Сочинение-описание картина Подвиг молодого киевлянина Иванова (5 класс)

Содержание

Об авторе

Картина «Подвиг молодого киевлянина» написана в 1810 году. Автор — русский художник Иванов Андрей Иванович (1775-1848), представитель классицизма, ученик Г. И. Угрюмова, учитель К. П. Брюллова, отец А. А. Иванова. И. А. Иванов родился в Москве. Выпускник петербуржской Академии Художеств. Умер в Санкт-Петербурге, был похоронен на Смоленском кладбище.

В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры полотна составляют 204 на 177,5 см. Картина написана маслом на холсте.

Сюжет для своего произведения живописец А. Иванов взял в одном из эпизодов древнерусских летописей. Дружина кн. Святослава в 968 году отсутствовала в Киеве, отправившись в дальний поход. Воспользовавшись этим, печенежские захватчики взяли Киев в осаду. Главным героем картины выступает киевлянин молодого возраста, имя которого не известно. Он знал печенежский язык, поэтому смог пройти с уздой в руке через их лагерь. Окликавшим его врагам парень говорил, что он разыскивает своего коня, сбежавшего от него. Так ему удалось переплыть Днепр, найти дружину и привести её для спасения города.

Композиция

Стиль картины соответствует канонам господствовавшего тогда классицизма. В центральной части полотна можно увидеть обнажённого молодого человека. Художник воспользовался приёмом выделения светом своего героя для противопоставления его вражеским силам. Изображение тела соответствует стилю, в котором изображались античные герои: пропорции являются вполне классическими, мышцы хорошо развиты, голова характерным образом повёрнута. Живописец придал максимальное благородство внешнему виду парня, который совершает подвиг. Он обнажён на картине не случайно — это подчёркивает его беззащитность, уязвимость для опасного оружия врагов и вызывает у зрителей сочувствие невооружённому герою.

Словно вихрь, летит герой через стан печенегов, затем, достигнув Днепра (который на картине имеет вид узкой полоски в нижней части полотна), он пытается прислушиваться к погоне. Стрела, которую враг пустил вослед, попала в печенега, который упал с лошади и умирает на берегу. Позади видны наездники и крепостные стены Киева. Момент, который изобразил живописец, в конкретной и короткой форме выражает всю идею картины: ничто и никто не в силах остановить того, кто решительно исполняет патриотический долг.

Художник А. И. Иванов был любителем античности, по этой причине образу молодого киевлянина уделено самое тщательное внимание. Живописец написал сильное тело с развитой мускулатурой. Юноша мчится к реке босиком. Он стремится поскорее забраться на лошадь, чтобы привести помощь. Владение печенежским языком даёт возможность ему втайне пробраться через вражеский лагерь и реализовать свой замысел.

Сюжет

Источником вдохновения для написания картины «Подвиг молодого киевлянина» для А. Иванова послужила летопись Нестора, где описывались события 968 года. Армия печенегов, напавших на Киев, была достаточно сильной, чтобы овладеть городом. Киеву был нужен настоящий герой, способный помочь и позвать для помощи войска. Для этого требовалось переплыть Днепр — довольно глубокую реку, на которой возле Киева было тогда много порогов. Летописи того времени сообщают, что шум Днепра был таким, что, стоя рядом, нельзя было расслышать собеседника.

Центральный образ на полотне — именно такой герой. Это парень, совершающий подвиг для спасения своего города. Он снял с себя одежду, чтобы переплыть реку. На вид он довольно сильный, но его сила несравнима с силой тысяч врагов. У юноши в руке видна уздечка. Молодой человек прикинулся деревенским жителем, ищущим свою убежавшую лошадь. Ему это удалось. Живописец подчеркнул героизм парня красотой его тела.

Позади на полотне видны оборонительные стены древнего города. Они окружены печенегами. Их лица показаны тёмными, озлобленными, кровожадными. Юноша же написан в светлых тонах, он — защитник родной земли. Выстрелом из лука был сбит печенег, который находится на картине рядом с парнем. Последний, однако, никакого внимания на раненого не обращает, стремясь попасть к своим войскам, которые могут помочь в спасении Киева. Летопись сообщает, что замысел парня удался, он успешно дошёл до нужного места и освободил город от осады.

Реалистичность

Что касается техники написания, данное полотно характеризуется повышенной чёткостью. Иногда кажется, что даже с помощью современной фототехники невозможно добиться такого качества изображения, как на этой картине. Живописцу не потребовалось прилагать множество усилий для поиска идеи своей картины, хотя реализация этой идеи потребовала немалого времени. Однако результат определённо того стоил. Многие художественные критики отметили высокую степень реалистичности картины.

Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Эту картину выдающийся русский художник А. Иванов нарисовал в 1810 году. Она основана на событиях из летописи, повествующей о юноше из Киева, спасшем свой город от захватчиков-печенегов. Главной идеей этого шедевра выступает прославление патриотического подвига и беззаветной любви человека к Родине.

В центральной части композиции можно увидеть обнажённого молодого человека. Он не случайно изображён без одежды — это символ беззащитности отважного героя перед врагами. Единственная составляющая его одежды — шарф красного цвета, который переброшен через плечо. Он символизирует жертвенность, готовность любой ценой спасти свой народ.

В руке молодой человек держит узду. Он придумал для врагов легенду, что он якобы ищет свою лошадь. Таким образом он рассчитывал дойти до берега Днепра, переплыть его, найти свои войска и сообщить им об осаде Киева. Возле ног парня можно видеть лежащего побеждённого печенега. На его лице — выражение смертельных страданий, а весь его вид, написанный в тёмной цветовой гамме, противопоставляется ярким и светлым цветам в образе юноши. Побеждённый враг одет, его волосы и борода смотрятся неопрятно, тогда как парень с молодой мраморной кожей выглядит невинно и от этого ещё более прекрасно.

Враг держит в руке стрелу, явно приготовленную для парня. С правой стороны стоит другой печенег с луком, также прицеливающийся в юношу. Сзади показаны стены древнего Киева, за которыми ещё держатся осаждённые жители. В пыли, которую подняли воины, участвующие в бою, различимы и другие фигуры, в том числе всадники (конные воины).

Парень, спасший свой народ, показан художником в движении. Его мускулатура напряжена, а левые рука и нога отведены в сторону. Голова его также повёрнута вбок. Молодой человек спешит, оглядываясь по сторонам, стремясь уклониться от опасностей. Сзади за юношей можно увидеть фигуру лошади. Она написана в тёмных тонах.

Эта картина мне очень понравилась. Поразило умение живописца изобразить тело человека и мимику с максимально чёткой передачей чувств, которые испытывают герои. К образу безымянного юноши-героя обращались и другие живописцы и стихотворцы. Мне бы хотелось ознакомиться с другими произведениями, посвящёнными этому событию, которое так детально изобразил великий русский художник Иванов.

Смотрите также varfalamey-165x110.jpg«Видение отроку Варфоломею» художника Нестероваhristos_i_greshnica-165x110.jpg«Христос и грешница» Поленова, история шедевра«Похищение европы» – олимпийское спокойствие посреди стихииШедевр Карла Брюллова — Вирсавия

В центре внимания на картине как раз таки такой юноша. Он согласился совершить подвиг ради спасения Киева. Юноша разделся перед преодолением реки. По виду он могущественный, однако, мощь его тела – ничто по сравнению с силой тысяч вражеских военных. Многие зрители не могут понять, почему парень держит в руке уздечку. Это не случайно. В планы парня входило прикинуться сельским жителем, который ищет своего утерянного коня. Он знал язык врагов, поэтому ему не составило труда провернуть эту затею. Художник с максимальной точностью и величием нарисовал тело юноши, подчёркивая его героизм красотой тела.

На заднем плане на картине изображены стены древнего Киева. Вокруг них множество Печенегов. Они не такие, как главный герой. Их лица тёмные, они озлобленные и жаждут крови. А вот парень – светлый человек, лучший защитник своего родного дома. От выстрела лучника был повален печенег, который оказался у ног парня, моля о помощи. Но ничто не может остановить молодого героя. Он даже не смотрит в сторону раненого и стремится попасть туда, куда его послали – к заветному месту, где находятся войска подкрепления, способные помочь спасти Киев. Судя по летописи, план удался, и парень благополучно прибыл в место назначения целым и невредимым и смог спасти Киев от захвата.

2 вариант

Это картина о настоящем герое. Парень в центре картины точно отличается от всего остального «фона». Тут война, пожар, раненые и убитые, а он бежит сквозь это почти голый. Он похож на античную статую. Такой не загорелый и стройный.  

Картина явно в традиционном стиле. Всё так строго и точно! Никаких мазков краски, коллажа, линий… Но и история на картине древняя. По легенде Киев был неожиданно осаждён печенегами. Как раз в этот момент князь с дружиной были в отъезде. Городу грозило разрушение, его жителям – гибель. Бороться было бесполезно… Но и сдаваться совсем не хотелось! В такой ситуации всегда нужен кто-то, кто сможет сделать что-то необыкновенное. Нужен герой! И он нашелся – и герой, и хитрец. Мы видим его в центре картины. Этот молодой человек знал (почему-то) язык врага. Он взял в руки стремена (вот и они на картине) и прямо безоружным, даже голым пошел сквозь сторону врага. На все вопросы он отвечал, что его конь сбежал с поля боя – на водопой, наверное. Или на конюшню. И так под смех парень прошел через весь вражеский край, а там поспешил за дружиной родного князя, предупредил. Воины успели вернуться и спасти город и горожан. Конечно, это такая была военная хитрость, как с конем Троянским. Но тут, вообще-то, ещё нужно было много смелости, чтобы вот так без оружия и брони пройти через врагов. Вдруг они б заподозрили что-то. Вдруг у юноши расслышали б акцент! Откуда он знал их язык? Если у него родные – печенеги, то он, наверное, не стал бы против них дружину вести… Но по одной фразе можно и не понять, а вот если б кто-то стал задавать вопросы!..

На картине видно, что юноша не совсем спокоен. Он и спешит, и оглядывается. Хотя и потерявший в бою коня (дезертира!) печенег не был бы совсем спокоен. А тут вокруг всё темное. Прямо под ногами героя – раненый (вскоре, видимо, убитый). Это мужчина с бородой, с которого свалился шлем. Кольчуга его не спасла, в горле у него стрела. Он тянется к ней рукой. А в другой – тоже стрела, которую он собирался запустить в обороняющихся. То есть, конечно, город не сдаётся! Тут вокруг ещё полно врагов при оружии, в форме, на конях… Но, к счастью, ум победит силу!

Просто отличная картина и легенда!  

<glav>Другие темы:</glav>← Явление Христа народу↑ Иванов АндрейЯвление Христа Марии Магдалине после Воскресения → `

Подвиг молодого киевлянина

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Письмо с фронта Лактионова

    Александр Иванович изобразил на картине ожидание положительных вестей с фронта. Данная тема относится ко времени жестокой и страшной войны между советской державой и нацистами

  • Пословица недаром молвится — сочинение

    Сколько существует язык, столько бытуют и пословицы. Мудрые и краткие изречения, сочинённые талантливыми представителями народа, несут не только смысл, но энергию.

  • Отзыв на произведение Бедная Лиза

    Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальную повесть, сюжетную основу которой составляют чувства и эмоции персонажей.

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Иванов А.А.
  4. Подвиг молодого киевлянина
Подвиг молодого киевлянина

Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр, чтобы привести на помощь войска воеводы Претича. Город Киев остался без защиты войска князя Святослава, который находился в то время в походе.

В работах Андрея Иванова идея патриотизма занимает одно из важнейших мест.

Писатель подчеркивает прекрасный и самоотверженный поступок киевлянина через красоту и силу его тела. Главная и жизненно важная цель для него привести помощь, чтобы спасти Киев от вражеского нашествия. В руке киевлянина уздечка и это не случайно. По летописи Нестора, юный киевлянин пробирается во вражеский стан якобы в поисках своего коня, зная их язык. На плече киевлянина развевается огненно-красная ткань. Алая, развевающаяся ткань будто знак, предупреждающий о смертельной опасности, о пролитой крови. За спиной киевлянина черный мечущийся конь, потерявший своего всадника. В образе коня художник выразил дьявольскую тёмную силу.

Молодого киевлянина окружает мрачный фон. Небо затянуто черными тучами. Деревья грозно расставили свои ветви. Природа противится всему происходящему, противится кровопролитию.

Мрачное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Хочется верить и надеяться, что добро рано или поздно одержит победу над злом, юноша достигнет противоположного берега Днепра и осаждённый город с её жителями будет спасён.

5 класс

<glav>Другие интересные картины</glav>← Подвиг молодого киевлянина↑ Иванов А.А.

Интересные сочинения по картинам

  • Нестеров М.В.

    Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в г. Уфе. Его учителями были великие художники (В. Г. Перов, А. К. Саврасов). Как его великие наставники, он был передвижником. Основным жанром

  • Сочинение по картине Сурикова Взятие снежного городка (описание)

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс (описание)

    Пластов невероятно талантливый художник, большинство его картин являются шедеврами. Одной из таких, является картина «Летом».

  • Яблонская Т.Н.

    Украинская художница живописец родилась двадцать четвертого февраля 1917 года в городе Смоленске. Семья была творческая, отец – преподаватель словесности, а мать художник график

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

Пожалуй, трудно поспорить с тем, что искусство во многом порождено историей – ведь она пород подбрасывает творцам такие сюжеты, которые сложно придумать, даже обладая крайне богатой фантазией.

В российской живописной традиции особое место занимает направление исторической живописи – картины, запечатлевающие те или иные сюжеты, знакомые по летописям, дневникам, легендам и т.д. Признанным мастером исторического полотна стал художник, живший в 19 веке, Андрей Иванов. К сожалению, о его происхождении ничего не известно, так что сложно сказать, кто именно привил юному Гению любовь к изобразительному искусству.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

При создании полотей А. Иванов руководствовался прежде всего собственными патриотическими убеждениями, острым чувством гражданского долга. Его мировоззрение отразилось и в сюжетах его картин, например, в одной из самых знаменитых: «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Как и в других работах, художник-классицист придерживался норм и принципов академизма, что отразилось в общем стиле полотна, во многом близкого античным образцам.

Сюжет полотна «Подвиг…» был заимствован живописцем из летописи. Согласно ей безымянный киевлянин, живущий в осаждённом печенегами в 968 году городе, стал добровольцем и решил привести на помощь Киеву русскую дружину. Для этого он, знавший язык захватчиков, вышел за ворота города, держав руках уздечку.

Герой притворился, будто ищет своего сбежавшего коня, и никто из врагов не обратил на него внимания. Добравшись до берега Днепра, юноша сбросил с себя одежду и ринулся в воду. Он сумел переплыть реку и привёл русское войско на помощь киевлянам. К сожалению, не сохранилось более подробных сведений об этом событии, однако легенда настолько полюбилась художнику, что он создаёт монументальное полотно, сложное в своей композиции и несущее большую смысловую нагрузку и эмоциональный посыл.

Несомненно, центром композиции является фигура молодого киевлянина. Андрей Иванов изображает прекрасного белокурого юношу, чья нагота лишь слегка прикрыта алым платьем, расшитым золотом, которое он перебросил через плечо. Фигура запечатлена в движении: отчётливо видны мускулы, напряжённые от бега; свет отражается от лощёного тела красивого юноши.

Реалистично и живо выглядит поза героя: он бежит, он почти у цели. Лишь одной ногой он стоит на земле, а другая отставлена назад – он не успел опустить её после очередного шага. Рука занесена назад, чтобы помочь киевлянину удержать равновесие; голова юноши повёрнута в сторону города, а взгляд устремлён на врагов: уж не преследуют ли его? В руках безымянный герой держит уздечку, которая помогла ему обмануть печенегов.

Интересно, каким прекрасным изображает киевлянина художник. Его тело, лицо написано только с использованием светлых тонов, в то время как для заднего плана картины выбраны исключительно мрачные: оттенки серого, коричневого, болотно-зелёного.

Кажется, будто за образец живописец взял фигуру какого-то олимпийца – столь красив в своей наготе юноша. Интересно, что некоторые искусствоведы считают, что цветовое решение картины обусловлено её замыслом: светлые тона, которыми написана фигура киевлянина, противопоставлены тёмным тонам, соответствующим мерзости, жестокости злобных захватчиков.

Помимо этого существует теория, будто нагота юноши объясняется его беззащитностью и чистотой среди этого хаоса, где господствует оружие вместе со стальными панцирями. Образ киевлянина нарочно облагорожен автором: тот наделяет героя тонкими и изящными чертами лица и внешней красотой, чтобы подчеркнуть значимость его подвига, его безграничную любовь к Родине, ради которой вчерашний мальчишка готов пожертвовать собственной жизнью.

Совсем иначе на картине изображены захватчики-печенеги, «населяющие» задний план. Они также изображены в движении, однако все они верхом на конях. Эта деталь подчёркивает варварскую натуру завоевателей, стремящихся заполучить всё чужим трудом. Печенеги хорошо вооружены; кажется, они догадываются о том, что юноша хочет позвать на помощь, и пытаются выстрелить в него, однако стрела попадает в их же соратника.

Это мужчина, изображённый практически карикатурно: у него нарочно гипертрофировано выражение боли на лице; его поза не выглядит красивой. Печенега Иванов пишет в тёмных тонах, являя его низменную натуру. Даже вражеских коней художник изображает гнедыми либо чёрными, подчёркивая их злобность и чужеродность этой земле.

Особого внимания заслуживает небо, разверзнувшееся на полотне. Оно угольно-чёрное, покрытое клубящимися мрачными тучами. Однако над головой молодого киевлянина тучи вдруг рассеиваются, пропуская немного света. Эта композиционная деталь подчёркивает обретение городом надежды на спасение благодаря самопожертвованию юного героя.

В целом же картина проникнута патриотическим пафосом. Художник стремится передать воодушевляющее настроение зрителям этой картины, вызвать у них эмоциональный подъём, заключающийся в ощущении гордости за собственную страну, за её безымянных героев.

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/podvig-molodogo-kievlyanina
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/ivanov-andrej/podvig-molodogo-kievlyanina
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-ivanova-a.a/podvig-molodogo-kievlyanina-5-klass
  • https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-podvig-molodogo-kievljanina.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт