Докажите что произведение В.А Жуковского «Лесной царь» — это баллада.

Содержание:

История создания

В 1782 году Вольфганг фон Гете вдохновился на написание баллады «Лесной царь» История создания связана с сюжетом старинной датской легенды. Она рассказывает о короле Эльфов и злобном лесном духе. Переводом сказки занимался Иоганн Редер, а на русский язык балладу перевел В. Жуковский в 1818 году. Хотя он отступил от оригинального текста для того, чтобы сделать свой вариант более выразительным и ярким, критики приняли стихотворение благосклонно.

Принципиальные отличия легко заметить в образах персонажей. Гете более остро передал волнения отца, а Лесной царь заманивал мальчика более интересными способами — он сулил ему игры и хороводы со сверстниками, материнскую заботу и ласку. Жуковский же адаптировал балладу к простому русскому народу: сын называют папу родимым, а дух выглядит как леший, а не напоминает черта.

Русский поэт не менял содержание произведения, но оно только опирается на немецкий оригинал. Жуковский в стихотворной форме доказал, что писать на родном языке возможно. Хотя в те годы думали, что русской литературы не существует. Образованная интеллигенция читала «Лесного царя» и другую поэзию в оригинале. А писателю пришлось донести мысль, что русский язык может заслуженно стоять на одной ступени вместе с европейскими — немецким, английским, французским.

Направление и жанр

Баллада появилась еще в устном народном творчестве, а в XIV—XV вв. еках французские писатели начали активно разрабатывать ее в романтической литературе. Произведение «Лесной царь» носит не просто стихотворный, а напевный характер. В нем присутствует главная черта баллады — фантастические образы, мистическая атмосфера.

В. Жуковский был членом литературного общества «Арзамас», среди всего его наследия выделяются именно баллады. Он больше переводил их с иностранных языков, чем писал сам. Но Жуковский отмечал, что и в таком случае поэт должен проявить свой талант, ведь не так просто составить красивое стихотворение на уже готовой основе.

К особенностям жанра баллады можно отнести то, что произведение должно передать основную мысль предания или легенды, весь колорит страны или народа. Жуковский сумел выразить мрачный, готический смысл немецких сказок.

Характеристика героев

Начать анализ стихотворения Жуковского «Лесной царь» лучше с характеристики всех персонажей. Сюжет завязан на действиях нескольких героев:

  • старый ямщик;
  • его больной сын;
  • Лесной царь;
  • его дочери.

Автор в произведении проявляет свои чувства, отношение к разным персонажам. С самого начала он держит читателя в напряжении, создает мистическую атмосферу. Драматический оттенок произведение получает благодаря образцу отца. Это уже старик, но он старается сохранить и защитить свою семью. Над его ребенком нависла опасность — он серьезно заболел.

Вместе с сыном он поскакал через чащу, где царил дух, но мальчику было неспокойно. К нему явился злой царь леса. Старец в темной короне и с густой бородой соблазнял ребенка весельем, цветами бирюзовыми, жемчужными струями, золотыми чертогами. Но отец пытался развеять фантазии сына, ведь это только ветер колыхнул листву.

Царь не оставлял своих попыток заполучить мальчика. Он пообещал познакомить его со своими дочерями, с которыми ребенок смог бы играть при свете месяца. И опять ямщику не понравились слова сына, ведь не девушки из чащи леса появились, а седы ветлы.

Разозлился лесной дух, решил силой заполучить мальчишку. Больной младенец мучился от жара и удушья, жаловался отцу. Ямщик мчался дальше, летел верхом через лес, добрался до места назначения. Но эпилог по-настоящему пугает читателя — несчастный старик держал в руках мертвого ребенка.

Жуковский написал балладу, немного изменив ее окончание. Его произведение гуманнее, чем оригинал Гете.

У русского поэта ребенок умер от болезни, а у немецкого его убил царь леса. Дух все-таки смог забрать мальчика в свои чертоги, оставив отца в одиночестве скорбеть о своей потере.

Тема и основная мысль

Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:

  • смерть;
  • мистика;
  • борьба.

Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.

Мистическая картина для каждого читателя представляется по-своему. Образ властителя леса можно воспринимать как галлюцинации больного ребенка. Но для некоторых он является предвестником беды — злым ангелом, который отбирает жизнь. Царь символизирует страх, тьму, зло, саму смерть.

Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.

В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.

И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.

Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.

Мораль баллады

С помощью своего произведения Жуковских призывает читателей быть смелыми и решительными. Бороться со своей судьбой нужно до самого конца, надежда должна умереть последней.

В стихотворении отец, потерявший ребенка, выглядит не страдальцем, а героем. Ведь он делал все для спасения сына, не ждал его смерти дома, утешаясь молитвами и слезами. Он верил в исцеление, хотя и знал, что шансов у мальчика практически нет. Автор пытался доказать, что только сильные духом люди могут противостоять злым силам и року. Перед смелым человеком могут стихнуть все проблемы, но и в случае поражения нужно жить дальше.

Творчество Жуковского изучается школьниками в 7−8-х классах. Особое внимание уделяется его балладам — собственным и переводам. Перевод стихотворения Гете — «Лесной царь» — стало наиболее известным из его произведений. А дополнение рисунками и иллюстрациями в некоторых сборниках позволяет читателю полностью погрузиться в трагический сюжет.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

«Лесной царь» – печальная баллада о тяжело больном ребенке, которому привиделся дух Лесного царя, мечтавшего оставить мальчика в своих владениях.

Краткое содержание «Лесной царь» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Лесной царь

Число страниц: 3. Жуковский Василий Андреевич. «Лесной царь». Издательство «Стрекоза». 2018 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1818 год

Время и место сюжета

Баллада «Лесной царь» была написана немецким писателем Иоганном Вольфгангом фон Гете в 1782 году на основе старинной датской легенды. В. А. Жуковский перевел ее на русский язык, при этом несколько изменил ее. События в произведении происходят в ночное время в темном и мрачном лесу.

Главные герои

Ездок – мужчина преклонных лет, отец больного ребенка, непреклонный, решительный.

Ребенок – больной мальчик, маленький, испуганный, красивый, которому привиделся Лесной царь.

Лесной царь – жестокий, своевольный дух, повелитель мрачного леса.

Сюжет

Глубокой темной ночью по мрачному лесу скакал старый всадник с больным мальчиком. У ребенка был сильный жар, и перед его глазами часто возникали загадочные видения. В лесу было холодно и мальчик замерз. Он прижимался к отцу, чтобы хоть немного согреться, и тот пытался покрепче обнять его, чтобы хоть немного облегчить его страдания.

Мальчик то и дело рассказывал отцу все то, что ему мерещилось в лесу. Ему казалось, будто их преследовало жуткое мистическое существо – Лесной царь. Этот дух появился прямо перед ребенком, который успел рассмотреть его темные сверкающие глаза, густую бороду и корону черного цвета. Испуганный мальчик поделился этим видением, однако старик ничего подобного не видел. Он постарался успокоить сына, сказав, что это лишь клубы густого тумана приняли причудливую форму.

Спустя некоторое время всадник заметил, что мальчику становится все хуже. Он пришпорил коня, чтобы скорее покинуть лес и получить помощь. Ребенок уже не только видел, но и слышал Лесного царя, который сулил ему несметные сокровища и всевозможные блага, если тот согласиться остаться с ним. Царь принялся расписывать в красках, как весело мальчик будет проводить время с его дочерьми – беззаботно играть, резвиться и летать при лунном свете. При этом лесные нимфы выглядывали из-за ветвей и ласково кивали мальчику, и манили его к себе. Встревоженный ребенок передал этот разговор отцу, но тот не поверил ему, сказав, это расшумелись деревья на ветру.

Тем временем Лесной царь не отставал от больного мальчика. Но вместо сладкоречивых обещаний он принялся угрожать ему. Мальчик настолько понравился Лесному царю, что он не собирался просто так выпускать его из своих владений. Испуганный до смерти ребенок принялся громко кричать, умоляя отца скакать как можно быстрее. Он никак не понимал, почему его отец не замечает разгневанное лицо Лесного царя. Однако всадник и в самом деле ничего не замечал вокруг, считая, что все разговоры о каком-то лесном духе – лишь плод воображения больного дитя.

Неожиданно мальчик стал задыхаться – ему сделалось очень душно, он с большим трудом дышал. Испуганный всадник мчался во весь опор – он чувствовал, что сын пребывал в критическом состоянии и находился на волосок от смерти. Однако он так не успел спасти ребенка, который скончался у него на руках. Лесной царь получил то, что хотел, и душа прекрасного мальчика осталась навеки в его владениях.

Вывод и свое мнение

В образе беспощадного, жестокого, и вместе с тем любящего Лесного царя больного ребенок увидал свою смерть, которая неотвратимо преследовала его по пятам. Из последних сил мальчик сопротивлялся ей, цепляясь за жизнь и взывая к отцу, который, к сожалению, не мог ничем ему помочь. Несмотря на трагический финал, автор дает понять, что можно и нужно сражаться со своей судьбой, и ни опускать руки в сложных жизненных ситуациях – борьба должна продолжаться до конца.

Главная мысль

Человек бессилен перед своей судьбой, и он не в силах противостоять тому, что написано у него на роду.

Авторские афоризмы

«…Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой…»

«…Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит…»

«…Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой…»

«…Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал…»

Толкование непонятных слов

Чертог – большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.

Перлы – жемчужины, нечто замечательное, прекрасное.

Ветла – разновидность ивы.

Оробелый – испуганный.

Новые слова

Мгла – помутнение воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным.

Бирюзовый – оттенок голубого и зеленого цветов.

Дубрава – лес с преобладанием дубовых деревьев.

Тест по балладе

  1. Вопрос 1 из 10

    О ком рассказывается в балладе «Лесной царь»?</h3>

    • <label>О матери и дочери</label>
    • <label>Об отце и сыне</label>
    • <label>О матери и сыне</label>
    • <label>Об отце и дочери</label>

(новая вкладка)

Автор:Василий Жуковский

Год написания: 1817

Жанр произведения: баллада

Главные герои:мужчина, его сын, лесной царь

Сюжет:

Отец с сыном скачут через лес. Ребенок нездоров. Ему мерещится лесной царь. Он хочет забрать мальчика. Предлагает ему множество заманчивых и желанных вещей, но мальчик отказывается. Бедный ребенок весь в ужасе. Он просит отца скакать все быстро и быстро, чтобы лесной царь не догнал их. Когда лошадь останавливается, отец обнаруживает безжизненное тело ребенка. Что именно стало причиной смерти – жар ребенка, сильный страх или же лесной царь, никому не известно.

Смысл произведения. В окружении людей у каждого есть свои страхи и переживания, которые очень часто остальным не известны и незримы для других людей.

Читательский дневник для 5 класса

Краткое содержание Жуковский — Лесной царь

На лошади скачут через лес отец с сыном. У ребенка жар. Ему постоянно мерещатся несуществующие на самом деле существа. Замерзший ребенок прижался крепко к отцу, чтобы как-то согреться.  Отец обнял дитя, чтобы облегчить его страдания. Мальчик то и дело рассказывает испуганные впечатления от леса. Он уверяет, что лесной царь показался ему. У того была темная корона и длинная борода.

Лесной дух грозит ребенку, что заберет его в любом случае. Ребенок съежился от страха. Не знает что делать.

В конце концов лошадь выходит из леса и останавливается, добравшись до места. Отец замечает, что ребенок замолчал. Он с ужасом находит тело ребенка безжизненным.

Оцените произведение: Голосов: 427

Читать краткое содержание Лесной царь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Жуковский. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Лесной царь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Аэлита

    Молодой инженер по фамилии Лось сконструировал стальной летательный аппарат в форме яйца для экспедиции на Марс. По его объявлению к нему пришёл американский журналист

  • Краткое содержание Как важно быть серьёзным Оскар Уайльд

    Произведение Оскара Уайльда Как важно быть серьезным начинает своё повествование в столице Англии, в жилой площади Алджерона Монкрифа – джентльмена малых лет, также в особняке его давнего товарища – Джека Уординга в графстве Хартфордшир

  • Краткое содержание Жених-призрак Ирвинг

    Барон фон Ландсхорт, владелец старинного замка, имел единственную дочь. До 18 лет красавица воспитывалась под присмотром своих тётушек. Благочестивые тётушки научили воспитанницу искусству вышивания

  • Краткое содержание Евгений Носов Красное вино победы

    В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе.

  • Краткое содержание Толстая Кысь

    Основные действия происходят в Москве после пережитого триста лет назад взрыва. Сам же город называется именем самого главного Фёдора Кузьмича. Люди же утратили все свои знания и приобретённую цивилизацию.

Очень кратко:Всадник с маленьким сыном скачет через ночной лес. Их догоняет лесной царь, он хочет забрать ребёнка себе и соблазняет его сладкими обещаниями. Всаднику удаётся доскакать, но в конце пути ребёнок умирает.

Ночью через лес скакал всадник с маленьким сыном. Малютка замёрз и прижался к отцу. Тот спросил, почему сын к нему «так робко прильнул». Ребёнок ответил, что боится — он увидел лесного царя «в тёмной короне с густой бородой». Отец не поверил, решив, что мальчику всё почудилось в белеющем над водой тумане.

Мальчик услышал голос лесного царя. Тот рассказывал ему о своей прекрасной стране и замке из чистого золота. Малютка сказал отцу, что лесной царь с ним говорит, но отец ответил, что сын ослышался — это просто шум ветра.

Лесной царь стал звать ребёнка к себе, соблазняя его разными обещаниями.

Испуганный ребёнок пожаловался отцу, что лесной царь созвал своих дочерей, и они уже кивают ему «из тёмных ветвей». Отец ответил, что это не дочери, а «ветлы седые стоят в стороне».

Лесной царь говорит мальчику, что «пленился его красотой», и заберёт его, хочет он того, или нет. Ребёнок жалуется отцу, что лесной царь хочет их догнать. Он уже близко, и мальчику тяжело дышать.

Испуганный всадник торопится, его конь «не скачет, летит», малютка у него на руках кричит от страха и тоски. Наконец, всадник достиг своей цели, но поздно — его сын умер.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. За основу пересказа взят перевод В. А. Жуковского. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Автор: · Опубликовано 06.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

В эпоху романтизма в Европе весьма широк интерес к фольклорным сюжетам. Они нашли своё отражение, как в прозе, так и в поэзии: в новеллах Гофмана, сказках братьев Гримм. В поэзии – это баллады Гёте, Бюргера. Например, всемирно известную балладу Гёте «Лесной царь» нередко интерпретируют, и не только в литературе. На русской почве образцовым является художественный перевод Жуковского, который получился настолько самобытным, что стал самостоятельным произведением по мотивам творчества немецкого поэта.

История создания

Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.

Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы. У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания. Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.

Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно. Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале. Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.

О чем?

Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.

Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.

Жанр и направление

Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.

Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Главные герои и их характеристика

В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.

Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.

Мальчик же не понимает, что ему лишь мерещится злой дух, он принимает видения за реальность. Он умирает не с ощущением физической боли, но с чувством страха перед Лесным царём. Можно представить себе, что так к ребёнку приходит смерть, ведь согласно датским легендам, именно лесной дух навещает тяжело больных и забирает их с собой.

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
  • Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
  • Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.

Главная мысль

Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени. Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться. Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.

Чему учит?

В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней. Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем. Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.

Автор: Александра Барбашова

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/balladа-zhukovskogo-lesnoy-tsar.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lesnoy-car.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/zhukovskij/lesnoj-car
  • https://briefly.ru/gete/lesnoy_tcar/
  • https://literaguru.ru/analiz-ballady-lesnoj-tsar-v-zhukovskij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт