8 произведений русской литературы, которые помогут вам найти своё предназначение в жизни

Автор: · Опубликовано 14.09.2020 · Обновлено 14.09.2020

Многомудрый Литрекон подготовил новый список примеров из литературы для сочинения по направлению «Разговор с собой», направленный на раскрытие тематического блока «Смысл жизни». Безусловно, любую тему можно раскрыть с разных сторон. А данное направление тем более представляется весьма широким. По этой причине Многомудрый Литрекон выбрал разнообразные варианты тезисов, которые помогут сузить представленную тему, и обозначил их в микровыводах после каждого аргумента, а также в подзаголовках.

Как найти смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.
  2. «На дне» М. Горький. Пьеса Максима Горького«На дне» подобна некоей наглядной энциклопедии судеб людей, которые утратили смысл жизни. У них нет высоких целей, они ни к чему не стремятся. У каждого героя свой путь, своя история того, как они опустились на это «дно» и оказались в ночлежке. Кажется, они ещё не утратили надежду на светлое будущее. Но стоило страннику Луке возродить в сердцах стремление к лучшему уделу, как некоторые из его слушателей действительно стали исправляться. Так, Актер принял решение вернуться на сцену и избавиться от алкоголизма. Ради этого нового смысла бытия он смог побороть свое пристрастие на несколько дней, сделал первые шаги на пути к обещанной Лукой бесплатной больнице. Однако когда он узнал, что ему и дальше придется самому бороться за счастливое будущее, без волшебных больниц и снадобий, он пал духом и ушел из жизни. Оказалось, что никто из обитателей дня не готов прилагать усилия, чтобы исправить своё бедственное положение. Их поиск смысла жизни заканчивается на мечтах о лучшем, которые ничем не подкреплены в реальности. К сожалению, эти люди в большинстве своём уже нравственно погибли. Таким образом, человек ответственен за свою жизнь. Чтобы чего-то добиться и куда-то прийти, нужно идти и трудиться. Смысл бытия можно постичь только в результате самостоятельной внутренней работы над собой, другие люди не могут придумать его за нас, как бы ни старались.

В чем смысл жизни?

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Вся сюжетная линия князя Андрея Болконского в романе-эпопее представляет себе путь героя к обретению истинного смысла жизни. И этот путь тяжёл, разнообразен: это война, то самое знаменательное сражение при Аустерлице, встреча давнего и настоящего друга Пьера Безухова в Богучарове, знакомство с Наташей Ростовой. К нему приходит осознание, что смысл его жизни вовсе не в собственном успехе, а в спокойной и умиротворённой жизни, в обретении любящей семьи. В последние дни жизни герой смог найти гармонию в себе и в окружающем мире. Он простил и всем сердцем полюбил Наташу, примирился со всеми обстоятельствами и чувствами, осознал выполненный по отношению к Родине долг. Для счастья человеку нужен человек, жизнь должна быть посвящена не только себе самому – к таким выводам приходит Андрей Болконский, найдя свой смысл жизни в бесконечном потоке любви.
  2. «Слепой музыкант» В.Г. Короленко. Герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» – незрячий мальчик Петруся. С самого детства его жизнь непроста из-за его недуга. Но он вовсе не отчаивается и вскоре обретает свой смысл жизни. Он находит его в искусстве – в музыке. Услышав однажды, как играет на дудочке конюх Иоахим, Петрусь восхищается, приходит в восторг и осознаёт, что жить без музыки не сможет. Герой самостоятельно прикладывает усилия и стремится к тому, чтобы найти своё предназначение и свои цели. Он проходит долгий путь и в итоге становится известным и талантливым пианистом. Однако искусство – не единственный смысл жизни героя. Кроме своего любимого дела, Петрусь обретает семью – жену и ребёнка. И две этих составляющих – любимое занятие и близкие люди – приносят истинное счастье Петру. Это и есть его смысл жизни.
  3. «Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Главная героиня произведения Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» – Матрёна. Сам автор считает женщину настоящим праведником – на таких, как она, держится многое в мире. Матрёна посвятила всю свою жизнь помощи другим людям. Сначала она пожертвовала любовью к Фаддею, чтобы помочь его семье в трудные времена. Потом она стала приемной матерью для одной из его дочерей и выделила ей большую часть избы в качестве приданого. Все время женщина появлялась там, где было нужно ее участие, и безропотно отдавала всю себя во благо общего дела. Она ничего не требовала взамен, не искала собственной выгоды, не гналась за прибылью или материальными ценностями. При этом героиня была действительно счастлива, потому что у неё была возможность сделать окружающих более радостными или даже счастливыми. Её смысл жизни заключался именно в этом.

К чему ведет отсутствие смысла жизни?

  1. «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов. Его судьба– это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Жить и развиваться без цели человек не может. Когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит праздно лежать на своём любимом диване. Погубило Обломова отсутствие действий и целей. Он совсем не прикладывает усилий, чтобы что-то поменять в жизни или чего-то добиться. Желая сохранить Обломовку и разобраться с хозяйственными делами, он откладывает все это на потом и во всем зависит от Андрея Штольца, который и делает за него всю работу. Илью Обломова не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с нею, но так ничего и не сделал для этого. Так, герой нравственно умер, даже не пытаясь спастись. Выбрав спокойное прозябание на диване, праздность и зону комфорта, Илья Ильич пустил на самотек судьбу близких ему людей — жены и сына. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал ее — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Это и есть подтверждение нравственной деградации героя: даже семья не мотивировала его меняться к лучшему. Таковы последствия отсутствия осмысленности бытия. Если человек не прилагает усилий, не ставит цели, его жизнь меркнет, теряет смысл и ведет к деградации личности.
  2. «Человек в футляре» А.П. Чехов. В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» учитель гимназии Буркин рассказывает историю о своём коллеге – Беликове, который преподавал в школе греческий язык. Главная черта этого героя – его враждебность ко всему, что не входило в список того, что «правильно». Эта ограниченность завела героя в нравственный тупик: он не имел смысла жизни и существовал по инерции, просто потому, что это прилично и дозволено. Герой боялся любого действия, которое не предусмотрено какими-то законами или правилами. Беликов словно выстроил вокруг себя «футляр» из норм и догм сомнительной важности, которые не давали ему задуматься над более важными вещами — семьей, призванием, любовью. Он не выходил из этой оболочки и вовсе не стремился к обретению счастья, закрываясь от мира галошами, очками, зонтиком и пальто.Его единственная попытка прорвать заслон — ухаживания за Варей — была задушена новыми комплексами и предрассудками. Ради второстепенных приличий он пожертвовал первостепенным чувством. Его страхи взяли над ним верх и встали у него на пути к поиску истинного смысла жизни, поэтому он просто умер в одиночестве, никем не оплаканный и не любимый. В итоге его похороны были встречены вздохом всеобщего облегчения: таковы последствия бесцельного прожитого пути человека.

Может ли эгоизм быть смыслом жизни?

  1. «Крыжовник» А.П. Чехов. Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник» – Николай Иванович Чимша-Гималайский. Поиском смысла жизни он вроде бы не был занят, ведь давно уже понял, чего желает. Его предел мечтаний – это собственный домик и непременно с крыжовником, растущий в саду. Николай Иванович экономит, копит деньги на свою усадьбу. Он не только сам голодает, но и жену заставляет делать то же самое. Женщина вскоре умерла от такого существования. Однако это событие не тронуло героя – он занят только своим желанием. В какой-то момент Николай Иванович достигает цели. Счастлив ли он? Да, ведь со слезами радости на глазах вкушает свой крыжовник. Но жизнь его не приносит пользы ни ему самому, ни тем более окружающим. Более того, его легкомыслие, эгоизм и самомнение героя приносят вред другим людям: он сутяжничает с соседями, спаивает крестьян. Но самое важное, что подметил его старший брат, заключается в том, что он деградирует от сытой барской жизни, ведь ничем не занимается, ни о чем не думает. Поэтому брат Николая Ивановича – Иван Иванович – от лица которого ведётся повествование, приходит к выводу, что смысл человеческой жизни состоит не в услаждении собственных желаний, а в том, чтобы заботиться об окружающих. Это подтверждает следующая цитата: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
  2. «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин. Герой рассказа И.А. Бунина – безымянный господин из Сан-Франциско. Это человек, который жил ложными ценностями. Своим смыслом жизни он сделал деньги, наслаждение и развлечения. Он не обращал внимание на окружающих, его не заботили чужие судьбы, поэтому он так далек от своей семьи, и их первый совместный отдых состоялся лишь в преклонном возрасте, когда силы покинули человека. Господин из Сан-Франциско умирает в самом начале вояжа, так и не познав истинного счастья, ведь настоящее счастье неразрывно связано со смыслом жизни, которого у него не было. Он все откладывал семью, самообразование, путешествия и другие прекрасные, вдохновляющие нас вещи на потом, растеряв все время на приобретение материальных ценностей. Герой этого произведения не думал ни о чём, кроме денег, поэтому не добился ничего, кроме внушительного банковского счета. Ни уважения общества, ни любви семьи он так и не испытал, а потому возвращался домой в ящике из-под содовой, пока на верхней палубе прожигали дни такие же недальновидные люди, как он. В погоне за прибылью он даже не стремился выйти за эти рамки и достичь большего. Деньги заботили его больше, чем люди. Сначала господин из Сан-Франциско погиб нравственно, а вскоре и физически. Его эгоизм привел к тому, что жизнь была прожита напрасно: герой не получил того, чего хотел, и не сделал ничего, что могло бы послужить его самореализации в этом мире. Автор подчеркнул обреченность такого общества названием судна «господина» — «Атлантида». люди, погрязшие в себялюбии и жадности, исчезнут без следа и итога, как и затерянная страна.

Почему людям трудно найти смысл жизни?

  1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Евгений Онегин – первый «лишний» человек в русской классической литературе. Он всю жизнь пытался понять своё предназначение, но в итоге лишь окончательно запутался и остался несчастен. Любое занятие приносило ему или тоску, или разочарование – или и то, и другое сразу. Он интересовался всем, но ничем не увлекался всерьез из-за своей инфантильности и ветрености. Выбирая новое дело, среду, людей, увлечение, Евгений не хотел нести ответственности за результат и идти к нему тернистой тропой. Из-за пресыщенности и лени души поиск смысла жизни Евгения Онегина ничем не увенчался. Большую часть жизни он был занят развлечениями, светскими мероприятиями и иными видами отдыха. И даже настоящая любовь не может помочь герою, потому что он и ее боится. Таким образом, трусость, легкомыслие и инфантильность делают Евгения несчастным, а поиск смысла жизни – безуспешным и незавершённым.
  2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Главный герой повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. Подобно Евгению Онегину в романе А.С. Пушкина, этот герой стремится осознать, для чего он живёт, но приходит к выводу, что он лишь «топор в руках судьбы», который занимается только тем, что причиняет боль окружающим, развлекая себя приключениями за счет их страданий. Печорин холоден, скуп на эмоции, эгоистичен – это качества не дают ему возможности стать по-настоящему счастливым. Он отталкивает даже тех, кто действительно любит его. Поэтому герой оказывается крайне одинок. Но почему же? Григорий достаточно умен, чтобы найти причину своих ненастий, но не имеет воли и мотивации измениться к лучшему. Он не хочет становиться другим и находит мрачное удовольствие исследовать глубины своих пороков. Гораздо легче оставить внутренние изъяны неприкосновенными, чем бороться с ними путем ежедневных ограничений и усилий. Таким образом, Печорин не сумел и не захотел применить свои навыки и знания для того, чтобы обрести цель в жизни, а вместе с ней – смысл. Чтобы пройти этот непростой путь, человек должен полностью управлять собой, направлять себя все выше и выше, а далеко не все готовы трудиться ежедневно и ограничивать свои пороки. Этот процесс сложен, как и любая постепенная, упорная и постоянная работа. Но только так человек сможет понять, что для него по-настоящему значимо.

Автор: Мария Сербина

Автор: · 09.05.2018

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

Смысл жизни

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения. 2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.

Поиски смысла жизни

  1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
  2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Алёна Бузькевич

Содержание:

Проблема выбора жизненного пути

Каждому из нас в жизни приходилось стоять на “распутье”. Человек взрослеет и ему приходиться делать выбор: профессии, спутника жизни, средств достижения цели. Кто-то с этим определился быстро, а у кого-то на это ушла вся жизнь. Многие обстоятельства способствуют или мешают этому. Но в итоге выбор за нами.Примером того, как человек боится поменять привычный образ жизни, является герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель Беляков — личность вполне заурядная. Он живет по принципу “как бы чего не вышло”, закрывается ото всех. Его “футлярная” жизнь вызывает негативное отношение у горожан и коллег. У него появляется шанс стать счастливее. Но Беликов выбирает привычное для него направление жизни, и как результат этого выбора — новый “футляр”- гроб.Герой повести Старцев А. П. Чехова “Ионыч” имел возможностьстать благородным доктором, любящим супругом. Но сделал другой выбор. Старцев выбирает сытую жизнь. Он радуется возможности пересчитывать деньги, играть в винт и пополнять банковский счет.

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза — одного из героев романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, ярко демонстрируют нам это. Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой.Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз. Уверенность в том, что роскошное путешествие — заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

Проблема поиска смысла жизни

Таков любимый герой Л. Н. Толстого Пьер Безухов из романа “Война и мир”. Он страдает от неудовлетворенности своей жизнью. Активный поиск жизненного смысла приводит его в сомнительные компании, масонство, в несчастливый брак. В плену у Безухова происходит переосмысление жизненных ценностей. Он начинает понимать истинность человеческого счастья.В постоянном познании самого себя находится и герой А. С. Пушкина Евгений Онегин из одноименного  романа. Он устал от праздной жизни. Попытка сменить образ жизни в высшем свете на жизнь в деревне не привела к положительному результату. Дуэль с Ленским, чувства Татьяна Лариной — для него это лишь эпизоды постоянных исканий. Автор, прощаясь с героем, так и оставляет его в поиске. Это его удел.

Истинные и ложные ценности

По ходу своей жизни человек расставляет приоритеты, выбирает то, что он считает для себя важным и отвергает ненужное. Но всегда ли важное для него полезно для общества?Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников совершает преступление. Смерть двух женщин, которых он убил, не дает ему нравственных мучений, и он даже оправдывает себя. Так появляется на свет известная всем теория о праве особенных людей вершить судьбы других. Но знакомство с Соней Мармеладовой приводит его к приобретению ценностей, проверенных столетиями. Раскольников берет в руки Евангелие.В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” создан собирательный образ людей, которых “испортил квартирный вопрос”. Их позиции созвучны многим. Денежный дождь, осыпавшийся на зрителей театра Варьете, — ценность основного большинства, но не всех. Умение любить, творить — это важно для Мастера и Маргариты, а образ Иешуа представлен нравственным идеалом. Таким образом, произведения классической литературы дают возможность проиллюстрировать проблематику творческих работ-сочинений по указанной теме. А поднимаемые автором проблемы могут дать повод для размышлений нравственного характера.Другие примеры и аргументы для ЕГЭ по теме проблемы смысла жизни смотрите в предложенном ниже видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1Единый государственный экзамен по русскому языку:
    • <label>Обязателен</label>
    • <label>Не обязателен</label>
    • <label>По выбору</label>

    Вопрос 1 из 6

  2. 2Выберите из списка проблему которая не входит в число чаще всего встречаемых на экзамене:
    • <label>Место человека в обществе</label>
    • <label>Поиск смысла жизни</label>
    • <label>Проблема истинных и ложных ценностей</label>

    Вопрос 2 из 6

  3. 3Проблему поиска смысла жизни можно проиллюстрировать произведениями:
    • <label>М. А. Булгакова</label>
    • <label>Ф. М. Достоевского</label>
    • <label>А. С. Пушкина</label>

    Вопрос 3 из 6

  4. 4Образ Берлиоза из романа М. А .Булгакова “Мастер и Маргарита” иллюстрирует раскрытие проблемы:
    • <label>Поиска смысла жизни</label>
    • <label>Быстротечности человеческой жизни</label>
    • <label>Истинных и ложных ценностей</label>

    Вопрос 4 из 6

  5. 5Образ Иешуа из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” иллюстрирует раскрытие проблемы:
    • <label>Поиска смысла жизни</label>
    • <label>Быстротечности человеческой жизни</label>
    • <label>Истинных и ложных ценностей</label>

    Вопрос 5 из 6

  6. 6Образ Евгения Онегина из романа А. С. Пушкина иллюстрирует раскрытие проблемы:
    • <label>Поиска смысла жизни</label>
    • <label>Быстротечности человеческой жизни</label>
    • <label>Истинных и ложных ценностей</label>

    Вопрос 6 из 6

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Аргументы для сочинения на ЕГЭ:

  • И.В. Гете — трагедия «Фауст». Эта трагедия — глубокое философское произведение, размышление о судьбе человека и человечества. Фауст — это символ энергии, поиска, бесконечной жажды истины. Это вечный персонаж, пытающийся отыскать смысл собственной жизни. Мы видим Фауста в тесной комнате, заваленной книгами и рукописями. Доктор Фауст, знаменитый ученый, разочарован в ценности научных знаний:

Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако, изучив все науки, Фауст так и не познал жизни, не отыскал ее подлинного смысла. Осознавая это в полной мере, герой впадает в отчаяние, пытается покончить с собой. Однако пасхальный благовест останавливает чашу с ядом. Вскоре происходит его встреча с Мефистофелем. Дьявол предлагает Фаусту договор, ценою которого становится душа героя. Этот договор они скрепляют кровью. Мефистофель заберет его душу, если герой попросит время остановиться: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И далее Мефистофель многократно искушает Фауста. Он испытывает доктора праздной, беззаботной жизнью, показывая ему пирующих студентов, но герой остается равнодушным. Следующее испытание — любовь. Фауст знакомится с Маргаритой, страстно влюбляется в нее. Желая добиться ее, он губит всю семью девушки, мать и брата. Маргарита же, убив свою новорожденную дочь, лишается рассудка. Следующее испытание Фауста — блестящая карьера. Мефистофель приводит его ко двору германского императора. Однако герой вновь не удовлетворен своей деятельностью. Далее мы видим соприкосновение Фауста с античностью, с миром великой культуры, искусства. Мефистофель вводит его в мир античных богов и героев. Герой находит свой идеал — Елену Прекрасную. От этого союза рождается мальчик — Эвфорион, прекрасный и благородный. Узнав о боях в Греции, он мечтает помочь своему народу и погибает, пытаясь взлететь со скалы. И лишь под старость Фауст находит дело, которое становится смыслом его жизни. Получив от императора бесплодные земли, он пытается отвоевать их от моря, построить плотину. Герой хочет превратить это место в плодородную страну, где смогут трудиться свободные и счастливые люди. Фаусту наконец открывается подлинный смысл жизни:

…Жизни годы Прошли не даром: ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Здесь он произносит последний монолог, в котором анализирует свой трагический жизненный опыт. Теперь он понимает, что ни власть, ни богатство, ни слава, ни любовь, ни обладание прекраснейшей из женщин, ни уход в науку и искусство не способны придать человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Смыслом же жизни является деяние, дело, нужное всем, человеку и миру: «В деянии начало бытия». И герой просит счастливое мгновение остановиться. Наступает смерть Фауста, но в последнюю минуту душу его уносят ангелы, оправдывая всю его жизнь.

  • А. де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из проблем, поставленных в ней автором, — проблема поиска истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонстрируя читателю ложные жизненные смыслы. Вереница людских страстей-пороков предстает в эпизодах посещения Маленьким принцем различных астероидов. Так, на ближайшем астероиде живет король. Жажда власти, по мысли писателя, — это самая сильная и опасная из всех человеческих страстей. Однако автор умышленно снижает эту страсть в глазах читателя: планета мала и безлюдна, там просто невозможно повелевать. Однако желание властвовать не оставляет короля, превращая его в маньяка. Другая человеческая страсть — честолюбие. Когда герой посещает планету честолюбца, последний видит в Принце лишь своего долгожданного почитателя. Маленький принц не находит взаимопонимания, общаясь с честолюбцем. Так же одиноки и смешны в сказке пьяница, делец, ученый. Подружиться герой, пожалуй, мог бы лишь с фонарщиком, потому что тот занят делом и думает о других.
  • М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Печорин пытается угадать свое предназначение, однако все попытки оказываются тщетными. Жизнь его лишена творческого начала, ярко выраженный эгоизм не дает возможности обрести счастье, любовь, дружбу.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Два любимых героя Толстого — Андрей Болконский и Пьер Безухов пытаются обрести смысл жизни, найти истину, определяющую гармоничное существование человека в мире. Оба героя проходят сложный путь внутренних исканий. Князь Андрей в финале приходит к идее «всепрощения». Пьер же, найдя счастье в браке с Наташей, продолжает жить активной, осмысленной жизнью.

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/na-temu-smysl-zhizni-dlya-itogovogo-sochineniya/
  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-smysl-zhizni-tablitsa/
  • https://nauka.club/literatura/problema-smysla-zhizni-argumenty-k-ege.html
  • https://sochynenie.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-smysl-zhizni-argumenty/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт