Романтический герой в западноевропейской литературе

Слово «романтизм» иногда употребляется как синоним понятия «романтика». Например, говоря о юношеском романтизме, имеют в виду склонность к идеалистическому, оптимистическому взгляду на жизнь, активность жизненной позиции. Здесь речь пойдет о втором, культурологическом и литературоведческом значении термина «романтизм».

Романтизм — последний «большой стиль» в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия. Взаимоотношения романтиков с просветителями — это взаимоотношения разных поколений в семье, когда дети опровергают ценности отцов, сами не сознавая, до какой степени они являются продуктом отцовского воспитания.

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

На смену материализму и рационализму Просвещения в качестве философской основы творчества приходит субъективный идеализм; общественно-политическая проблематика, которой принадлежало центральное место в просветительской литературе, сменяется интересом к отдельной личности, взятой вне системы общественных отношений, ведь эта традиционная система рухнула, и на ее обломках только начали обозначаться очертания нового, капиталистического строя.

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти «железного века» выражен в стихотворении Е. А. Баратынского «Последний поэт» (1835 г.):

Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова — писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя — прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое «бегство от действительности», уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775–1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — «Фрагменты» (1797–1798 гг.). Здесь Шлегель высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии: «Романтическая поэзия никогда не может быть завершена, она всегда в становлении». Критерием совершенства у Шлегеля впервые становится не степень приближения к античным моделям, а степень интенсивности творения, не красота, а эстетическая энергия. Шлегель выдвинул идею универсального искусства как единственного совершенного инструмента познания и преобразования мира, художника он считал наместником Бога, творцом на земле. Но уже ранние романтики понимали, что столь высокое представление об искусстве и о художнике утопично, что художник в сущности всего лишь человек, и поэтому любое его суждение относительно, а не абсолютно. Категория романтической иронии и является осознанием противоречия между романтическим идеалом и действительностью.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению. То есть в категории романтической иронии художник добровольно и открыто признает свое бессилие в осуществлении идеала. Отличие романтической иронии от традиционной в том, что в иронии художник высмеивает то, что лежит вне его, а в романтической иронии — самого себя. В этой категории романтический разрыв с реальностью мстит за себя, романтическая ирония возникает из невозможности разгадать мировую загадку, из признания границ воплощения идеала, из акцента на игровую природу художественного творчества. Романтическая ирония оказалась самым важным открытием романтической эстетики.

Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты «Озерной школы» Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

В 

в–єЧитайте также другие темы главы «Литература XIX века»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Зарубежная литература»

im244-323px-Mikhail_Vrubel_Duel_Pechorin_vs_Grushnizky.jpgКартина Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени»

Романтический герой — один из художественных образов литературы романтизма.

Характеристика

Романтик — исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощён с помощью контраста, антитезы: с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой — безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей. Также обычно герой малого лиро-эпического произведения.

Романтический герой одинок. Он или сам бежит из привычного, удобного для других мира, который кажется ему тюрьмой. Или он является изгнанником, преступником. В опасный путь его гонит нежелание быть как все, жажда бури, стремление померяться силами.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Для этого он способен на всё, если чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой — цельная личность, в нём всегда можно выделить ведущую черту характера.

Примеры

Герой Произведение Год Автор Страна
Вертер[1] Страдания юного Вертера 1774 Гёте Германия
Фауст Фауст 1808
старый моряк[2] Сказание о старом мореходе 1799 Кольридж Великобритания
Рене[3] Рене 1802 Шатобриан Франция
Мистер Дарси Гордость и предубеждение 1813 Джейн Остин Великобритания
Виктор Франкенштейн[2] Франкенштейн 1818 Мэри Шелли Великобритания
Натаниэль Бампо[2] Эпопея о Кожаном Чулке 1823-1841 Фенимор Купер Великобритания
главный герой Дон Жуан[4] 1824 Байрон Великобритания
главный герой Паломничество Чайльд-Гарольда[5] 1818
Евгений Онегин[6] Евгений Онегин 1833 А. С. Пушкин Россия
Григорий Печорин Герой нашего времени 1840 М. Ю. Лермонтов Россия
Эдмон Дантес[7] Граф Монте-Кристо 1844 Александр Дюма, Огюст Маке Франция
Эстер Прин[2] Алая буква 1850 Н. Готорн США
Капитан Ахаб[2] Моби Дик 1851 Герман Мелвилл США
Андрей Болконский[8] Война и мир 1869 Л. Н. Толстой Россия
Гуинплен[9] Человек, который смеётся 1869 Виктор Гюго Франция
Филип Марлоу[10] серия детективов с 1930-х Рэймонд Чандлер США
Понибой Кёртиз[2] Изгои 1967 С. Е. Хинтон США
Капитан Немо 20000 лье под водой, Таинственный остров 1869, 1874 Жюль Верн Франция

См. также

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 28 декабря 2020 в 07:45. Материал из Posmotre.li Перейти к:навигация, поискНаполеон — настоящий герой

Романтический герой — герой-бунтарь, считающий себя центром всего мира, отрицающий установленные социальные нормы и потому отвергнутый обществом. Романтические герои чаще всего появляются в произведениях больше посвященных мыслям, чем действиям героев.

Находясь вне социума, романтический герой представляет собой силу природы, аморальную и безрассудную, одерживающую победу над сковывающими социальными условностями. Он силен и является харизматичным лидером. Другие его черты — тяга к путешествиям, меланхолия, мизантропия, отчуждение, изоляция. Романтический герой сожалеет о своих действиях, склонен к самоанализу и часто обнаруживает благородные порывы.

Романтический герой появляется в литературе романтизма — направления, следовавшего за классицизмом в конце XVIII — начале XIX века, в произведения Байрона, Шелли и Гёте во многом как ответ на Французскую революцию, когда Наполеон, живой пример «классического» героя, идущего к социальному успеху, многих разочаровал, и потребовался новый тип героя, который и предложили писатели-романтики.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» этот самый герой Печорин косплеит сабж, не понимая, что находится в реалистическом романе. Получается свинство.

[изменить]Амплуа и архетипы

Алкоголики и наркоманы • Боги и демоны • Дворяне и приближённые (Рыцари и спутники) • Верующие и клирики • Воины • Волшебники и предсказатели • Герои и злодеи • Друзья • Крутые • Любящие сердца • Мёртвые и выжившие • Моряки • Мудрецы • Медики и пациенты • Политики • Преступники и борцы с ними • Профессионалы • Твари разные • Умники и дураки • Учёные • Члены семьи • Чокнутые • Школьники и учителя

На транспорте • По внешности • По манере одеваться • По мировоззрению • По этнической принадлежности

Квинтет героев

Девчонка • Командная мама • Командный дедушка • Лидер команды • Напарник (Одноразовый напарник) • Сердце группы • Силач • Умник • Шестой рейнджерРазновидности: Группа резерва • Золотое трио • Квартет (Ансамбль четырёх стихий • Квартет философий • Киса и Ося • Четыре героя — четыре темперамента) • Умный плюс сильный • Файтер, клирик, маг и вор (Класс персонажа)

Контрастные персонажи: Диалектика Льда и Огня • Красный — горячий, синий — холодный • Непохожие друзья • Оттенить героя мерзавцем • Оттенить героя простецом • Родные братья противоположны • Яблоко от яблони далеко падает

Герои и Антигерои

Антигерой девяностых • Армия из одного человека • Байронический герой • Безымянный герой • Благородный разбойник • Богатый безработный дурак • Верещагин • Вигилант • Героический антагонист • Герой боевика • Герой-насмешник • Герой-недотёпа • Герой-прагматик • Герой — раб • Герой-социопат • Герой-перерожденец • Герой-узурпатор • Геройская караульная служба • Главный герой — пустышка • Доктор Ватсон • Иван-дурак • Клоны-камикадзе • Культурный герой • Левая рука • Маленький человек • Мессианский архетип (Архетип Жанны) • Младший сын • Мрачный добряк • Неожиданный наследник • Непокорные, несгибаемые, несломленные • Терпила•Обычный японский школьник • Одинокий волк • Охотник за головами • Падший герой • Побитый герой • Приключенец • Романтический герой • Светлый властелин • Синдром хронического героизма • Супергерой vs Капитан Бафос • Сюцай • Тираноборец • Трикстер • Фальшивый герой • Хороший парень • Целомудренный герой • Шлюха с золотым сердцем

Избранные:Избранный • Неизбранный • Сам себе избранный

Мэри Сью: Анти-Сью • Злая Сью • каноническая Сью • Коллективная Сью (Небо для атланта) • тоже плачут • Мэри-цзы • Центр вращения

Охотники на монстров: Охотник за оборотнями • Охотники за привидениями • Охотник на вампиров • Охотник на ведьм • Охотник на демонов • Убийца драконов • Убийца великанов

Попаданцы: Обратный попаданец • Параллельный попаданец • Попаданец в чью-то голову • Попаданец против попаданца • Попаданец-прогрессор • Попаданцы-завоеватели • Пришелец из прошлого • Хвостик попаданца

Козлы Альфа-сука vs Драко vs Мачо • Благовоспитанный козёл • Благородный козёл • Борец за нравственность • Булли • Вредная кошка • Всегда козлил • Доносчик (Сексот) (Донести на родителей) • Жадина-говядина (Скупой рыцарь) • Жертва — козёл • Жертвенный козёл • И только я — д’Артаньян • Козёл был прав • Козёл-мизантроп • Козёл-провокатор • Козёл с золотым сердцем/Козёл с козлиным сердцем • Козлиная шкура • Крутой козёл • Озлобленный ботаник • Неблагодарное быдло • Олигарх • Пастырь вредный • Плохиш • Подлый трус • Подросток-козёл • Подстрекатель • Понтошлёп • Похититель Рождества • Предатель — козёл • Персональный козёл • Ростовщик • Старик Похабыч • Старый козёл • Ужасные соседи • Что бы такого сделать плохого • Эгоист
Силачи Буйный силач • Гениальный силач (Человек эпохи Возрождения) • Громила • Добродушный гигант • Невысокий силач • Сила есть — ума не надо • Сила без ума • Сила не в мышцах • Силач • Сильный, но робкий • Упитанный силач
Прекрасный сильный пол

Альфа-сука • Анимешная китайская девушка • Банда девочек • Безучастная темноволосая девушка • Бисёдзё • Возлюбленная-трикстер • Восточная танцовщица • Героиня Миядзаки • Гигантская женщина • Гяру • Дева в беде • Девушка-геймер • Девочка для битья (Бой-девка для битья) • Девочка-робот • Девушка из лагеря противника/Типа я Джульетта • Девчушка-попрыгушка • Дочь губернатора • Женское жречество • Застенчивая синеволосая девушка • Заучка с косичкой • Золушка • Зло с женским лицом (Злая бабка • Маньячка • Мегера со скалкой • Суровая вражеская тётя • Чёрная вдова) • Инженю • Клёвая старшая сестра • Командная мама • Корнет Шурочка • Королева драмы • Кошкодевочка • Лолита • Маленькая мёртвая девочка • Маленькая мисс Всемогущество • Маленькая мисс Сарказм • Мико • Милая ведьмочка • Милая стервочка • Невеста по каталогу • Новая подружка Бонда • Несломленная птица • Одинокая девушка с куклами • Офелия • Папина дочка • Последняя девушка/Потаскушка на заклание • Прекрасная еврейка • цыганка • Прелесть какая глупенькая • Прелестная слепая девушка • Прекрасная волшебница • Роковая женщина/Дама в красном • Сенсей-тян • Светлая женственность и тёмная женственность • Синий чулок • Снежная королева (Снежная королева оттаяла) • Соломенная вдова • Соседка • Старая дева • Субретка • То ли девочка, а то ли виденье • Тургеневская девушка • Умница-красавица • Уродливая соблазнительница • Хорошая «плохая девчонка» • Хрупкий цветок • Чирлидерша • Язвительная возлюбленная • Ямато надэсико

Крутые:Амазонки • Архетип Жанны • Боевая подружка • Бой-баба (Псевдо-бой-баба) • Бой-девка • Бригада амазонок • Девушка с молотом • Железная леди • Крутая королева • Крутая принцесса • Куноити • Леди-воительница

Мамы: Идише мамэ • Мама-медведица • Скверная мамочка • Мачеха • Мамы-лесбиянки

(Около)аристократки:Босоногая королева • Вдовствующая королева • Гулящая королева • Добрая королева • Злая королева • Конкубина • Королева-транжира • Королева улья • Король-женщина • Крутая королева • Крутая принцесса • Куртизанка • Нянька аристократа • Правящая принцесса • Прекрасная принцесса • Фаворитка

Пацанки:Бой-девка против альфа-суки • Пацанка и леди • Пацанка с замашками леди vs Леди с замашками пацанки • Раньше была пацанкой • «Свой парень»

Дети

Альфа-сука (милая стервочка) • Банда девочек• Беспризорник/Детдомовец/Одиноко живущие дети • Влюблённый малыш • Вовочка • Вундеркинд • Гигантский несмышлёныш • Дети-солдаты/Дети-герои • Драко • Жуткие детишки • Заучка с косичкой • Король-ребёнок • Крапивинские мальчики • Крутой шкет/Бой-девка • Лолита • Маленькая мёртвая девочка • Маленькая мисс Всемогущество • Маленькая мисс Сарказм • Маленькие гадёныши (Булли • Вырастут — поумнеют) vs Маленький ангел (А ведь был хорошим ребёнком) • Милый маленький мошенник • Обычный японский школьник • Подросток-козёл • Протагонист-ребёнок • Ребёнок со сверхспособностями (Магией владеют дети) • Тяжёлое детство, деревянные игрушки • Уличный мальчишка • Хулиган-отличник/Хулиган с золотым сердцем • Чирлидерша • Школьный староста • Штатный ребёнок • Язвительный юный умник • Малолетний дебил

Друг детей (Усатый нянь)

Обаяшки

Добродушный гигант • Забавное животное • Крутой симпатяга • Любопытная тварь • Лютик • Маскот • Милашка • Милая ведьмочка • Милая стервочка • Милый врунишка • Милый дурачок • Милый жадина • Милый извращенец • Милый маленький мошенник • Милый менеджер спортивной команды • Милый робот • Милый старичок (Зловещий Айболит)/Милая старушка • Милый трусишка • Няшные монстры • Обаятельный мошенник • Очаровательно неловкий • Хулиган с золотым сердцем

Фансервисы: Доктор Фансервис • Мисс Фансервис • Мистер Фансервис • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка

Ходячие катастрофы

Генерал Фейлор (Генерал Горлов • Лирой Дженкинс) • Горе-патриот • Детектив-недотёпа • Дефективный полиглот • Доктор Поц • Капитан Фрик • Магнит для неприятностей • Ментор-дурак • МТА • МТХ • Недоучка • Неуклюжий маг • Повар-катастрофа • Профессор Выбегалло • Ретивый новичок • Сусанин-дурак • Трогательная бездарность • Ужасный музыкант • Херой • Соломенный вулканец

Получился неудачник

Пострадавшие Вешалка для собак • Девочка для битья/Мальчик для битья • Жертвенный агнец • Жертвенный лев • Заложник • Разобиженный • Злодей-страдалец • Козёл отпущения • Невиновный в тюрьме • Одноногая собачка • Опозорить на публике • Парочка на заклание • Птичку жалко • Сломленная птица vs Отважная душа
По убеждениям

Пацифисты: Индифферентный пацифист • Крутой пацифист • Технический пацифист • Чрезмерный пацифист

Анархист • Антинигилист • Атеист-диссидент • Благонамеренный экстремист vs Не очень благонамеренный экстремист • Вечный оптимист vs Вечный пессимист • Гедонист • Законопослушный дурак vs К чёрту закон, я делаю добро! • Закоренелый холостяк • Наивный идеалист (Ретивый новичок) • Ницшеанец-самоучка • Социальный дарвинист • Экотеррорист • Эскапист …

Анимешные Айдору • Анимешная китайская девушка • Безучастная темноволосая девушка • Бисёдзё • Бисёнэн • Бокэ и цуккоми • ГАР • Гэнки • Гяру • «Дэрэ» и с чем их едят (кудэрэ • цундэрэ • яндэрэ) • Застенчивая синеволосая девушка • Кошкодевочка • Лолита • Маньяк поневоле • Мико • Моэ • Не совсем иностранец • Обычный японский школьник • Отаку • Переведённый ученик • Президент студенческого совета • Протагонист-второклассник • Самурай • Сенсей-тян • Синдзи • Синигами • Томбой • Тюнибё • Хикикомори • Ямато надэсико • …
Авторский рупор • Банкрот/Нелюбовь к отдаче долгов • Бывалый • Вечный ребёнок vs Безумный взрослый ребёнок • Великолепный зверь • Выпендрёжник • Грустный клоун • Дауншифтер • Дикарь (Благородный дикарь) • Дитя природы • Единственный нормальный человек • Железный дровосек • Живчик • Застенчивая тихоня • Золотая молодёжь • Комический социопат • Кофеман • Краснобай (Пламенный оратор) • Кролик-убийца • Кусака (Кусь за ушко) • Либертин • Лицемер • Ловелас • Лудоман • Любитель • Любитель кошек • Молодец против овец • Молчаливый Боб • Насмешник с мордой кирпичом • Неряха • Обжора (Сладкоежка) • Повеса • Раздаватель прозвищ • мужчина • Рыцарь и разбойник • Синдзи • Скромняжка • Сноб (Снобы против жлобов) • Соня • Старый ворчун • Стоик • Стрекозы против муравьёв • Тетеря в наушниках • Топографический кретин • Трусливый лев (Заяц Львиное сердце) • Хвастливый воин • Хикикомори • Хиппи • Чувствительный парень и брутальный мужик • Штатный гей • Штатный клоун • Штатный повар • Я профессор, моя жена профессор… vs Бывший интеллигентный человек • Язвительный насмешник (Язвительный юный умник) • …
Прочие

Red Legs • Аватара • Антропоморфная персонификация • Апокалиптический зоопарк • Без души • Безразличие природы • Бездушный разум/Без эмоций • Безобидные уголовники • Блистательный соперник • Борьба нанайских мальчиков • Волчий пастырь • Волшебный представитель меньшинства • Всемогутор • Всемогущий наблюдатель • Выживальщик • Выпирающий статист • Двойник • Дневной представитель/Крышеватель паранормальщины • Достойный противник • Заезжий нарушитель спокойствия • Изгой • Кармический Гудини • Коллекционер • Компрачикос • Красные рубашки (Лиловые рубашки) • Маньяк поневоле • Мироходец • Мистер Хайд • Мусорщик • Нахлебник • Неумолимый преследователь • Олигарх • Пацаки и чатлане • Парень в беде • Пигмалион и Галатея • Последний выживший • Правозащитник • Раб лампы • Родился не в ту эпоху • Серый кардинал • Белое меньшинство (непризнанный соперник) • Стрелок Чехова • Сюцай • Ходячий макгаффин • Человек-миф/Персонаж-загадкаНеформалы: Готы и панки • Крутой байкер • Неформал — это здорово • Неформал — значит, лузер • Неформалы-бандиты

Семейство Сусаниных: Сусанин-герой • Сусанин-дурак • Сусанин-злодей • Сусанин поневоле.

Сюжетные амплуа Голос • Клизменный персонаж • Копиркин (капитан Эрзац • негатив • отец семейства Копиркиных • Типа Индиана Джонс • шаблонный персонаж) • Непрямой участник • Персонаж-маска • Персонаж-призрак • Персонаж одной черты • Ходячий спойлер
Групповой персонаж ACME • Банда девочек • Банда маргиналов • Беглые зэки • Беглые психи • Бесполезное спецподразделение • Бригада амазонок • Инквизиция • Кастовое сообщество • Коллективная Сью (Небо для атланта) • Люди в чёрном • Масоны и иллюминаты • Мегакорпорация • Межмировая организация • Межрасовая команда • Межфракционная команда • Научно-исследовательская корпорация • Негосударственная сверхдержава • Нетайная организация • Орден • Ось Зла • Панургова полиция • Панургово стадо • Правительство • Предтечи • Преступная корпорация • Тёмные предтечи • Прекрасный Народ • Раса господ • Раса слуг • Тайная полиция • Толпа с вилами • Школьный клуб (неполноценный)
Амплуа-ведение Атрибут • Таблица Мейерхольда
Основы

Категория:

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Романтика ассоциируется с любовью, страстными порывами, звездным небом и туристическими походами по нехоженым тропам.

Сама суть романтизма в том, чтобы чувства переполняли, душа звала на подвиги (это что?), а ты ощущал себя частью удивительной природы. Так было в XIX веке, ничего не изменилось и сейчас.

Романтизм — это культурное течение, возникшее на стыке XVIII и XIX веков как оппозиция классицизму (что это такое?). На смену разуму просветителей пришли чувства романтиков.

Романтизм с реализмом (что это?) — еще и два основных творческих метода XIX века в искусстве, которые до сегодняшнего времени не сдают позиций, и в этом раскладе вряд ли что-то поменяется.

«В жизни много больших романтических моментов. И ради них стоит жить. Но есть одна проблема: моменты проходят. И из-за угла этих моментов уже выглядывает жестокий, небритый засранец, имя которому — реальность».«Как я встретил вашу маму», американский сериал

История и определение термина «романтизм»

В словаре Даля, который был составлен в середине XIX века, дано определение романтизма «по горячим следам» — так, как его понимали живые участники событий:

«Романтизм, романтический говорится об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами, подражающий быту, либо природе, противоположное: классицизм, классический».

Любопытно, что романтизм Даль не выводит отдельной словарной статьей, а дает вместе со словами РОМАН, РОМАНИСТ, РОМАНС.

Французское слово romantisme корнями уходит к средневековой итальянской героической песне-романсу и к понятию «роман» — так в XVII веке называли легкое чтиво, написанное на романских языках, в противовес настоящей литературе на классической латыни и древнегреческом.

Рождение нового культурного течения связано с грандиозной перестройкой общества, которая началась во время Великой французской революции 1789–1794 гг. и сотрясала Европу всю первую половину XIX века.

Романтики — мечтатели, люди с активной гражданской позицией — хотели борьбы, перемен, не могли мириться с существующим положением вещей, стремились к свободе.

*Эжен Делакруа, Свобода ведущая народ, 1830 г.

«Романтики перекраивают мир, а реалисты думают только о своей утробе».Ирвинг Стоун, американский писатель

Особенности, признаки и черты романтизма в искусстве

Романтизм в разных национальных культурах проявляет себя по-своему, тем не менее прослеживаются общие черты, характерные для этого направления:

  1. интерес к противоречивому внутреннему миру человека;
  2. отказ от иерархии стилей, полная свобода творческого воображения;
  3. романтический герой — одиночка, бунтарь, дикарь с трагическим восприятием мира;
  4. единение человека и природы;
  5. томление героя по идеальному миру и свободе, неприятие обыденной жизни;
  6. сильные эмоции.

Основная идея романизма — противостояние человека и общества, причем настоящий романтический герой одинок, не принимается социумом, витает в высоких мирах, стремится оторваться от скучной рутины обыденной жизни.

Романтику не интересна простая жизнь вокруг, его мятежная душа «ищет бури», пытается вырваться из оков повседневности. Душевный надлом, сильные переживания, даже психические расстройства становятся предметом искусства.

В живописи расцветает портретный жанр, где наиболее остро выражен интерес к личности человека.

*Теодор Жерико, Старуха, страдающая манией зависти, 1822-23 гг.

Представители романтизма в попытках бегства от действительности пошли в противоположную от классицизма сторону. Если классики искали идеал в античности, то романтики черпают вдохновение в фольклоре (что это такое?), средневековом искусстве, рыцарской культуре, мистике.

Легенды, предания, народные песни, баллады (что это?), а особенно сказки становятся популярными жанрами произведений романтизма.

На этой волне Амадей Гофман пишет свои знаменитые сказки «Крошка Цахес», «Щелкунчик, или Мышиный король», Вильгельм Гауф «Каменное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Мук».

Еще одной манящей реальностью становится мир востока. В начале XVIII века французский востоковед Антуан Галлан издает свой перевод сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

*Джон Фредерик Льюис, Иллюстрация к «Тысяче и одной ночи», 1857 г.

В XIX веке книга неимоверно популярна, переводится на другие европейские языки, становится предметом фальсификаций (это что?) и подражаний. К тому же романтики обожают путешествовать, и многие самостоятельно открывают для себя экзотику восточных стран.

Что такое романтизм в литературе

Романтизм в литературе — это, во-первых, литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и подавленное позже реализмом, и, во-вторых, художественный метод, который особым образом переосмысливает и изображает действительность.

Романтический метод напоминает юношеский максимализм. Мир романтика, как и мир подростка, полярен и замешан на борьбе противоположностей.

Бог и дьявол, возвышенное и низменное, истина и ложь, свобода и зависимость, исключительность и обыденность — у романтика нет золотой середины, он стремится к идеалу, но идеал этот абсолютен, а поэтому недостижим.

Трагедия романтика в том, что он не может примирить идеальный замысел с неидеальным воплощением. На этом строится двоемирие романтизма.

Рождение романтизма связано с немецким городом Йеном. Здесь в 1798–1802 годах образовался кружок молодых писателей: братьев Шлегелей, Новалиса, Вильгельма Вакенродера, Людвига Тика. На их взгляды повлияли философские концепции (что это такое?) идеализма Фихте и Шеллинга (см. что такое идеализм).

«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней — бесконечным».Иоганн Готлиб Фихте, немецкий философ

Вторая волна немецкого романтизма делала ставку на фольклор. Гейдельбергская школа знаменита собирателями народных сказок братьями Вильгельмом и Якобом Гримм. Жанр сказки взлетает на немыслимые доселе высоты.

*Братья Гримм

Поздний романтизм в Германии — это налет безысходности и ощущения внутреннего разлада. Мечта об идеале вдребезги разбивается о суровую реальность.

Яркие представители позднего романтизма в немецкой литературе драматург и автор новелл (что это?) Генрих фон Клейст, сказочники Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Адельберт фон Шамиссо.

Черты романтизма в английской литературе намечаются в мистической поэзии Уильяма Блейка, в готических романах Горация Уолпола, но не выстраиваются в однородную систему.

Английский романтизм — это и воспевание простых чувств, красоты природы Уильяма Вордсворта, и настроения протеста Джорджа Байрона, и средневековые исторические сюжеты Вальтера Скотта.

Во Франции романтизм сложился позднее, т.к. традиции классицизма здесь были наиболее сильны. Французский романтизм опирается на философию Жан-Жака Руссо с его культом чувств и страстей «естественного человека».

Самые громкие имена французских писателей-романтиков — Шатобриан, Жермена де Сталь, Виктор Гюго, Жорж Санд.

Романтизм в русской литературе развивался на фоне бурной деятельности разнообразных литературных кружков и объединений. Первыми поэтами-романтиками становятся В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков, хотя их поэзию трудно сравнивать, настолько отличается она по темпераменту.

Меланхоличный (это какой?) и лирический Жуковский близок к сентиментализму (что это?), а взрывной Батюшков отдается сильным чувствам, причем как радостным, так и печальным. Видимо, это его и сгубило — поэт в 35 лет сошел с ума.

*Константин Батюшков

Романтические идеи были близки раннему Пушкину, но работая над «Евгением Онегиным», он становится реалистом, а Ленского — символ поэта-романтика — безжалостно убивает, показывая читателю, что у романтизма нет будущего.

Повести Гоголя имеют яркие черты романтизма:

  1. мистичность,
  2. полярность добра и зла,
  3. стремление к мечте,
  4. тоска одиночества,
  5. обращение к национальной культуре.
» alt=»»>

Кульминация (что это?) романтизма в России — творчество М.Ю.Лермонтова, недаром его называют «русским Байроном», хотя сам поэт попытался откреститься от этого звания в своем стихотворении-пророчестве:

Закат литературного направления романтизма в России связан с философской поэзией Ф.М.Тютчева.

Романтизм в живописи

Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.

*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние

Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж.

Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.

*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.

Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.

*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.

Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.

Романтизм в музыке

Романтики боготворили музыку, считая ее высшим видом искусства, так как именно она наиболее полно выражает чувства и движения души.

И если в литературе и живописи романтизм вытесняется реализмом к середине XIX века, то в музыке он обосновался до самого конца столетия.

Музыка романтизма — это:

  1. мотив одиночества;
  2. напряженный конфликт личности с окружающим миром;
  3. двоемирие;
  4. автобиографичные темы;
  5. образы лирической любви;
  6. новый подход к фантастическим и сказочным сюжетам.

Композиторы-романтики тоже обращаются к фольклору — народные песни, баллады, эпос (что это за жанр?) обогатили авторские музыкальные произведения.

*Франц Шуберт (1797–1828), первый композитор-романтик

Романтизм связан с именами величайших композиторов.

Шуберт, Лист, Григ, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Штраус, Паганини, Верди, Бизе, Берлиоз, Шопен, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков — музыка этих композиторов-романтиков до сих пор собирает полные залы и не теряет популярности.

Новый романтизм

В 2011 году австралийский художник Люк Тернер заявил о рождении новой эпохи метамодернизма, которая идет на смену приевшемуся постмодернизму. Художник вводит новый термин, объясняющий идею и настроение эпохи, — «новый романтизм».

Его суть в обращении к одной из основных черт романтизма XIX века — уходу от реального мира в мир фантазий и прошлых времен.

Эстетика (что это значит?) неоромантизма распространяется на кинематограф, музыку и жанр музыкального клипа, живопись, моду и литературу.

*Питер Дойг, «Lunker» (Большая рыба)

К неоромантикам можно отнести режиссера Уэса Андерсона (фильм «Королевство полной луны», 2012 г.), писательницу Диану Сеттерфилд (роман «Тринадцатая сказка», 2006 г.), художника Питера Дойга. Романтизм на наших глазах переживает второе рождение.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Как в искусстве, так и в отношениях романтизм во всех его проявлениях не должен быть чрезмерным. Иначе вместо приятного впечатления он начинает тяготить. Нельзя согласиться, что у этого течения нет будущего, просто, как и все в мире, романтизм должен эволюционировать и соответствовать веяниям времени.

«>

Далеко не всем нравится читать о суровом сухом реализме, его с лихвой хватает и в повседневной жизни. Часто хочется отвлечься от серых будней за романтическим рассказом или романом. Не думаю, что это когда-то изменится.

Читатели хотят насладиться другой реальностью, возвышенной любовью, которой никогда не знали в жизни. На мой взгляд, у романтизма определенное есть будущее.

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/61-zarubezhnaya_literatura/stages/2044-romanticheskii_geroi_v_zapadnoevropeiskoi_literature.html
  • https://wiki2.org/ru/романтический_герой
  • https://posmotre.li/романтический_герой
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/romantizm-chto-ehto-takoe-literature-muzyke-zhivopisi.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт