Смысл романа Преступление и наказание — Фёдор Достоевский

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

analiz-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskiy-49376.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Тема

Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».

Жанр

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

Важный в истории русской и зарубежный литературы русский писатель, философ и публицист Ф.М.Достоевский совершил своеобразный переворот благодаря своей полной противоречий и загадок книгой «Преступление и наказание». Очень трудно (скорее даже, невозможно) пересказать сюжет романа, ведь он завязан на описании чувств и переживаний главного героя, а такое весьма непросто рассказать. Передать задумку и смысл еще труднее. Но мы попытаемся. Давайте же разберемся в одном из самых скандальных, загадочных и философски наполненном произведении той эпохи!

Содержание

Смысл названия Преступление и наказание

Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.

Если попытаться пересказать сюжет и ход событий в двух словах, то получается действительно очень кратко: главный герой (Родион Раскольников) совершает убийство и на протяжении всей книги пытается справиться с давящими мыслями по этому поводу и не потерять близких ему людей. Говоря более конкретно, первые пару глав книги — преступление Раскольникова, а все остальные главы (95% книги) — его собственное наказание. Как знают те, кто уже читал это произведение хотя бы в кратком содержании, Раскольников все-таки понесет реальное наказание законом в самом конце произведения, ибо сам же пойдет на явку с повинной, не справившись с гнетом собственной совести.

Смысл произведения Преступление и наказание

Ф.М.Достоевский поступил очень умным образом: он наполнил своего героя противоречиями, приблизив его этим к обыкновенному человеку. Писатель заставил Раскольникова претерпеть сомнения по поводу собственной теории из-за противоречивости ее сути и окружающего мира. Именно построив ведущие чувства и сомнения героя на неправильности его теории, Ф.М.Достоевский представил Родиона так, что читатели полностью понимают его и даже сочувствуют, буквально забывая о его поступке. Родион Раскольников, поверив в свою теорию, отрекся от всего привычного, «человеческого», созданного природой и богом.

Но в конце книги он, не без помощи со стороны своего окружения (никто не собирается уменьшать весомый вклад Сони Мармеладовой в эту историю), вновь возвращается к истокам и принимает все то, от чего ранее отказался. Достоевский стремился показать важность человеческих ценностей, суть добра и добрых поступков; он хотел объяснить, насколько нелепы преступления наподобие того, что совершил Раскольников. Он, так сказать, хотел «напугать» читателей столь подробным описанием мук совести, что пережил Родион Раскольников, его чувств, переживаний и того гнета, что он чувствовал от своей семьи и друзей.

Также, в то время были популярны различные теории, по большей части вызванные Великой французской революцией, из-за которых происходили разнообразные общественные беспорядки, бунты и перевороты. На примере собственного произведения Достоевский показал глупость и ошибочность всех подобных теорий.Писатель продемонстрировал во всей красе одну из собственных мыслей: принятый правительством закон и наказание не пугают преступников, не являются весомой угрозой для них. Достаточно легко избежать правосудия, поэтому в системе наказания государством столь много недостатков и помех.

Как говорил сам Ф.М.Достоевский: «Самые тяжелое наказание для человека — душевные муки».

Смысл финала романа «Преступление и наказание»

В одной из записных книжек к роману под заголовком «Идея романа» было указано «Православное воззрение. В чем православие. Нет счастья в комфорте. Счастье покупается страданием. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием».

В конце своего романа Достоевский оставляется Раскольникова на пороге духовного перелома. Медленного, но верного перерождения.

Во время суда и в первые дни на каторге Раскольников не ощущает раскаяния и свое преступление он видел только в том, что не выдержал этой ноши и во всем признался.

После этого герой «заболевает» и ему посылается третий сон, в котором он понимает причину своего падения. В этом он видит страшную эпидемию, грозящую человечеству и избавиться от этого можно только путем принудительного самоочищения.

Таким образом, смысл финала в том, что гордыня, которую осознал Раскольников, становится той благодатной почвой, из которой вырастает главное преступление героя — преступление против собственной человечности. Внутри него происходит столкновение рационального с чувственным, человечным. И этот разум заглушил его совесть и привел Раскольникова к трагедии.

Главная цель Достоевского (изобразить трагедию сознания) была достигнута. Разум, наряду с тем, что был раскрепощающей силой, стал порабощающей, исказившей все правильные человеческие чувства, задуманные Богом.

Жизнь Сони в финале

Соня стала жить иначе. И это её путь становления. Её любовь к миру, чистота — помогли не опуститься, не сломаться, не погрязнуть в грехах. Её вера и идеи оказались не просто правдой, а истиной, которая была сильнее теории Раскольникова.

Вместо заключения

Роман имеет композиционную незавершенность. Открыть финала помогает понять, что жизнь героев может сложиться как угодно.

Но надежда есть на то, что дальнейшая жизнь каждого из героев будет счастливой, поскольку каждый из них прошел путь очищения через страдание.

Автор: · Опубликовано 24.06.2017 · Обновлено 08.10.2017

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

В чем суть теории Раскольникова?

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном  и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона. Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества. Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов. Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Автор: Мария Блинова

Задевающим за душу произведением Федора Достоевского, наряду с «Бесами» и «Идиотом», является роман «Преступление и наказание», смысл которого глубок, многогранен, не лежит на поверхности. Это характерная особенность творчества автора. В романе отражается духовный мир Достоевского, взгляды писателя на устои общества, мораль, ценность человеческой жизни.

Краткое содержание

Смысл названия — «Преступление и наказание» раскрывает суть романа. Невнимательный читатель видит в произведении морализаторство на тему неотвратимости расплаты за двойное убийство – старухи-процентщицы и ее сестры. Такой вывод неверен.

У следователя Порфирия нет прямых доказательств виновности Родиона Раскольникова, одна интуиция. В преступлении сознался избитый маляр Миколка. Родиона в квартире жертв не видели. Личный интерес к делу герой легко объяснял тем, что заложил у процентщицы имущество.

Родиона Раскольникова начала мучить совесть. Юноша убил старуху не из выгоды наживы. Убийцей руководила идея, что мир делится на ничтожных, пустых людей и имеющих право преступать закон. «Тварь я дрожащая, или право имею?» — этот главный вопрос часто задает главный герой романа «Преступление и наказание». Смысл убийства вроде бы благ: за деньги ростовщицы студент-неудачник намеревается окончить университет, уехать за границу, вытащить из нищеты мать и сестру и потом творить добрые дела.

На заметку! Достоевский далек от представления главного героя опереточным злодеем. Характер преступника сложен. Родион спасает детей на пожаре, отдает последние гроши отцу умершего товарища, помогает Соне Мармеладовой. Перед читателем – чуткий, добрый и отзывчивый человек.

Оправдывает ли цель средства?

Благие намерения не сбываются. После преступления Раскольников чувствует отчуждение от близких и любимых людей. Убийца не может жить нормально. Потому и признается в своем преступлении.

На каторгу за Родионом едет Соня Мармеладова, девушка, вынужденная торговать собственным телом из-за крайней нищеты. Падшая женщина побудила Родиона раскаяться. На каторге опустошенный содеянным Раскольников, берет в руки Евангелие, открывая дорогу в новую жизнь.

Смысл романа заключается в простой идее: убийство – при всех благих целях – остается убийством. Да, старуха-процентщица была злой, скаредной, несправедливой даже к своей сестре.

Но от того, что Родион ее убил, старуха не стала лучше, мир справедливей, а сам Раскольников – выше всех остальных. Никто не давал бывшему студенту права решать, кому жить, а кому умереть? Смысл эпилога «Преступление и наказание» становится предельно ясен: герой лишь в раскаянии смог доказать, что не является тварью дрожащей.

Объяснение сюжета

Смысл романа Достоевского «Преступление и наказание» глубже, чем кажется на первый взгляд. В произведении существуют другие сюжетные линии. В лучших традициях русской классической литературы, где каждый герой страдает по-своему, Достоевский вводит в роман:

  • отца Сони, алкоголика Мармеладова, вынудившего дочь пойти на панель;
  • помещика Свидригайлова, настырно домогающегося сестры Раскольникова, Дуни,
  • грязного дельца Лужина. Пользуясь нищетой Дуни, решил взять ее в жены.

Все персонажи греховны. Они совершают преступления и несут за это наказание:

  • Выпивоха Мармеладов попал под колеса экипажа;
  • Свидригайлов совершил самоубийство;
  • Лужин хотел очернить Соню, обвинив девушку в краже денег. Клевета вышла наружу, и он навлек позор на себя самого.
  • Даже Соня Мармеладова, по мнению Достоевского, должна понести наказание. Девушка преступила заповедь «не прелюбодействуй». Героиня добровольно отправляется на каторгу вслед за Раскольниковым.

Смысл названия романа Достоевского «Преступление и наказание» оправдан: за каждое злое деяние наступает кара.

Теория Раскольникова

Важной категорией для автора романа является мотив убийства. Родион словно бросает вызов Богу, Его установлениям. В «Преступлении и наказании» смысл теории Раскольникова вызревает постепенно. Он задумывался о том, как устроено общество, деля людей на «обыкновенное большинство» и «собственно людей».

Раскольников даже опубликовал в журнале статью «О преступлении», утверждая, что морального закона должны придерживаться «твари дрожащие», а высшая каста находится за пределами Добра и Зла.

Интересно! Считалось, что идеи Раскольникова созвучны теории Ницше о «людишках» и «сверхчеловеке». Однако интерпретация идей Ницше у Раскольникова индивидуальна и просто оправдывает его собственные взгляды.

Даже из краткого смысла «Преступления и наказания», видно, что Родион оказался вовсе не Наполеоном, вершащим судьбы Европы. Убив старуху и ее сестру, он извелся и, мучимый совестью, раскаялся. Значит, все дело в том, что Раскольников обычный человек, не политик? Автор оставляет читателю право самому ответить на вопрос.

В чем суть концовки

Ф. М. Достоевский долго колебался в написании финала романа. В черновике даже значилась глава «Раскольников собирается застрелиться». Но смысл произведения «Преступление и наказание» в том, что кара неэффективна, если виновный не раскается в душе.

Родион не приемлет юридического суда. Убийца мог легко выпутаться из уголовного дела – следствие не имело против него непосредственных улик. Но для Родиона был важен лишь один суд –Сони Мармеладовой, Суд Божий. Так описал смысл «Преступления и наказания» Достоевский: «Самая тяжелая кара для человека – муки душевные».

Роман «Преступление и наказание», смысл которого состоит в абсолютной невозможности преступить Божьи заповеди без возмездия, может выглядеть морализаторским. Ведь, с точки зрения читателя XXI века, мы видим постоянные преступления «Наполеонов», которых абсолютная власть развратила. Но суть проблемы неизменна – ждет ли за невидимые преступления наказание или нет?

cf81aa2d898dc47_225x150.jpg

Судьба человека: смысл повести, объяснение сюжета и концовки
«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви
«Бежин луг» Тургенева: истории, рассказанные на ночь

Основой сюжета романа В«Преступление и наказаниеВ» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – В«молодой человек, исключенный из студентов университетаВ» и В«живущий в крайней бедностиВ», – за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что В«люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое словоВ». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: В«Тварь я дрожащая или право имею?В» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие В«добрые делаВ», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь В«желтым билетикомВ». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но В«тихаяВ» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

В 

в–єВ Материалы о романе Ф.М. Достоевского В«Преступление и наказаниеВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Преступление и наказаниеВ» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/analiz-proizvedeniya-dostoevskogo.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-prestuplenie-i-nakazanie-fyodor-dostoevskij/
  • https://literaguru.ru/analiz-romana-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
  • https://o-smysle.ru/knigi/prestuplenie-i-nakazanie-smysl.html
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2430-syuzhet_i_problematika.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт