Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева.

тени.

Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое.

Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета.

Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”.

Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота.

Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть.

Сочинение на тему: “Сходства и различия с лирике Тютчева и Фета”« Движение “театра абсурда” (или “нового театра”)Биография Джорджа Гордона Байрона »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Литература XIX века» Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева. Литература XIX века все сочиненияЛитература XIX века краткие содержания

В творчестве известных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета можно проследить многие общие темы философской, любовной, пейзажной лирики. Для творцов на первом месте стоят не социальные конфликты и потрясения гражданского общества, а проблемы жизни человеческой души — понятие истинной красоты, любовь и горечь утраты, наслаждение прелестью природы, осознание смысла искусства.

Особенное место в своих поэтических работах писатели отводят описанию красоты природы и осмыслению ценности взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека. В понимании поэтов-романтиков натура является мерилом прекрасного, центром гармонии мира, отражением внутреннего состояния человека.

Тематика весны как переходного этапа, периода обновления становится объединяющей для стихотворений «Еще земли печален вид…» (Ф. Тютчев) и «Еще весны душистой нега…» (А. Фет). Данные работы связаны поэтической идеей весны как момента возрождения природы и пробуждения человеческой души. Основной задачей для поэтов становится осмысление связи мира натуры и человека, при этом движение их мысли постепенно переходит от живой и одухотворенной пейзажной зарисовки к сфере эмоций. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако при этом поэтические работы значительно отличаются друг от друга: в стихотворении Ф. Тютчева движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы, чувства находятся в гармонии с окружающей натурой, ощущается светлое, легкое настроение; А. Фет же уделяет гораздо большее внимание конкретным деталям весеннего пейзажа, а человек отходит на второй план, проявляется едва заметный трагический и напряженный разлад с природой. В стихотворении Ф. Тютчева с легкостью прочитывается аллегорический подтекст: спящая и холодная природа символизирует человеческую душу, весенние изменения пейзажа — пробуждение чувств, весна — любовь, глыбы снега — негативные эмоции. Аллегорическая основа стихотворения А. Фета вряд ли поддается объяснению, так как поэту важно передать живые образы весны, эмоциональное впечатление от наблюдения за кратким мигом преображения природы.

В обоих стихотворениях так или иначе задействованы похожие образы весенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Однако подходы к описанию картины весны у Ф. Тютчева и А. Фета существенно отличаются. У Ф. Тютчева создается целостный образ весенней натуры, в котором преобладает отвлеченность и обобщенность, а все редкие введенные детали являются аллегориями и символами («глыбы снега» — усталость и безразличие души, «мертвый стебль» — тяжелые воспоминания о прошлом, «блестит лазурь» — появление стремлений к искренности и чувственности, первые следы пробуждения). Пейзаж весны у А. Фета «дробится» на множество кусочков, дается в фрагментах, конкретных и предметных деталях, в которых с трудом можно отыскать глубокое значение символа («телега», «овраги полны снега», «замороженный путь», «краснеет липа», «березник чуть желтеет», «соловей», «смородинный куст» и т.д.).

В стихотворениях сохраняется постепенное движение от пейзажной зарисовки к миру личных чувств, однако при этом композиция работ отличается. Первая строфа в стихотворении Ф. Тютчева посвящена описанию одухотворенной весенней природы, во второй же строфе происходит философское развитие темы, раскрываются ощущения человека и подводится итог скрытому размышлению о единстве природы и духовного мира. Поэтическую работу А. Фета аналогично можно разделить на две части, противостоящие друг другу, на что указывает союз «но» в первой строке третьей строфы: яркое описание предвесенней природы открывается в первой части, а затем впервые вводится человек и его чувства, однако они становятся очередной деталью весеннего пейзажа, духовный мир человека оказывается неотделим от представленной картины природы, несамостоятелен; во второй части стихотворения преодолевается драматизм и едва заметная тревожность первой части с помощью чувства гармонии мира.

Стихотворения Ф. Тютчева и А. Фета также значительно отличаются на лексическом и синтаксическом уровнях. Ф. Тютчев использует слова высокого стиля и сложные фразовые обороты: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», что делает стихотворение более возвышенным и одухотворенным, в то время как А. Фет с целью конкретизации и упрощения описания перемежает слова высокого стиля («весть», «снизойти») и бытовую лексику («телега», «румянец»). В первой строфе стихотворения Ф. Тютчева преобладают конкретные существительные, создающие реальный визуализированный образ, однако во второй строфе их сменяют отвлеченные существительные, привлеченные для более чувственного описания жизни человеческой души. На протяжении всего стихотворения А. Фет обращается исключительно к конкретным существительным, дающим детальное и отрывистое, импрессионистичное описание природы. При этом различается основа изображения многоплановой картины природы в работах поэтов: Ф. Тютчев уделяет большое внимание звукам весны («дышит», «стебль колышет», «елей ветви шевелит»), а А. Фет создает яркий, пятнистный пейзаж с помощью введения цветов («краснеет липа», «чуть желтеет», «в смородинном кусте»). Философскую направленность и глубокую задумчивость поэтической работы Ф. Тютчева подчеркивают фигуры умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Недоговоренность и вопрошающий характер утверждений оставляют читателю возможность составить личное впечатление от наступающей весны, поделиться собственными размышлениями. Стихотворение А. Фета не претендует на философичность и смысловую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения не осложнены однородными членами, однозначны, исключительно утвердительны.

Стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике и использованию пиррихиев, несмотря на то, что размер работ одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Стихотворение Ф. Тютчева ощущается более размеренным, замедленным из-за почти полного отсутствия пиррихиев, а форма восьмистишия также способствует созданию ритма плавного размышления. У А. Фета многочисленные пиррихии ускоряют повествование, делают его легким, не позволяют запинаться и уделять внимание каким-то определенным строкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при близости поэтической идеи и темы стихотворений, работы поэтов отражают их самобытную концепцию мира. У Ф. Тютчева пейзаж и внутренний мир человека взаимопроникающи, дополняют и поясняют друг друга как две равные беспредельности. Для А. Фета красота природы становится ведущей во всех проявлениях, а мир чувств человека походит на дополняющую, гармоничную, но далеко не главную деталь природы.

Полезный материал по теме: Скачать Сравнение поэзии А. Фета и Ф. Тютчева.

<legend>Tags</legend>СравнениепоэзииА.ФетаиФ.Тютчева.

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label> Опубликовано 18.02.2018 — 17:29 —

Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngpoeticheskiy_obraz_vesny_v_lirike_tyutcheva_i_feta.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета

Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.

Поэзия Тютчева оптимистична. Во всем мировоззрении поэта отражается любовь и жажда жизни, воплощенные в ликующих строках «Вешних вод» («Еще в полях белеет снег…») и «Весенней грозы». Рассмотрим стихотворение «Вешние воды»:

В стихотворении «Весенняя гроза» не только человек сливается с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается: «весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гроза у Тютчева- это одновременно образ молодости, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового.

Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:

Тютчевская гениальная лирика совмещает в себе земные приметы с тревогами и чаяниями души. Это мы видим на примере стихотворения «Еще земли печален вид…»:

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

А.А.Фет.

«Природы праздный соглядатай» – так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества.

В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.

При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства .

Многие произведения Фета посвящены теме весны. В них образы природы сопоставлены с переживаниями, психологическим настроем человека. Весна вызывает душевный подъем, состояние восторженности, влюбленности в жизнь, поэтому лирический герой стремится «остановить мгновенье», выразить невыразимое, поделиться с миром своими «живыми снами»:

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.

Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»:

«Стихотворение предельно напряжено, эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа.

Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.

А.А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости. В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении «Еще майская ночь» прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

 Ю. Айхенвальд заметил, что для поэзии Фета характерны не переходы, а прорывы . Вот такой «прорыв» в эпос и представило стихотворение 1844 года:

В 50-е годы приход весны показывается обычно подбором примет, как в уже цитированном стихотворении «Еще весны душистой нега…» или в стихотворении «Опять незримые усилья…»:

В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: «заря», «краснеет», «желтеет». Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что «солнце греет», что соловей поёт в смородинном кусте.

Список использованной литературы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией  члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основыв…

Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).

Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко…

«О, как убийственно мы любим» ( по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова)

Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературы в 10 классе. Она знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и их любовной лирикой. Формирует представление об…

«О, как убийственно мы любим» (по лирике Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова)

Урок литературы в 10 классе посвящен теме любви. Учащиеся имеют возможность не только больше узнать о поэтах, их музах, но и позволяет увидеть тонкость и хрупкость взаимоотношений, сравнить звучание д…

Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе «Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина»

Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц…

Урок-размышление «Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную…» (Любовная лирика Ф. Тютчева и А. Фета)

Этот урок дан мною в 1 туре профессионального конкурса «Учитель года 2011». Он дает возможность познакомиться с отдельными страницами личной жизни поэтов Ф. Тютчева и А. Фета, которые в какой-то мере …

Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета

Сравнительный анализ образа весны в лирике Ф.Тютчева и А.Фета…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-sxodstva-i-razlichiya-s-lirike-tyutcheva-i-feta/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/sravnenie-poezii-a-feta-i-f-tyutcheva
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/02/18/poeticheskiy-obraz-vesny-v-lirike-f-tyutcheva-i-a-feta

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт