А. А. Фет — стихи о любви. Анализ стихотворений

Стихи классиков > ♥ Анализ стихотворений > Анализ стихотворений Фета

Все стихи Афанасия Фета

Список стихотворений:

 Афанасий Фет — На заре ты её не буди

</li>

 Афанасий Фет — Ласточки пропали

</li>

 Афанасий Фет — Заря прощается с землею

</li>

 Афанасий Фет — Вечер

</li>

 Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом

</li>

 Афанасий Фет — Чудная картина

</li>

 Афанасий Фет — Весенний дождь

</li>

 Афанасий Фет — Одним толчком согнать ладью живую

</li>

 Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой

</li>

 Афанасий Фет — Ещё майская ночь

</li>

 Афанасий Фет — Бабочка

</li>

Афанасий Фет — Осень

</li>

Афанасий Фет — Мама, глянь-ка из окошка

</li>

Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила

</li>

Афанасий Фет — Я тебе ничего не скажу

</li>

Афанасий Фет — Это утро, радость эта

</li>

Афанасий Фет — Шепот, робкое дыханье

</li>

Афанасий Фет — Ты отстрадала, я еще страдаю

</li>

Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад

</li>

Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы

</li>

Афанасий Фет — Какая ночь! Как воздух чист

</li>

Афанасий Фет — Колокольчик

</li>

Афанасий Фет — Сентябрьская роза

</li>

Афанасий Фет — Добро и зло

</li>

Афанасий Фет — На стоге сена ночью южной

</li>

Афанасий Фет — Майская ночь

</li>

Афанасий Фет — Летний вечер тих и ясен

</li>

Афанасий Фет — Ласточки

</li>

Афанасий Фет — Буря на небе вечернем

</li>

Афанасий Фет — Как беден наш язык

</li>

Афанасий Фет — Буря

</li>

Афанасий Фет — Деревня

</li>

Афанасий Фет — Я жду Соловьиное эхо

</li>

Афанасий Фет — Целый мир от красоты

</li>

Афанасий Фет — Уж верба вся пушистая

</li>

Афанасий Фет — Степь вечером

</li>

Афанасий Фет — Среди звёзд

</li>

Афанасий Фет — Старые письма

</li>

Афанасий Фет — Печальная берёза

</li>

Афанасий Фет — Первый ландыш

</li>

Афанасий Фет — Осенняя роза

</li>

Афанасий Фет — Узник

</li>

Афанасий Фет — Рыбка

</li>

Афанасий Фет — Поэтам

</li>

Афанасий Фет — Воздушный город

</li></ol>

Анализ стихотворений Фета: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Все, чему посвятил свое творчество Афанасий Афанасьевич Фет — стихи о любви. Анализ стихотворений о любви и природе раскроет перед нами удивительный мир гармонии и грустной радости.

         А.А. Фет – человек трудной и даже можно сказать, трагической судьбы. Так сложились обстоятельства его жизни, что ему пришлось долгое время восстанавливать свое дворянское происхождение, на что у него ушло много сил и времени. И именно по причине своей бедности он когда-то отказался от любимой девушки Марии Лизич, которая тоже была бесприданница. После расставания Мария трагически погибла и до сих пор многие предполагают, что она покончила жизнь самоубийством. А Фет всю свою жизнь чувствовал вину перед девушкой, которую погубило его малодушие. Наверное, поэтому многие современники говорили о поэте как о жестком и холодном человеке. Но тем удивительнее кажется нам его поэтический мир, в котором будто бы живет совершенно иной Фет. И именно таким его знают сейчас читатели.

         А.А. Фет – певец чистого искусства, свободного от политики и социальных проблем. И потому он не был принят в 19 веке, ему присвоили статус второстепенного поэта. Но 20 век подарил стихотворениям Фета небывалую популярность и высокую оценку молодых поэтов и критиков. Удивительно музыкальные произведения сразу нашли отклик у таких композиторов, как Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов. Поэтому многие из нас знакомятся с творчеством Фета по романсам.

         Но главный феномен поэта заключается в том, какое многообразие образов и непохожих друг на друга ощущений несут в себе его стихи при достаточно узкой тематике его творчества. А главная тема его стихотворений – любовь к женщине, обретение гармонии через воссоединение с природой. В стихотворениях Фета состояние природы и настроение лирического героя не разделены. Поэтому переплетаются образы природы с ощущениями человека, создавая неповторимый мир чистой поэзии.

Проанализируем стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Оно написано в 1850 году, когда поэт был влюблен в Марию Лизич, поэтому и тема его – тема любви и ночного свидания. Все в нем слилось в едином ощущении трепетного счастья. Образы, звуки, цвета летнего вечера: «Трели соловья», «серебро и колыханье Сонного ручья», «свет ночной», «Тени», «В дымных тучках пурпур розы», «Отблеск янтаря», «И заря, заря!..» – все смешалось с настроением лирических героев: «Шепот, робкое дыханье..», «Ряд волшебных изменений Милого лица», «и лобзания, и слезы…». В этом стихотворении, как и во многих других фетовских произведениях нет ни одного глагола. За счет этого создается впечатление застывшего времени бесконечности свидания. Нет в нем и как такового лирического героя, и описания чувств, а есть только ощущения нежности и страсти. Их поэт передает с помощью эпитетов «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». В стихотворении нет ни одного сравнения, но зато почти каждая строфа – это метафора: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Простая композиция небольшого стихотворения только лишь с помощью звуков и двух частей речи дает развитие ощущений от нежности и робости в начале и до страсти в последних строках.

Но еще до встречи с любовью Фет умело передавал в своих стихотворениях схожесть чувств человека с состоянием природы. В 1843 году было написано стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», не посвященное никому, но в нем уже рука об руку идут пробуждение природы весной и пробуждение чувства и желания творить: «Петь – но только песня зреет».

Для большинства поэтов 19 века любовь – это главное в жизни человека чувство. Но для Фета любовь – это и есть сама жизнь. Стихотворение «Сияла ночь…» написано спустя несколько лет после разрыва отношений с Марией Лизич, но чувства поэта все так же сильны, как в первый день. «Томительные», «звучные», «рыдающие» – такими эпитетами наполнено стихотворение, и с помощью них создается ощущение тоски и светлого чувства одновременно. Поэт как бы признается нам, что чувства не угасли со временем, а только еще сильнее окутывают душу, и только одна цель в жизни: «Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» С помощью олицетворений «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали» оживают в памяти поэта образы минувшего счастья, они не приносят ему «жгучей муки» сердца – он живет этим воспоминанием.

Вся жизнь поэта была направлена на достижение нравственного идеала, и таким идеалом для него навсегда осталась Мария Лизич. Это ей он посвящал свои стихи, о ней писал вплоть до глубокой старости. Будучи уже семидесятилетним стариком, написал он стихотворение «На качелях». Как и вся поздняя любовная лирика Фета, стихотворение отличается сохранившейся невесомостью чувств и в то же время появляется какой-то надрыв, перерастающий в успокоение души и безропотное принятие судьбы.

«На качелях» – это стихотворение о свидании с любимой. Уже больше сорока лет прошло с того дня, но все так же живы в памяти образы ночи и неба. Но это не просто воспоминания о давно ушедшем счастье. В нем осознание и признание того, что с самого начала их отношения были, как «игра роковая». Взлет на качелях «на доске этой шаткой» к «вершине лесной» – это отрыв от реальной жизни, которая не такая приглядная и захватывающая, как любовь, уносящая влюбленных далеко от земли. И вот-вот натянутые туго веревки оборвутся, а доска не выдержит их двоих. Кто-то должен упасть. И это чувство опасности завораживает и пугает одновременно лирических героев. Но накал роковой игры перерастает в счастье. Последняя строка звучит примирением Фета с чувством вины, счастьем от любви, которой он не смог жить в действительности и которой жил в своем творчестве.

В творчестве Фета нет места прозе, а его стихи наполнены светом, любовью и тихой радостью. Поэт пишет о самом простом: о летней ночи, о пении птиц, о лесе и озере, о свиданиях с любимой женщиной. Нет в его произведениях сложных запутанных чувств и стенаний. Даже о своем загубленном счастье он пишет спокойно и радостно, поэтому от его стихов светло и спокойно на душе.  

Стихи Афанасия Афанасьевича Фета можно читать и перечитывать бесконечно и каждый раз открывать для себя что-то новое в них, неуловимое неопытным сердцем. И наверное, чем больше читаешь, чем старше становишься, тем сильнее они отдаются в душе человека, тем шире спектр эмоций, вызванных стихотворениями. Наверное, поэтому современники не смогли разглядеть истинную ценность его поэзии, и поэтому его стихи так нужны нам, современным людям, которым так не хватает чистого, настоящего чувства и единения с природой.

/Василий Петрович Боткин (1811 (1812)-1869). Стихотворения А.А. Фета1. Санкт-Петербург, 1856/

В 

В этом отношении особенно замечательны произведения г. Фета. Во всей книжке его стихотворений нет, можно сказать, ни одного, которое не было бы внушено внутренним, невольным побуждением чувства. Поэтическое содержание есть прежде всего содержание собственной души: этого нам дать никто не может; и первое условие всякого лирического стихотворения — чтоб оно было пережито автором, чтоб оно заключало в себе пережитое и чтоб это пережитое вызвало его. Иногда г. Фет сам не в состоянии совладеть с своим внутренним, поэтическим побуждением; выражает его неудачно, темно — но, несмотря на это, чувствуешь, что основной мотив верен и искренен, и при всем несовершенстве, при всей запутанности формы глубоко сочувствуешь ему. А потом мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя. (Как, например, «Пчелы», «Фантазия» и многие другие.) Редкое из стихотворений г. Фета не пробуждает в душе этой перспективы — непременное действие всякого истинно поэтического произведения, — перспективы, в которую задумчиво и отрадно погружается наше чувство, теряясь во внутренней ее бесконечности. Мы назвали бы эту внутреннюю перспективу эхом, отзывом, который пробуждает в душе нашей каждое истинно поэтическое произведение. Большая или меньшая живучесть этого отзыва служит самым лучшим доказательством силы и глубины звука, заключающегося в произведении. Есть произведения, эхо которых держится в душе читателя долгие годы и даже целую жизнь. И самое произведение и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнию души нашей, сплелась с нашим духовным организмом, стала нашим заповедным и бессознательным чувством и во всю нашу жизнь отзывается от нас. <…>

<…> …Надо сказать, что, вообще, поэтический талант г. Фета более походит на талант импровизатора; как сказалась, как вылилась у него пьеса в первую, зародившую ее минуту, — такой и остается она; строгое, художественное чувство формы, не допускающее ни одной смутной черты, ни одного неточного слова, ни одного шаткого сравнения, редко посещает его. В нем редко присутствует тот, как называет его Гоголь, неумолимый внутренний судия, строго требующий отчета во всем и поворачивающий всякий раз назад при необдуманном стремлении вперед4. В г. Фете вообще мало критического такта, он слишком снисходителен к своим произведениям; как импровизатор, он большею частию предоставляет их собственной судьбе. Это много вредит ему. <…>

Мы нарочно указываем на слабые стороны таланта г. Фета для того, чтобы читатели не могли заподозрить нас в пристрастии к нему. Нет, мы ясно видим все недостатки его таланта, — скажем более, — даже всю ограниченность сферы его; но тем не менее ценим мы в нем живую поэтическую струю, редкий, драгоценный дар пробуждать в сердцах людей сладость поэтических ощущений. Когда ему удается уловить свое душевное состояние, то стихотворение выходит у него превосходным. <…>

Внутренний мир г. Фета — сколько мы можем судить по стихотворениям его — не отличается ни многосторонностию, ни глубокомыслием содержания. Из всех сложных и разнообразных сторон внутренней человеческой жизни в душе г. Фета находит себе отзыв одна только любовь, и то большею частию в виде чувственного ощущения, то есть в самом, так сказать, первобытном, наивном своем проявлении. Вообще личная, внутренняя жизнь очень мало дает ему поэтических мотивов. От этого на поэзии его не лежит та яркая, характерная печать личности, которая прежде всего привлекает симпатию читателя к лирической поэзии, где выражение личной жизни сосредоточенного в себе сердца составляет всегда преобладающий интерес. Г. Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы. Самую существенную сторону его таланта составляет необыкновенно тонкое, поэтическое чувство природы. В этом он может поспорить с первоклассными поэтами. <…> В лирическом стихотворении, если оно имеет предметом изображение природы, главное заключается не в самой картине природы, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждено в нас природою, так что здесь природа является только поводом, средством для выражения поэтического ощущения. Не надобно забывать, что призвание поэзии в этом, да и во всяком случае состоит не в фотографически верном изображении природы — до этого никакое искусство не может достигнуть, — а в пробуждении нашего внутреннего созерцания природы. Только то и поэзия, что пробуждает это внутреннее созерцание. <…> Поэтому великий художественный дар нужен писателю для изображения природы, нужен великий такт для того, чтоб отдельные подробности нисколько бы не затемняли собою созерцание целого, а напротив, только придавали бы ему красоту, колорит и рельефность для нашего внутреннего созерцания. В этом отношении художественный дар г. Фета и чуткость души его к природе изумительны. Большая часть поэтов любит воспроизводить только самые сильные, эффектные явления природы; у г. Фета, напротив, находят себе отзыв самые обыденные, которые пролетают мимо нас, не оставляя в душе нашей никакого следа, — и эти-то обыденные моменты показывает г. Фет в их неподозреваемой красоте. Он не подходит к ним с заранее придуманной мыслию, не для того, чтоб задуматься над ними, не отыскивает в природе символов для своих мыслей; нет — все, каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту. Такую наивную внимательность чувства и глаза найдешь разве только у первобытных поэтов. Он не задумывается над жизнию, а безотчетно радуется ей. Это какое-то простодушие чувства, какой-то первобытный, праздничный взгляд на явления жизни, свойственный первоначальной эпохе человеческого сознания. Поэтому-то он так и дорог нам, как невозвратимая юность наша. Оттого так привлекательны, цельны и полны выходят у г. Фета пьесы антологического5 или античного содержания. <…>

В 

в–єЧитайте также другие статьи В.П. Боткина о поэзии Фета:

в–єВ Перейти к оглавлению книги «Русская литературная критика XIX века: Хрестоматия литературно-критических материалов»

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/analizy-stixotvorenij/analiz-stixotvorenij-feta/
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/a-a-fet-stihi-o-lubvi-analiz-stihotvoreniy.html
  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/59-russkaya_literaturnaya_kritika_xix_veka__hrestomatiya_literaturno_kriticheskih_materialov/stages/2314-stihotvoreniya_feta_analiz_poezii_feta.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт