«Женитьба» — краткое содержание пьесы Н.В. Гоголя

Пьеса «Женитьба» Гоголя была написана в 1835 году. Произведение, которое в свое время вызвало немало толков и пересудов, считается первой русской бытовой комедией. При помощи героев – мелких чиновников и купцов – писатель отразил образ жизни Петербурга 30-х годов 19 века.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Женитьбы» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Иван Кузьмич Подколесинчиновник, надворный советник, решивший жениться.

Илья Фомич Кочкаревдруг Подколесина, решивший помочь ему в сватовстве.

Агафья Тихоновна Купердягинакрасивая девушка, невеста, купеческая дочь.

Другие персонажи

Арина Пантелеймоновнародная тетка Агафьи Тихоновны.

Фекла Ивановна сваха, пронырливая, хитрая женщина.

Иван Павлович Яичница чиновник, важный, серьезный мужчина.

Никанор Иванович Анучкин отставной пехотный офицер, приятный в общении человек.

Балтазар Балтазарович Жевакин отставной моряк, бедный жених.

Краткое содержание

Действие первое

Надворный советник Иван Кузьмич Подколесин надумал жениться. Для этого он обратился за помощью к свахе, которая вот уже три месяца как занималась этим вопросом. Подколесин заказал у портного черный фрак, выбрав самое дорогое тонкое сукно, купил самую лучшую ваксу для придания сапогам зеркального блеска. Устав от забот, Иван Кузьмич пришел к выводу, что «хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба».

К Подколесину пришла сваха Фекла Ивановна, которая принялась расхваливать достоинства невесты – купеческой дочери Агафьи Тихоновны, мечтавшей выйти замуж за дворянина. У нее было приличное приданое: «каменный дом в Московской части», два флигеля, большой огород.

Фекла предложила Подколесину не терять даром времени и познакомиться с девицей на выданье. У такой завидной невесты есть и другие претенденты на руку и сердце, а вот у Ивана Кузьмича «в голове седой волос уж глядит». Услышав это, мужчина не на шутку встревожился и кинулся к зеркалу рассматривать свою шевелюру.

В комнату вбежал Кочкарев. Узнав о предстоящей женитьбе друга, он решил самостоятельно заняться этим вопросом. Он принялся убеждать Подколесина немедленно ехать к невесте, но тот пока не был готов так быстро расстаться с холостой жизнью. Кочкарев принялся уговаривать его, описывая все прелести женитьбы. Ему удалось убедить друга, и они отправились к Купердягиным.

Тем временем Агафья Тихоновна гадала на картах. Она страстно мечтала выйти замуж за дворянина, но тетка Арина Пантелеймоновна напомнила, что ее покойный батюшка презирал тех, кто стыдился своего купеческого звания. Женщина была уверена, что Фекла не найдет племяннице достойного жениха, поскольку она большая лгунья.

Появилась Фекла, чтобы предупредить Агафью Тихоновну о скором визите женихов, которых ей удалось отыскать. Приедет человек шесть – и все дворяне, а как «не пондравятся — ну и уедут».

Фекла принялась описывать достоинства женихов. Так, Балтазар Балтазарович Жевакин «во флоте служил» и любил невест в теле, но был беден. Иван Павлович Яичница – «такой важный, что и приступу нет», но Агафье Тихоновне не понравилась его фамилия. Никанор Иванович Анучкин отличался деликатностью и мягким характером, он хотел, чтобы невеста была «хороша собой, воспитанная, чтобы и по-французскому умела говорить». Вот только был он худощавого телосложения, а Агафья Тихоновна предпочитала крупных мужчин. Акинф Степанович Пантелеев – приятный, тихий, скромный, но пьющий чиновник. О Подколесине Фекла даже не хотела рассказывать: «уж на подъем куды тяжел, не выманишь из дому».

Первым появился Иван Павлович Яичница, который тут же стал сверять приданое невесты со своими записями. Следом за ним появился Анучкин, принявший толстого пожилого Яичницу за «папеньку» Агафьи Тихоновны.

Следующим гостем оказался Жевакин, который разговорился с Анучкиным о Сицилии. При знакомстве с Иваном Павловичем Жевакин подумал, что тот перекусил яичницей.

Затем пожаловали Кочкарев и Подколесин. Агафья Тихоновна, сконфузившись, скрылась в своей комнате, а женихи принялись обсуждать достоинства и недостатки невесты. Кочкарев пообещал Подколесину отвадить всех женихов, если тот всерьез решил жениться.

Действие второе

Агафье Тихоновне было непросто сделать выбор между четырьмя женихами. Если бы она только могла, то взяла бы у каждого из мужчин лучшие качества – вот и вышел бы идеальный муж. Ее размышления были прерваны появлением Кочкарева. Он принялся убеждать девушку остановить свой выбор на Подколесине , поскольку все остальные женихи – «дрянь против Ивана Кузьмича». Однако Агафье Тихоновне было «как-то стыдно» отказать другим женихам. Кочкарев посоветовал сказать им просто: «Пошли вон, дураки!».

Услышав стук в дверь, Кочкарев скрылся из дома по черной лестнице. Первым визитером оказался Яичница, чтобы успеть поговорить с Агафьей Тихоновной о деле. Однако она отказала ему, сказав, что еще слишком молода и «не расположена еще замуж».

Их разговор прервало появление Жевакина и Анучкина. Яичница, как «человек должностной» и очень занятой, потребовал от Агафьи Тихоновны немедленного ответа. Невеста в смятении выгнала всех вон, и тут же скрылась в своих покоях, испугавшись, что Яичница ее прибьет.

В этот момент в доме появились Кочкарев и Подколесин. Яичница поинтересовался у них, «невеста дура, что ли». Кочкарев, прикинувшись дальним родственником Агафьи Тихоновны, сказал, что она была странной «с самого сызмала». И, кроме того, у нее нет и гроша за душой, а дом давно заложен. Анучкину Кочкарев рассказал, что невеста не знает по-французски «ни бельмеса».

Тяжелее всего пришлось отвадить от невесты Жевакина, которого не смутило даже вранье о ее бедности. Кочкарев пообещал ему найти подходящую девушку, если тот согласиться немедленно покинуть этот дом.

Так хитрецу Кочкареву удалось отвадить всех женихов, а Подколесину он сообщил, что невеста от него просто без ума: «Такая страсть — так просто и кипит!». Он посоветовал другу воспользоваться удобным моментом и сделать Агафье Тихоновне предложение.

Оставшись наедине с девушкой, Подколесин завязал с ней ни к чему не обязывающий разговор. Ему удалось оказать самое приятное впечатление на Агафью Тихоновну.

Кочкарев был раздосадован: он был уверен, что его друг открыл свое сердце, и влюбленные тут же отправятся под венец. Подколесин в свою очередь не мог так быстро принять важное решение. Кочкарев на коленях принялся умолять его не затягивать с женитьбой. Он помог ему сделать предложение, и Агафья Тихоновна приняла его.

Когда невеста удалилась в свои покои, чтобы переодеться, Подколесин принялся рассуждать о преимуществах семейной жизни. В последний миг он испугался ответственности и скрылся из дома невесты через окно.

Никто в доме не мог понять, куда исчез жених. Узнав, что он выпрыгнул в окно и уехал на извозчике, Арина Пантелеймоновна принялась обвинять Кочкаерва в невиданной подлости: «Видно, только на пакости да на мошенничества у вас хватает дворянства!». Кочкаерв пообещал вернуть жениха, но сваха сказала, что вернуть можно того, кто ушел через дверь, а не выпрыгнул в окно.

Заключение

В своем произведении автор высмеял отношение к женитьбе в современном ему обществе, когда люди создавали семьи исключительно из корыстных соображений.

После ознакомления с кратким пересказом «Женитьбы» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Женитьба»?</h3>

    • <label>Александр Островский</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Александр Грибоедов</label>
    • <label>Антон Чехов</label>

(новая вкладка)

Надворный советник Подколесин, лёжа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворённый Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живёт невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному ещё другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. Уж совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Продолжение после рекламы:

Агафья Тихоновна с тёткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растёт, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тётка вздорит с Феклою о том, кто лучше — купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясён заявлением Жевакина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочкарев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Невеста в сопровождении тётки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущённым бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берётся остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»), и хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена ещё замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашённая видом Яичницы («Ух, прибьёт!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремёшку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив своё участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущённой же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлён странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Продолжение после рекламы:

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращён Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворённый в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остаётся один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлён, что множество людей живёт в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдёт, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, — выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто моё почтение!»

Пересказала Е. В. Харитонова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизации 🎥

Аудиокнига

6135441.jpgЖенитьбаАудиоспектакль. 1 ч 50 мин. Читают Анна Лисянская и др. Бесплатный отрывок:6135441.jpgАнна Лисянская и др.1 ч 50 мин

Читайте также

Содержание:

История создания

Пьеса Гоголя «Женитьба» была написана за девять лет. Писатель приступил к ее созданию в 1833 году. Первоначально работа имела название «Женихи», но позже оно было заменено на «Женитьбу». По замыслу автора действие проходило в деревне и сюжет был немного иным. В нем отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица.

Гоголь планировал отдать рукопись для постановки в 1836 году, но в итоге продолжил работу над пьесой. Автор перенес место действия в город, добавил героев, и в 1842 году состоялась премьера комедии. Она была показана в Александрийском театре, а спустя два месяца — в Москве.

Пьеса не имела успеха по нескольким причинам. Актеры плохо понимали, что от них требуется. Во время премьеры, после финальной сцены раздалось шиканье. Зрители были удивлены концом. До этого спектакли заканчивались счастливым воссоединением, но Гоголь нарушил это правило.

Последующие постановки были более удачными. Через анализ «Женитьбы» Гоголя можно увидеть особенности жизни разных сословных групп XIX века.

Основная информация

У пьесы «Женитьба» жанр — бытовая комедия. В России Гоголь первым создал работу такого плана, и его инициативу перенял Александр Островский. Изначально Гоголь планировал изобразить жизнь помещиков, но после некоторых раздумий обратил внимание на чиновничью сферу.

Многие исследователи считают, что пьеса относится к реалистичному направлению в литературе. Подколесин считается предшественником Обломова. Эти герои предпочитают отказаться от счастья, но только не делать ничего активного. Характер Обломова объяснялся особенностями его жизни, но читателю остается неизвестно, что сделало Подколесина робким.

Пьеса является сатиристической комедией. Автор высмеивает не только черты героев и их индивидуальные особенности, но и социальные явления. В произведении свадьба рассматривается, как способ сменить статус. Писатель осуждает жизнь без искренних чувств, брак без ответственности и любви.

Структура пьесы четкая, композиция закольцована. «Женитьба» начинается и заканчивается одним и тем же. В центре сюжета поиски жениха для купеческой дочки. Она хочет выйти замуж за дворянина. Невеста сомневается и продолжает составлять характеристику идеального спутника жизни. В итоге все заканчивается тем, что Подколесин выпрыгивает в окно и убегает.

Главные герои

В центре произведения — Агафья Купердягина, дочь купца Тихона. Она стремится стать женой. Ее тетка, Арина Пантелеймоновна, стремится помочь племяннице. Фекла Ивановна — это сваха и именно она занимается поиском женихов. В ее задачу входит проверочная работа, ей нужно оценивать каждого кандидата.

В пьесе Гоголя «Женитьба» главные герои показаны в немного преувеличенной манере:

  1. Иван Подколесин — чиновник, надворный советник. Он ясно видит цели, но не прилагает усилий для их достижения.
  2. Илья Кочкарев — друг Подколесина. У него много энергии, он активный, но тратит время на пустые дела.
  3. Иван Яичница — коллежский асессор. Во всем ищет материальную выгоду.

В произведении встречается множество других героев. Некоторые из них описаны внесценически, т. е. они не участвуют в действиях. Отец Агафьи, Тихон, только упоминается. В произведении есть не только действующие лица, но и выдуманные — брат купеческой дочки, надворный советник и капитан.

Краткое содержание

В первом действии рассказывается о том, как Подколесин надумал изменить свое положение. Для этого ему нужно было жениться, и за помощью он обратился к свахе. Мужчина подготовился к встрече — купил дорогой фрак и начистил сапоги. В это время Иван сделал вывод, что женитьба — это хлопотное дело.

К этому моменту предприимчивая сваха договорилась с шестью мужчинами. Знакомство с каждым претендентом прошло без особых происшествий. Все кандидаты были уникальными:

  1. Яичница сразу принялся сверять приданое по списку.
  2. Анучкин принял Яичницу за отца Агафьи.
  3. Жевакин буквально воспринял фамилию Яичницы.
  4. Подколесин приехал последним и принялся активно обсуждать недостатки, достоинства невесты с другими кандидатами.

Такое знакомство только сконфузило Агафью. Второе действие начинается с того, что купеческая дочка принялась рассуждать. Никто из четырех претендентов ей не нравился, и она размышляла о том, как взять от каждого по кусочку и создать идеального жениха.

Кочкарев попытался убедить ее, что Подколесин лучший жених, но Агафья колебалась. К девушке пришли другие претенденты и принялись ее уговаривать. Кочкареву удалось отвадить всех, и он привел своего друга для беседы с Агафьей. Но молодые люди не спешили объявлять о свадьбе.

Под давлением Кочкарева Подколесин делает предложение. Невеста принимает его и удаляется в комнату для переодевания. Сам же Иван Подколесин не особо рад смене статуса. Он считает, что в существовании холостяком есть определенные преимущества. Мужчина понимает, что завтра ему предстоит жениться и взять на себя ответственность.

Такая перспектива пугает Подколесина, и он выпрыгивает в окно. В доме царит переполох, а тетка Агафьи замечает, что сбежавшего жениха не получится вернуть.

Значение произведения

Николай Гоголь — великий писатель, чьи работы не теряют актуальности в современном мире. Его пьесу «Женитьба» неоднократно ставили на сценах разных театров. В основе сюжета лежит искаженное восприятие свадьбы, которая давно перестала быть соединением влюбленных людей. В произведении показано, как она превратилась в коммерческую сделку.

Первый претендент, Яичница, даже не скрывал своего материального интереса. Второй кандидат, Анучкин, недалёкий и неглубокий человек. Он мечтает, чтобы невеста разговаривала на французском языке. Третий кандидат, Жевакин, чистоплотный, аккуратный и бедный человек. Четвертый претендент, Подколесин, был нерешительный и безынициативным человеком.

Сама Агафья тоже никак не могла выбрать, кто ей нравится. В мужчинах она ценила только внешность, и через это писатель показал, что у нее к свадьбе тоже прагматичный подход.

В пьесе Гоголя высмеивается свадьба ради улучшения материального положения. Через преувеличенные портреты героев показаны некоторые человеческие черты характера.

Отзывы читателей

Очень люблю произведения Гоголя со школы. Пьеса «Женитьба» хорошо показывает, как некоторые мужчины убегают от ответственности и взрослой жизни. Произведение не теряет актуальности. В современном мире некоторые люди воспринимают брак как выгодную сделку. Пьесу можно разбирать на цитаты для читательского дневника. Один только монолог Агафьи становится отражением общества. Произведение надо прочитать каждому человеку.

Гоголь сумел в небольшое произведение вложить много смысла. Каждое слово пьесы отражает атмосферу Санкт-Петербурга XIX века. Суть произведения простая: сваха проводит поиск женихов, каждый из которых имеет свои цели. Свадьба — это доказательство настоящей любви, но человечество становится все эгоистичнее. Поэтому брак теперь предстает выгодной сделкой. Некоторые отрывки из пьесы люблю перечитывать. Рецензии не передают полной картины произведения, его лучше читать полностью.

В школе мало читал классической литературы. Интерес к работам Гоголя появился после просмотра одноименного фильма. Знакомство решил начать с пьесы «Женитьба», так как это комедия, а писатель отличался хорошим чувством юмора. Произведение меня не разочаровало. В тексте отлично показаны особенности нравов людей, считающих свадьбу выгодной сделкой. Персонажи доведены до абсурда, но именно это позволяет лучше понять задумки писателя. Герои духовно бедны, и у них нет великих целей в жизни. Эта комедия не теряет своей актуальности в современном мире. Рекомендую к изучению.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание 📚 комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание 📚 повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание 📚 трагедии И. Гете

14:39 27.02.2009 (обновлено: 14:40 27.02.2009)© РИА Новости / В. БаженовПерейти в фотобанкЧитать ria.ru в В рамках проекта «Гоголь. 200 лет» РИА Новости представляет краткое содержание пьесы «Женитьба» Николая Васильевича Гоголя, на протяжении более чем 160 лет входившей в репертуар как самых известных, так и провинциальных театров России.

В рамках проекта «Гоголь. 200 лет» РИА Новости представляет краткое содержание пьесы «Женитьба» Николая Васильевича Гоголя, на протяжении более чем 160 лет входившей в репертуар как самых известных, так и провинциальных театров России.

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый».

Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. УЖ совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с теткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше — купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать.

Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясен заявлением Жева-кина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочка-рев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тетки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берется остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича,..»),  хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом.

Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремешку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив свое участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущенной же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлен странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращен Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворенный в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться.

Подколесин, уж довольный и благодарный, остается один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множество людей живет в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, — выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Авторы: Николай ГогольЖанр: ПьесыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3625-0

Эту пьесу Гоголя называют одной из первых русских «бытовых комедий нравов», посвященных казусам жизни простых обывателей. В «Женитьбе» есть все, что составляет эту жизнь: смешное и грустное, высокое и низкое. Сюжет пьесы прост и незатейлив – мелкий чиновник решает жениться и обращается к свахе… Гоголь в легком и живом стиле живописует подоплеку события и сопутствующую ему интригу. В подтексте пьесы ясно ощущается основная гоголевская тема – ощущение глобальной пустоты и бессмыслицы, измельчания и омертвения души человека, которые удивительным образом сочетаются с неизменной верой писателя в силу слова художника, во вселенскую справедливость и божественную природу человека. Пьеса написана в 1833-1835 годы, опубликована в 1842 году.

Николай ГогольЗаписки сумасшедшегоПовестиНиколай ГогольПортретПовестиНиколай ГогольНевский проспектПовестиНиколай ГогольНосПовести

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/gogol/zhenitba
  • https://briefly.ru/gogol/zhenitba/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/pesа-gogolya-zhenitba.html
  • https://ria.ru/20090227/163382603.html
  • https://www.culture.ru/books/51/zhenitba

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт