Описание картины «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского

Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…

Краткая история создания

В молодости художник часто путешествовал по российским губерниям. Из поездок он привозил много зарисовок, которые использовал в дальнейшем для написания своих картин. Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось. Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину…

Описание и анализ

На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Белокурый братишка боязливо обхватил шею сестры руками, в то время как она поддерживает его за ноги и изо всех сил прижимает к себе, не давая упасть. В глазах детей явственно читается испуг. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Несмотря на то, что она и сама ещё не очень взрослая, девочка чувствует ответственность за младшего брата. До деревни ещё очень далеко, а поблизости нет укрытия, где можно было бы переждать ненастье.

Посредством общего темного колористического решения картины художник передает не только ощущение надвигающейся грозы, но и испуг спасающихся от неё детей. Тревожное впечатление от происходящего Маковский усиливает благодаря использованию насыщенных темных красок, подчеркивающих опасность ситуации, а также параллельным движением стихии и детей, пытающихся её опередить. Гроза все ближе, а рядом нет никакого укрытия. Из серых грозовых туч вот-вот прольется дождь. Холодный ветер пронизывает насквозь легкую одежду…

Однако картина не производит мрачного впечатления. Прогнувшиеся под ветром стебли травы и затянутое тучами грозовое небо ближе к горизонту сменяются голубыми ясными просветами и светлым пятном чистого пшеничного поля. Этим приемом автор картины вселяет в зрителя надежду и показывает, что гроза преходяща, а впереди у героев полотна радостная пора безмятежного детства.

У большинства современных зрителей картина «Дети, бегущие от грозы» вызывает исключительно положительные эмоции. Образы простых сельских ребятишек наполнены неповторимым детским обаянием, излучают доброту и невинность. Несмотря на надвигающуюся грозу и беспокойство главных героев картины, зритель испытывает внутреннюю уверенность, что все закончится хорошо и девочка со своим братом обязательно благополучно доберутся до дома.

В процессе работы над картиной, Маковскому удивительно точно удалось прочувствовать и передать посредством художественных приемов эмоциональную составляющую детских характеров, особенности восприятия окружающего мира глазами ребенка. Ведь в детстве даже гроза воспринимается совершенно иначе, чем во взрослом возрасте. В то же время, в лице девочки, изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку.

Привлекает своей реалистичностью изображенный художником сельский пейзаж с милой сердцу русской природой. Буйные луговые травы, виднеющийся вдали лес, мелкая речушка и хрупкий переброшенный через неё мостик вносят в картину элемент лиричности и теплоты.

Работа над полотном «Дети, бегущие от грозы» была закончена в 1872 году в Петербурге.

Картина, очевидно, была заранее рассчитана на просторные апартаменты аристократов, которые в то время охотно приобретали работы Маковского. В результате она оказалась в собрании семейства Нарышкиных. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

</span>Картины11422727 Октября 2014К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…

Краткая история создания

В молодости художник часто путешествовал по российским губерниям. Из поездок он привозил много зарисовок, которые использовал в дальнейшем для написания своих картин. Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось. Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину…

Описание и анализ

На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Белокурый братишка боязливо обхватил шею сестры руками, в то время как она поддерживает его за ноги и изо всех сил прижимает к себе, не давая упасть. В глазах детей явственно читается испуг. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Несмотря на то, что она и сама ещё не очень взрослая, девочка чувствует ответственность за младшего брата. До деревни ещё очень далеко, а поблизости нет укрытия, где можно было бы переждать ненастье.

Посредством общего темного колористического решения картины художник передает не только ощущение надвигающейся грозы, но и испуг спасающихся от неё детей. Тревожное впечатление от происходящего Маковский усиливает благодаря использованию насыщенных темных красок, подчеркивающих опасность ситуации, а также параллельным движением стихии и детей, пытающихся её опередить. Гроза все ближе, а рядом нет никакого укрытия. Из серых грозовых туч вот-вот прольется дождь. Холодный ветер пронизывает насквозь легкую одежду…

Однако картина не производит мрачного впечатления. Прогнувшиеся под ветром стебли травы и затянутое тучами грозовое небо ближе к горизонту сменяются голубыми ясными просветами и светлым пятном чистого пшеничного поля. Этим приемом автор картины вселяет в зрителя надежду и показывает, что гроза преходяща, а впереди у героев полотна радостная пора безмятежного детства.

У большинства современных зрителей картина «Дети, бегущие от грозы» вызывает исключительно положительные эмоции. Образы простых сельских ребятишек наполнены неповторимым детским обаянием, излучают доброту и невинность. Несмотря на надвигающуюся грозу и беспокойство главных героев картины, зритель испытывает внутреннюю уверенность, что все закончится хорошо и девочка со своим братом обязательно благополучно доберутся до дома.

В процессе работы над картиной, Маковскому удивительно точно удалось прочувствовать и передать посредством художественных приемов эмоциональную составляющую детских характеров, особенности восприятия окружающего мира глазами ребенка. Ведь в детстве даже гроза воспринимается совершенно иначе, чем во взрослом возрасте. В то же время, в лице девочки, изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку.

Привлекает своей реалистичностью изображенный художником сельский пейзаж с милой сердцу русской природой. Буйные луговые травы, виднеющийся вдали лес, мелкая речушка и хрупкий переброшенный через неё мостик вносят в картину элемент лиричности и теплоты.

Работа над полотном «Дети, бегущие от грозы» была закончена в 1872 году в Петербурге.

Картина, очевидно, была заранее рассчитана на просторные апартаменты аристократов, которые в то время охотно приобретали работы Маковского. В результате она оказалась в собрании семейства Нарышкиных. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

Загрузка…

Вам может быть интересно:

С. Дали «Постоянство памяти»Картины33495С. Дали «Постоянство памяти»

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» была написана…

Рафаэль «Сикстинская мадонна»Картины5427Рафаэль «Сикстинская мадонна»

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных…

В. Суриков «Боярыня Морозова»Картины20095В. Суриков «Боярыня Морозова»

Над картиной «Боярыня Морозова» Суриков работал 4 года. Картина находится в…

В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»Картины152467В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Картина Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» холст, масло, 1889г,…

Е.Широков «Друзья»Картины31264Е.Широков «Друзья»

Картина Евгения Широкова «Друзья». В картине изображены мальчик и его…

Клод Моне «Мост Ватерлоо»Картины4902Клод Моне «Мост Ватерлоо»

Гениальная картина «Мост Ватерлоо.Эффект тумана», которая принимает…

Картина «Дети, бегущие от грозы» как одна из самых известных в творческом наследии Константина Маковского любима многими почитателями живописи. Принадлежит Третьяковской галерее, выставляется в Академическом зале. Написана в 1872 году маслом на холсте, размер полотна составляет 167 х 102 см.

Содержание

Автор картины

Константин Егорович Маковский (1839-1915) – русский художник XIX – начала ХХ века. В истории оставил след как чрезвычайно талантливый мастер – случалось, писал совершенную и законченную картину за пару часов, очень плодотворный автор – около тысячи великолепных полотен. Высоко оценивал свои работы, настолько, что Павел Михайлович Третьяков долго обдумывал, покупать ли, торговался и за назначенные художником непомерно высокие цены упрекал того в недостатке патриотизма. В итоге на родине, к сожалению, немного картин Константина Маковского, в Государственной Третьяковской галерее всего пять (куплено самим основателем четыре, пятая появилась много позже, из Государственного музейного фонда). К примеру, произведений родных братьев Владимира и Николая Маковских, тоже художников, в России гораздо больше. Константин Маковский кроме портретов на заказ писал в основном яркие исторические полотна, сцены из жизни привилегированных персон и Русь – боярскую, нарядную, в кокошниках и парчах – парадная жизнь как русская экзотика нравилась богатым заграничным покупателям.

Но в жизни живописца был период исканий. После Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге он пробовал сотрудничать с передвижниками, художниками, объединёнными общей идеей нести искусство в массы. Ведущим стилем у передвижников был реализм, с 1870-х начался расцвет товарищества. Тогда и были написаны Константином Маковским «Дети, бегущие от грозы».

От замысла к воплощению

Путешествуя в поисках себя, натуры, интересных типажей и сюжетов для будущих картин, молодой художник бывал в разных российских губерниях. Задумав написать произведение с героями из народа, он долго обдумывал сюжет. Требовалось произведение, соответствующее художественным принципам передвижников, натуралистичное и интригующее, напряжённое и социальное. Присматриваясь к людям, живописец решил, что героями картины будут дети, бесконечно милые в своей простоте и наивности. Стоило ему расположиться где-нибудь в сквере уездного городка с мольбертом, его тут же обступала гурьба местных ребятишек. Художник любил детей, за год до написания картины он пережил личную трагедию, потерял маленького сына.

До наших дней дошла история о знакомстве Маковского с бойкой девчушкой и её братцем в Тамбовской губернии. Художника чем-то зацепили эти дети, и он планировал на следующий день их рисовать. Но они не появились. Друзья рассказали о «приключении» накануне: сестра с братцем загулялись в лесу и не заметили, что небо затягивают тучи. Спасаясь от приближающейся грозы, девочка поскользнулась и упала в ручей, вся вымокла и приболела, потому и не пришла позировать столичному художнику, хотя очень хотела. Но его моделью всё-таки стала – у Маковского была отличная память.

Относясь к своим картинам, как отец к детям, живописец всегда помнил эту историю, упоминал её в беседах и искренне сожалел, что не показал девчушке готовую картину – интересно, как сложилась её судьба?

Любимая тема в искусстве

Красота природы, особенно в периоды её тревожного состояния, проявлениями чего становятся сильный ветер, сгущающиеся тучи, шторм и прочие признаки неспокойной обстановки и перемен, всегда вдохновляла композиторов и поэтов, писателей и художников. Именно они своими душевными произведениями воспевают прелесть русской природы и прививают любовь и чуткость к ней с детского сада, самого раннего возраста. Полотно Маковского «Дети, бегущие от грозы» для сочинения по картине, совмещающей природу и народный дух, подходит идеально школьникам, причём с младших классов.

Взгляд на картину

Главные герои, девочка с малышом на закорках, на переднем плане картины. Судя по всему, это простые крестьянские дети, босые и незатейливо одетые. В летний день, гуляя, они отправились через луга в лесок неподалёку и наткнулись там на чудесную грибную поляну. Не беда, что нет корзинки, насобирали в фартук, что надет поверх сарафана девочки. Увлёкшись, маленькие грибники не сразу заметили, что ветер поднимается и нагоняет тучи. «Надо бежать домой, успеть до грозы! Но братец ещё такой маленький, проще посадить его себе на спину, так быстрее окажемся дома». Ветер дует в спину, помогая бегущим. Опасливо оглядываясь на грозовую тучу, девочка надеется, что всё обойдётся: либо они успеют вовремя, либо гроза пройдёт стороной. Ступая на мосток через ручей, девочка чувствует, что ветхие доски ненадёжные, но зритель невольно надеется, что быстрые ножки легко справятся и понесут её дальше. А белоголовый братишка доверчиво прижался к сестре, с ней он ничего не боится.

Впечатление

Константин Маковский, художник-праздник, любил писать только позитивные картины, никакого трагизма. И эта работа, несмотря на тему надвигающейся грозы, тревоги, наполнена надеждой на счастливый исход. Недаром бегущие дети всё-таки изображены на фоне светлого, пусть и облачного неба, мрачная грозовая туча в стороне, куда девочка на бегу бросает беспокойный взгляд. Надежду на благополучный финал даёт зрителю и ярко освещённое солнцем в просвет между облаками золотое поле.

Удивительно душевная картина: русская природа, милая сердцу, славные, очаровательные дети. Переливчатое небо и клонящиеся от ветра стебли трав наполняют картину воздухом, ощущение которого усиливается от развевающихся волос детей, от косынки, трепыхающейся на ветру. Нотка тревожности и общее беспокойное настроение не мешают восприятию полотна как очень лиричного, тёплого и доброго произведения.

Смотрите также ne_ravny_brak-165x110.jpg«Неравный брак» – история картины Пукиреваmalchishki-165x110.jpgКартина «Мальчишки» Федора Павловича Решетникова«Девочка с персиками» – Всё о создании картиныКартина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

Название: «Дети, бегущие от грозы» Дата написания: 1872 год Автор: Маковский Владимир ЕгоровичРазмер: 173.5 х 106.7 см. Техника: Холст, масло. Где находится: Третьяковская Галерея Москва : 599х1000 px.

Кратко о живописном полотне

Константин Маковский в своих работах часто обращался к сюжетам сельской жизни, изображая в персонажах картины собирательный образ русского крестьянства. Художник много путешествовал по российской глубинке, делая зарисовки, эскизы. Одной из таких работ является широко известная его картина «Дети, бегущие от грозы». Долгое время Маковский подготавливал материал для написания картины, посвященной крестьянским детям. Удачно схваченный художником момент отлично передает ощущение неумолимо надвигающейся угрозы и испуг маленьких детей. По ветхому мостику, перекинутому через ручеек, бежит девочка в простой одежде, она несет на спине маленького брата. Судя по всему, дети собирали грибы в лесу за их спинами и вдруг обнаружили, что совсем скоро начнется гроза. Дом их достаточно далеко, а в лесу нет никакого укрытия, чтобы спастись от ненастья. Приходится бежать со всех ног, чтобы не попасть под проливной дождь. Несмотря на общий темный колорит картины, она не производит негативного впечатления. Автор, кроме тяжелых туч, изобразил еще голубое небо и желтое пятно пшеничного поля. Это говорит зрителям, что эта история должна закончится хорошо. Приятный глазу и сердцу сельский пейзаж написаны художником максимально реалистично, маленький ручеек и переброшенный через него хлипкий мостик добавляют в работу особой русской лиричности.

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Дети, бегущие от грозы» Маковского на странице сайта! Используемые источники:

  • https://5sec.info/kartiny/kartina-makovskogo-deti-begushhie-ot-grozy/
  • https://topkartin.ru/kartiny/deti-begushhie-ot-grozy
  • https://portrets.ru/hudozhniki-peredvizhniki/makovskij/deti-begushchie-ot-grozy-makovskij.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт