Утес (Ночевала тучка золотая …)

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.

400px-Lermontov_Kavkazskij_vid_vozle_seleniya_Sioni-e1584466278134.jpgСтихотворение «Ночевала тучка золотая» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, незадолго до гибели,  и опубликовано два года спустя в «Отечественных записках» по записной книжке, подаренной Лермонтову В. Ф. Одоевским. Предположительно, это стихотворение было написано уже на Кавказе, где сама природа благоприятствовала его созданию.  И в Пятигорске, и в Ставрополе, Лермонтов мог легко наблюдать такую картинку, и она  дала ему  такое поэтическое сравнение.  В стихотворении старый утес сравнивается с пожилыми мужчиной, который увлекся ветреной юной барышней.

Стихотворение маленькое, в нем всего 8 строк, написанных  пятистопным хореем. Рифма  кольцевая, женская.

Белинский назвал стихотворение «Ночевала тучка золотая» одним из лучших творений поэта.  Известные композиторы той эпохи    вдохновились на создание более чем двух десятков лирических романсов. Лучшими признаны романсы А. Даргомыжского и М. Балакирева.  Римский-Корсаков создал хоровое произведение по этому стихотворению.

Иллюстрации к этому произведению, кроме Лермонтова, создали В. Поленов, В. Конашевич и другие художники.

На рисунке картина Лермонтова, написанная маслом на холсте. Называется она «Кавказский вид возле селения Сиони». Дорога из Владикавказа в Тбилиси проходит мимо этого селения.

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/mixail-lermontov-utyos/
  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/utes-nochevala-tuchka-zolotaya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт