Невеста с картины «Неравный брак» В.Пукирева и ее печальная история

Недавно была тема песни «У церкви стояла карета» и я там пообещала рассказать о картине «Неравный брак»Сейчас этот романс пользуется большой популярностью и находится в постоянном репертуаре у известных исполнителей. В связи с ним чаще всего вспоминается картина малоизвестного художника В.В.Пукирева «Неравный брак», написанная в 1862 году. Художник выставил ее в 1863 году и она произвела фурор.

После нее тридцатилетнему Пукиреву присвоили звание профессора живописи, а известный критик В.В.Стасов восторженно воскликнул: «Наконец-то появилась картина из жизни — одна из самых трагических картин». «Неравный брак» действительно написан на злобу дня и отражает обычное для того времени явление: богатые старички искали себе молоденьких невест из бедных семей, предлагая за них немалые деньги.Семья невесты на них могла расплатиться с долгами и потом неплохо существовать. Дело дошло до того, что в феврале 1861 году вышел Указ церкви, осуждавший женитьбу с огромной разницей в годах, поскольку их число доходило до половины всех венчаний. Автор картины и его самый близкий друг пережили такую же историю, но если для друга она закончилась счастливо, то для художника — трагически.Василий Пукирев так и не женился, через несколько лет начал пить, в конце концов, с работы ушел, потом съехал с арендуемой квартиры, стал жить на подачки друзей и умер в нищете. После «Неравного брака» он написал еще несколько картин на ту же тему, но повторить успех ему не удалось.Обратите внимание на уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которой обрамлена картина. Эту раму сделал друг художника Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Третьякову, который приобрел картину с рамой за полторы тысячи рублей, так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других картин своей галереи.Но вернемся к картине. Картина стала классикой русской живописи, ее купил известный меценат Павел Третьяков и с тех пор она является украшением Третьяковской галереи.

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

Об истории создания картины ходит по крайне мере две версии. По первой в основу картины легла история несчастной любви Сергея Михайловича Варенцова, близкого друга художника, бравшего у него уроки рисования.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Карзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой. Она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской. Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне.

Присутствовать на свадьбе в роли шафера он был вынужден, т.к. сестра жениха была женой старшего брата Варенцова. В результате бурной разборки между друзьями художник написал себя в роли шафера, изменив некоторые черты лица Сергея. Это было тем более уместно, что Василий тоже пережил подобную историю, только трагическую. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев. Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне.

Он влюбился в очень красивую девушку Прасковью Матвеевну Варенцову, однофамилицу друга художника. Именно она позировала ему на картине «Неравный брак». Родители девушки категорически не хотели этой свадьбы, т.к. художник был родом из бывших крепостных и настояли на браке с богатым сановником. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак». Хотя есть мнение, что она сама предала свою любовь.

Какова же судьба людей, связанных с этой картиной? Как сложилась судьба девушки, предавшей любовь? Пятнадцать лет тому назад Третьяковская галерея приобрела рисунок художника Владимира Сухова, на котором изображена Рыбникова спустя 44 года после своего брака (рисунок 1907 года).В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Это старушка с грустными глазами, которая доживает свой век в одиночестве, в московской богадельне. Там, в Мазуринской богадельне на Котельнической набережной, и закончилась жизнь этой женщины.

Карзинкин

В тоже время брак промышленника Карзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей. Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Так всё-таки — трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?…

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. В мастерской художника. Пукирев изобразил себя в роли художника.

Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.Могила Пукирева.

Картина «Неравный брак» никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

(Г.Солодилов)

Брак Прасковьи Матвеевны оказался несчастливым, через несколько лет он распался. Прасковья Матвеевна закончила жизнь в богадельне, а Василий Пукирев умер в бедности и одиночестве. Если учесть что брак Карзинкина и Рыбниковой оказался счастливым, то более верной по сути является вторая версия, трагическая. Она соответствует и сюжету картины «Неравный брак», и старинному романсу «У церкви стояла карета»…http://sotvori-sebia-sam.ru/starinnyj-romans/

https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/neskolko-interesnyx-p…

http://jivopis.org/pukirev-vasilij-vladimirovich—neravnyj-brak/

http://festival.1september.ru/articles/617505/

http://www.rodon.org/art-080807175253

http://maxpark.com/community/6782/content/1439072

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1

Подсмотрела на adme и решила поделиться со своими подписчиками. Такие истории не только интересны сами по себе, по моему мнению, их просто необходимо знать.

С момента написания картины «Неравный брак» прошло 157 лет, но до сих пор она притягивает к себе тысячи посетителей Третьяковской галереи. Здесь нет напыщенных эмоций, заламывания рук и обмороков. Спокойное и трагичное лицо невесты выглядит гораздо красноречивее. Кем же на самом деле была юная невеста, чей печальный образ повлиял на дворянское общество второй половины XIX века?

Неравный брак был обыденным явлением в XIX веке. Чтобы поправить материальное положение, родители выдавали своих дочерей за престарелых богатых мужчин, которые не то что в отцы, в деды бы сгодились. Родителей мало волновало счастье дочери. Иногда девушки сами стремились вырваться из нищеты и искали богатого престарелого мужа.

Сколько же судеб сломала свадьба по расчету, сколько народных песен и литературных произведений об этом написано! До нас дошла, к примеру, застольная песня «У церкви стояла карета».

За год до написания картины церковь осудила брак с большой разницей в возрасте. Останавливало ли это пожилых женихов? Конечно же, нет. Количество мезальянсов сократилось после того, как на очередной выставке художников общество увидело картину Василия Пукирева «Неравный брак».

Кем же на самом деле была невеста?

На этот счет существуют две версии: либо художник изобразил драму своего друга Сергея Варенцова, либо это личная трагедия Пукирева.

Сергей Варенцов был страстно влюблен в красавицу Софью Рыбникову. Родители девушки решили, что купец средней руки Варенцов недостоин их дочери, и нашли ей более выгодную партию — известного в торгово-промышленном мире Андрея Карзинкина. Он был на 13 лет старше невесты. (Хотя что такое в наше время разница в 13 лет? Пустяки). Поскольку Варенцов являлся дальним родственником Карзинкина, он вынужден был стать шафером на свадьбе своей возлюбленной.

купец Сергей Варенцов

Только вот сам Сергей Варенцов был категорически против этой версии. Он готовился к свадьбе с другой девушкой, и слава несостоявшегося жениха ему была не нужна.

Скорее всего на картине изображена личная драма художника. Он был влюблен в Прасковью Матвеевну Варенцову.

Прасковья была барышней благородных кровей. Молодой художник несколько раз просил руки девушки, но каждый раз получал отказ. Дело в том, что Василий Пукирев был крестьянином, которому помог выбиться в люди талант художника. Брак дворянки и крестьянина родители Прасковьи сочли невозможным и выдали дочь за богатого пожилого человека их круга. Был ли сам Пукирев на свадьбе своей возлюбленной — об этом история умалчивает. Но его автопортрет можно увидеть за спиной невесты.

О самом женихе мало что известно. Нет, это не тот седовласый мужчина, что изображен на картине. Это собирательный образ. Голову художник писал с князя Павла Цицианова, тело — с предводителя русского дворянства Алексея Полторацкого, а прическу — со знакомого повара.

Историки и искусствоведы долго спорили о том, кто же та самая невеста и чьей версии стоит придерживаться. Споры эти продолжались бы бесконечно, если бы в 2002 году Третьяковская галерея не приобрела карандашный рисунок. На нем изображена пожилая женщина в траурном одеянии. Надпись на портрете гласит: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

О судьбе Прасковьи Матвеевны после замужества мало что известно. Счастливой семейной жизни не получилось. «Богатый и знатный старик сгубил девушке жизнь», — говорили современники. Прасковья овдовела рано. Нет, она не стала богатой наследницей и влиятельной княжной. Свою одинокую жизнь она закончила в приюте. На склоне дней женщина открыла свою тайну художнику Владимиру Сухову. Да, она — та самая невеста, она позировала Пукиреву для картины. И в нее он был влюблен. Почему Прасковья оказалась в богадельне, доподлинно не известно.

Неравный брак не принес счастья ни молодой невесте, ни отвергнутому художнику. Пукирев преподавал в художественном училище, писал иконы и картины на религиозные темы. Жил Василий в невенчанном браке с молодой женщиной Софьей. Был он обласкан, одет и обстиран. Она его любила, а вот он ее? Жениться на Софье Василий не планировал. Нужно ли говорить о том, что значило для женщины XIX века быть сожительницей… Последние годы жизни он провел в нищете, много пил и был парализован. Умер Пукирев 1 июня 1890 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

«Неравный брак» был единственной значимой картиной в творчестве художника. Она не только сделала Василия Пукирева известным, но и повлияла на дворянское общество. Современники художника признавались, что, увидев картину, они отказывались от идеи брака с молоденькой девушкой. Илья Репин писал: «Пукирев много крови испортил не одному старому генералу». И действительно, после появления картины на выставке неравных браков стало меньше.

Сюжет свадьбы престарелого дворянина и девушки стал невероятно популярным. Многие художники пытались повторить успех Пукирева, но у них ничего не вышло.

Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее, а ее копия находится в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Публикации раздела Музеи

Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

Читайте также:

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

5 картин из коллекции Ярославского художественного музеяРаботы голландских, французских и немецких художников XVI–XIX веков в приложении ArtefactКартина в деталях: «Тройка» Василия ПероваТрагическая история на полотне и в жизни5 историй любви известных художниковКакими были жены Репина, Врубеля и Куинджи7 свадеб из русской классикиКак женились герои Льва Толстого и Антона Чехова, Максима Горького и Михаила ЗощенкоНеизвестный Петров-ВодкинЦерковные росписи, портреты и театральные декорацииМузы русских художниковПять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмыМатери на картинах русских художниковКак рисовали женщин с детьми Брюллов, Венецианов и Петров-ВодкинПортреты русских цариц и царевенКак художники изображали женщин из рода РомановыхПортрет его жены: русские музы европейских художниковПортреты русских женщин, которые были спутницами величайших художников ХХ векаКак гадали на картинах русских художниковВспоминаем отражение темы гадания в русской живописиПавел Третьяков. Искусство принадлежит народуКак складывалась знаменитая коллекция ТретьяковкиЖизнь Венецианова в пяти картинах: капуцины, карикатуры и Аполлон…Алексей Венецианов — создатель русской жанровой живописиВера, Надежда, Любовь и София: cамые красивые русские портретыВспоминаем имена и разглядываем самые красивые портреты их обладательницМаскарад в русских портретахРассматриваем портреты в маскарадных костюмахРусские соседи Джоконды: отечественные экспонаты в ЛувреВ одном из крупнейших музеев мира, разумеется, должны найтись российские работы

Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои — купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.Итак, окунемся в бездны слез!

И также его «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности

Островский

. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой. Оба с такими лицами, как будто свадьба

На второй картине Маковского Брак рассматривался как сделка, а невеста — как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873).На полотне Николая Неврева «Смотрины» (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из

Русского музея

, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.Второй вариант, из

Третьяковской галереи

В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!В сравнении с этими картинами произведения Федотова — прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.

Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы. Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди»

Репина

Невеста на этих картинах

Используемые источники:

  • https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43252326363/istoriya-kartinyi-pukireva-neravnyiy-brak
  • https://www.livemaster.ru/topic/3216882-blog-nevesta-s-kartiny-neravnyj-brak-v-pukireva-i-ee-pechalnaya-istoriya
  • https://www.culture.ru/materials/128761/pechalnye-nevesty-v-russkoi-zhivopisi
  • https://shakko.ru/1152965.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт