Чайковский

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ивана Сусанина» по действиям. Пересказ либретто будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Иван Сусанинкрестьянин села Домнина.

Антонида родная дочь Ивана Сусанина

Иван приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи

Богдан Собинин жених Антониды, ополченец.

Сигизмунд III польский король.

Минин лидер освободительного движения.

Краткое содержание

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие: крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленным: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план: обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване: мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Тем временем Сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. Старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского – , звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году была написана опера Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин»?</h3>

    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1832 г.</label>
    • <label>1835 г.</label>
    • <label>1836 г.</label>

(новая вкладка)

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

2.jpg

«Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Действие спектакля разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за ярких героев, национальных костюмов и замечательной музыки с содержанием народных мелодий.

Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Сусанин бас крестьянский мужик, который завел в чащу леса поляков
Антонида сопрано дочь Сусанина, невеста Собинина
Ваня контральто усыновленный ребенок Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности
Богдан Собинин тенор один из русских войнов и жених дочери Сусанина
Сигизмунд Третий бас король поляков
 
 

Краткое содержание «Ивана Сусанина»

173.jpg

Недалеко от костромской области, домой, в село Домнино, возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Жених Антониды, Богдан Собинин, тоже был в числе участников, защищающих отчизну. Но Иван Сусанин, отец Антониды, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Сусанин принял решение о том, что не бывать никакому празднику бракосочетания, пока поляки топчут родные земли. Наконец-то приходит Собинин и приносит отрадную новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанин, обрадовавшийся такой вестью, разрешает сыграть свадьбу возлюбленным.

Польский король Сигизмунд Третий организовывает бал, на котором угощает своих друзей великолепным пиром. Море вина, красивая музыка и танцующие девушки, занимающие внимание гостей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская шляхта все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: Минина поставили во главу ополчения, и он начинает воевать против поляков. Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.

К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами. Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев. Русские войны готовы к разгрому армии врагов, и хотят спасти Иван Сусанина. Минин и его люди также идут навстречу полякам.

Уже в лесной чаще Иван перестает вводить в заблуждения врагов и сообщает им, что он их запутал, и теперь они тут умрут. Он готов принять смерть, и начинает прощаться со всем, что ему дорого. Поляки в гневе убивают запутывавшего их русского. Войны во главе с Собининым не успевают спасти Ивана Сусанина, но над поляками они одержали победу. Весь народ горестно вспоминает этот храбрый подвиг.

В Москве перед Кремлем на площади идет победоносное празднование русской армии, которая освободила Родину от поляков. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади. Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.

 
 
Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
40 мин. 25 мин. 55 мин. 55 мин.

 

Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» — такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия — «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая — барона Егора Розена, вторая — Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.
  • Композитор гармонично соединил в своем произведение европейские оперные и симфонические нормы с русскими хоровыми интерпретациями.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.
  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Владимир Ленин в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).
  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

 

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия «Ах поле, поле ты мое» (слушать)

Песня Вани из 3 действия «Как мать убили…» (слушать)

Романс Антониды из 3 действия «Не о том скорблю подруженьки» (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия «Велик и свят наш край родной» (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия «Бедный конь» (слушать)

Финальный хор «Славься» (слушать)

Музыка

Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Оперная драматургия и музыкальные номера в опере оказались подлинными и новаторским, что послужило началу создания нового оперного жанра — народная музыкальная драма. Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

История создания

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «Опера комик» — это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее… Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Постановки

1836 — этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер — Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на «советский» лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер — Борис Мордвинов. В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция — оперная постановка «Иван Сусанин» открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя» — поистине великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающихся о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах).Действующие лица.Иван сусанин, крестьянин села Домнина ………. басАнтонида, его дочь ………. сопраноВаня, приемный сын Сусанина ………. контральтоБогдан Собинин, ополченец, жених Антониды ………. тенорРусский воин ………. басПольский гонец ………. тенорСигизмунд, король Польский ………. басКрестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари.Действие происходит в 1612 году.Иван СусанинДействие первое.Крестьяне села Домнина, среди которых Иван сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну — «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет». Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов — это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, сусанин печален — враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает оказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»Действие второе.Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.Действие третье.Ваня. применый сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовяться к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план — завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.Действие четвертое. Картина первая.Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков.Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я.» Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.Эпилог. Картина первая.У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин«.Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Поделиться в соц. сетях

Музыка Михаила Ивановича Глинки. Либретто барона Егора Фёдоровича Розена. Большая опера в четырёх действиях с прологом и эпилогом.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

Село Домнино на реке Шаче.

ЯВЛЕНИЕ 1

</p>

Мужчины и женщины с разных сторон возвращаются с работы.

МУЖЧИНЫ.

Мы все за него, как тёмный лес.

ЖЕНЩИНЫ.

А солнышком светит он с небес.

МУЖЧИНЫ.

Мы все за него стеной, горой!

ЖЕНЩИНЫ.

Все, сдвиньтесь в битву тьмой, грозой.

МУЖЧИНЫ.

Хоры разделяются и уходят со сцены.

ЯВЛЕНИЕ 2

Антонида выходит из ворот своего дома.

Скоро ль будешь, сокол мой?

ЯВЛЕНИЕ 3

</p>

Антонида и Сусанин, возвращающийся из города. Собирается народ обоего пола.

НАРОД.

Так на Москву король!

НАРОД.

Морем разлилася!

НАРОД.

В пожаре пропадёт

НАРОД.

Ох, горькая Москва!

НАРОД. Дай-то Боже!

Лодка выезжает на сцену.

Навстречу идёт хор мужчин.

ЯВЛЕНИЕ 4

</p>

Прежние и Сабинин сопровождаемый гребцами; выходит из лодки приветствует хор и потом подходит и обращается к невесте.

СУСАНИН.

Худого нет?

ХОР МУЖЧИН.

А есть хорошая нам весть?

НАРОД.

Спасена! Спасена!

НАРОД.

С целой Польшей и Литвой!

ХОР МУЖЧИН.

Так и мы ходили в бой!

ХОР МУЖЧИН.

И употчевал гостей.

Народ окружает Сабинина в радостном волнении.

ХОР.

За врагом во след!

САБИНИН.

Как на светлых крыльях!

ХОР.

И пощады нет!

ХОР.

Не щадит голов!

САБИНИН.

Любо на победе!

Сабинин отходит к невесте и с нею тихо разговаривает.

Молвил князь другое слово.

Сабинин быстрым движением прерывает пение хора и обращается к Сусанину.

ОБЩИЙ ХОР.

ОБЩИЙ ХОР.

Ужели ставит? Но кого?

СУСАНИН.

Скажи кого?

ОБЩИЙ ХОР.

Не знаем!

СУСАНИН (с нежностью).

Наш боярин?

ОБЩИЙ ХОР.

Наш боярин — дал бы Бог!

ОБЩИЙ ХОР.

Законный Царь!

ОБЩИЙ ХОР.

Дай Господь!

СУСАНИН.

То свадебная весть!

ОБЩИЙ ХОР.

То свадебная весть!

СУСАНИН.

Так нашей свадьбе быть?

ОБЩИЙ ХОР.

Так нашей свадьбе быть?

ОБЩИЙ ХОР.

Радость нам!

ОБЩИЙ ХОР.

Сусанин с дочерью и женихом идет к своему двору; народ расходится.

Конец первого действия

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

</p>

ЯВЛЕНИЕ 1

Бал у начальника польского отряда. Гости обоего пола.

ЯВЛЕНИЕ 2

Прежние и гонец.

НАЧАЛЬНИК.

Откуда?

(Танцы прекращаются, гости подходят),

НАЧАЛЬНИК.

С какою?

Романов! Где он?

ХОР разделяется на две части.

1-я ЧАСТЬ ХОРА.

Но быть грозам!

1-Я ЧАСТЬ ХОРА.

Что делать нам?

Что предпринять?

1-я ЧАСТЬ ХОРА.

Как зло унять?

(Уходят).

Конец второго действия.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.

Изба Сусанина.

ЯВЛЕНИЕ 1.

По окончания песни входит Сусанин.

ЯВЛЕНИЕ 2

Ваня и Сусанин.

ВАНЯ.

И я за Царя постою

ЯВЛЕНИЕ 3

Сусанин, Ваня и Хор мужчин.

СУСАНИН.

Добрые молодцы, благодарю!

ЯВЛЕНИЕ 4

Сусанин и Ваня, Сабинин и Антонида входят почти в одно время с разных сторон.

(Молчание).

САБИНИН.

Пора!

Сабинин уходит.

ЯВЛЕНИЕ 5

Те же, кроме Сабинина.

ВАНЯ.

Я слышу конский топот.

СУСАНИН. Да!

ВАНЯ.

Ужели наши поезжане?

Смотри: кто это?

СУСАНИН.

К нам!

АНТОНИДА.

Беда! (Убегает).

Музыка выражает недоумение и страх переходит на военный марш.

ЯВЛЕНИЕ 6

Сусанин, Ваня и хор поляков.

ХОР поляков, негодуя, разделяется на две части.

1-я ЧАСТЬ ХОРА.

Проклятый упрямец! Убить его, что ли?

2-я ЧАСТЬ ХОРА.

Какая нам польза от смерти его!

ОДИН ГОЛОС.

Послушайте!

Сходятся для совещания и тихо говорят между собою.

Под музыку, выражающую состояние души Сусанина раздаются от времени до времени отрывистые воз ласы поляков. «Пытать! задарить! взять!»

ЯВЛЕНИЕ 7

Те же и Антонида.

АНТОНИДА (опять к отцу).

Ох, родимый, не ходи.

ПОЛЯКИ (один из них берёт Сусанина за левую руку).

Пойдём!

СУСАНИН (не допуская до себя, дочери).

Поди, поди!..

Осеняет её крестом, и значительно взглянув на Ваню, уходит с поляками.

АНТОНИДА (всплеснув руками).

Его убьют!

ЯВЛЕНИЕ 8

Антонида одна. Она садится на лавку и плачет. К ней идёт свадебный хор девиц.

ЯВЛЕНИЕ 9

Прежние и Сабинин с поездом.

ДЕВУШКИ.

Откуда ж враг взялся?

ДЕВУШКИ.

Нагрянул! Взял с собой — и нет.

ЯВЛЕНИЕ 10

Прежние, кроме поездов.

ЯВЛЕНИЕ 11

Прежние и хор вооруженных мужчин.

АНТОНИДА.

Ах, пора настаёт!

САБИНИН.

Твой родимый нас ждёт!

АНТОНИДА.

Ты спасешь ли его?

САБИНИН.

Мы идем для того!

АНТОНИДА.

Будешь в смертном бою.

САБИНИН.

И врагов перебью!

АНТОНИДА.

Возвратишься ль, иль нет?

САБИНИН.

Возвращуся, мой свет!

АНТОНИДА.

Мой голубчик, прости!

САБИНИН.

Милый друг мой, прости!

ОБА. Прости!

Пропев прощальный дуэт, они обнимаются.

Сабинин поручив невесту девушкам, пристаёт к хору мужчин во время пения и с ними уходит.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

Прогалина в дремучем лесу. Ночь.

ЯВЛЕНИЕ 1.

Хор русских поселян на средней сцене с поникшею головою и опираясь на свое оружие. Сабинин поодаль высматривает место.

ЯВЛЕНИЕ 2

Ваня и хор.

ВАНЯ.

И отец, мой пошёл.

ХОР.

Несчастный!.

ВАНЯ.

А куда ж?

ЯВЛЕНИЕ 3

Показывается Сусанин, ведущий поляков.

Некоторые из них разводят огонь в глубине сцены.

Поляки, приставив часового к Сусанину, отходят в глубину сцены, садятся у разведённого огня и мало-помалу погружаются в дремоту.

Прощайте, дети!

Ложится, преклоняет голову ко пню и засыпает. Пробуждаются несколько поляков Смена часового.

(громко). Москаль!

Сусанин приподнимается.

Начинает светать.

ПОЛЯКИ (в смятении глядя друг на друга).

Измена!

Рассвет обозначается яснее.

При диких криках влекут со сцены Сусанина, повторяющего слова: «Мой Царь спасён!» В это же время туча находит на зарю и закрывает её; театр пуст и мрачен. Оркестр выражает смертные муки страдальца. Вбегает Сабинин со своим ополчением прислушивается и, вняв мукам Сусанина, с шумом туда бросается. Сеча за кулисами, выражаемая музыкою. На сцену спускаются облака.

Конец четвёртого действия

ЭПИЛОГ.

Москва. Площадь перед Кремлем. В глубине театра, по левую сторону, Спасские ворота, от коих через всю сцену тянется крепостная стена, над нею возвышаются кремлевские здания. Площадь наполяется народом, в радостном ожидании.

При первых звуках весь народ стремится туда, где раздается пение. Через очищенную площадь отряд войск проходит в Спасская ворота, при следующей строфе того же хора.

С левой стороны выходя на авансцену Сабинин. Антонида и Ваня, а с противоположной стороны вскоре после того — Второй хор.

АНТОНИДА.

Все та же тоска-печаль в душе.

ВАНЯ.

Та же тоска.

АНТОНИДА.

Нет, нам еще тяжелей здесь!

САБИНИН.

Здесь, где нам скрыть бы грусть!

ВАНЯ.

В людях чужих!

2-й ХОР.

Позвали нас именем царским!

ВАНЯ.

Знать, Царю угодил наш отец своей службой.

2-й ХОР.

А кто ваш отец?

ВАНЯ.

Сусанин.

2-й ХОР.

Что ж Сусанин?

2-й ХОР.

Как нам жалко его!

С правой стороны на задней сцене является 1-й Хор и медленно подаётся вперед; толпа набежавшего с ним народа подвигает левее 2-й хор и семейство Сусанина.

Память во веки Сусанину!

2-й ХОР.

Память во веки Сусанину!

При этих кликах, живом движении и громком колоколом звоне занавес опускается.

Конец оперы.(вернуться к музыке в начало страницы)Краткая версия исторических событий от костромского историка.

Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Действующие лица: Иван Сусанин, бас Антонида, его доч, сопрано Ваня, приемный сын Сусанина, меццо-сопрано Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, тенор Русский воин, тенор Польский гонец, бас Сигизмунд, король польский, бас

Пролог. На авансцене перед занавесом, украшенным щитом и мечом,— хор воинов и народа. Хор поет о Родине, о героической борьбе народа с врагами, славит героев, павших в бою за отчизну:

Народ вспоминает победы Александра Невского и Дмитрия Донского, гибель всех врагов, дерзавших напасть на русскую землю:

Первое действие. Осень. Над рекой раскинулось большое село. У реки грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она беспокоится о своем женихе Собинине, который повел отряд воинов на борьбу с захватчиками-поляками. Входит Сусанин, вслед за ним крестьяне. Они рассказывают о бедствиях народа, о стонах, раздающихся на Руси,— «Затоптаны поля, рыдает мать-земля».

После сражения, разбив одну из вражеских банд, возвращается Собинин. Радостно приветствует он невесту и сообщает о том, что на борьбу с врагами поднимается вся Русь. Минин кликнул клич, и уже собираются к нему отовсюду ополченцы. Возглавит новое войско князь Пожарский.

Собинин и Антонида просят Сусанина разрешить им сыграть свадьбу, не дожидаясь зимы. Но старый крестьянин против этого:

— Прогоним врага, тогда и свадьба,— так решает Сусанин. Антонида утешает огорченного жениха. Появляется воин-гонец — он принес радостное известие: русские разбили в сражении отряд наемных рыцарей. Радуются Собинин и Антонида — приближается день их веселой свадьбы. Победа не за горами. Чтобы приблизить ее, народ готов пожертвовать всем. — Все, что есть, мы отдадим,— клянется Сусанин.

Второе действие. Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Веселятся, танцуют нарядные паны и панни. Король принимает военачальников и венчает их лаврами. Льется вино. Самонадеянные паны уверены в том, что они скоро покончат «с холопской Москвой». Алчные паненки мечтают о несметных русских богатствах. Веселье прерывается появлением вестника. Недобрую для шляхтичей новость принес он во дворец. Дружно поднялся на борьбу русский народ; польский отряд осажден в Кремле; наемные германские рыцари разбиты и бегут. Минин и Пожарский ведут свои войска к Москве.

Во дворце смятение. На выручку осажденных отправляется отряд рыцарей. Паны клянутся захватить Минина в плен, разбить ополченцев.

Пир продолжается. Раздаются крики «виват» в честь короля Сигизмунда.

Третье действие. Изба Сусанина. Вечереет. Простыми словами песни Ваня повествует о своей судьбе, о приемном отце своем Сусанине, который приласкал и вырастил сироту.

Сусанин возвращается домой. Он счастлив — скоро Минин с ополченьем будет в Москве. Старый крестьянин наказывает Ване стойко и неустрашимо служить родному народу. В избу приходят крестьяне поздравить хозяина с предстоящей свадьбой дочери. Сусанин всех приглашает на веселый девичник.

Наступил долгожданный день. Сусанин благословляет жениха II невесту. Свет и радость царят в дружной русской семье. Нежданно приходит беда — в избу врывается вооруженный отряд поляков. Враги требуют, чтобы хозяин немедленно вел их кратчайшей дорогой на Москву.

издевательски спрашивает Сусанин непрошенных гостей. Но ясновельможным панам некогда разговаривать с холопом. Они грозят ему смертью в случае неповиновения.

гордо отвечает на их угрозы Сусанин. У него возникает план погубить поляков — надо завести их в лес и известить Минина, что враг близко. Он велит Ване во весь опор скакать к ополченцам. Поляки, посовещавшись, предлагают хозяину золото. Тот делает вид, что не может устоять против соблазна и соглашается стать проводником.

Плачет, оставшись одна, Антонида. А в это время с веселыми песнями приходят на девичник подруги. Они не знают о беде. Появляется Собинин с крестьянами. Узнав о случившемся, Собинин и народ утешают Антониду. Они обещают выручить Сусанина и бросаются в погоню за врагами.

Четвертое действие. Первая картина. Лес у монастырского посада, где остановились ополченцы. Ночь. Стремительно вбегает Ваня, загнавший по дороге своего коня; он отчаянно стучится в тяжелые ворота монастыря. Ополченцы услышали стук. Дружина устремляется в погоню за врагом.

Вторая картина. Ночь. Глухой, непроходимый лес, занесенный снегом. Метель. Сусанин ведет измученных поляков. Они продрогли, устали, подозревают, что заблудились. Шляхтичи пытаются расспросить Сусанина, но его ответы загадочны, они еще больше пугают панов. Отряд разжигает костры и располагается на отдых. Не спит Сусанин. Он думает о неминуемой смерти, которая придет к нему вместе с рассветом. В предсмертный час вспоминает он о детях, о родном доме. Благословляя Антониду, он поручает ее заботам Собинина и «шлет ему челобитную»—всегда беречь любимую доченьку. Думает он и о Ване, который снова останется сиротой. Вьюга и буря усиливаются. Просыпаются поляки и требуют у Сусанина ответа — где кратчайший путь на Москву?

Сусанину надо выгадать время —

снова загадочно отвечает он.

Но вот появляются первые лучи зари. Сусанин понимает, что враги погибли, им уже не выбраться из леса. Заря разгорается. Торжествующий Сусанин открывает панам страшную правду:

Поляки в отчаянии и злобе бросаются на Ивана Сусанина и убивают его.

Третья картина. Москва. У ворот, ведущих на Красную площадь, медленно проходят толпы народа. Русские люди славят Родину, Москву, отважный народ, победивший врагов. Народ все прибывает. Среди толпы — Антонида, Ваня, Собинин.

Эпилог. Красная площадь. Ликующий народ славит бойцов, вспоминает подвиг Ивана Сусанина — навеки сберегут люди память о великом патриоте земли русской. Торжественно гремят колокола.

В глубине площади на конях появляются Минин и Пожарский.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/glinka/ivan-susanin
  • https://soundtimes.ru/opera/spektakli/ivan-susanin
  • http://pedagog39.ru/uchenikam/libretto/libretto-operi-ivan-susanin/
  • https://susanin.kostromka.ru/350.php
  • http://www.tchaikov.ru/susanin.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт