Взаимоотношения Базарова и Аркадия. Финал дружбы главных героев

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович — «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи… не богам же, в самом деле, горшки обжигать…» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий — совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается .доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Тургенев, сочинение, ЕГЭ онлайн | Распечатать 08.15.2011 / 17:54 — Сочинения ЕГЭ по литературе

Сочинение «Что сближает и что разобщает Базарова и Аркадия Кирсанова?»

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное – ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он – лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова – интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

Читайте также:  История о Евпатии Коловрате: что в ней не сходится

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

Сочинение на тему «Базаров, испытание дружбой»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» полноценно показывает проблему всех времен между детьми и их родителями. «Отцы» всегда недовольны поведением своих детей, постоянно их критикуют и пытаются чему-то научить. А «дети», из вредности, пытаются отстаивать свое мнение и не хотят принимать даже положительные стороны прошлого поколения. Эту тему затронул не только Тургенев, а и другие писатели, философы, но решение ее так никто и не нашел.

Главным героем данного романа является Евгений Базаров. Он достаточно волевой персонаж, грамотный, всегда имея свое мнение. Его задача показать всем, что время протекает быстро и это неумолимо сказывается на общественных изменениях. То есть, все нажитые идеалы, мысли и стремления прошлого, там и остались. Базаров отвергает полностью все, что не кажется ему интересным. Он материалист и не признает веще, которые невозможно потрогать руками. Исходя из этого напрашивается вывод, что он скептически относится ко всем возможным чувствам.

Базаров — положительный персонаж. Он умен, трудолюбив, находчив и с реалистичным взглядом на жизнь. Но, конечно же, не обходится и без отрицательных качеств. В первую очередь этот человек совершенно не может мириться с другим мнением, если ему нет никаких доказательств. Он не считает, что старшее поколение нужно слушать, ведь они больше знают. Базаров — это наглядный пример современного молодого человека. Его не смущает безразличие к музыке, эстетике, искусству и стихам. Совершенно не понимает красоту природы и людей, которыми всем этим восхищаются. Романтика такому поколению тоже чужда, даже дружить с другим человеком достаточно тяжело. Самое удивительное, что Базаров настолько увлекся своим материалистичным взглядом на жизнь, что перестал совершенно признавать сыновью привязанность к родителям. Он относится к ним, как простым людям.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Противоположным персонажем Базарову становится Павел Кирсанов. Он идеалист, либерал. Он верит в чувства и знает, что это такое. Ведь сам когда-то любил девушку, которая не ответила взаимностью, и Кирсанов тяжело переживал. Базаров же слишком грубо и резко ответил на такую ситуацию. Он сказал, что Павел не мужчина, раз позволил чувствам к женщине управлять собой. Двое мужчин сразу не возлюбили друг друга. Споры у них были полностью во всем, обще между ними найти тяжело. Разве что они оба были достаточно образованными. Базаров не соглашался с тем, что поэт может быть полезнее химика, что позерство и притворство — это норма для мужчины. Павел же в свою очередь не имел силы резко кому-то ответить или же так жестко отстаивать свое мнение. Тем более Кирсанов полностью поддерживал старый устрой и был согласен со всеми старшими людьми.

Получается, что Евгений Базаров не умеет дружить и находить общий язык с каким-либо человеком, у которого иной взгляд, чем у него. Это особенность «детей». В любом случае будущее только за ними и «отцам» нужно только поддерживать стремление к лучшему будущее и мягко направлять их.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек. Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”. Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Содержание:

Внешность героев

Сопоставление портретных характеристик Евгения и Павла Петровича позволит судить о внутреннем мире персонажей, их взглядах на жизнь. О Базарове читатель узнаёт, что это мужчина тридцати лет. Внешность героя писатель изображает с помощью следующих деталей:

  1. Высокий рост персонажа говорит о величии натуры, он уникальная, незаурядная личность.
  2. Длинное и худое лицо, которое оживляется спокойной улыбкой и выражает самоуверенность и ум, заострённый книзу нос подчеркивают энергичность персонажа, безусловно, это человек, которому чужда дворянская лень.
  3. Широкий лоб — признак незаурядных умственных способностей.
  4. Большие зелёные глаза символизируют богатый духовный мир героя.
  5. Обнаженная красная рука — это прямое указание на трудолюбие Базарова, такие кисти могут быть только у людей, которые много работают.

Бакенбарды песочного цвета, балахон с кистями дополняют портрет главного героя. Базарову незнакома погоня за модой, он не стремится выглядеть элегантно. Его облик часто неаккуратен, и это неудивительно, ведь герой всегда занят чем-нибудь. Род его деятельности таков, что опрятно выглядеть ему просто не удается: то он опыты проводит, то выезжает лечить обычных людей.

Павел Кирсанов уже достаточно зрелый мужчина. Ему около 45 лет. В отличие от Базарова, герой очень придирчив к собственному внешнему виду. По его мнению, выглядеть плохо — это дурной тон. Кирсанов — настоящий аристократ, и это проявляется в описании следующих деталей его внешности:

  • средний рост;
  • облик «изящный и породистый»;
  • лицо желчное, но без морщин;
  • светлые, черные продолговатые глаза;
  • красивая рука с длинными розовыми ногтями.

Герой тщательно подбирает гардероб, выглядит изысканно. Он одевается в «темный английский сьют», «модный низенький галстух» и «лаковые полусапожки».

Происхождение и образование

Евгений Базаров — сын обедневшей дворянки и сельского лекаря. В его роду не было знатных предков. Базаров не стыдится своего простого происхождения, он с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. По мнению героя, поступки человека лучше скажут о нем, нежели заслуги предков. Он тоже становится врачом, но занимается этим герой не потому, что хочет продолжать дело отца, он считает медицину полезной наукой для человечества.

Павел Кирсанов — потомственный дворянин. Его отец был генералом. Герой идёт по стопам родителя. Он обучается в пажеском корпусе. Но очевидно, что военное дело совсем не интересует Кирсанова. После окончания учебы герой не находит себе занятия и ведёт светскую жизнь, наполненную развлечениями, удовольствиями и интригами. Кирсанов оказывается совершенно бесполезным для общества человеком.

Мировоззрение Евгения

Базаров — представитель молодого поколения русских людей. Он является приверженцем философии нигилизма, которая заключалась в отрицании, разрушении старого мироустройства. Поведение Евгения — результат слепого следования принципам этого учения. Но проблема в том, что нигилисты не совсем ясно понимают, что же они должны построить на месте разрушенного. Базаров в глубине души и сам чувствует несовершенство такого мировоззрения. Тем не менее герой очень четко осознает, что человек должен приносить пользу обществу.

Он даже пытается пристрастить к своим идеям Аркадия Кирсанова — племянника Павла. Но юноша слишком мягкосердечный и сентиментальный человек. Поэтому дружба с Евгением вскоре заканчивается.

Черты характера

У Базарова очень пытливый ум, ему хочется каждый день узнавать что-то новое, поэтому он встаёт рано, приносит домой лягушек и изучает их строение. По мнению героя, вся деятельность человека должна приносить практическую пользу.

Ему присущи такие черты характера:

  • трудолюбие, полная отдача своему делу;
  • смелость;
  • бескомпромиссность;
  • бескорыстность, умение прийти на помощь;
  • некая чёрствость, которая заключается в отрицании любви и искусства;
  • нескромность, развязность в поведении со старшими;
  • простота в общении;
  • обилие просторечий, отрывочность, эмоциональность речи.

Молодой человек не признает авторитета старшего поколения. Он высмеивает дворянский уклад жизни, самодержавие, употребляет пренебрежительное слово «аристократишко» по отношению к Кирсанову.

При всей своей развязности Базаров добр и бескорыстен. Герой всегда готов прийти на помощь. Евгения очень любят простые люди, он часто останавливается поговорить с обычными мужиками, его не отвращает их неопрятный вид.

Базаров смел и очень скромен. Когда Павел Кирсанов вызывает его на дуэль, Евгений, ни минуты не сомневаясь, принимает этот вызов. Нужно отметить, что герой вовсе не боится смерти. Он не считает себя человеком исключительным, а потому убежден, что в случае его гибели государство не понесет серьезного урона.

Во время дуэли Базаров ранит Павла Петровича в ногу и сразу же оказывает ему первую медицинскую помощь. Свой профессиональный долг он ставит превыше всего. В разгар эпидемии тифа Базаров вскрывает труп заражённого мужчины. Он не старается оградить себя от опасных ситуаций, поэтому и погибает. Тем, что главный герой умирает в конце произведения, Тургенев показывает тупиковость философии нигилизма. Очевидно, чтоб построить новое сильное общество, недостаточно просто отрицать старое.

Образ жизни Кирсанова

В сравнении с Базаровым Павел — истинный аристократ. Он живёт в соответствии с теми правилами и законами, которые дворяне передавали из поколения в поколение:

  • безоговорочное признание авторитета «отцов»;
  • наследование рода занятий, профессии по отцовской линии;
  • уважительное отношение к искусству;
  • следование законам моды;
  • соблюдение правил этикета;
  • изысканные манеры в поведении;
  • чистота, вычурность речи.

Павел Кирсанов убежден, что каждому аристократу присуще чувство собственного достоинства — то, чего так не хватает молодому поколению. Он понимает, что Базарову смешны его привычки, опрятность, тем не менее этот аристократ не роняет себя, несмотря на то, что обосновался в глуши. Кирсанов называет свою жизненную позицию «принсипами». Люди, которые их лишены, по его мнению, безнравственные и пустые. Когда Базаров появляется в имении Кирсанова и смело высказывает свои взгляды на жизнь, мужчина начинает испытывать ненависть к «лекаришке».

Безусловно, Павел — человек благородный. Но нельзя не согласиться с Базаровым в том, что герой при своей образованности остается человеком бесполезным для общества. Аристократ не делает ровным счетом ничего ни для своего народа, ни для государства. Он только размышляет. И этим люди, подобные Кирсанову, так раздражают Базарова.

Но в рассуждениях Павла Петровича есть и доля правды. Например, он справедливо говорит о том, что для образования нового общества недостаточно только лишь отрицать, «надобно же и строить». Безусловно, герой прав в том, что нельзя жестко отметать все достижения цивилизации, упразднять искусство и культуру. Человек не механизм, для него важна духовная жизнь, он должен понимать и ценить прекрасное.

Бесспорно, Кирсанов, не принимая нигилизма Базарова, в глубине души уважает его за живой ум, полную отдачу своей работе, твердость характера. Когда молодой человек покидает имение Кирсановых, Павел Петрович даже хочет пожать ему руку.

Сходства персонажей

Да, несомненно, очень разными являются натуры Базарова и Павла Петровича. Но сравнительная характеристика показывает, что оба персонажа привлекают читателя твердостью, бескомпромиссностью в борьбе за свои убеждения.

Поступки героев благородны: оба стремятся делать добро для общества и родных людей, хотя Базаров более деятелен и близок к народу. И. С. Тургенев, изображая этих героев, показывает читателю, что тем не менее взгляды на жизнь и у Базарова, и у Кирсанова ошибочны, каждый из них мыслит слишком радикально, а потому полностью воплотить свои идеи в жизнь и тем самым принести пользу обществу не удастся ни одному.

Именно поэтому в конце произведения Евгений погибает, а Павел Петрович уезжает из России, так ничего и не сделав для отечества. По словам автора, старший Кирсанов — «живой мертвец».

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» не потерял своей актуальности и в наше время. Разногласия в мировоззрении между старшим и младшим поколением существовали всегда. Конфликт родителей и детей — это явление закономерное, ведь молодые люди мыслят по-новому, желают менять старые традиции и устои, вносить в мир свой взгляд на жизнь.

Тем не менее писатель утверждает, что оба поколения могут услышать друг друга: молодежь обязана уважать своих родителей, перенимать их жизненный опыт, а отцы должны поддерживать прогрессивные взгляды молодых людей. Тесная связь поколений, взаимоуважение — залог построения сильного общества.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Базаров и Кирсанов, споры которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй — аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.

Социальные противоречия

Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам. Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.

Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.

Биография Николая Кирсанова – типичное явление прошлого

Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.

Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.

Читайте также:  «Западня» краткое содержание романа Эмиля Золя

Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству. Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.

Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.

Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.

Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.

Тест по произведению

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Взгляд на жизненные принципы

Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.

Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.

Об обществе

Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов. Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.

При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист. Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений. Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

О культуре

Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.

Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа – мастерская, и человек в ней — работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.

Читайте также:  Сравнительный анализ стихотворений. Бессонница Тарковский Мебель трескается по ночам. Где-то каплет из водопровода. От вседневного груза плечам В эту. — презентация

Базаров и братья Кирсановы сочинение

Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает тему столкновения поколений с помощью двух персонажей: Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Евгений Базаров представляет молодое поколение, а Павел Кирсанов-старое.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст

не всегда разделяет людей столь сильно, однако между Павлом и Евгением возникает серьезный конфликт. Их идеологические взгляды противоположны друг другу. Базаров и Кирсанов «по разные стороны баррикад». Для того, чтобы разобраться, в чем состоит несогласие, нужно рассмотреть образы и идеи обоих героев.

В связи с достаточно «юными» взглядами на жизнь Базаров имеет довольно критичную точку зрения. Он является нигилистом, то есть все традиции и устои для него всего лишь прах времени. Старье. Природа для Евгения не храм, а мастерская, и «Человек в ней работник». Сразу становится понятно, что в лице Базарова

в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут. Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Павел Кирсанов — типичный аристократ с холеной внешностью и либеральными взглядами. В семье Павла царит культ почитания прекрасного. Внешность Евгения Базарова — «плебейская». Он прост, черты его лица выдают человека глубокой умственной работы. Увлекается Евгений наукой естественной, так как это можно увидеть и проверить, в отличии от духовной «чепухи». Он — один из нигилистов. Взгляды обоих героев разнятся. Через их убеждения и беседы и показано Тургеневым это противостояние: спор старого, укоренившегося, с новым, не знающим что делать, кроме как отрицать противоположное.

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений — личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой — он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, — это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это — вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны — либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же — нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа — Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Читайте также:  «Три товарища», художественный анализ романа Ремарка

Дуэль

Спор между Базаровым и Кирсановым завершился поединком, в котором последний был слегка ранен в ногу. Показателен тот факт, что Евгений Васильевич, который считал дуэль пережитком старого режима, принял вызов и даже стрелял.

Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.

Используемые источники:

  • https://www.school-essays.info/vzaimootnosheniya-bazarova-i-arkadiya-final-druzhby-glavnyx-geroev/
  • http://5litra.ru/ege-sochineniya/573-mozhno-li-nazvat-druzhboy-vzaimootnosheniya-bazarova-i-arkadiya.html
  • https://dynalib.ru/russkie-avtory/arkadij-i-bazarov-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/bazarov-i-kirsanov.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/bazarov-i-semya-kirsanovyh.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт