Грушницкий в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Образ Грушницкого представлен в главе «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот второстепенный персонаж — антипод главного героя, некоторые считают его пародией Печорина.

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Характер и поступки

Главное качество, присущее Грушницкому — фразёрство, то есть любовь к красивым, напыщенным фразам, которые лишены внутреннего содержания. Он любит готовыми пышными фразами, намёками на свои «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» производить впечатление на женщин. Княжна Мери сначала с благосклонностью слушала его сентиментальную речь и «мудрые фразы», но затем ей надоели его фразёрство, тем более, что она узнала, что он — не разжалованный офицер.

Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.

Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.

Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.

Отношения Печорина и Грушницкого

Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:

Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).

Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.

Убийство Грушницкого было неизбежным для Печорина, так как тот согласился на подлое предложение драгунского капитана, который был его секундантом, не заряжать пистолет Печорину. Печорин ждал, что противник проявит великодушие и признается в этой подлости своего секунданта, но этого не случилось. Совесть всё же помешала Грушницкому сразу выстрелить в безоружного противника, но он выстрелил после того, как капитан назвал его трусом. Пуля только оцарапала колено его противника. Тот сказал своему секунданту доктору Вернеру, чтобы он зарядил его пистолет, так как эти господа не положили в него пулю. Затем он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы и обещал в этом случае его простить. Но тот воскликнул, что если противник его не убьёт, то он зарежет Печорина ночью из-за угла. Тогда Печорин выстрелил.

Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:

Заключение

Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.

Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Герой нашего времени» — краткое содержание романа М. Ю. ЛермонтоваВам также будет интересно почитать:Образы и характеристики Бобчинского и Добчинского — героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Андрия — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Бирюка — героя рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

Кто такой Грушницкий?

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.

Черты характера Грушницкого

«Добрые свойства»

Позёрство

Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы. Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило её внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.

Самовлюблённость

Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.

Подлость

К концу главы мы узнаём, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого. Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удаётся раскрыть этот коварный план. Ущемлённое самолюбие не даёт Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?</h3>

    • <label>1837 – 1841;</label>
    • <label>1838 – 1840;</label>
    • <label>1839 – 1842;</label>
    • <label>1839 – 1843.</label>

(новая вкладка)Скачать:

С Грушницким читатель впервые столкнется в главе под названием «Княжна Мери». Грушницкий второстепенный персонаж романа, позволяющий оттенить многогранный характер главного героя Печорина Григория Александровича. Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» покажут его как человека подлого, низкого. Мечтая стать героем романа, он добился одного, заставил себя ненавидеть и презирать.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Характер

Воспитан. Образован. Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин. Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый. Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный. Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр. Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Грушницкий зеркальное отражение Печорина

Печорин видел в Грушницком свое отражение и это сходство ему определенно не нравилось. Оба любят играть с людьми, устанавливая свои правила и не думая, как игра отразиться на их жизни впоследствии. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но отличавшееся особой жесткостью и наплевательством к другим людям. Оба эгоистичны и дерзки.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

Краткое содержание

Анализ главы «Бэла»

Анализ главы «Максим Максимыч»

Анализ главы «Тамань»

Анализ главы «Княжна Мэри»

Анализ главы «Фаталист»

Статья Белинского о романе (кратко)

Цитаты из романа

История создания

В чем противоречивость характера Печорина?

Образ и характеристика Печорина

Образ и характеристика Максима Максимыча

Образ и характеристика Грушницкого

Образ и характеристика Веры

Образ и характеристика Бэлы

Сравнительная характеристика Печорина и Вернера

Отношения Печорина и Бэлы

Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Взаимоотношения Печорина и Мэри

Женские образы в романе

Добавить в избранноеСодержание:

Портрет Грушницкого

Впервые этот персонаж предстает перед читателем в главе «Княжна Мери». Михаил Юрьевич не дал ему имени, следовательно, на протяжении всей книги его называют по фамилии. Из цитат романа можно почерпнуть следующие сведения:

  • ему 20 лет;
  • он юнкер;
  • награжден Георгиевским крестом.

Это краткий перечень фактов, а более подробно о нем желательно прочитать в самой книге. Как уже было сказано ранее, один из интереснейших второстепенных персонажей произведения появляется в отрывке о княжне Мери. Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» не оставляет равнодушными любителей русской литературы. Автор описывает его как юнкера, рассказывающего всем о том, что он бывший офицер, которого понизили до звания обычного солдата. Это его излюбленная тема для разговора. Лучше понять Грушницкого поможет цитатный план.

Кратко этого героя можно представить единственным словом — лицедей. Дело в том, что с самого начала он надевает на себя маску некоего мученика, с которым провидение обошлось очень жестоко, допустив перевод из первого эшелона служащих. При этом он самостоятельно портит себе внешность, нося потрепанную шинель.

Притворство заметно также в поведении юнкера: он охотно демонстрирует, какие страдания доставляет ему поврежденная нога. Никакие воды, по словам «мученика», не помогли ему излечить хромоту, но все проблемы нивелируются самостоятельно, когда Печорин начинает ухаживать за Мери. Вероятно, это замечают и другие второстепенные герои, например, Вернер и Швабрин, с которыми юнкер поддерживает общение.

Этому персонажу невозможно сопереживать, поскольку посредством своей лживости и надуманных мытарств он вызывает отнюдь не сострадание, а скорее неприязнь, ведь Грушницкий эгоцентричен, кроме того, он совсем не блещет интеллектом. Сравнение с Печориным показывает, насколько он на самом деле лицемерен. Он избрал для себя роль своеобразной загадочности и меланхолии, но одновременно обзавелся модными пристрастиями, которые и стали составлять основу его жизни. Так получилось, что молодой человек оказался в плену у своего же образа, который придумал самостоятельно, после чего он ему очень понравился.

Печорин, естественно, практически сразу раскрыл все недостатки своего «товарища», осознал, насколько же неполноценную личность представляет собой юнкер. Последующие поступки Грушницкого (если конкретнее, мерзкие сплетни, которые он стал распускать о Печорине) демонстрируют, что этому персонажу присущи такие неприглядные характеристики, как самодовольство и мстительность. Он не мог смириться с тем, что главный герой, с которым у него нет ничего общего, сорвал с него «маску», которую тот кропотливо придумывал для себя, после чего стал ее носить все время, скрывая свое настоящее лицо.

Помимо представленных характеристик, он обладал коварством и низостью, о чем свидетельствует дуэль с Печориным: он вместе с единомышленниками дал мужчине разряженное оружие. Этот поступок, естественно, вызывает лишь презрение, ведь он показывает, насколько пропащим является юнкер. Дуэль Грушницкого и Печорина, описание которой дано в книге, считается ключевым событием романа, о многом говорящим. И если Печорин в книге предстает «героем времени», то юнкер считается его явным антагонистом, ведь он обладает следующими чертами:

  • подлостью;
  • низостью;
  • отсутствием чести;
  • лицемерием;
  • притворством;
  • самовлюбленностью;
  • неумением слушать.

Образ персонажа

Появление юнкера в романе было необходимо для выстраивания любовного треугольника, состоящего из него, Мери и Печорина. Михаил Юрьевич дает понять, что княжна питала благосклонность к Грушницкому. Но через некоторое время все изменилось: когда появился Печорин, молодой человек оказался в тени, он превратился в неудачливого соперника.

Несомненно, такие перемены не могли осуществиться без участия главного героя: он рассказал Мери о никчемности юнкера как личности, о его внутренней опустошенности, таким образом открыв девушке глаза. В дальнейшем Грушницкий становится незваным посетителем в ее жилище, а также надоедливым собеседником. Она начинает считать его пустой и презренной личностью. Безусловно, такое положение вещей довольно сильно задевает юнкера, поскольку Печорин уязвил его самолюбие и понизил его значимость в глазах любимой девушки. Грушницкий и Мэри с тех пор не общались так доверительно, как ранее, она перестала его звать в гости.

Это явилось спусковым крючком, после чего персонаж раскрылся в полной красе. Он был своеобразной карикатурой на Печорина, что раздражало главного героя. Можно даже составить сопоставительный анализ для наглядности — он поможет многое понять лучше.

Именно посредством восприятия Григория разворачивается образ Грушницкого:

  • модник;
  • «мученик»;
  • недовольный жизнью мужчина;
  • отличается высокопарным слогом;
  • притворяется возвышенной личностью;
  • стремится производить эффект;
  • склонен снимать с себя ответственность.

Несмотря на его негативные характеристики, юнкер демонстрирует «антитезу» главного героя. Он желал стать основным действующим лицом произведения, но через свои действия он возводит в этот ранг именно Печорина. Следовательно, этот не слишком значимый, казалось бы, персонаж, занимает важное место в книге, показывая посредством своего портрета поведение большой части социума XIX столетия.

Мнение автора

На протяжении романа Михаил Юрьевич мастерски высмеивал молодого человека, объясняя читателю, каким презренным является индивид, скрывающийся под маской и создающий образ, который не имеет к нему никакого отношения. Если Григорий на самом деле был неудовлетворен жизнью, то юнкер лишь притворялся, что тоже выводило из себя главного героя. Кстати, некоторые называют его Грушинским, что абсолютно не верно, т. к. его фамилия звучит иначе. Внимательно читая произведение, можно легко ее запомнить.

Грушницкий не может осознать, что поступает отвратительно, он лишь усугубляет собственное положение в глазах любителей литературы своими низкими действиями. Этим Лермонтов демонстрирует, что люди привыкли обвинять кого-то, но ни в коем случае не себя. Среднестатистический человек не любит размышлять над своими действиями, не хочет себя обличать, а предпочитает лишь идти на поводу у веяний времени и скрывать свое истинное лицо, не показывая его не только окружающим, но и самому себе. Достойные же люди поступают прямо противоположным образом, в чем у Лермонтова нет никаких сомнений.

Итак, Грушницкий — отрицательный герой романа. В этом человеке собраны одни недостатки, и ничего хорошего в нем, к сожалению, нет. Имеется сходство с Ленским, и знатоки литературы замечают это сразу.

Не так давно по роману «Герой нашего времени» сняли фильм, который стал отличным дополнением к произведению. С ним непременно стоит ознакомиться, потому что это настоящее достижение отечественного кинематографа.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

История персонажа

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался Григорий Александрович Печорин. Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.

История создания

imgonline-com-ua-resize-qtcgkdmhuc.jpg
Писатель Михаил Лермонтов

Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.

imgonline-com-ua-resize-jlziuuokju.jpg
Восстание декабристов (1825 год)

Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

«Герой нашего времени»

imgonline-com-ua-resize-w0d4w8v67y.jpg
Грушницкий (актер Леонид Губанов)

Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.

Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.

imgonline-com-ua-resize-eayemos1tqdshf7i.jpg
Печорин

Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.

Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.

imgonline-com-ua-resize-ylvm7pbrwb8ew0i.jpg
Грушницкий и княжна Мери

Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.

Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.

imgonline-com-ua-resize-spkpzjteq7n3m.jpg
Арт к произведению Лермонтова – «Герой нашего времени»

Грушницкий любил княжну Мери, а Печорин пользовался ею, чтобы мстить оппоненту. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер ревнует и негодует, видя в поступках Печорина попытку уколоть его и обойти.

Различия между Печориным и Грушницким заметны с первой встречи. Печорин аккуратен и выглядит приятно. Аристократ, он не имеет серьезных отношений и в дружбе. Дерзость и загадочность совмещаются в облике. Такие черты без труда увлекают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой семьи без особого достатка. Парень хотел выбиться в люди и заслужить лучшую долю. Он зациклен на произведении впечатления, любит выглядеть эффектно и угождать дамам.

Печорин уверен в себе и рассудителен, разбирается в людях, демонстрирует аналитические способности, циничность и склонность к манипулированию от безделья, ради веселья. Грушницкий, в свою очередь, не замечает манипуляций, хотя и не глуп. Романтик, он всегда в приподнятом настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Он любит думать, что является страдальцем и человеком, разочаровавшимся в жизни.

imgonline-com-ua-resize-ghcvlktxixgqg.jpg
Иллюстрация к роману «Герой нашего времени»

Хотя у героев разные биографии, они – как две стороны одной души. Печорин делает все не напоказ. Он настоящий, хотя его натура противоречива и сложна. Грушницкий же – мелкий человек и себялюбец, лелеющий злобу и ненависть. Между «быть» и «казаться» он выбирает второй вариант.

Отношения героев с социумом тоже различны. Печорин разочаровался в идеалах уходящего, но не смог найти или придумать альтернативу. Он неприкаян и бесполезен. Одиночество, усталость и апатия прогрессируют на фоне таких мыслей. Герой противопоставлен обществу и столичной аристократии. Он замечает чужие пороки.

Грушницкий же любит жизнь и предпочитает унынию романтику. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не обрел положительных черт Печорина, поэтому стал карикатурой на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.

Экранизации

Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.

В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.

imgonline-com-ua-resize-nskjt8u3rxqpolmu.jpg
Андрей Миронов в образе Грушницкого

К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.

Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/xarakteristika-grushnickogo/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/harakteristika-grushnickogo-v-romane.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1362-harakteristika-grushnickogo-geroy-nashego-vremeni.html
  • https://nauka.club/literatura/grushnitskiy-kharakteristika.html
  • https://24smi.org/person/5602-grushnitskii.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт