Общая характеристика лирики В. Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). Основные темы и особенности творчества.

В основе статьи – материалы учебников + дополнительная литература.

  • Учебник. Литература.11 класс. Журавлёв В.П.
  • Учебник. Базовый уровень. Литература.11 класс. Курдюмова Т.Ф, Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н.

Содержание.

  • Философская лирика.
  • Человек и природа.
  • Любовная лирика.
  • Тема творчества, поэта и поэзии.
  • Тема города (урбанистическая тема).
  • Гражданская лирика.
  • Тема истории.
  • Тема свободы.
  • Тема революции.
  • Особенности творчества В.Я. Брюсова:

 Примечание: краткий анализ стихотворений — в отдельных статьях.

брюсов-3-193x300.jpg

В.Я. Брюсов. (Портрет художника М.А. Врубеля).

Философская лирика.

В. Брюсов с юных лет искал смысл жизни, «того Бога, который речет «да будет свет!», но долго не находил его.

Потому одной из сквозных тем является тема мечты.

Образ мечты различен. Иногда она беспредельна:

Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной…».(«Моя мечта»)

Часто мечта предстаёт в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы.

Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»)

 В юности поэт переживал неосуществимость надежды. В зрелые годы признал чудо грёз как великий «дар души.» В «Балладе воспоминаний» 1911 есть светлый аккорд:

И вы одни в сем мире правы,

Любви заветные мечты.

Мотив мечты в поздней лирике предстал обновлённым, жизнеутверждающим, несмотря на разочарования героя.

«Сонет к мечте».

Власть грёз, преодолевающих все творческие преграды.

«Воплощение мечтаний» придаёт всему окружающему фантастические формы и краски.  «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Поэт соединяет несоединимое. Для фантазий нет границ.

Поэт размышлял о роли человека в судьбах мира. Звучит гимн вечному созидательному смыслу жизни.

«Хвала человеку» (1906) – воспел священное «ремесло» — быть творцом на земле.

Стихи о предчувствии освоения человеком космоса («Сын земли», Земле», «Предвещание»).

 

 Человек и природа.

Красота земли духовно обогащает человека, солнечный свет дарит поэтический подъём («кипит избыток и новых рифм и новых слов»).

 Любовная лирика.

«Шедевры» первый сборник поэта.

Любовь изображалась как болезненно-чувственная страсть, предвещающая неизбежную трагедию.

Поэт писал об очаровании и таинствах любви.

«Предчувствие»

Необычные сравнения.

Любовные испытания безмерны и противоречивы. Они оборачиваются то «счастливым безумием», «угрюмым, тусклым огнём сладострастья», то целомудренностью «озарённого, смущённого ребёнка влюблённого».

«Тени», «Измена».

Сила переживаний сменяется ощущением их неустойчивости, обманности, «стыдом и тревогой» («К моей Миньоне», «Сливаются бледные тени»).

Но зреет спасительный исход («Отреченье» ):

Довольно! надежды и чувстваОтныне былым назови,Приветствуй лишь грезы искусства,Ищи только вечной любви.

«Встреча после разлуки»- «Сокровища, заложенные в разлуке, я берегу для творческих минут».

Тема творчества, поэта и поэзии.

1899 г.  Из статьи «Об искусстве»: «Идти к совершенству – значит озарять всё новые дали нашего духа, увеличивать область души».

Творчество поэт воспринимал как прозрение новых духовных  «далей» и читал его самоценным («Юному поэту»), рождённым художественной интуицией («Творчество»), ка выражение вечных ценностей («Отреченье»)

Поэтому понятно самолюбование поэта.

«Я» 1899.

Поэт говорит о своих мольбах Астарте (древнегреческая богиня плодородия) и Гекате (покровительнице колдовства, ночной нечисти).

«Кинжал».

Размышления о нравственном долге поэта, который должен всегда «быть с людьми, когда шумит гроза».

«Памятник», написанное в 1912г. В нём Брюсов писал о своих заслугах.

 

Трудолюбие поэта Брюсов всегда ставил рядом с вдохновением. Литературное творчество, по его мнению, требует постоянного, напряжённого труда. Брюсов работал над стихами каждый день и гордился этим как победой над «тёмной стихией души».

В истории русской поэзии Б. остался как неустанный труженик литературы, подчинивший своё вдохновение постоянному труду.

 В стихотворении «Родной язык» Б. раскрывает тайны своего творчества. Это монолог поэта-новатора, стремящегося познать «тайну звуков странных» и «потаённый смысл слов». Он – дерзкий «маг» языка, владеющий всем богатством поэтических приёмов.

 Тема города (урбанистическая тема).

Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. В нём человек одинок и переживает своё одиночество в толпе. 

С одной стороны, поэт воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны, город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью («Конь Блед», «Довольным», «Фабричная»).

Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: «борьба города с людьми».

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот «коварный змей» » притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный город является центром науки, искусства и прогресса, он отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра.

Изображая городскую цивилизацию, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает, настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали. На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.

Сборник «Шедевры» Изобразил город с его контрастами, соблазнами и опасностями.

Таким образом, Тема города проявилась многообразно.

Главные в ней – два направления.

  • Воспевание материальных и культурных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»).
  • Освещение уродливой действительности («Чудовище», «В ресторане»). «Голос города» — страшен «призрак туманный» северной столицы.

Гражданская лирика.

 Брюсов на пике славы всё чаще и чаще обращался к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение «Каменщик». 

 

Тема истории.

Большое место в поэзии Брюсова отводится истории. Условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905).

Поэт использовал эпизоды мировой истории, сказочные, мифологические сюжеты. При помощи ярких исторических образов, мифов и легенд Брюсов указывал на человеческие ценности: долг, любовь, честь. Четко прослеживается тема гения и посредственности. Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон».

«Грядущие гунны».

Движение истории Брюсов представлял как смену  культурных эпох, внутреннее разложение старого мира и напор нецивилизованных племён. Поэтому взял эпиграф «Топчи их рай, Атилла..»  (Атилла- предводитель гуннов, совершавших разрушительные набеги на Древний Рим).

Взбунтовавшийся народ России поэт сравнивал с варварами, которые оживляют «одряхлевшее тело волной пылающий крови», поэтому вызывают у него понимание:

Творите мерзости в храме,

Вы во всём неповинны, как дети!

С  набегом гуннов прячутся мудрые «хранители тайны и веры» в подземельные пустоты, в безжизненные пустыни.Но боль утраты приводи к всплеску мужества.

Такой же аккорд звучит в стихах «К счастливым» и «Довольным».

Тема истории раскрыта Брюсовым в его исторических романах «Огненный ангел» 1907, «Алтарь Победы» 1911.

 

Тема свободы.

«Уличный митинг»,

«Вожатому»,

«Гордому Духу».

Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья.

Поэт желал свободы, гармонии в жизни.

Для себя избрал борьбу с препятствиями. Стихами он «незримо стены рушил», в которых «дух наш заточён», чтобы в грядущем «мечтам открылись бы все степи и волям – дали всех дорог» («Одному из братьев»).

Поэт защищает вечное назначение искусства – «радость творчества, свободного, без цели». «Поэту», «Сеятель» 1907)

Тема революции.

Противоречивое отношение к создателям культуры и тёмной, ожесточившейся о несправедливости стихийной массы обусловило и противоречивое отношение к революции. («Грядущие гунны»).

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Эй, Европа, ответь, не комете лиТы подобна в огнях наших сфер?Не созвездье Геракла наметилиМы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр?«СССР», 1923г.

Революцию 1917 г. Брюсов воспринял как обновляющую «огненную купель» социальной стихии. Он работает в Наркомпросе, Госиздате, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, преподаёт в МГУ.

1921 – по инициативе Брюсова открывается Высший литературно-художественный институт, где он преподаёт, одновременно выпуская ряд сборников стихов.

 

Особенности творчества В.Я. Брюсова:

  • Сочетание жизнеутверждающего начала (прославление любови, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию) с пессимистическими мотивами (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»).
  • Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.
  • Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих».
  • Во все периоды творчества поэта верил в силу человека, в его способности преодолеть все сложности жизни, разгадать все мировые загадки, решить любые задачи и построить новый мир, достойный человеческого гения.

Таким образом, В.Я. Брюсов внёс значительный вклад в литературу начала 20-го века.

Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

 

Символизм А. Белого: теория и практика. поэтика и композиция книги стихов А. Белого («Золото в лазури» или «Пепел»).  А. Блок  как символист

 Андрей Белый — Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 — 8. 1.1934) — родился и вырос в семье крупного российского математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Круг его общения был чрезвычайно интересен. Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Соловьевых — родителей своего друга Сергея. Именно здесь, в семье Соловьевых, были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева.  Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме это нечто среднее между стихам  и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера.Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах «В лепестке лазурево-лилейном».  Белый был влюблён в жену Блока, Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь А. Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с А. Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом А. Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. Потом происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 — 1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений “Пепел” (1908). Позже возвращается в Москву. В 1910-1911 годах поэт путешествует по Италии, Сицилии, Тунису, Египту и Палестине, а в 1912 году, вместе с женой, художницей А.Тургеневой, уезжает в Европу. Через 4 года возвращается в Москву. А.Белый умирает в 1934 году от кровоизлияния в мозг. Белый в нашей литературе является провозвестником особого символизма. Его символизм — символизм мистический. В основе лежит религиозно-нравственное мировоззрение. Символ Белого не обычный реалистический символ, а Символ-Лик, потусторонний, хотя Белый и пытается сделать его имманентным действительности. Символ — это этическая норма, воплощённая в живом образе — мифе. Этот образ-миф постигается путём мистического опыта. Искусство здесь явным образом соприкасается с религией, даже больше — становится религией религий. «Образ Символа, — утверждает Белый, — в явленном Лике некоего начала; этот Лик многообразно является в религиях; задача теории символизма относительно религий состоит в приведении центральных образов религий к единому Лику». Мир Белого есть мир бредов, пламенных стихий, раскалённых сатурновых масс, грозных, непрерывно меняющихся мифологических образов. Как поэт Белый тоже индивидуален, но прозаик в нём сильней. В стихах Белого с особой силой отразились чувства одиночества, духовной опустошённости, отчаяния, скептицизма. «Гражданским мотивам» посвящена его книга стихов «Пепел». Критика справедливо усматривала в этой книге попытку возвратиться в известной степени к Некрасову. Некоторые из стихотворений, вошедших в «Пепел», отмечены исключительной искренностью и пафосом; к сожалению, «некрасовские» настроения в дальнейшем у Белого не получили никакого развития.

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии —  «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. «Высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу.«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановы. Там, где в них говорится о реальных чувствах и передается история «земной» любви, — это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе — они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» — это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета —  «он» и «она». Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека» или встречается с ней «на закате». В разные встречи на ней может быть «сребристо-черный мех» или «белое платье». Она скрывается «в темные ворота» и т. п. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен» — вполне «земная» самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи.Драматизм ситуации ожидания — в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, его поведение определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» — влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» — безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На первом этапе существования символизма Валерий Яковлевич Брюсов был основным теоретиком нового течения и его признанным вождем. Его отличали харизматическая сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной и тщательной работе. Брюсов умел вести за собой. Он был добрым и, в то же время, требовательным наставником для многих молодых поэтов. Эстетические взгляды поэта определенно сложились уже в 1890-е гг. Они основывались на понимании символизма как сугубо литературного явления с позиций полной автономности искусства, его независимости от общественной жизни, религии и морали. Первые сборники стихов Брюсова, появившиеся в 90-е гг., носили откровенно провокационный, эпатирующий характером. Их названия говорили сами за себя — «Шедевры», «Это — я». В ранних стихах поэта преобладала колоритная экзотика, мотивы чувственной любви, поэтизация индивидуализма и творческой фантазии. Немало внимания Брюсов уделял формальному экспериментированию и улучшению технических приемов стихосложения. В начале ХХ века для Брюсова наступил период творческой зрелости. Так, по разносторонности интересов и объему литературной работы он значительно превосходил многих своих соратников по символизму. Лирика Брюсова обращалась к ярким эпизодам мировой истории и мифологии. С их помощью поэт пытался постичь в жизни человечества вечные, непреходящие ценности. В период расцвета своего таланта Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний», «Царю Северного Полюса» и др.). На материале прошедших исторических эпох Брюсов рассматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность, отношения волевой личности и косной толпы. Другой, не менее значительный пласт творчества Брюсова связан с образом современного ему города. Он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество разума и воли в борьбе с материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж: Горят электричеством луны На выгнутых, длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках… («Сумерки», 1906) В современной жизни и в отдаленном прошлом поэт выявлял высокое, достойное, прекрасное, утверждая эти свойства в качестве незыблемых основ человеческого существования. Важнейшие признаки поэтического стиля Брюсова 1900-х гг. — использование строгой, рационально выверенной композиции, тяготение к риторическим способам организации стиха (использование синтаксических параллелизмов, анафор, антитез). Образы его стихотворений — чеканные, полновесные, четко очерченные. Символические образы в стихах Брюсова, во многом близкие аллегориям, пластически закрепляют важные автору идеи. Творчество Валерия Брюсова отличали строгая организованность, гармоничная уравновешенность, соответствие риторических положений и использованных приемов. О. Мандельштам очень верно подметил самые характерные и сильные стороны его поэзии: «Это мужественный подход к теме, полная власть над ней — умение извлечь из нее все, что она может и должна дать, исчерпать ее до конца, найти для нее правильный и емкий строфический сосуд».

6-04-2013

Поставь оценку:

Вернуться

Категория: Валерий Яковлевич Брюсов

В 

Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу.

В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов “Русские символисты”. В сборниках “Шедевры”, “Это – я”, “Третья стража”, “Городу и миру” он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью. Он мог создавать самые различные образы, силой воображения перемещаться во времени и пространстве, путешествовать по странам и эпохам.

Критики-иностранцы удивлялись, что русский поэт так точно пишет об их странах и героях. Большую славу поэту принес его пятый сборник поэзии “Венок”.

Хотя Брюсов считался признанным вождем символизма, чисто символистскими были только ранние его стихи. Например, стихотворение “Творчество”:

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

Большой популярностью пользовалось и стихотворение “Юному поэту”:

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Уже в раннем стихотворении “Отверженный герой” символические образы отражают важные для автора идеи. Поэт ориентируется на “живопись словом”, его стихотворение четко организованно, уравновешенно. Для достижения своей цели Брюсов часто использовал прием прямого обращения к читателю, разговора с ним:

В серебряной пыли полуночная влага

Пленяет отдыхом усталые мечты,

И в зыбкой тишине речного саркофага

Отверженный герой не слышит клеветы.

Не проклинай людей! Настанет трепет, стоны

Вновь будут искренни, молитвы горячи,

Смутится яркий день – и солнечной короны

Заблещут в полутьме священные лучи!

Романтическое стихотворение “Кинжал” вслед за классиками XIX века продолжает тему поэта и поэзии. В стихотворении Брюсова мы видим свое понимание автором задач, которые жизнь и общество ставят перед поэтом. Текст представляет собой поэтический монолог, обращенный к слушателю. Лирический герой – поэт – готов яростно сражаться против мелочности, суеты и зла, царящего в мире:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

Поэт одинок в своей борьбе, он не скрывает трудностей, моментов разочарования: изменить мир к лучшему очень трудно:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые.

Брюсов убежден: поэт – певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае борьбы. Он не может предать свой идеал, именно от него исходит призыв к угнетенным рабам. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям:

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде пробежал по этой верной стали.

И снова я с людьми – затем, что я поэт,

Затем, что молнии сверкали.

Романтическое настроение в стихах Брюсова, однако, быстро уступило место трезвым рассуждениям, земным темам. Брюсов, воспитанный на книгах Дарвина и революционеров-демократов, первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Отсюда его неприятие города:

Ты гнешь рабов угрюмых спины,

Чтоб, исступленны и легки,

Ротационные машины

Ковали острые клинки.

Брюсов был новатором в поэзии. Он все больше становится художником рисунка, картины, зрительного, а не музыкального образа, в поэзии ориентируется на “меру, число, чертеж”. Таковы его стихотворения “Медея”, “Ахиллес у алтаря”, “Одиссей”, “Дедал и Икар”.

Стихотворений с названием “Работа” в творчестве Брюсова два: одно – 1901 года, другое – 1917-го. “Работа” (1901) состоит из шести строф. Поэт славит физический труд как основу жизнедеятельности человека. Первые две строфы восхваляют труд, в них много глаголов и восклицательных предложений. Это передает динамику действия, энергию радости при совершении нужных, полезных действий:

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

Всем известно, что работа с плугом, лопатой или киркой тяжела, изнурительна, что конечный итог ее – усталость и негативные эмоции. Брюсов не отрицает этого. Да, работа тяжела, но она приносит радость, появляется что-то новое, что ты сделал сам. Поэтому автор подбирает определения, на первый взгляд несовместимые со словом “работа”.

У него “капли пота” “освежают”, рука “ноет сладостно”. Стихотворение Брюсова воспринималось свежо и ново, поскольку раскрывало противоположное отношение к труду. Не возникает сомнений, что радостный труд принесет более весомые результаты, чем труд подневольный, со стонами и проклятьями.

Лирический герой перечисляет свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайны

Жизни мудрой и простой.

Все пути необычайны,

Путь труда, как путь иной.

Так радостно о труде может говорить молодой человек, жизнь которого только начинается.

Стихотворение “Работа” (1917) – это произведение зрелого автора, человека с устоявшимися взглядами. В нем поэт четко формулирует:

Единое счастье – работа…

Здесь поэт не выделяет только физический труд, для него одинаково важна работа “в полях, за станком, за столом…”. Каждая строфа представляет собой энергичное обращение к читателю – рабочему, хлеборобу, писателю – с призывом упорно трудиться:

Иль – согнут над белой страницей, –

Что сердце диктует, пиши;

Пусть небо зажжется денницей, –

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу:

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,

Все счастье земли – за трудом!

Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении “Хвала человеку”.

Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос. Поэт создает собирательный образ Человека-творца, способного изменить к лучшему окружающее пространство:

Молодой моряк вселенной,

Мира древний дровосек,

Неуклонный, неизменный,

Будь прославлен, Человек!

Поэт прослеживает историю человечества с первобытных времен, перечисляет достижения творческой мысли людей, начиная с изобретения топора и заканчивая электричеством и железными дорогами:

Вечно властен, вечно молод,

В странах Сумрака и Льда,

Петь заставил вещий молот,

Залил блеском города.

Следуя жизненной правде, автор не только славит созидательные результаты деятельности человека, но и разоблачает его коварство, присущее людям стремление к власти, к порабощению народов, отсутствие сомнений в собственной правоте:

Царь несытый и упрямый

Четырех подлунных царств,

Не стыдясь, ты роешь ямы,

Множишь тысячи коварств, –

Но, отважный, со стихией

После бьешься с грудью грудь,

Чтоб еще над новой выей

Петлю рабства захлестнуть.

При этом поэт ставит на первое место порыв к преодолению невежества, утверждает, что только в этом направлении человек может развиваться. Все новое и прогрессивное, как правило, создают лучшие представители людского племени, способные сломать отжившие стереотипы. Именно поэтому Брюсов начинает и завершает стихотворение восклицанием:

Будь прославлен, Человек!

Историческая тема ярко проявилась в стихотворении “Грядущие гунны”. Брюсов был знатоком мировой истории, поэт предчувствовал начало революций в стране. Царизм полностью исчерпал себя. Никто четко не представлял себе будущее, но жить по-старому Россия уже не могла.

В среде интеллигенции бытовало чувство вины перед огромными массами народа, веками пребывавшими в рабстве и унижении. Не случайно автор оправдывает любые действия будущих “гуннов”, снимает с них ответственность за трагические последствия деяний:

Вы во всем неповинны, как дети!

Поэт отдает себе отчет в том, что “гуннам” культура не нужна, а потому он внутренне согласен на любые жертвы:

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

В 1904 году Брюсов и его единомышленники вряд ли могли представить себе реальный масштаб кровопролития в случае революции и гражданской войны, но историческую закономерность смены эпох поэт предчувствовал и отражал правильно. Стихотворение в наше время звучит предостережением перед опасностью для современной культуры стать жертвой новых “гуннов” перед нарастанием бездуховности.

Тематически примыкает к предыдущему стихотворение “Близким”. Став свидетелем революции 1905 года, Брюсов уже в первой строке твердо заявляет:

Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,

Мне странен ваш неокрыленный крик…

Но на время восстания поэт выражает согласие присоединиться к народным массам, которым нужен яркий предводитель. Именно о роли идейного вожака масс следующие строки брюсовского стихотворения:

Где вы – гроза, губящая стихия,

Я – голос ваш, я вашим хмелем пьян,

Зову крушить устои вековые,

Творить простор для будущих семян.

Где вы – как Рок, не знающий пощады,

Я – ваш трубач, ваш знаменосец я,

Зову на приступ, с боя брать преграды,

К святой земле, к свободе бытия!

Заключительная строка стихотворения предельно ясно показывает цель – разрушительную, а не созидательную – поэта:

Ломать – я буду с вами! строить – нет!

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства, спас большое количество памятников культуры от разрушения и варварского разграбления, внес огромный вклад в развитие русской поэзии. За удивительную работоспособность М. Цветаева называла его “героем труда”.

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова« Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мнойПервый раз в драматическом театре (1) » Опубликовано 18.04.2014 — 21:49 — Цель урока: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. Методические приемы: лекция учителя, анализ стихотворений. Оборудование урока: портрет и фотографии  В.Я.Брюсова, сборники его стихов.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngv.bryusov.docx 24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Лекция учителя.

-Вспомним, какое значение имеет выражение «серебряный век». Какова суть этой метафоры?

 Понятие «серебряный век» относится, прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.

 Символизм – литературно-художественное направление, считающее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

 Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты. Посредником в достижении всеединства – воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души и Мира, Премудрости Божией, Софии. Вечная Женственность у Соловьева – объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, — прозрение миров иных сквозь мнимую, иллюзорную действительность.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?      (1892)

 Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его последователей – символистов.

 Творческие основы символизма дал Д.С.Мережковский (1866-1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям предстояло возродить литературу, совершив огромную переходную и подготовительную работу. Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В Москве в 1894 году вышло 3 сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные (экзистенциализм – философия существования – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф… Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами): Жизнь, Смерть, Бог.

 С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный их принцип – «искусство для искусства». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

-Каковы особенности этого стихотворения?

Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; светопись: фиолетовый, лазоревый (красный); звукопись: ярко выраженную аллитерацию – созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Музыка для символистов – высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные приемы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения – он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

 Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий.

 Поэты – символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а соучастник творчества, соавтор. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации. Поэты – символисты широко использовали мотивы и образы разных культур, художественные цитаты. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы – они считали это средством слить воедино жизнь и искусство. Это характерно для поэтики В.Иванова, А.Белого, раннего А.Блока, Ф.Сологуба.

 В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Ницше, Шеллинга, Соловьева. Символизм для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Значение, по мнению младосимволистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Язык этой новой поэзии – язык символов. Вячеслав Иванов писал6 «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине».

 Наиболее ярко идеи младосимволистов выразил А.Блок. ранние стихи Блока (1901-1904) наполнены эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Величавая Вечная Жена, Святая, Царевна, Закатная Заря, Непостижимая:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

 Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычно музыкальна. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое  мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

Поэзия В.Я.Брюсова (1873-1924).

II. Реализация индивидуального домашнего задания.

  1. Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов – одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».
  2. Слушаем сообщение обучающегося о биографии Брюсова.

III. Лекция учителя.

 Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было уточнить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

 В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличиях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь,/Она в степях блуждает вольной серной…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы. Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований,/Этот мир из серебра!;… Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»):

Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви.

 Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству («Юному поэту»).

 Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:

Непоколебимой истине

Не верю я давно.

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья.

И Господа, и Дьявола

Хочу прославить я!

 Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, духа движения города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба города с людьми. Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалипсической гибели.

 Стихотворение 1905 года содержит обобщенный, философский отклик:

На площади, полной смятеньем,

При зареве близких пожаров,

Трое, став пред толпой,

Звали ее за собой.

Первый воскликнул: «Братья,

Разрушим дворцы и палаты!!

Разбив их мраморы, мы

Увидим свет из тюрьмы!»

Другой воскликнул: «Братья,

Разрушим весь дряхлый город!

Стены спокойных домов –

Это звенья старинных оков!»

Третий воскликнул: «Братья,

Сокрушим нашу ветхую душу!

Лишь новому меху дано

Вместить молодое вино!»

 Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества («Кинжал», 1903). В «Кинжале» лирический герой – тоже горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы,/Я вторю грому с небосклона». Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» — логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,/И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфа объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей:

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми, — затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

 Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика – возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции приближают «Кинжал» к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны для творчества Брюсова в целом.

 В современной жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.

Задания по творчеству В.Я.Брюсова  см. стр. 108 – 113.

Д.З. Выучить на выбор стихотворение К.Бальмонта, проанализировать его. Сообщение о биографии поэта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-300958-1379867904.jpgВалерий Яковлевич Брюсов. Лирика

Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе при изучении творчества В. Брюсова…

Проблематика и поэтика произведений В.Т. Шаламова

Урок-исследование творчества писателя и поэта Варлама Тихоновича Шаламова.  Представлены анализы стихотворений поэта и анализ рассказа «Последний бой майора Пугачёва»….

picture-377925-1406321184.jpgУрок «Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете».

Уроки литературы по  творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе…

Разработка открытого урока по чтению в 5 классе Священное слово труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Таспая «Труд»

Самоанализ урока Чтения  в 5  классе, проведенного Монгуш Миланой Николаевной Тема урока: Священное (великое) слово Труд в стихотворениях русского и тувинского писателей В.Брюсова и С.Тасп…

picture-611753-1506022677.jpgКонспект урока по литературе в 6 классе на тему «Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике поэта»

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел «Из русской литературы 19 века&quot…

picture-223206-1523471861.jpgНиколай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Н.А. Некрасов…

picture-1076374-1541063181.jpgИнформационная карта урока по литературе для обучающихся с ОВЗ » А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Братья». «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта».

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с обучающимися с ОВЗ в период дистанционного обучения….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • http://stranicy-uchebnikov.ru/валерий-яковлевич-брюсов-1873-1924-основные/
  • https://students-library.com/library/read/46980-tvorceskij-put-brusova-osnovnye-temy-poezii-brusova
  • http://litrusia.ru/11545-obshhaya-xarakteristika-liriki-v-bryusova.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/osnovnye-temy-i-motivy-poezii-bryusova/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/bryusov-valeriy-yakovlevich-slovo-o-poete-problematika-i-stil

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт