Краткое содержание «Моцарт и Сальери» Пушкина: краткий пересказ по сценам (главам)

Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки: через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

Прочитать краткое содержание «Моцарта и Сальери» вы можете прямо на нашем сайте.

Главные герои

Сальери пожилой композитор, достигший славы долгим и тяжелым трудом, отравил Моцарта, потому что завидовал его таланту.

Моцарт молодой талантливый композитор, не осознающий своей гениальности, был отравлен Сальери.

Краткое содержание

Сцена 1

Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».

Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.

Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой». Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.

Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

Сальери пытается развеять страхи друга: он вспоминает, что как-то Бомарше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомарше кого-то отравил?», но сам не верит в это:

Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

Заключение

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности, и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения: того, что после смерти Моцарта, таким, как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.

Тест по пьесе

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?</h3>

    • <label>1826;</label>
    • <label>1828;</label>
    • <label>1830;</label>
    • <label>1832.</label>

(новая вкладка)

Заслуженный композитор Сальери размышляет о несправедливости судьбы, раздающей таланты. Он, с детства влюбленный в искусство, посвятил ему всю жизнь. Не сразу взялся творить собственную музыку: вначале овладел техникой, ремеслом. Его первые произведения так и не увидели свет: он сжег их, услышав гениальную музыку композитора Глюка. Наконец, он перестал быть дилетантом и смог найти собственное, оригинальное звучание. Публика оценила труды Сальери, он даже сделался знаменит. Тогда он был счастлив и никому из коллег не завидовал. Сейчас же, когда увидел, что «бессмертный гений» может достаться такому безумцу, гуляке, как Моцарт – он позавидовал смертельно.

В комнату входит тот самый гуляка Моцарт. С собой он притащил из трактира старика-скрипача. Старик из рук вон плохо играет арии из опер самого Моцарта. Автор хохочет, а Сальери негодует: пародия уродует шедевр. Моцарт наделяет старика монеткой и отпускает. Он предлагает Сальери послушать одну новенькую «безделицу», сочиненную бессонной ночью. Сюжет истории таков: сам Моцарт будто бы сидит в кругу друзей, влюбленный, и вдруг возникает мрачное виденье или наступает внезапная тьма. Когда фортепьяно умолкло, Сальери называет Моцарта «богом» в музыке.

Сальери приглашает Моцарта в трактир на обед. Потом остается один и мысли его лишь об одном: Моцарта нужно остановить. Эта райская птица, залетевшая на землю, не оставит после себя учеников. Само искусство меркнет на фоне Моцарта. Пока он жив – все честные ремесленники от музыки не будут знать покоя. Какой человек осмелится творить при Моцарте? Уже восемнадцать лет Сальери носит при себе яд – прощальный дар его возлюбленной Изоры. Ни против себя, ни против врага он его не употребил. Надежда и любовь к музыке его останавливали. И вот цель найдена. Моцарт, враг и друг, сегодня примет яд.

Оба музыканта сидят в трактире. Моцарту недели три назад поступил заказ сочинить Реквием (заупокойную службу). Причем заказчик в черном дважды не мог застать его дома. На третий день черный человек явился вновь – Моцарт как раз играл с сыном. Теперь Реквием практически готов. Заказчик медлит, но его черная тень все это время преследует Моцарта. Сальери «великодушно» успокаивает его. Печаль как рукой снимет шампанское, а есть средство еще лучше: перечитать искрометную пьесу «Женитьба Фигаро» его приятеля Бомарше. Моцарт припоминает, что о Бомарше ходили слухи, будто он кому-то дал отраву. И сам себе возражает: нет, тот ведь – гений, как и они с Сальери, а «гений и злодейство две вещи несовместные». При этих словах Сальери бросает яд в стакан.

Моцарт пьет за их дружбу, а после играет свой трагический Реквием. Сальери плачет. Моцарт замечает, что чувствовать музыку – дар не менее ценный, чем сочинять ее. Они прощаются. Сальери задумывается: раз он злодей, значит, не может быть гением? А как же слухи, что великий художник Бонаротти (Микеланджело), творивший в Ватикане, убил натурщика (чтобы точнее передать предсмертные страданья)? Неужели это ложь? Неужели он, Сальери, не гений?

Читательский дневник по трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина

Сюжет

Композитор Сальери сравнивает два пути в музыке. Сам он прошел через ошибки и вечный труд. А вот Моцарт просто баловень судьбы, который недостоин своего гения. В этот момент к нему в гости заглядывает Моцарт. Он привел из трактира слепого скрипача, который кое-как играет его собственные оперы. Затем он садится за фортепьяно и играет прекрасную новую музыку, «безделицу». Ее тема – зловещее виденье во время дружеской пирушки. И тут Сальери решается: Моцарт должен исчезнуть. Он не принадлежит этому миру, его искусство нельзя повторить, продолжить. Он только терзает всех, кто честно трудится на ниве музыки. В трактире Сальери подсыпает ему яд в стакан. Моцарт делится с ним рассказом о новом заказе – на Реквием (заупокойную службу). Теперь тот черный человек, заказчик, ему повсюду чудится. Моцарт уверен, что гений, как он да сам Сальери, не может быть злодеем. Они расходятся. Сальери задается вопросом: выходит, я не гений, раз совершил такое?

Отзыв

Зависть убивает душу и совесть. Человек не должен судить другого, тем более присуждать его к смерти. Гений и зло сочетаются куда реже, чем зло и бездарность. Трудом добытая слава не ценнее той, что приобретена даром свыше. У каждого свой путь и в жизни, и в творчестве (работе). Рациональное, приземленное всегда противостоит небесному, вдохновенному.

Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.

Продолжение после рекламы:

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.

Оставшись один, Сальери говорит, что не в силах более противиться судьбе, которая избрала его своим орудием. Он считает, что призван остановить Моцарта, который своим поведением не поднимает искусство, что оно падёт опять, как только он исчезнет. Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достаёт яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

Брифли существует благодаря рекламе:

В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.

Сальери пытается успокоить Моцарта, говоря, что все это — ребячьи страхи. Он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от чёрных мыслей с помощью бутылки шампанского или чтения «Женитьбы Фигаро». Моцарт, зная, что Бомарше был другом Сальери, спрашивает, правда ли, что он кого-то отравил. Сальери отвечает, что Бомарше был слишком смешон «для ремесла такого», а Моцарт, возражая ему, говорит, что Бомарше был гений, как и они с Сальери, «а гений и злодейство две веши несовместные». Моцарт убеждён, что Сальери разделяет его мысли. И в это мгновение Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт поднимает тост за сыновей гармонии и за союз, их связующий. Сальери делает попытку остановить Моцарта, но поздно, тот уже выпил вино. Теперь Моцарт намерен сыграть для Сальери свой Requiem. Слушая музыку, Сальери плачет, но это не слезы раскаяния, это слезы от сознания исполненного долга. Моцарт чувствует недомогание и покидает трактир. Сальери, оставшись один, размышляет над словами Моцарта о несовместности гения и злодейства; как аргумент в свою пользу вспоминает он легенду о том, что Бонаротти принёс жизнь человека в жертву искусству. Но внезапно его пронзает мысль, что это всего лишь выдумка «тупой, бессмысленной толпы».

Пересказал Э. Л. Безносов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация 🎥

Читайте также

Здесь даны основные сведения о пьесе А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по сценам. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Краткие сведения о произведении

Пьесу «Моцарт и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году. Первая её публикация была в 1831 году. Это вторая по авторскому счёту «маленькая трагедия». Она основана на одном из слухов, порождённых ранней смертью Вольфганга Амадея Моцарта. Это произведение способствовало тому, что в массовом сознании укоренилось мнение, что его отравил итальянский композитор Антонио Сальери, имя которого стало нарицательным в России.

Главные герои пьесы

Другой персонаж

Очень краткое содержание для читательского дневника

Композитор Сальери произносит монолог о том, что он изучил музыку как ремесло, «поверил алгеброй гармонию». Но многими своими произведениями он был недоволен и стал завидовать Моцарту, который был гениален от природы, а не вследствие упорного труда.

К Сальери пришёл Моцарт, попросил его высказать мнение о музыке, сочинённой им ночью, и сыграл своё сочинение. Сальери был потрясён божественной красотой этой музыки. Он пригласил приятеля обедать в трактире Золотого Льва и там отравил его, бросив яд в бокал вина. Отравитель был уверен, что сделал благое дело. По его мнению, гений Моцарта погубил бы творчество других композиторов, а наследника своего гениального дара он бы не оставил.

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Действие происходит в комнате.

Сальери произносит большой монолог. Композитор говорит о том, что с детства любит музыку. «Праздные забавы» и чуждые музыке науки его не прельщают. Он решил изучить музыку, как ремесло, и для этого умертвил звуки, разъял музыку и «поверил алгеброй гармонию».

После этого он стал творить, но часто был недоволен своими произведениями и жёг ноты. Раньше он никому не завидовал, а ныне стал завистником. Сальери досадует, что «бессмертный гений» дан не ему в награду за самоотверженный труд и усердие, а «гуляке праздному» Моцарту.

Входит Моцарт и говорит, что привёл скрипача, который в трактире играл арию из его оперы «Свадьба Фигаро». Композитору показалась эта игра забавной, и он предлагает Сальери её послушать.

Он приглашает войти старого слепого скрипача и просит сыграть что-нибудь из Моцарта. Тот стал играть арию из оперы «Дон-Жуан», и композитор захохотал. Но Сальери не была смешна интерпретация старика, и он прогоняет его. Моцарт даёт скрипачу за игру деньги, и тот уходит.

Моцарт говорит, что придёт к приятелю в другое время, так как тот сейчас не в духе. Сальери интересуется, что он принёс, и Моцарт отвечает, что ночью сочинил музыку и хочет услышать о ней мнение друга. Тот просит его сыграть, и композитор играет на фортепьяно своё сочинение. Потрясённый Сальери говорит: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Тот шутливо говорит, что «божество моё проголодалось». Сальери приглашает его обедать в трактир Золотого Льва. Моцарт соглашается и идёт предупредить жену, что обедать будет не дома.

Сальери убеждает себя, что он избран, чтобы «остановить» Моцарта, иначе творчество других композиторов, и его в том числе, погибнет. По его мнению, чем скорее гениальный композитор оставит этот мир, тем лучше для искусства, так как он не может передать свой дар никому. «Остановить» Моцарта Сальери хочет с помощью яда — последнего дара Изоры, своей возлюбленной, который он носит с собой 18 лет.

Сцена 2

В трактире Золотого Льва друзья обедают в особой комнате. Моцарт признаётся, что его тревожит Реквием, который ему заказал сочинить человек в чёрной одежде. С той поры он не появлялся, но композитору кажется, что он гонится за ним, как тень, и даже теперь сидит с ними за столом.

Сальери пытается развлечь Моцарта и вспоминает своего приятеля Бомарше, но Моцарта тревожит мрачное предчувствие, и он спрашивает о том, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Но тут же говорит:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. Не правда ль?

В это время Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта. Тот пьёт за их «искренний союз», затем играет свой Реквием. Сальери слушает и плачет.

Моцарт говорит, что нынче он нездоров, и уходит, решив заснуть.

Отравитель, оставшись один, говорит, что Моцарт заснёт надолго. Вспомнив слова о том, что гений и злодейство несовместны, Сальери стал сомневаться в своей гениальности.

Заключение к краткому пересказу

В пьесе А. С Пушкина «Моцарт и Сальери» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) пьесы «Моцарт и Сальери»: «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Гранатовый браслет» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. И. Куприна«Срезал» — краткое содержание и пересказ рассказа В. М. Шукшина«Тёплый хлеб» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского«Любовь к жизни» — краткое содержание и пересказ рассказа Д. Лондона

Моцарт — молодой композитор, одаренный от природы. Он пишет великолепную музыку радостно и легко. Его произведения гениальны. Сальери — полная противоположность молодому композитору. Как и Моцарт, он пишет музыку, но Сальери — ремесленник, добившийся известности тяжким трудом. Он высокомерен, завистлив, безжалостен.

Человек в черном одеянии — персонаж, предупреждающий Моцарта о предстоящей смерти. Придя к Моцарту, этот человек заказал Реквием. После данного события образ человека в черном неустанно преследует Моцарта. Старик со скрипкой — слепой скрипач, исполнявший музыку, написанную Моцартом. Молодого композитора забавляет игра старика, и он заводит скрипача в дом Сальери. Тот с негодованием воспринимает подобное «кощунство».

1.

Сальери размышляет о своей жизни, о своей одержимой любви к музыке. Композитор обращается к своему детству. Он перебирает в памяти те впечатления, когда, стоя в церкви, слышал музыку, исполняемую на органе. И слезы умиления катились из его глаз. С ранних лет Сальери посвятил себя только одной музыке, отвергая все остальное. Праздность, легкие забавы юности были чужды ему.

Для Сальери обучение музыке подобно работе ремесленника. Он, «звуки умертвив», видел в музыке одну лишь науку. Частенько он жег свои труды, неудовлетворенный ими.

Будучи кропотливым тружеником, он, наконец, добился признания. Достигнув «степени высокой», он мирно почил на лаврах славы и успеха. Его произведения вызывали ответное чувство у людей. Слава стала высшим наслаждением для Сальери. Он не испытывал зависти ни одному из композиторов, которых знал. Никогда это тяжелое чувство не тревожило его сердце.

Он признается себе, что сейчас завидует неистово и глубоко. Для гордого Сальери – это мучение. Он завидует гению, молодому Моцарту. Сальери не может понять, почему судьба оказывается благосклонной не к усердным труженикам, а к молодому Моцарту – беспечному гуляке?

В этот момент входит Моцарт. Он в веселом расположении духа. Моцарт говорит о том, что направился к Сальери показать новую музыку, но тут его рассмешил трактирный скрипач, игравший его арию. Он привел музыканта к Сальери и потешаясь над его игрой. Моцарт заводит музыканта, который начинает играть. Молодой композитор хохочет от всей души, слушая его фальшивую игру.

Сальери возмущен, он гонит старика прочь. Игру скрипача он считает кощунственной, поскольку тот искажает гармонию. Старик уходит, получив вознаграждение от Моцарта. После чего молодой композитор исполняет свое новое произведение, написанное этой ночью.

Сальери восхищен красотой звуков. Он удивляется, что, написав такой гениальный труд, Моцарт мог отвлекаться, останавливаясь у трактира. Он видит в Моцарте бога. Молодой композитор смеется, не сознавая своего величия. Он лишь отшучивается, говоря, что голоден.

Сальери предлагает пойти в трактир пообедать. Молодой композитор согласен, он хочет лишь поставить в известность свою супругу. Моцарт уходит, а Сальери одолевают мрачные думы. Он видит свое предназначение в том, чтобы остановить гения. Он предполагает, что Моцарт должен прекратить свое существование, иначе погибнут все «служители музыки», такие же трудяги, как он сам.

Сальери достает пузырек с ядом – давний подарок его близкой знакомой. Композитор не ценил жизнь, ощущая рану и глубокую обиду внутри себя. Но в глубине его души еще теплилась надежда. Он ждал творческого восторга и вдохновения, но вместо этого Сальери нашел для себя только злейшего врага.

Сейчас час пробил, обиженный на жизнь человек всыплет гениальному Моцарту яд.

2.

Два композитора сидят в трактире. Моцарт говорит о том, что ему не дает покоя один случай. Недавно его посетил человек, одетый в черное, и сделал заказ на Реквием. Это произведение уже готово, но черный человек больше не пришел. Моцарт особо не расстроился – это произведение отдать бы ему было жаль.

После этого Моцарт стал испытывать сильную тревогу – этот человек чудился ему повсюду. Везде он видит черного человека или его тень. Он есть даже в этом трактире, сидит третьим рядом с ними.

Сальери старается отвлечь молодого гения от тягостного предчувствия. Он видит в этих страхах ребячество, предлагает перечитать произведение великого Бомарше.

Моцарт рассуждает о Бомарше, который по слухам кого-то отравил. Он интересуется мнением Сальери, но тот отрицает данное предположение. Тогда Моцарт размышляет о том, что Бомарше – гений, а «гений и злодейство две вещи несовместные». Сальери, поддерживая разговор, всыпает Моцарту яд. Доверчивый композитор пьет за их «искренний союз». Он усаживается за фортепиано и исполняет Реквием.

Сальери испытывает противоречивые чувства. Ему и радостно, и тяжело. Он чувствует, что избавился от чего-то мучительного и больного. Вдруг Моцарт испытывает сильное недомогание и покидает Сальери. Отравитель, оставшись один, раздумывает над словами Моцарта о несовместимости понятий гениальности и злодеяния. Сальери пытается выяснить, гений ли он?

Пушкин считал, что гениальный человек с его чувством гармонии, творящий великолепие и красоту, не может совершить серьезного злодеяния. Именно эту мысль он вкладывает в рассуждения Моцарта. Исходя из этого предположения, поступок Сальери говорит о том, что он далек от гениальности.

Сальери завидует молодому гению не только из-за его одаренности. С самых детских лет он не был способен получать удовольствия от жизни. Отдав все свое время служению музыке, он заплатил слишком большую цену за ту славу, которую в итоге получил. Он видит, что гениальность – Божий дар, ее не заполучить тяжким трудом. Нередко Сальери посещают мысли о смерти, он хранит яд. Несмотря на свои достижения, он – несчастный человек. Все его мысли заняты только одним – своей собственной ценностью. Я думаю, что утраченная возможность радоваться и приводит Сальери к желанию совершить преступление.

Сальери видит, как Моцарт хохочет, слушая трактирного музыканта, как он весел, доволен жизнью, как просто он пишет великолепную музыку. Сальери видит в том несправедливость, отсутствие правды жизни. Он хочет убедить себя, что гениальность можно взрастить лишь тяжким трудом. В окружении таких же трудяг, он спокоен.

Музыка Моцарта легка и прекрасна, как и сама жизнь. Он одарен изначально. Сальери не может это вынести. Он считает, что легкомысленное поведение Моцарта очерняет его высокий статус, который нужно гордо нести. Именно так живет сам Сальери. И трудяга-композитор исполняет свой долг. Убивая Моцарта, он наводит порядок, восстанавливает справедливость.

Моцарт искусен и в умении жить, и в музыке, но не так уж легко все дается ему. Он страдает бессонницей, ловит лишь «две-три мысли», берет в работу Реквием, поскольку нуждается в деньгах.

Для меня основной вывод тот, что у человека его гениальность, одаренность отобрать нельзя. Моцарт же – гений и во время жизни, и после смерти. Жизнь у человека можно отнять, но гениальность – нет. Если человек завидует, это означает, что ему чего-то не хватает. Сальери разучился жить, с детских лет он не имеет легкости, беспечности, спонтанности. Именно это вызывает его сильную ненависть к Моцарту. Вместо того, чтобы убивать, лучше бы он поучился у Моцарта умению жить.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/mocart-i-saleri
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-motsart-i-saleri/
  • https://briefly.ru/pushkin/mocart_i_salieri/
  • https://blmb.ru/mocart-i-saleri-kratkoe-soderzhanie/
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/mocart-i-saleri-pushkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт