассказывает мужу и свекрови о своей измене:

«…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! <…> И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.) <…> С Борисом Григорьичем…»

После этого признания Тихон по приказу матери избивает Катерину, а Кабаниха еще больше тиранит ее. В итоге жизнь Катерины в доме Кабановых превращается в кошмар:

«…Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! <…> Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная. Только плачет да тает, как воск…»

После этого скандала дядька Дикой отсылает Бориса в Сибирь на 3 года по делам. Борис не спорит с дядькой, потому что надеется получить от него наследство:

«…А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды…» 

«…Далеко, Катя, в Сибирь…»

Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, тот отказывается, потому что боится дядьку Дикого:

Катерина. Возьми меня с собой отсюда! 

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку…»

Прощаясь с Катериной, Борис рыдает от жалости к ней, но на самом деле ничего не делает, чтобы спасти ее:

«…Тяжело тебе, Катя!..»  

«…Борис(рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)..»

Борис является последней надеждой Катерины на радость в жизни, но и он предательски покидает несчастную:

«…Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела…» 

Не в силах вынести страданий, Катерина с горя бросается в Волгу и погибает:

«…Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу!..» 

Это была краткая история отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание истории любви героев в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Королёв Иван

Встреча этих героев состоялась благодаря Варваре, которая дала Катерине ключ от калитки. Катерина, терзаясь в сомнениях, все же приняла этот ключ. Ее выход: «Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю». Борис замечает ее и окликает, Катерина молчит в ответ. Далее Борис признается ей в любви и пытается взять за руку, героиня не отвечает взаимностью, вырывает руку и просит его оставить ее: » Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Борис всячески успокаивает Катерину, она говорит о грехе, но все же поддается чувствам, и они идут «гулять».

ПожаловатьсяicnHouse.png   Сочинения / Островский А.Н. / ГрозаДрама «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она мечтает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» — это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!», появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его…хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Просмотров: 10174Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-boris-poslednee-svidanie.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/svidanie_kateriny_s_borisom
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/katerina-boris-groza-ostrovskij.html
  • https://vashurok.ru/questions/rasskazhite-kak-boris-i-katerina-vstretilis-groza-ostrovskiy
  • https://m.lit-helper.com/p_poslednee_svidanie_katerini_s_borisom_analiz_sceni_iz__deistviya_drami_a_n__ostrovskogo_groza

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт