«Бесприданница» Лариса: в ее гибели виноват симбиоз с матерью?

41 431

Каковы глубинные мотивы поступков известных литературных героев? Почему они совершают тот или иной выбор, порой ставя нас, читателей, в замешательство? Ищем ответ вместе с психологом.

Книги

«Муж настоял на разводе»663 939Пять языков любви803 97041 «нет», которое сделает вас счастливее570 532

Почему Лариса не пошла в любовницы к cостоятельному Мокию Парменычу?

Мокий Парменыч ведет с Ларисой разговор как деловой человек: оглашает условия, описывает выгоды, заверяет в своей честности.

Но Лариса живет не выгодой, а чувствами. И чувства ее в смятении: она только что узнала, что Сергей Паратов, с которым она провела ночь любви (думая, что теперь они поженятся), обручен с другой и жениться на ней не собирается. Ее сердце разбито, но оно еще живо.

Стать любовницей Мокия Парменыча для нее равносильно тому, чтобы отказаться от самой себя, перестать быть человеком с душой и стать неодушевленным предметом, который безропотно переходит от одного владельца к другому. Для нее это хуже, чем смерть, которую она в конце концов предпочитает тому, чтобы быть «вещью».

Лариса придумала себе наказание, хотя не виновата в том, что у нее нет приданого

Лариса выросла без отца в небогатой семье. Мать изо всех сил пыталась выдать троих дочерей (Лариса третья) замуж. Дом давно стал проходным, мать торгует благосклонностью дочери, все знают о ее бедственном положении.

Лариса пытается решить три задачи: отделиться от матери, обрести стабильный социальный статус «жена» и перестать быть объектом сексуальных вожделений мужчин. Переживая стыд из-за жизни в «цыганском таборе», Лариса принимает решение доверить себя первому, кто предложит руку и сердце.

В принятии такого решения центральную роль играет моральный мазохизм. Лариса придумала себе наказание, хотя не виновата в том, что у нее нет приданого; что Паратов бросил ее, чтобы не зайти слишком далеко и не жениться на бедной девушке; что мать пытается ее «пристроить» замуж за неподходящих людей.

У той боли, которую Лариса себе причиняет, есть оборотная сторона — моральный триумф над матерью, над слухами и сплетнями и надежда на тихую жизнь в деревне с мужем. А принимая предложение Мокия Парменыча, Лариса действовала бы по правилам расчета, стала бы частью мира, который ей чужд.

Могло ли быть иначе?

Если бы Мокий Парменыч интересовался чувствами Ларисы, сострадал ей, попытался поддержать ее не только материально, но эмоцио­нально и нравственно, не торопил с решением, возможно, история могла бы продолжиться иначе.

Или если бы Лариса была самостоятельной, сепарированной от матери, она бы могла найти достойного, хотя, возможно, и небогатого человека. Она могла бы развивать свой музыкальный талант, отличала бы искренние чувства от манипуляции, любовь от вожделения.

Однако мать, использовавшая дочерей как способ получить деньги и социальный статус, не дала развиться ни ее способности делать выбор, ни интуиции, ни опоре на свои силы.

Действие драмы А. Н. Островского ” Бесприданница ” происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам “горячего сердца”. Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе.

Кнуров и Вожеватов – роковую, так как имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти.

Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.

На первый взгляд, эти герои – антиподы. Паратов красив, богат, “блестящий барин из судохозяев”, а Карандышев – мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание.

Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться”. Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника.

Карандышева же почти презирает, несмотря на то, что согласилась стать его женой. Он для нее соломинка, “за которую хватается утопающий”. Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. “Человек самолюбивый, завистливый”, – замечает Вожеватов. “Ну что такое Карандышев!” – с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека.

Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.

Карандышев и Паратов – соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: “А еще разговаривает, гусь лапчатый”.

Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев – “маленький человек”, а Паратов – “хозяин – У жизни”. У него есть правило – “никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут”.

И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова.

Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения.

Она для них – игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он “женихов всех отбил, да и след простыл”. Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним “топорщится”.

Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на “Ласточке”, Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка – веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы – надежда на счастье с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на руку и сердце, и добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: “Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними”.

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы.

За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: “Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю”. Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от “поступка” Ларисы, который якобы свидетельствует о женском непостоянстве.

Он разыгрывает разочарованного героя. Девушка вынуждена оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.

Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И “маленький человек”, и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту.

Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Последнего она воспринимала как человеках доброй душой, бедного и непонятого окружающими, и искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним.

Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы, корысти и непомерных амбиций нет места для любви.

Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые оттал-кивающие качества характера – тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к Ларисе – пародия на любовь.

Паратов и Карандышев как прямые виновники гибели Ларисы« Ермила Гирин – характеристика персонажаДом моей бабушки (сочинение-рассказ) (Первый вариант) »

Кто виноват в трагической смерти Ларисы в произведении «Бесприданница­ «?

Несколько раз задавала этот вопрос своим дочерям, так как они очень любят фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый на мотив произведения А. Н. Островского «Бесприданница» и читали саму пьесу. Ответы на свой вопрос получала разные:

  • Карандышев (самый популярный ответ)
  • Паратов
  • сама Лариса

И только младшая ответила правильно, на мой субъективный взгляд:

  • виновата мама Ларисы, которая плавно подвела к гибели всех своих дочерей, приучая их жить по воле мужчин и не дав им возможности честно трудиться, забыв о праздности.

Соглашусь с этим ответом и добавлю от себя — Огудалова Харита Игнатьевна (мама Ларисы) развратила своих дочерей, устроив в своем доме «ярмарку невест», где пыталась задорого сбыть их, что и привело к гибели сначала старших дочек, а затем и самую младшую, а выстрел Карандышева лишь поставил жирную точку, потому что погибла Лариса уже до этого, потеряв веру и назвав себя «дорогой вещью».

На самом деле, так сложились обстоятельства и отчасти виновата сама Лариса. Да и общество, тоже хорошо, его устои и породили таких вот Паратовых и карандашевых. Они ей всю жизнь и поломали. Да и мать ее тоже хороша, именно она сформировала у своей дочери неправильные жизненные установки, которые изрядно подпортили ей жизнь.

Поэма «Бесприданница» очень глубокое, трагичное произведение, в котором безумно жаль героиню Ларису Огудалову.

Читайте также:  Эссе » Современный учитель-какой он….» консультация

Лариса чистая, невинная, романтичная девушка, живущая сердцем.

Виновников гибели Ларисы много, так как все по-сути воспринимают её, как вещь, которой можно воспользоваться, продать.

Она влюбилась в Паратоваи несмотря на то, что он пользуется ею, верит ему, доверяя и отдавая ему всю себя.

После того, как он предает её и собирается жениться для улучшения своего благосостояния, мир у неё рушится, она не видит цели в жизни.

Виновата мать, которая не смогла уберечь дочь, ведь она так же, как и другие видела в ней вещь, которую можно удачно продать.

Да и общество в целом, с его устоями, власть богачей над неимущими. Именно такое положение благоприятствует развитию отношений купли-продажи.

Помню, что произведение А.Н. Островского «Бесприданница» проходили в школе, после этого еще смотрел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

В этой ситуации нет одного виновника, что Лариса погибла, здесь виновны многие.

Среди виновных можно выделить следующих действующих лиц:

С одной стороны виновата мать, которая хотела выдать дочь за богатого и достойного человека и не заметила, как Лариса стала «вещью».

Виноват Карандышев, не только что убил Ларису, но и то, что во все это ввязался.

Виноват Паратов Сергей Сергеевич своей безответственностью.

И конечно же виновата сама Лариса, которая позволила так с собой обращаться.

Лариса Огудалова переживает жестокость окружающих, а также любовную драму, в результате которой она гибнет. Она умна и образованна, но бесприданница. Её мать торгует красотой и молодостью её и её сестёр, ищет любовь, а потом, вследствие своей неопытности, попадает в ловушку Сергея Сергеевича Паратова, считая его идеалом мужчины.

Девушка сама себя погубила, так как видела в этом духовное спасение, спасаясь от тяжелого выбора, который она хотела бы сделать, чтобы не попасть в водоворот, называемый развратом.

Читайте также:  Сочинение Чехов «Ионыч» МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ // деградация Ионыча

У каждого может быть своё мнение на предмет того, из-за чего и из-за кого погибла Лариса в Бесприданнице. В принципе, на то и великое произведение великого автора, чтобы давать почву для размышлений на несколько поколений вперёд.

Лично я вижу несколько причин и укажу их, но никоим образом не претендую на то, что моё мнение является единственно верным, просто напишу о своих впечатлениях.

  • Бесправное положение женщины в царской России. В этом плане явно можно провести аналогию с Анной Карениной, героиней Толстого.
  • Эгоизм и себялюбие многих мужчин, в частности, Ларису окружающих. Жениться не хотят и не могут, но пользоваться её молодостью, красотой и свежестью- пожалуйста.Или напротив- жаждут жениться, зная, что любви нет. Хотят взять себе то, что фактически им не может принадлежать.
  • Безволие и бесхарактерность самой Ларисы. Получается- что она как-бы раба любви. И эта вот любовь её и губит.
  • Естесвенно, мать Ларисы, которая постоянно вмешивалась в жизнь дочери и толкала её на не всегда допустимые вещи.
  • Неуравновешенность в психологическом плане Карандашова. Его стремление казаться не тем, кто он есть на самом деле.

Виновник ДТП, в котором погибла Марина Голуб, вышел на свободу

marina-golub-i-ee-doch-anastasiya.jpg Марина Голуб и ее дочь Анастасия

Суд постановил, что Русаков должен понести наказание согласно статье 264 УК РФ «Нарушение лицом правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Преступника приговорили к шести годам и шести месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Однако, как рассказала дочь погибшей Анастасия, сейчас он уже на свободе.

«Потом состоялся суд над человеком, который ее погубил. Он был пьян, его посадили. Но уже вышел, живет… Он и чужие жизни загубил, и свою сломал: выкинул те годы, которые в тюрьме провел. Если ему пришло осознание того, что он натворил, то только посочувствовать ему остается. Я иногда ночью просыпаюсь и не могу понять: все это реально произошло или привиделся ночной кошмар?» — говорит Анастасия.

В СИЗО Русаков успел жениться. Его супругой стала Виктория Клюкина.

aleksej-rusakov.jpg Алексей Русаков

Дочь Марины Голуб предполагает, что ее жизнь и карьера могли бы сложиться иначе, была бы мама жива. Некоторые отмечают, что 34-летняя девушка очень похожа на актрису своей жизнерадостностью.

«Странно было бы уникальность другого человека на себя примерять. Это путь в никуда. Я совсем не была готова жить без нее. До сих пор часто слышу: «Настя, вот сейчас ты — абсолютно Марина». Когда это говорят близкие, не задевает. А когда слышу такие слова от посторонних, становится больно. Просто я очень по ней скучаю, меня разрывает от тоски. Время быстро летит, и, если бы мама была жива, я бы сейчас совсем другая была. Да и карьера, уверена, пошла бы по-другому. В какой-то момент я поняла, что хочу не продюсированием заниматься, а искусством — рисовать, что-то творить, придумывать, ставить как режиссер, петь, играть как актриса», — рассуждает Анастасия.

Анастасия очень похожа на именитую маму

После смерти еще одного близкого человека, дедушки, единственным родным человеком у Насти остался отец — девушка родилась в первом браке актрисы с Евгением Тройниным.

Дочь Марины Голуб переосмыслила отношения с папой после трагедии

«Я его очень люблю. Мы не часто видимся, но на связи постоянно. Мама его первая супруга, от второй у него есть сын Дмитрий, которому уже 30 лет. Сейчас папа женат третьим браком на умной и интересной женщине Татьяне, общих детей у них нет. Они самодостаточные люди, наслаждаются друг другом и путешествиями, созерцают мир. Папе сейчас 66. Он состоятельный человек, но не олигарх, конечно. Всего добился сам: был директором ГУМа, сейчас занимается строительным бизнесом», — говорит Анастасия.

Сама же она пока не обрела счастье в личной жизни. Зато в карьере ей сопутствует успех. Анастасия стала автором сценария и режиссером картины «Избранники», в которой снялись многие знаменитости, в том числе Евгений Миронов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Юрий Соломин, Никита Кукушкин и Павел Табаков.

По материалам «Экспресс-газеты»

Читайте также:  Краткое содержание «Железный поток» Серафимович

Фото: Legion-Media, Facebook

«Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»»

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Явился ли выстрел Карандышева неожиданностью для Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова – бедная невеста, без приданого. Она осознаёт это, хотя уже и успела привыкнуть к внешнему блеску, к радостям лёгкой жизни. Натура противоречивая, лишённая цельности характера, героиня окружена людьми пошлыми, циничными. На первый взгляд кажется, что героиня не чувствует своего окружения, но это не так. Мне кажется, что Лариса Огудалова просто не хочет замечать ничего вокруг, ей так удобно, она стремится жить мечтами, иллюзиями. Ведь так намного проще. Однако долго находиться в мнимом неведении она не может, отказавшись от

стиля жизни, проповедуемого матерью, она не может отказаться от пошлых воздыхателей. Вожеватов, Кнуров, Карандышев, Паратов… Кто поможет героине? Может, Паратов, которого она полюбила самозабвенно, словно принося жертву?

Лариса, узнав об обмане Паратова, тяжело переживает надругательство над своими чистыми чувствами. Она оказалась игрушкой, ничтожной вещью, которой можно пользоваться в своё удовольствие, а затем, выбросить за ненадобностью. Как хочется выбирать, но в данных условиях выбирает не она, выбирают, рассматривают, определяют пригодность вещи те, кто может заплатить. Иногда вещь переходит в руки другого, иногда её выбрасывают, перемещают, как фигуру на шахматной доске, тасуют, как карты в колоде. Жизнь – игра… Как же поступить?

Героиня приходит к пониманию того, что уход из жизни может решить все её проблемы. Но трудно оторваться от того, о чём мечтаешь, что грезится тебе во сне. Поэтому Ларисе трудно лишить себя жизни, вот она у обрыва, смотрит вниз. Может, сейчас чайка взмахнёт крыльями и ощутит таинственность полёта? Но нет, не хватает решимости молодой женщине, держит её тоненькая ниточка любви. Однако автор готовит читателя к трагическому финалу. Ещё в начале произведения Лариса слышит выстрел с пристани, он её пугает. Затем перед нами предстаёт Карандышев с топором в руке. Позже Лариса Дмитриевна вспоминает о «равнодушном выстреле» Паратова в монету, находящуюся в руках любимой женщины. Лариса Огудалова говорит: «Здесь на каждом сучке удавиться можно», а в Волге «везде утопиться легко». Далее звучит предположение Робинзона о возможном убийстве. Да и сама героиня откровенно мечтает :»Кабы теперь меня убил кто-нибудь?»

Я считаю, что выстрел Карандышева не был неожиданностью для героини. Этот выстрел подготовлен самой жизнью. Карандышев убивает Ларису, находясь в состоянии, близком к безумию, но он и сам не представлял, какое благодеяние совершает он во имя героини. Ведь это её выбор. Лариса – чайка, крылья её расправлены для полёта, душа открыта свободе, счастью. Ведь человек приходит в жизнь любить, творить добро, дарить радость. А дом, в котором родилась и воспитывалась Лариса, подобен жалкой клетке. Приторный запах лжи, разврата, грязных денег преследует героиню и не даёт покоя её душе. Говорят, что золото блестит и не теряет своей цены, даже оказавшись в перегное. Но золото – это металл, а человек (особенно женщина, имеющая тонкую душевную организацию) не способен противостоять обстоятельствам. Ведь рядом нет ни одного человека, который смог бы поддержать, разделить любовь, которой переполнено и томится сердце Ларисы.

Героиня оказалась перед выбором: предать свои чувства или уйти из жизни в надежде обрести себя в ином мире. Ведь этот мир не для женщины-чайки; мечты разбиваются, Лариса понимает, что больше не сможет жить в клетке, даже в золотой. И поэтому – слава Карандышеву! Мне кажется, что героиня не смогла бы жить с Карандышевым, потому что именно он является в этой пьесе её двойником, только душонка у него мелкая, да и сам он вызывает у читателя лишь лёгкую жалость. Этот человек дал себя растоптать, открыл своё сердце для плевков и, видимо, привык жить с этой грязью. Именно он, Карандышев, человек, доведённый до края, погрязший в суете, не имеющий возможности завоевать Ларису, но желающий обладать ею, должен был подарить ей освобождение. Я думаю, финал этой пьесы и не мог быть другим. Ведь это пьеса о трагедии бесприданницы с горячим сердцем.

Опубликовано 17.08.2015 — 20:59 —

Разработка урока литературы по драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_pese_a.n.ostrovskogo_bespridannitsa.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ.

Цель: донести до учащихся понимание вечных проблем бытия, проследить, как Островский в пьесе раскрывает трагедию талантливой личности, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, повторить некоторые литературоведческие понятия.

Оборудование урока: портрет А.Н.Островского, фрагменты фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», романс «А напоследок я скажу», плакаты с репликами действующих лиц.

Эпиграф:                                                      Если птица не поет –

                                                                      Это плохая примета…

                                                                      Но если птица поет –

                                                                      Это хороший признак…

                                                                                     Жак Превер

В такой пьесе, как «Бесприданница»,

подкупает  не только мысль художника —

мысль нравственная и гуманная.

В ней сама глубь жизни, желание

постичь ее загадку, коснуться…

доброго и дурного в людях».

В.Лакшин.

                                         ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского – пьесой «Бесприданница». (Сообщение темы и цели урока)

Давайте мысленно перенесемся в 1878 год. Щелыково, где работает драматург над пьесой. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел

сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который                                      

 предстоит разгадать будущим поколениям?

          А газеты того времени трубили наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…

         Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы»?

         Послушайте стихотворение французского поэта 20 века Жака Превера и подумайте, о чем оно и как можно  было бы его озаглавить.

      Сперва нарисуйте клетку

      С настежь открытой дверцей,

      Затем нарисуйте что-нибудь

      Красивое и простое,

      Что-нибудь очень приятное

      И нужное очень для птицы;

      Затем в саду или в роще

      К дереву полотно прислоните,

      За деревом этим спрячьтесь,

      Не двигайтесь и молчите.

      Иногда она прилетает быстро

      И на жердочку в клетке садится,

      Иногда же проходят годы –

      И нет птицы.

      Не падайте духом, ждите,

      Ждите, если надо, годы,

      Потому что срок ожидания,

      Короткий он или длинный,

      Не имеет никакого значения

      Для успеха вашей картины…

(Я бы озаглавил ст. «Птица счастья». Жизнь человеческая складывается по-разному: кого-то ждет успех, кого-то разочарование, но человек действительно не должен падать духом, должен искать свою птицу счастья.)

— Называется стихотворение просто и незатейливо: «Как нарисовать птицу». Вы, безусловно,  правы. Поэт, отталкиваясь от конкретных явлений, поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлениям о смысле бытия и отдельной человеческой жизни. Птица, конечно, символ счастья, но ведь она еще и дитя природы, как и человек. Прилетает весной, в то время, когда пробуждается природа, освобождаясь от оцепенения, мертвого холода, возрождаясь к новой жизни. И так происходит из года в год.

        Графически жизнь природы мы можем

изобразить в виде круга, ибо ее законы цикличны;

более того, природа, окружающая нас, полна

гармонии, между ее явлениями царит согласие,

 понимание, а рождает эту идиллию весна,

которую поэты называют утром года.

        Если птица является на свет, чтобы петь и

возрождать природу к новой жизни, то человек –

для того, чтобы быть счастливым (то есть

оставаться всегда естественным, верным самому себе) и нести по жизни свою песню, которая трудно и мучительно слагается, но которая обязательно должна сложиться. Графически путь человека по жизни изобразим в виде линии. Где, когда, на каком этапе жизни родится его песня? И родится ли?

        Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», попытаемся понять обстоятельства трагической любви героини, почувствовать время, в рамках которого происходят события в драме.

        Некоторые исследователи творчества Островского считают, что источник трагедии Ларисы – роковая страсть, другие, социологизируя произведение, акцентируют внимание на том, что капиталистические отношения, проникая во все сферы жизни, делают несчастными неимущих.  Но нам не должно быть безразлично и мнение самой героини. Так что же становится источником страдания Ларисы и ведет ее к гибели?

Обратимся к плакатам с цитатами.

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба».

                                                                                         Ю.В.Лебедев

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…»

«Никто не виноват, никто… это я сама».           Лариса Огудалова

— Кто же она, Лариса Огудалова? В какую пору своей жизни она предстает перед нами? Каков ее внутренний мир? Какими мыслями, чувствами томится душа героини?

                                   Выступление групп.

1-я группа. В цыганском таборе (Лариса и ее мать).

(Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: она играет на фортепиано; поет, аккомпанируя себе на гитаре; у нее поэтическая душа, и ,конечно же, она вдохновенна, впечатлительна, любит уединяться на лоне природы; ее душа парит, мечтает о возвышенном, светлом. Она живет сердцем, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. И все эти качества роднят ее с пушкинской Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, только Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах. Из-за них и сложилось у героини романтически идеализированное представление об окружающем мире и людях.)

— Обратимся к схеме. Не случайно, наверное, и имя героини: оно в переводе обозначает «чайка». И действительно, Лариса парит над миром на крыльях музыки.

                            СХЕМА «ПУТЬ ЛАРИСЫ»

Чайка                                                                                              вещь

                                        связь — трагедия

                Жизнь в              Обман           Обручение с                «Люди,<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2012/04/14/picture-77876.jpg»>Причины гибели Катерины

Урок -расследование в 10 классе «Причины гибели Катерины» по драме А.Н.Островского «Гроза»…

причины гибели организмов. презентация к уроку экологии 5 класс

презентация может быть использована на уроках экологии, биологии, природоведения…

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»…

Презентация по литературе «Мотив искушения Ларисы Огудаловой «,

Презентация. Фрагмент урока….

Урок литературы в 10 классе .А.Н. Островский «Бесприданница» Своеобразие конфликта. Лариса и Паратов («В глазах, как на небе, светло…»)

В ходе урока  учащиеся определяли  причины  конфликта  в  пьесе, выстраивали композицию пьесы, раскрывали    социальную  и    психологическу…

Отсутствие родителей- основная причина гибели детей!

Водоёмы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами.Летом на водоёмах следует соблюдать определенные правила безопасного повед…

Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://www.psychologies.ru/standpoint/bespridannitsa-larisa-v-ee-gibeli-vinovat-simbioz-s-materyu/
  • https://lit.ukrtvory.ru/paratov-i-karandyshev-kak-pryamye-vinovniki-gibeli-larisy/
  • https://irenit-perm.ru/literatura/kto-vinovat-v-smerti-larisy.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08/17/urok-literatury-v-10-klasse-tragediya-ptitsy-chayki-ili-v-chem

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт