«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни, и лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомится с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

analiz-chelovek-v-futlyare-chehov-49630.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема одиночества, и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составной трилогии.

Направление – Сатира.

История создания

В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Тема

Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

Жанр

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Чехова «Человек в футляре»?</h3>

    • <label>1896;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 03.08.2017 · Обновлено 24.02.2018

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
  2. Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  5. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Автор: Мария Онилова

Год написания и публикации — Рассказ написан в 1898 году, в этом же году и опубликован в журнале «Русская мысль». История создания — Беликов – это собирательный образ. Современники Чехова не узнавали в Беликове конкретного человека, но видели в нем отличительные черты различных людей. Есть мнения, что образ Беликова списан со следующих людей, каждому из которых присущи некоторые черты «человека в футляре» – это Дьяконов, инспектор таганской гимназии, известный публицист по фамилии Меньшиков и Иван Чехов, брат писателя. Жанр — Рассказ. Направление — Сатира, реализм. Основная идея — Чехов протестует против внутренних запретов, страхов, «жизни в футляре». Человек, во всем ограничивающий себя, обедняет свою жизнь, негативно влияет на окружение. Автор призывает к свободе выбора, к радостному и интересному общению с людьми. Тема — Взаимодействие человека и общества. Проблема — Не для каждого человека легко работать, общаться с окружающими людьми. Существуют отгороженные люди, переполненные страхом, стремящиеся защититься от мира. Композиция — Рассказ в рассказе. Произведение состоит из нескольких небольших фрагментов, которые передают основную мысль произведения.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения

Несмотря на свой небольшой размер, произведение таит в себе глубокий смысл. Чтобы понять идею, которую хотел донести автор до читателя, следует провести краткий анализ «Человека в футляре» Чехова, затрагивающим основные моменты написания произведения и его литературоведческую часть:

  • Произведение относится к так называемой «Маленькой трилогии» Чехова. Это цикл рассказов, в который, помимо «Человека в футляре» входят «Крыжовник» и «О любви».
  • Жанр — рассказ. Род литературы — эпос.
  • Направление — сатира.
  • Название отражает основную особенность произведения, его проблему. «Человек в футляре» по Чехову значит закрытая и отчужденная личность.
  • Тема — социопатия. Желание некоторых людей закрыться в маленький и тихий «футляр», чтобы его никто не трогал. Отсюда вытекает рассуждение о проблемах замкнутости, апатии, одиночества и, как бы это странно ни было, любви.
  • Композиция. Рассказ разделён на части и написан просто и понятно, что позволяет каждому понять основную мысль, которую хотел донести автор.
  • История создания. Год написания — 1898, в это время писатель уже знал о своём смертельном диагнозе. Больной туберкулёзом, он понимал, что долго не протянет, из-за этого его литература стала более мрачной и тяжёлой, хотя и продолжала иронизировать над жизнью.

Тема и проблема

«Человек в футляре» направлен на то, чтобы читатель в первую очередь задумался с жизни, о её светлой и тёмной стороне; здесь как раз прослеживается талант и манера автора — небольшой рассказ с, казалось бы, ясной и понятной проблематикой, на деле, оказывается куда глубже и серьёзнее, чем виделось сначала. Чехов показывает внутренний мир Беликова, который живёт внутри своего небольшого мирка, желающего быть в стороне ото всех, потому что он не может жить в обществе.

Обособленный человек, отгородившийся от происходящего в мире, влечёт своё существование будучи абсолютно одиноким — его жизнь ничего собой не представляет, и герой сам это понимает, но подсознательно и, скорее всего, отказывается это принять. Герой противоречив, он полностью апатичен и равнодушен к жизни, но при этом боится всего, чего только можно. Его психологический мир сложный и запутанный, возможно, как раз от того, что он всегда наедине с собой.

Содержание рассказа в целом можно достаточно коротко пересказать, ведь сам текст произведения небольшой. Главный герой, учитель, не уживающийся в принятом всеми обществе, к которому в город прибывает семья Коваленко — другой учитель вместе с сестрой. Эта девушка стремится помочь герою, но в итоге её брат, вываливший всю правду Беликову в лицо о жизни героя, можно сказать, убивает его, ведь Беликов, в итоге ложится и умирает с неожиданной для всех улыбкой на лице.

Знающий психологию личности автор своим рассказом говорит людям, что жизнь стоит большего, чем существование в четырёх стенах, что жизнь — это вообще самое ценное, что может быть. Примером Беликова Чехов наглядно демонстрирует пагубность отшельнического образа жизни, он хочет, чтобы люди не были такими, как его персонаж.

Образ главного героя

О происхождении Беликова не так уж и много говорится. Что представляет собой главный герой? Это полностью ушедший в себя средних лет мужчина, которому чуждо любое общение с людьми. Когда он встречается со своими «друзьями», например, у них дома, он просто молчит и слушает какое-то время, а потом поспешно уходит. Он вроде и осознаёт, что жить, как он, неправильно, но ничего не может с этим поделать. Он уже мертвый изнутри, пусть и не полностью.

Многое в этом персонаже говорит о его «мёртвом» состоянии внутри. Например, даже преподаваемый им язык в школе — греческий, язык, который давно уже мёртв и никому, по сути, не нужен. Чехов, показывает, что подобное отношение к жизни тождественно смерти, ведь человек без общества — не человек, а Беликов как раз без общества и жил.

Любовь в жизни героя тоже не находит нужного места. Несмотря на все старания Вареньки, Беликов так и не может оказаться счастливым — таким же счастливым, как и все. Он прячется от чувств, они для него — что-то чужое, даже из другого мира — мира, где все живут в социуме.

Жизнь Беликова заканчивается спонтанно, случайно и нелепо. Он, испытав состояние сильного ступора от ситуации с Варенькой и её братом, Коваленко, просто ложится в постель и умирает. Такое, стоит заметить, нередко встречается у Чехова; возможно, такой смертью автор говорит о том, что персонаж и так мёртв, только душой и разумом, просто ему нужно теперь умереть ещё и телом.

Смерть для Беликова становится единственным способом полностью и навсегда уйти от того, что мешало ему жить, от общения, людей и социума.

Умерев, он выдавливает на своём лице подобие улыбки, что сигнализирует о его наслаждении случившимся; смерть — это его настоящая жизнь, та, которую он так, оказывается, хотел, но никому не говорил, может быть, даже себе.

Второстепенные персонажи

Беликов — главный герой рассказа, которому посвящено произведение. Однако его трагедия была бы раскрыта не так ярко, если бы не другие персонажи рассказа:

  • Михаил Коваленко. Персонаж, «убивший» Беликова тем, что высказал тому всю правду о нём. Так же, как и главный герой, является учителем. С самого своего приезда Михаил искренне не понимал Беликова, его отношение к людям и отношение людей к нему: они боялись учителя греческого языка, а он побаивался их в ответ.
  • Варенька Коваленко. Сестра Михаила, в отличие от брата, старается понять Беликова и помочь ему, чем занимается всё время с их встречи. Не сказать, что она его полюбила, но проявился сочувствие — точно.
  • Повар Афанасий. Старый и не умеющий готовить повар Беликова, которого герой не хочет менять на женщину, потому что боится мнения людей на этот счёт.
  • Буркин. Учитель гимназии, который, собственно, и рассказывает историю жизни Беликова.

Второстепенные герои, важные для рассказа, в основном помогают автору довести до полной картины образ Беликова и донести до читателя личные мысли об асоциальности и одиночества.

Значение рассказа

Значение «Человека в футляре» сложно переоценить, рассказ Чехова не теряет актуальности до сих пор. В наше время проблема «футлярности» так или иначе продолжает развиваться в произведениях современных авторов. Например, писатель В. А. Пьецух, автор многих известных рассказов и повестей, написал небольшое произведение, прямо отсылающее читателя к Чехову, — «Наш человек в футляре». Его герой, Серпеев, в целом очень похож на Беликова. Пьецух фактически «обновил» то, что рассказал Чехов, показал разновидность Беликова конца ХХ века, в которой отразилось всё общество.

Рассказ «Человек в футляре» — анализ человеческой личности. Чехов не стремился сказать, что Беликов плохой и неправильный, он хотел показать, что можно быть и таким, но при этом быть лучше, быть способным перейти через невозможность общаться и стать хоть каким-то членом социума. Чехов хотел направить людей на правильный путь; он сам уже видел свою скорую смерть и жалел о некоторых вещах в жизни, поэтому хотел, чтобы другие не совершали ошибки, в том числе те, что делал Беликов.

В своем сочинении А. П. Чехов написал некоего вида рецензию на человеческую психологию, которая, бывает, подводит и приводит к состоянию, близкое к состоянию Беликова. И выводом этой рецензии является завуалированный совет автора жить и уживаться с людьми, потому что человек без людей (каков был Беликов) не сможет быть человеком.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В отечественной литературе существуют настолько гениальные произведения, что им не требуются многотомные описания для полноценной передачи всей картины. Антон Павлович Чехов как раз является мастером подобных сочинений. Из-под его пера вышли десятки небольших, но безумно информативных произведений, отражающих основные тенденции и проблемы его времени. «Человек в футляре» как раз и относится к подобной литературе. Можно бесконечно размышлять о мотивах, что заложил в строках поистине гениальный автор, однако мы решили сделать это за вас! Именно поэтому в данной статье мы и расскажем о проблематике произведения «Человек в футляре».

Содержание

Проблематика «жизни в футляре»

Основным мотивом, безусловно, является описание той самой жизни в футляре. Наш герой, Беликов, является учителем греческого языка. Даже его деятельность является намеком на проблемы в личной жизни персонажа, ведь греческий язык не просто так считается мертвым. Однако, как бы то ни было, он довольно неплохо справляется со своей работой, но один минус ставит огромный крест на его личной жизни — тот самый футляр. Беликов боится сделать что-то не то. Даже банальное осуждение общества вводит его в состояние паники и страха. Вся его одежда находится в футляре, в котором, к слову, сидит и наш герой. Он пытается создать идеальный образ себя в глазах всех вокруг, при этом еще и защитить себя от «грязи» вокруг. Из-за этого Беликов не видит радости, он фактически лишен жизни со всеми ее неожиданностями и приятными моментами. Это и убивает его как личность.

Достаточно лишь вспомнить типичный образ жизни героя, чтобы понять всю его суть. Он всегда носит зонт и резиновые сапоги, даже когда намека на дождь и нет. Он не имеет в доме женской прислуги, ведь слухи соседей его пугают. Получается, что, как и было сказано выше, жизни у героя нет. Он просто существует в идеальной вселенной, лишенной смысла. Причем важно понять, что изначально этот мир не был таким — он сам его создал. Получается удивительная причина и следствие — создание идеального мира привело к его опреснению. Понятно, что жить (а не существовать) в таких условиях попросту невозможно.

Проблематика любви

Любовь — это чувство, наполненное яркими эмоциями и, как сейчас принято говорить, химией между влюбленными. В отношениях же Беликова и Вареньки такого не наблюдается. Даже само решение начать отношение было принято не мужчиной, а обществом. Варенька просто не была против попробовать, однако Беликов просто боялся сказать «нет». Понятно, что подобная предыстория отношений попросту не приведет к той же самой свадьбе. Беликов не любит Вареньку, он просто повинуется обществу, что решило попросту создать семью из ничего, просто так.

Ни о какой любви и говорить не стоит. Первое же недопонимание и Беликов рвет все контакты со своей возлюбленной, а затем и вовсе умирает. Однако в гробу он чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь теперь из его футляра выходить не придется. Спокойная загробная жизнь станет его возможностью обрести внутренний покой.

Общественная проблематика

Конечно же, не стоит и забывать об обществе, что манипулировало главным героем. В своей попытке найти идеальный футляр он попросту забыл о собственном счастье. Любовь, что была создана из ничего, не принесла главному герою счастья. И дело даже не в стремлении обрести покой. Проблема заключается в обществе. Шаблоны, которые оно создает по своему подобию, не могут подойти сразу всем. Тогда общество начинает ломать человека, пытаясь подогнать его под стандарты. Оно жестоко, ведь моральное состояние индивида его попросту не волнует. Либо ты станешь подходящим, либо общество не будет воспринимать тебя — вот и вся мораль. Скорее всего, Беликов остался бы жив и даже смог бы получать своеобразное удовольствие от жизни, если бы общество не давило на него со страшной силой. Действительно стоит задуматься!

Вот такое не совсем легкое произведение. Антон Павлович Чехов и не пытался создать что-то приятное для обыденного чтения. Он выделил проблемы своего времени, которые, на его взгляд, требовали особого внимания со стороны общества. Надеемся, вам было интересно узнать о них поподробнее!

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-chehova-chelovek-v-futlyare/
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/chelovek-v-futlyare-chekhov/
  • https://nauka.club/literatura/analiz-chelovek-v-futlyare.html
  • https://kakoy-smysl.ru/problematika/problematika-rasskaza-cheloveka-v-futljare/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт