Тематика, проблематика и художественные особенности рассказов И. А. Бунина

obl.jpgПерсонаГоды жизни: 22 октября 1870 — 08 ноября 1953Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Писатель, Поэт

Иван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» — его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века. Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер» Бунин — первым из русских литераторов — получил Нобелевскую премию.

Литературное творчество Ивана Бунина

c0e1958b.jpgИван Бунин. Фотография: eksmo.ru

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Через три с половиной года семья переехала в фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то Михаилу Лермонтову.

В 1881 году семья Буниных переехала в усадьбу Озерки — «большую и довольно зажиточную деревню с тремя помещичьими усадьбами, потонувшими в садах, с несколькими прудами и просторными выгонами». В этом же году Иван Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Первые впечатления от жизни в уездном городе были безрадостными: «Резок был и переход от совершенно свободной жизни, от забот матери к жизни в городе, к нелепым строгостям в гимназии и к тяжкому быту тех мещанских и купеческих домов, где мне пришлось жить нахлебником».

Бунин проучился в гимназии чуть больше четырех лет: зимой 1886 года, после каникул, он не вернулся на занятия. Дома он еще больше увлекся литературой. В 1887 году в петербургской газете «Родина» Бунин опубликовал свои стихотворения — «Над могилой С.Я. Надсона» и «Деревенский нищий», а чуть позже — рассказы «Два странника» и «Нефедка». В своем творчестве он постоянно обращался к детским воспоминаниям.

В 1889 году Иван Бунин переехал в Орел, в центральную Россию, «где образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Здесь 18-летний писатель поступил на службу в редакцию губернской газеты «Орловский вестник», где работал корректором, писал театральные рецензии и статьи. В Орле вышел первый поэтический сборник Бунина «Стихотворения», в котором молодой поэт размышлял на философские темы и описывал русскую природу.

Иван Бунин много путешествовал и учил в зарубежных поездках иностранные языки. Так писатель стал переводить стихи. Среди авторов были древнегреческий поэт Алкей, Саади, Франческо Петрарка, Адам Мицкевич, Джордж Байрон, Генри Лонгфелло. Параллельно он продолжал писать сам: в 1898 году выпустил поэтический сборник «Под открытым небом», через три года — сборник стихов «Листопад». За «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло Бунин получил Пушкинскую премию Российской академии наук. Однако в поэтической среде многие считали поэта «старомодным пейзажистом».

В 1905 году разразилась первая русская революция, страну охватили разрушительные крестьянские бунты. Литератор не поддерживал происходящего. После событий того времени Бунин написал «целый ряд произведений, резко рисующих русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы».

Среди них — повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Сила», «Хорошая жизнь», «Князь во князьях», «Лапти».

В 1909 году Академия наук присудила Ивану Бунину Пушкинскую премию за третий том Собрания сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа Байрона. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности.

Личная жизнь Ивана Бунина

Иван Бунин и Вера Муромцева. Фотография: all-photo.ru

Первой любовью Ивана Бунина стала Варвара Пащенко. Он познакомился с ней в редакции газеты «Орловский вестник». «Высокая, с очень красивыми чертами, в пенсне», она поначалу показалась молодому писателю заносчивой и чрезмерно эмансипированной — но вскоре Бунин уже писал брату письма, в которых расписывал ум и таланты своей возлюбленной. Однако официально выйти замуж за Бунина Варваре Пащенко не позволил отец, да и сама она не думала о браке с начинающим писателем.

Я его очень люблю и ценю, как умного и хорошего человека, но жизни семейной, мирной у нас не будет никогда. Лучше, как ни тяжело, теперь нам разойтись, чем через год или полгода. <…> Все это невыразимо угнетает меня, у меня пропадает и энергия и силы. <…> Он говорит беспрестанно, что я принадлежу к пошлой среде, что у меня укоренились и дурные вкусы, и привычки, — и это все правда, но опять странно требовать, чтобы я их отбросила, как старые перчатки…Если бы вы знали, как мне это все тяжело!

В 1894 году Варвара Пащенко оставила Ивана Бунина и вышла замуж за богатого помещика Арсения Бибикова, друга Бунина. Писатель очень переживал — старшие братья даже опасались за его жизнь. Муки первой любви Иван Бунин позже отразил в последней части романа «Жизнь Арсеньева» — «Лика».

Первой официальной женой писателя стала Анна Цакни. Бунин сделал ей предложение уже через несколько дней после знакомства. В 1899 году они обвенчались. Цакни к тому моменту было 19 лет, а Бунину — 27. Однако после свадьбы прошло некоторое время, и семейная жизнь разладилась. Цакни винила мужа в черствости, он ее — в легкомыслии.

В 1900 году Иван Бунин ушел от Анны Цакни, которая на тот момент была беременна. Через несколько лет после рождения ребенок писателя тяжело заболел и умер. Больше детей у Ивана Бунина не было.

Второй и последней женой Ивана Бунина стала Вера Муромцева. Писатель встретился с ней в 1906 году на литературном вечере. Вместе они проводили почти каждый день, ходили на выставки, литературные чтения. Через год стали жить вместе, но узаконить свои отношения не могли: Анна Цакни не давала Бунину развода.

Обвенчались Иван Бунин и Вера Муромцева только в 1922 году, в Париже. Вместе они прожили почти полвека. Вера Муромцева стала преданным другом Бунина на всю жизнь, вместе они прошли все тяготы эмиграции и войны.

Жизнь в эмиграции и Нобелевская премия

Иван Бунин. Фотография: nobelprize.org

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу в жизни страны и соотечественников. Из Петрограда он переехал сначала в Москву, затем — в Одессу. Параллельно он вел дневник, в котором много писал о губительной силе русской революции и власти большевиков. Позже за границей книга с этими воспоминаниями вышла под названием «Окаянные дни».

«Испив чашу несказанных душевных страданий», в начале 1920 года Бунин покинул Россию. Вместе с женой он отплыл на греческом пароходе из Одессы в Константинополь, оттуда — через Софию и Белград — в Париж. В то время во французской столице жили русские журналисты-эмигранты и писатели-изгнанники, поэтому ее часто называли «уездом русской литературы».

Все, что осталось в СССР, представлялось писателю чуждым и враждебным. За границей он начал вести общественно-политическую деятельность и вскоре превратился в одну из главных фигур эмигрантской оппозиции. В 1920 году Бунин стал членом парижского Союза русских писателей и журналистов, писал в политико-литературную газету «Возрождение» и призывал бороться с большевизмом. На родине за антисоветскую позицию литератора прозвали белогвардейцем.

За рубежом Бунин начал издавать собрания своих дореволюционных произведений. Эти книги европейские критики приняли радушно.

Бунин настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского.

В годы эмиграции Бунин много работал, его книги выходили почти каждый год. Он написал рассказы «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Божье древо». В своих произведениях Бунин стремился соединить поэтический и прозаический язык, поэтому важное место в них заняли образные детали второго плана. Например, в «Солнечном ударе» автор живописно описал раскаленный добела волжский пейзаж.

В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества — роман «Жизнь Арсеньева». Именно за него в этом же году Бунину присудили Нобелевскую премию по литературе. Имя автора стало всемирно известным, но слава его была омрачена тем, что в Советской России это достижение замалчивалось, а его произведения не печатали.

Полученные от Шведской академии средства не сделали Бунина богатым. Значительную часть премии он отдал нуждающимся.

Последние годы жизни и смерть Бунина

Иван Бунин. Фотография: econet.ru

Вторая мировая война застала Буниных во французском городе Грас. К тому моменту деньги от Нобелевской премии закончились, и семье приходилось жить впроголодь.

Тем временем Бунин продолжал работать. 74-летний писатель отмечал в дневнике: «Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!» В 1944 году он закончил сборник «Темные аллеи», куда вошли 38 рассказов. Среди них — «Чистый понедельник», «Баллада», «Муза», «Визитные карточки». Позже, через девять лет, он дополнил собрание еще двумя рассказами «Весной, в Иудее» и «Ночлег». Сам автор считал лучшим своим произведением именно рассказ «Темные аллеи».

Война примирила писателя с ненавистным ему большевистским режимом. Все ушло на второй план, на первый же вышла родина. Бунин купил карту мира и отмечал на ней ход военных действий, о котором читал в газетах. Он праздновал разгром гитлеровской армии под Сталинградом как личную победу, а в дни Тегеранского совещания, сам себе удивляясь, писал в дневнике: «Нет, вы подумайте, до чего дошло — Сталин летит в Персию, а я дрожу, чтобы с ним не дай Бог чего в дороге не случилось». В конце войны писатель часто думал о возвращении на родину.

В мае 1945 года Бунины прибыли в Париж, где встретили день победы над фашистской Германией. Здесь же в 1946 году они узнали о своем восстановлении в гражданстве СССР и даже хотели вернуться. В письме прозаику Марку Алданову Бунин писал: «Но и тут ждет нас тоже нищенское, мучительное, тревожное существование. Так что, как никак, остается одно: домой. Этого, как слышно, очень хотят и сулят золотые горы во всех смыслах. Но как на это решиться? Подожду, подумаю…» Но после Постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, в котором Центральный комитет СССР раскритиковал творчество Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, литератор передумал возвращаться.

Иван Бунин умер в Париже 8 ноября 1953 года. Похоронили писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Интересные факты

Иван Бунин. Фотография: peoples.ru

1. В молодости Иван Бунин был толстовцем. Он мечтал «о чистой, здоровой, «доброй» жизни среди природы, собственными трудами, в простой одежде». Писатель посещал поселения последователей русского классика под Полтавой. В 1894 году он познакомился с самим Львом Толстым. Встреча эта произвела на Бунина «потрясающее впечатление». Толстой посоветовал молодому писателю не «опрощаться», а всегда поступать по совести: «Хотите жить простой, трудовой жизнью? Это хорошо, только не насилуйте себя, не делайте мундира из нее, во всякой жизни можно быть хорошим человеком».

2. Бунин любил путешествовать. Он объехал весь Юг России, был во многих восточных странах, хорошо знал Европу, странствовал по Цейлону и Африке. В поездках его «занимали вопросы психологические, религиозные, исторические», он «стремился обозреть лица мира и оставить в нем чекан души своей». Некоторые свои произведения Бунин создал под влиянием путевых впечатлений. Например, во время путешествия на пароходе из Италии у него родился замысел рассказа «Господин из Сан-Франциско», а после поездки на Цейлон он сочинил рассказ «Братья».

3. Бунина возмущали городские писатели, которые в своих произведениях говорили о деревне. Многие из них никогда не были в сельской местности и не понимали, о чем писали.

Один известный поэт… рассказал в своих стихах, что он шел, «колосья пшена разбирая», тогда как такого растения в природе никак не существует: существует, как известно, просо, зерно которого и есть пшено, а колосья (точнее, метелки) растут так низко, что разбирать их руками на ходу невозможно; другой (Бальмонт) сравнивал лунь, вечернюю птицу из породы сов, оперением седую, таинственно-тихую, медлительную и совершенно бесшумную при перелетах, — со страстью («и страсть ушла, как отлетевший лунь»), восторгался цветением подорожника («подорожник весь в цвету!»), хотя подорожник, растущий на полевых дорогах небольшими зелеными листьями, никогда не цветет.

4. В 1918 году вышел декрет «О введении новой орфографии», который изменял правила правописания и исключал несколько букв из русского алфавита. Бунин не принимал этой реформы и продолжал писать в соответствии со старой орфографией. Он настаивал, чтобы «Темные аллеи» напечатали по дореволюционным правилам, но издатель выпустил книгу по новым и поставил автора перед свершившимся фактом. Писатель даже отказал американскому издательству имени Чехова публиковать свои книги в новой орфографии.

5. Иван Бунин очень трепетно относился к своей внешности. Писательница Нина Берберова в автобиографии вспоминала, как Бунин доказывал, что он красивее Александра Блока. А Владимир Набоков отмечал, что Бунина очень волновали возрастные изменения: «Когда я с ним познакомился, его болезненно занимало собственное старение. С первых же сказанных нами друг другу слов он с удовольствием отметил, что держится прямее меня, хотя на тридцать лет старше».

6. У Ивана Бунина была нелюбимая буква — «ф». Он старался как можно реже ее употреблять, поэтому в его книгах почти не было героев, в имени которых присутствовала бы эта буква. Литературный летописец Александр Бахрах вспоминал, как Бунин ему рассказывал: «А знаете, меня чуть-чуть не нарекли Филиппом. <…> Что все-таки могло произойти — «Филипп Бунин». Как это звучит гнусно! Вероятно, я бы и печататься не стал».

7. В СССР первое после революции сокращенное и вычищенное цензурой пятитомное Собрание сочинений Бунина опубликовали только в 1956 году. В него не вошли «Окаянные дни», письма и дневники писателя — эта публицистика была главной причиной замалчивания творчества автора на родине. Только во время перестройки запрещенные сочинения автора издали полностью.

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953 гг.) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).

Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

Жизнь в эмиграции и смерть

В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Бунина по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Бунина.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина (1903 г., 1909 г.). Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • В 1933 году Иван Алексеевич стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. На вручении Бунин отметил: “Нобелевская премия впервые присуждена литератору-изгнаннику”.
  • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.
  • посмотреть все

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Ивана Алексеевича – пройти.

Тест по биографии

Проверьте своё знание краткой биографии Бунина прямо сейчас:

  1. Вопрос 1 из 11

    Укажите годы жизни Ивана Алексеевича Бунина.</h3>

    • <label>1753-1806</label>
    • <label>1845-1902</label>
    • <label>1870 -1953</label>
    • <label>1917-1937</label>

(новая вкладка)

Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе рубежа веков. Но его путь поэта и прозаика начался значительно раньше. В первом сборнике рассказов “На край света” повествуется о нелегких судьбах пореформенного крестьянства, разночинной интеллигенции, мелкопоместного дворянства.

В этом сборнике еще чувствуются традиции демократической беллетристики 60-80-х годов XIX столетия. На рубеже 1890-1900-х годов в творчестве писателя происходят изменения. На смену реалистическому бытописанию, с его вниманием к социальным типам, приходит проза, близкая к поэзии.

Лирико-обобщенный образ природы приобретает своеобразное философское звучание, связанное с темой постоянного обновления жизни, ив поэзии Бунина начала 1900-х годов (поэма “Листопад”).

В произведениях, написанных после событий первой русской революции, Бунин размышляет об истории России, о судьбах русского народа. В деревенском цикле – повестях “Деревня” и “Суходол” (1910-1912) и в рассказах 1911-1914 годов – писатель создал лиро-эпическую картину жизни русской деревни, которой коснулись упадок и вырождение. Вунинский глубоко пессимистический взгляд явно противостоит “генеральной” традиции русской литературы о крестьянской жизни. Бунин оспаривает Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, которые видели духовный смысл жизни человека в том, чтобы принимать участие в совершающейся истории.

Автор “Деревни” художественно исследует проблему национального характера. Социально зорко, психологически достоверно Бунин изображает и жизнь нового деревенского хозяина Тихона Красова, и драму его брата Кузьмы – народного интеллигента. Их судьбы, по мысли писателя,- это неизбежное следствие общего тяжелого наследия национальной психики.

Герои Бунина не имеют никаких опор в исторической и общественной жизни – точно так же, как она казалась лишенной смысла самому автору. В период работы над повестями “Деревня” и “Суходол” Бунина мучило трагическое осознание абсурдности всей русской социальной жизни – и крестьянской, и дворянской, неверие в возможность социальных гуманистических идеалов, способных реально воздействовать на распадающуюся действительность. Таким образом, субъективизм Бунина проявился в том, что повесть “Деревня”, дающая широкую картину жизни русского крестьянства в переломный момент истории, по материалу, несомненно, претендует на эпичность, а по способу осмысления этого материала она лирическая.

В творчестве Бунина становится заметен отход от современности, усиливается склонность к лирико-философским размышлениям и созерцательности, что отразилось в цикле своеобразных путевых очерков “Тень птицы”. В определенном смысле эта книга полемична по отношению к большинству произведений 1900 – начала 1910-х, годов. “Тень птицы” – рассказ о встречах с тенями прошедших эпох. Впечатления Бунина от путешествий в Константинополь, Грецию, Египет, Иудею объединены авторской мыслью о духовной преемственности в человеческом развитии.

Не веря в историю, писатель истово верил в человеческую культуру. Не случайно Бунин, отправляясь в путешествие, взял с собой книгу Саади, который “положил жизнь свою на то, чтобы обозреть Красоту Мира”. Автор “Тени птицы” скорбит о страданиях и жертвах человечества, об утрате великих культурных ценностей, о бренности бытия. Но рядом с гибелью – всегда неустанно творимая жизнь.

Величественные египетские пирамиды рождают слова: “…исчезают века, тысячелетия,- и вот, братски соединяется моя рука с сизой рукой аравийского пленника, клавшего эти камни”. В возможности сосуществования всех языков, всех обычаев и верований Бунин видел признаки возрождения универсальной культуры, черты которой он обнаруживал, например, в древней Александрии, куда “когда-то стеклись чуть не все древние религии и цивилизации…”.

Цикл “Тень птицы” и повести “Суходол” и “Деревня” с примыкающими к ним рассказами создают единый контекст, позволяющий понять природу неразрешимых внутренних противоречий автора. “Бунин уходит от современности, которая не пригодна для творчества, поскольку еще не очистилась от низменных страстей, преступлений и крови. В этом, конечно, сказалась кризисность мировоззрения писателя, его противоречивость. Он постоянно будет призывать отворачиваться от текущей действительности, убеждать самого себя прежде всего в том, что “Земля – вертеп обмана, лжи и зла”, и все же будет жадно следить за событиями времени и страстно переживать их.

Видимо, эта обостренная чувствительность Бунина и разочарование в гуманистических идеалах предшественников породили у. него отношение к прошлому как к мавзолею, храму, сохраняющему красоту, поэзию в их идеальной чистоте”,- пишет исследователь творчества писателя В. Я. Линков.

В рассказах 1913-1917 годов мы видим взгляды Бунина на мир и человека окончательно сформированными. В этот период им создаются произведения, где развиваются идеи и обосновываются ценности, ставшие в последующем творчестве положениями, не требующими доказательств. “Чаша жизни”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга” занимают особое место в творчестве Бунина, поскольку рисуют человеческую жизнь объективно, эпически. Это сюжетные произведения, в которых осмысливаются самые общие проблемы человеческого существования.

Позже Бунин будет неоднократно обращаться к жанру философского рассказа. Но в произведениях, подобных, например, “Скарабеям” или “Музыке”, философские истины провозглашаются героем или автором в форме лирического монолога, то есть сознательно субъективируются.

Краткий анализ творчества Бунина« Кувшинка (художественное описание) (Второй вариант)Проверочная работа 5 класс раздел “Кулинария” »

М. Горький очень емко выразил отношение к писателю: «Выньте этого человека из русской литературы, и она потускнеет…». Особенность творчества Бунина в том, что он способен в самых обычных вещах находить то, чего другие литераторы не могли заметить. С помощью разнообразных приемов и выразительных средств автор ярко и живо стремится донести до читателя свои глубокие впечатления.

fullsize701.jpg

Эволюция взглядов Бунина

Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой.

Иван Алексеевич имел в своей литературной деятельности один главенствующий прием — человеческую личность в центре повествования, что появилось не без участия произведений Толстого. Долгие годы этот корифей от литературы был кумиром молодого писателя и оказал большое влияние на его творчество.

Достоевский, наоборот, не представлял для него особого интереса. Тем не менее Бунин у него что-то перенимал, хотя взгляды на изображение дворянской России у них резко различались. В некоторых рассказах («Петлистые уши», «Дело корнета Елагина») он устраивает полемику с романом «Преступление и наказание», нарочно изображая преступление без наказания.

Читайте также:  Камера Обскура — краткое содержание романа Набокова

В то же время Бунин в рассказе «Я все молчу» в манере Достоевского показывает саморазрушение личности главного героя. Характерные черты отвергаемого писателя видны и в других его произведениях. Что касается отношения Бунина к модернизму, то у исследователей сложились противоречивые мнения. Долгое время критики писали, что он строго придерживался лучших реалистических традиций XIX века. Зная ироничное отношение писателя к символистам, Блок и Брюсов в свое время утверждали, что подобных наклонностей у него не замечали.

Уже в двадцатые годы прошлого века литературовед Ю. Мальцев назвал писателя «скрытым модернистом», а С. Аверинцев определил черты сходства его сочинений с символистами:

  • с Ахматовой — глубокий психологизм;
  • с О. Мандельштамом и Н. Гумилевым — экзотика отвлеченных образов.

Несмотря на это, Бунин в общем плане отрицал чистый символизм, обвиняя литераторов этого направления в «обнищании и омертвении русской литературы», а стихи Блока называл «утомительным и нудным вздором».

Сам он считал литературу основной формой изучения и познания человеческого существования. Тяжело переживая разлуку с родиной, Иван Алексеевич ни на кого не держал обиды и всегда оставался на стороне русских классических произведений.

Популярные сочинения

Раннее творчество

Свое литературное творчество Иван Бунин начал с написания стихов, которые были больше подражательны, но искренни и теплы в выражении чувств. В 1891 году был издан его первый сборник стихов, а через шесть лет читатели смогли увидеть несколько рассказов под общим названием «На край света». Первые произведения молодого писателя выражали его философские взгляды и отражали величие и красоту русской природы.

Несмотря на мотив краткости человеческой жизни, который звучит в ряде стихотворений, у Бунина, в отличие от символистов, отсутствуют пессимизм и устремленность в потусторонние миры. Автор радуется, что природа вечна и будет приносить радость и счастье всем поколениям: «счастье жить вовеки не умрет». Поэма «Листопад», посвященная Горькому, передает красоту осени, ее запахи, звуки, цветовые оттенки. Но главное, что хочет выразить поэт, — это «любовь и радость бытия».

Поэзия Бунина глубоко пропитана любовью к Родине. Ее светлый образ виден в неброских, но выразительных картинах природы: в атласных березках, грибных запахах, отлете журавлей. Все пронизано чувством тепла «к родным степям и бедным селеньям». Изображая человека как часть природы, Бунин не был понят многими современниками. Было принято считать, что русские поэты всегда воспевали природу как фон происходящих с человеком событий. Это как раз и мешало увидеть в бунинском творчестве развитие лучших традиций на новом уровне.

Бунина знают больше как прозаика, в жанре рассказа он проявил себя как чуткий наблюдатель за русским жизненным укладом. Основными темами ранней прозы писателя были крестьяне и мелкопоместные дворяне. Рисуют безрадостные картины крестьянского переселения и нищету мужиков рассказы:

  • «На чужой стороне»;
  • «На край света»;
  • «Танька» и другие.

Зорким глазом пророка Бунин видел предстоящие изменения: в деревню приходил капитализм.

Разорение дворянских поместий вызывает у него глубокое чувство грусти. Исчезало, по его мнению, целое сословие, которое принесло России немало культурных ценностей. Телеграфные столбы, контрастирующие со старинными строениями, для него были знаком гибели дворянской России.

Очень ярко эта грусть запечатлена в рассказе «Антоновские яблоки», за который Горький назвал писателя «молодым богом». Поражает сочный и красивый язык писателя, тонкое восприятие природы и способность передать ее четко и образно. Рука гениального мастера чувствуется в описании сбора яблок, осеннего пейзажа, молотьбы, в эпизодах охоты.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Читайте также:  Краткое содержание Бунин Суходол для читательского дневника

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Произведение построено на контрасте двух правд: жизнь прекрасна и, наоборот, она только для сумасшедших. Повествование не дает надежд на устройство жизни по первой из них и предлагает искать третью, божественную правду.

Главные смысловые константы художественного мира Бунина

В 1933 году И. А. Бунин стал первым русским писателем лауреатом Нобелевской премии. Еще при жизни о Бунине говорили как о блестящем мастере слова не только российского, но и мирового уровня.

Основу повествования Бунина практически всегда составляет поток памяти. Для писателя он существует в виде «прапамяти», чувства неразрывной связи со «Всебытием», как припоминание прежних жизней. По мнению Бунина, существовать без памяти – это величайшая трагедия. Лишь прошлое, закрепленное памятью, является предметом высокого искусства.

Замечание 1

Писатель в одном из своих писем подчеркивает: «Пока живешь – не чувствуешь жизни».

Поэтому излюбленными героями Бунина являются не люди логики и разума, а люди, которые носят в себе первобытную мудрость инстинктов, пластичные, цельные личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Художественный мир Бунина 450 руб.
  • Реферат Художественный мир Бунина 280 руб.
  • Контрольная работа Художественный мир Бунина 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Писатель считает, что одновременно понять и оценить переживаемый момент невозможно. Запаздывание сознания отлично передано И. А. Буниным в его рассказе «Солнечный удар». Жизнь является лишь материалом, из которого душа человека при помощи памяти вырабатывает что-то, имеющее эстетическую ценность. Писатель с неприязнью относится к категории будущего, которое ничего, кроме смерти, не обещает. Бунин пытается вернуть «утраченное время», что ярко проявляется в его автобиографическом произведении «Жизнь Арсеньева».

Наиболее четко в художественном мире Бунина проявляется чувство одиночества. Здесь это чувство одиночества вселенского, вечного, как непреодолимого, неизбежного состояния человеческой души. В душе писателя непознаваемая мировая тайна вызывает одновременно «сладкие и горестные чувства». Чувство упоенности жизнью, радости смешивается с томящим чувством тоски. Для Бунина радость жизни – это не безмятежное, блаженное состояние, а трагичное чувство, окрашенное тревогой и тоской. Поэтому у него всегда любовь и смерть идут рука об руку и неожиданно соединяются с творчеством.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В творчестве И. А. Бунина неизменно присутствуют следующие мотивы:

  • Мотив любви;
  • Мотив смерти;
  • Мотив преображающей силы искусства.

Любовь к перемене мест – одна из главных жизненных страстей. С 1880 по 1890-е годы он много путешествовал по России, по Ближнему Востоку, объездил Европу и страны Азии. Иногда Бунин в качестве материала для произведений использовал, наряду с впечатлениями о действительности русской глубинки, и зарубежные наблюдения.

Читайте также:  Тема творчества в произведениях М.А. Булгакова (сочинение по литературе в формате ЕГЭ)

Позиция писателя относительно русской действительности выглядела непривычно. Многие современники считали его «холодным», бесстрастным, хоть и выдающимся мастером, а суждения Бунина о России, русской истории и русском человеке казались слишком отстраненными. Писатель стремился дистанцироваться от мимолетных социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве старался избегать публицистичности. При этом Бунин чрезвычайно остро ощущал свою принадлежность к «роду отцов своих», к русской культуре. Для того, чтобы оценивать российскую действительность, ему всегда была необходима хронологическая, иногда географическая, дистанция. Например, во время пребывания в Италии он писал о русской деревне, а в России писал о Ближнем Востоке, Индии, Цейлоне.

Писатель ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Еще в 1886-1887 гг. до публикации своих рассказов и стихов Бунин увлеченно переводил «Гамлета». Также в печати появлялись его переводы Гейне, Петрарки, Мицкевича, Верхарна, Байрона, Тениссона, Мюссе. Перевод произведения Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», опубликованный в 1896 году, стал вершиной этого периода. Эта школа поэтического перевода помогла Бунину в совершенстве овладеть формой классического русского стиха.

Необычайно острое зрение позволяло Бунину разглядеть звезды, которые другие видели только в телескоп. Писатель обладал удивительным слухом, он по звуку колокольчиков мог безошибочно определить, кто едет.

К точности изображения Бунин относился с максимальной серьезностью и строгостью. Все, кто был знаком с Иваном Алексеевичем, убеждались, с какой трепетностью писатель относился к каждому слову, его могла серьезно огорчить даже запятая, поставленная неправильно. Бунин вносил уточнения и поправки в текст вплоть до момента выхода книги в свет.

Урок по этапам жизни писателя

Методика урока на тему «Характеристика творческого пути Ивана Бунина» предполагает использовать слайды, слово учителя и краткие сообщения учащихся. Занятие начинается с доклада одного из них о детстве и отрочестве писателя. В процессе рассказа читаются стихи, написанные им в возрасте 8—9 лет. После этого учитель задает вопрос классу: «Вспомните из курса истории, какие события происходили в этот период».

Учащиеся вспоминают, что незадолго до рождения Бунина, в 1861 году, было отменено крепостное право, и началось разорение деревни. Следующее сообщение относится ко времени учебы в гимназии и послегимназического обучения. Юлий, старший брат писателя, относился к народнической организации. Дети вспоминают, кто такие народники, и делают вывод, под чьим влиянием формировался характер будущего литератора. Кто-то из школьников сообщает о первых изданиях поэтических сборников и рассказов.

Учитель делает их краткий анализ, рассказывает о знакомстве Бунина с Варварой Пащенко и неудачной женитьбе на Анне Цакни. Вопрос к учащимся: «Что значила любовь к Вере Муромцевой в жизни Бунина?». Далее следует слово учителя о любовной лирике и чтение стихов, посвященных Муромцевой. Затем идет речь о 90-х годах XIX века — плодотворном периоде в творчестве Бунина. Рассказав ребятам о знакомстве писателя с Чеховым и Толстым, учитель переходит к анализу рассказа «Антоновские яблоки».

К следующему уроку дается задание: прочитать в учебнике материал о дальнейшей судьбе Ивана Алексеевича Бунина и ответить на вопрос: «Какой вклад внес Бунин в русскую литературу?», а также подготовить реферат на тему «Творчество Бунина за рубежом».

Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/persons/9549/ivan-bunin
  • https://obrazovaka.ru/alpha/b/bunin-ivan-alekseevich-bunin-ivan-alekseyevich
  • https://lit.ukrtvory.ru/kratkij-analiz-tvorchestva-bunina/
  • https://school-ethiopia.ru/avtory/literaturnoe-napravlenie-bunina.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт