Роман Чернышевского — Что делать?

«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».Чернышевский писал свою книгу, находясь в одиночной камере Алексеевского равелинаПетропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.Н. С. Лесков:«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».П. А. Кропоткин:

«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».В 1867 годуроман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В1906 годуроман был впервые напечатан в России отдельным изданием.Ссылка здесь

Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу. Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.

chernishevskij.jpg

Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889)

История создания

Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.

Сюжетная линия

На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями. 

Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.  

Смысл романа

Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.  

По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.

Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.

Жанр произведения

По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.  

Основные раскрытые темы

В романе освещено несколько тем:

  1. Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.

  2. Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.

  3. Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.

  4. Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.

  5. Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.

Проблематика

В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:

  1. Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.

  2. Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.

  3. Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.

  4. Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.

  5. Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.

Характеристики главных героев

Имя героя

Поступки и поведение

Характеристика

Вера Павловна Розальская

Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны).   

Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.    

Александр Кирсанов

Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой.

Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.

Дмитрий Лопухов

Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью.

Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.

Рахметов

Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой.

Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.

Марья Алексеевна Розальская

Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов.  

Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.   

Оценка романа современниками

После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.

Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин. 

Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.

Актуальность для современного читателя

Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.

Более ста лет назад в могучем и вечном саду мировой литературы выросло удивительное создание человеческого гения – роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?”.

Множество раз склонялся над набором этой уникальной книги наборщик, буквы десятков языков мира вновь и вновь составляли страницы романа, который оказывал, оказывает сегодня и будет оказывать всегда немалое влияние на духовную жизнь людей и целых народов.

Необычна судьба автора книги, необычна история ее создания, необычно и самое появление ее в журнале “Современник” 1863 года; мало похожа на судьбу других, не менее замечательных книг и ее последующая жизнь.

Умея любить человека и человечество, глубоко понимая нужды и тяготы жизни родного народа, Н. Г, Чернышевский искал новые пути развития России, мечтал о ее прекрасном социалистическом будущем. Огромный талант Чернышевского – мыслителя, филолога и историка, публициста и организатора, критика и писателя – был направлен на осуществление этой мечты.

В первоначальном варианте “Что делать?” в главу “Новые лица и развязка” Чернышевский ввел диалог, который объясняет причину появления среди “новых людей” “особенного человека” – Рахметова.

Этот диалог не вошел в журнальный текст “Современника”, видимо, по цензурным соображениям. Профессиональный революционер Рахметов – герой, шагнувший в литературу, несомненно, из жизни,- по мысли автора, рожден исторической необходимостью, обстановкой тогдашней революционной действительности.

Вот этот сдержанный, подернутый флером конспиративных соображений, но все-таки вполне ясный читателю любой степени проницательности диалог, в котором речь идет о Рахметове, находящемся за границей:

“- А пора б ему воротиться!

-Да, пора.

I. Не беспокойтесь, не пропустит своего времени.

– Да, а если не возвратится?

– Так что ж? (Ты знаешь, свято место не бывает пусто.) За людьми никогда не бывает остановки, если будет им дело; – найдется другой,- был бы хлеб, а зубы будут.

II. А мельница мелет, сильно мелет! – Готовит хлеб!”

Да, революционная мельница в 50-60-е годы XIX века молола в России сильно и неутомимо. Горизонты русской истории непрерывно полыхали то неутихающей волной крестьянских бунтов, то красным петухом пожаров в усадьбах с неукротимой и беспощадной расправой над их хозяевами, то магматическими толчками идеологии “безбожных вольтерьянцев”, группировавшихся вокруг Петрашевского, то непокорством возбужденного студенчества, то голосом герценовского “Колокола”, призывно звонившего из туманной дали Лондона, то тяж-ким поражением в Крымской войне, в которой нелепая колымага царизма показала свою скрипучую никчемность и отсталость. Казалось, история жаждала перемен и рвалась к ним.

Революционная Россия выдвинула в ответ сначала Белинского и Герцена, а потом породила из недр своих гигантскую фигуру – Чернышевского.

Передачу революционного жезла, своеобразной эстафеты в области литературно-критической мысли от Белинского к Чернышевскому хочется сравнить с тем поразительным фактом в истории русской литературы, когда поэтическое перо, выбитое из рук великого Пушкина, было на лету подхвачено молодым гением Лермонтова.

Через несколько лет после смерти “неистового Виссариона” Н. Г. Чернышевский, воздавая должное великому значению его деятельности в русской критике и истории, писал в “Очерках гоголевского периода русской литературы”: “Кто вникнет в обстоятельства, среди которых должна была действовать критика гоголевского периода, ясно поймет, что характер ее совершенно зависел от исторического нашего положения; и если представителем критики в это время был Белинский, то потому только, что его личность была именно такова, какой требовала историческая необходимость. Будь он не таков, эта непреклонная историческая необходимость нашла бы себе другого служителя, с другою фамилиею, с другими чертами лица, но не с другим характером: историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности, а сама не подчиняется никому, не изменяется никому в угоду. “Время требует слуги своего”, по глубокому изречению одного из таких слуг”

Время требовало появления Чернышевского, и он пришел, чтобы свершить свой удивительный жизненный подвиг, который навсегда вписан в историю России, революционного движения, в историю литературы.

История создания романа Что делать? по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.)« Лирический герой поэзии Пушкина Пушкин А. СПЕРЕПИСКА С АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВОЙ »

«Что делать?» — философский вопрос, первый »проклятый» вопрос в Российской империи.

Литература
  • «Что делать?» — роман Николая Чернышевского, главное его произведение, написанное в 1862 г. во время ссылки в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
  • «Что делать?» — книга Владимира Ленина.
Телевидение
  • «Что делать? (телеспектакль)» — советский трёхсерийный телеспектакль (1971).
  • «Что делать? (телепрограмма)» — российская телепрограмма.
Прочее
  • «Что делать?» — современная российская творческая платформа и одноимённая газета.

См. также

  • Кто виноват? (значения)
  • «Так что же нам делать?» — повесть Льва Толстого.

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 августа 2020 в 06:45.

Сегодня на уроке мы:

–     Узнаем, как создавался роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»

–     Выясним, в чём заключается своеобразие этого романа.

–     Поговорим о значении романа «Что делать?» в истории литературы и общественной жизни России.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ‒ одно из самых загадочных и сложных произведений русской литературы. И судьба этого романа так же удивительна, как и судьба его автора.

image001.jpg

Роман появился на свет в застенках Петропавловской крепости. Николай Гаврилович Чернышевский писал его в одиночной камере, находясь под следствием. Писателя обвиняли в антиправительственной пропаганде и связях с революционной эмиграцией.

Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.

Рукопись романа цензура просматривала дважды. Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.

Роман был допущен к публикации в журнале «Современник». Но уже позже, оценив общественный резонанс, власти роман запретили. Сняли запрет цензуры с романа Чернышевского только в XX веке, после революции 1905 года.

Номера журнала с главами романа Чернышевского изымались и уничтожались. Но роман жил. Журнал прятали и вручную переписывали главы романа, заучивали отрывки наизусть и читали вслух на закрытых собраниях. Известен даже факт чтения романа «Что делать?» на собрании в духовной семинарии.

Роман читали, переписывали, обсуждали, критиковали и хвалили. Например, оценка Ивана Сергеевича Тургенева была резко негативной.

«…Чернышевского ‒ воля ваша! ‒ едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это ‒ не говорю уже художество или красота ‒ но если это ум, дело ‒ то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».

А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин. «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

Известны слова Николая Семёновича Лескова: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость” и т. п. – все на разные тоны».

Так гадость или прелесть? Почему оценки романа настолько противоречивы и категоричны? Ответ на этот вопрос кроется в жанровом своеобразии романа.

Чернышевского часто упрекали в том, что его роман очень дурно написан. Николай Гаврилович и сам не раз говорил, что лишён художественного дарования. Вспомним, что Чернышевский прежде всего публицист, философ и общественный деятель. Поэтому его роман и вызывал отвращение у эстетических натур, как Иван Сергеевич Тургенев. А с восторгом роман приняли те, для кого важнее всего были идеи, которые Чернышевский изложил в романе.

Но постойте, скажете вы. Зачем писать один плохой роман, если можно написать десяток отличных статей? Начнём с того, что статей Чернышевский написал не один десяток. К тому же идеи в романе не были откровенно новаторскими. Большая их часть встречалась ранее в трудах европейских философов и экономистов.

Есть мнение, что Чернышевский спрятал за любовной линией опасные идеи, чтобы перехитрить цензуру. С другой стороны, любовная линия могла бы привлечь множество читателей. Но, возможно, всё немного сложнее.

Дело в том, что статья может объяснить положения какой-то теории. Но эти выкладки воспринимаются оторванными от реальности. Выбрав форму романа, Чернышевский не только изложил свои идеи. Он на примере обычной молодой семьи показал, как эти идеи воплотить в жизнь. Чернышевский подчёркивал, что его герои не идеальные, а реальные. И таким может и должен стать каждый.

Интересно, что некоторые идеи романа воплощались буквально. Например, устраивались коммуны по схеме писателя. Организовывались швейные мастерские для помощи девушкам. И эти мастерские успешно работали.

Роман Чернышевского литературоведы обычно определяют как художественно-публицистический. Но единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят, что роман Чернышевского социально-идеологический. Другие считают, что он философско-утопический. Ещё роман называют семейно-бытовым, интеллектуальным, публицистическим и даже детективным.

Вернёмся к определению «семейно-бытовой» и снова зададим вопрос. Почему Чернышевский в качестве внешнего конфликта выбрал любовный? Ведь можно было написать авантюрный роман или роман-путешествие, чтобы замаскировать идеи. А в романе Чернышевского очень много внимания уделяется семейным отношениям героев, любви.

Ответ на этот вопрос поищем у самого автора романа. Вот его слова из письма к сыновьям: «Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей. Такова-то научная истина о всех честных и добрых личных чувствах: это чувства, имеющие непреодолимое свойство расширяться с любимого нами человека на всех людей. И теперь не засмеёмся ли мы, если нам попадется в какой-нибудь ученой книге глупость такого сорта: «семейная любовь ‒ чувство узкое». Это совершенно не научная мысль, при научном анализе оказывающаяся бессмысленным сочетанием слов».

Чернышевский считал основой общества семью. И верил, что для переустройства общества свергнуть царя недостаточно. Надо начинать с её основ. То есть, с семьи.

Ключевой теорией романа является «теория разумного эгоизма». Согласно этой теории, личные интересы человека важнее интересов других людей. Но счастье одного человека невозможно, если при этом несчастны другие люди. Делая добро другим, человек обретает счастье.

Реализуется эта идея в романе через любовную линию. Лопухов подстраивает самоубийство, чтобы не мешать жене и другу быть счастливыми. Ведь ситуация любовного треугольника делает несчастными их всех. А переписав заново свою жизнь, Лопухов обретает истинное счастье.

Надо сказать, что для революционной молодёжи в романе важнее всего оказались социальные и экономические теории. Например, обустройство швейных мастерских – это воплощение «теории малых дел». А вот писатели острее всего восприняли именно «теорию разумного эгоизма». Разумеется, это нашло своё отражение в литературе.

Многим писателям показалось чудовищной идея о том, что жизнь можно строить исходя из теории расчёта выгод. А ставить собственные потребности во главу угла для них было неприемлемо. И уж тем более загонять живую, непредсказуемую жизнь и человеческие чувства в рамки логики. А некоторые писатели попросту придерживались консервативных взглядов. Поэтому роман пришёлся им не по вкусу. 

С Чернышевским так активно спорили на страницах романов, что появился даже целый литературный жанр. Назывался он «антинигилистическим романом». Такие романы строились по определённым канонам. Революционеры-нигилисты изображались в них невеждами, хамами и наглецами. А эмансипированные женщины были жертвами обмана этих наглецов. Один из таких романов высмеял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Мысль этого романа заключается в следующем: мыслить не надобно, ибо мышление производит беспорядок и смуту», ‒ писал он.

Крупнейшие представители критического реализма тоже не остались равнодушными к идеям романа. У Достоевского полемика с Чернышевским прослеживается в «Записках из подполья».

image002.jpg

А в романе «Преступление и наказание» писатель создал сразу несколько характеров, которые показывают, куда может завести теория разумного эгоизма. Это Лужин, Лебезятников, Раскольников и Свидригайлов. Полемику с Чернышевским можно обнаружить в произведениях Лескова, Толстого, Тургенева и многих других писателей второй половины XIX века.

Вторая волна интереса к роману «Что делать?» возникла уже в XX веке. После революции 1905 года его рассматривали как учебник, по которому нужно строить общество социализма. А деятелям искусства понравились футуристические картины будущего из четвёртого сна Веры Павловны. Скульпторы и художники-конструктивисты проектировали здания из бетона, стекла и алюминия. Эти проекты для своего времени были инновационными.

Можно смело сказать, что философ-просветитель Николай Гаврилович Чернышевский создал уникальный роман, который стал феноменом в русской культуре.

Находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, Чернышевский понимал, что ему необходимо быть осторожным. Поэтому он тщательно, по несколько раз перерабатывал рукопись.

image003.jpg

Многие острые моменты и реплики героев были вычеркнуты. Например, критика славянофилов. Вычеркнутой оказалась и эта фраза из «Предисловия»: «Зачем вы так много страдаете, люди? Нет вам никакой надобности страдать, кроме дикости ваших понятий. Поймите истину, и истина осчастливит вас».

Используемые источники:

  • http://comilfo11.blogspot.com/2013/02/blog-post_1684.html
  • https://histerl.ru/lectures/roman_chernishevskogo.htm
  • https://lit.ukrtvory.ru/istoriya-sozdaniya-romana-chto-delat-po-romanu-chto-delat-chernyshevskij-n-g/
  • https://wiki2.org/ru/что_делать
  • https://videouroki.net/video/14-roman-chto-delat-tvorcheskaya-istoriya-romana-chto-delat-zhanrovoe-svoeobrazie.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт