История одного шедевра: «Опять двойка» Решетникова

12-1.jpg

Описание шедевра русской живописи «Опять двойка» художника Фёдора Решетникова. Сочинение по картине для 5 класса.

Кто написал картину Опять двойка

Автором картины, которую знает практически каждый в нашей стране, является советский живописец Фёдор Павлович Решетников (1906-1988). Ф. П. Решетников считается одним из главных представителей социалистического реализма в живописи. К самым известным его работам относятся «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Мальчишки», «За мир!», «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и другие. Но самой известной картиной художника, которая является его «визитной карточкой» и известна всем со школьной скамьи, является «Опять двойка».

В каком году написана картина Опять двойка

Картина «Опять двойка» написана в 1952 г. Холст, масло. Размеры:101 × 93 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

История картины Опять двойка

Работа стала второй в трилогии картин, первая из которых — «Прибыл на каникулы», а третья — «Переэкзаменовка».

Прибыл-на-каникулы.jpg
Прибыл на каникулы

Если посмотреть на все три картины, то можно увидеть, что на картине «Опять двойка» есть репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на «Переэкзаменовке» репродукция «Опять двойка». Таким образом художник указал на преемственность сюжета картин и их единый замысел.

Переэкзаменовка

Первая картина «Прибыл на каникулы» была написана в 1948 г. Отличник суворовец приезжает домой на каникулы и рапортует дедушке о прибытии. На второй картине Решетников также решил написать отличника, тем самым показав молодое поколение, которое приходит на смену старшему и показывает отличные успехи. Если бы всё так произошло, картина называлась бы «Опять пятёрка», но в ходе разработки сюжета, Решетников решил поменять замысел.

Чтобы найти образы для новой картины, Фёдор Решетников направился в школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого человека в классе, стали смущаться, так как думали, что это какой-то важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет — показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у зрителя более яркие эмоции.

Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Сначала нарисовал учителя, но затем подумал, что в школе в основном работают учителя-женщины, и перерисовал на учительницу. И всё же, что-то не нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью, ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей мамой, которой будет стыдно посмотреть в глаза и признаться, что своими отметками он вновь опозорил всю семью.

Теперь перед Решетниковым встала задача — найти героя для картины. По какой-то причине он не стал рисовать того самого мальчика у школьной доски, а только лишь взял его образ. Роль двоечника исполнил сын художника Густава Клуциса, жившего по соседству, причём на картине изображена квартира Клуциса.

Интересна история с собакой. Известно, что Решетников никак не мог добиться, чтобы пёс встал на задние лапы. В этом ему помогла колбаса. Художник брал кусочек колбасы, поднимал её над собакой, и та поднималась на задние лапы. По словам знавших художника, собаку на этой картине нарисовал не он, а другой известный художник — А. А. Пластов (1893—1972).

Решетников Опять двойка описание

Картина «Опять двойка» стала знаковой для художника, лучшей его работой, которую прекрасно знают все в нашей стране. Герой картины стал фигурой нарицательной для всех двоечников. Тех, кто учится плохо, сравнивают с несчастным мальчуганом, который у зрителя, вместо порицания за плохие отметки, вызывает сочувствие.

На переднем плане картины стоит сам двоечник. Он одет в коричневое пальто. Из-под зимней одежды выглядывает чёрная школьная форма. В руках — портфель, из которого, вместо учебников, выглядывают коньки. Таким образом художник подчеркнул, что мальчик, вместо выполнения уроков, любит погонять в хоккей с друзьями.

Рядом на задние лапы встал верный друг — пёс. Собаке всё равно, какую хозяин принёс домой отметку. Он любит и ценит его независимо от успеваемости.

На стуле сидит мама мальчика. Выражение её лица нельзя назвать рассерженным, злым, строгим. Скорее, она смотрит на него с сожалением и сочувствием, так как просто устала бороться с тем, что мальчик никак не желает учиться, и думает: «Что же мне с тобой делать, сынок?».

С хитрой улыбкой на школьника смотрит младший брат. Он сидит на велосипеде и смотрит, как старшему брату неловко. Сам он ещё не ходит в школу, и ему кажется забавным, что старший брат такой разгильдяй и его регулярно ругают дома за плохие отметки.

На заднем плане — старшая сестра. Девочка нарочито показана в школьной форме, с галстуком и учебниками в руках. По всему видно, что она является отличницей. Такие, как её брат, вызывают у неё только осуждение, и она считает, что двоечников нужно ругать, наказывать и порицать. Девочке стыдно, что ей, отличнице и примерной ученице, достался такой брат, который позорит всю семью.

План сочинения по картине Опять двойка

  1. Автор
  2. Сюжет картины
  3. Описание мальчика
  4. Описание семьи
  5. Какие ощущение вызывает картина

Сочинение по картине Опять двойка 5 класс

Картина «Опять двойка» написана известным русским художником Фёдором Павловичем Решетниковым в 1952 году. Фёдор Решетников считается одним из самых известных художников соцреализма в живописи. Социалистический реализм был направлен на то, чтобы отобразить реальность происходящего в стране, но больше на то, чтобы пропагандировать и восхвалять главные ценности, успехи, достижения Советского Союза.

Сюжет картины заключается в семейной трагедии, когда мальчик совершенно не хочет учиться. Раз за разом он приносит домой плохие отметки, чем расстраивает всю семью. Само название «Опять двойка» говорит о том, что не первый раз школьник получает двойки, приходит домой, его ругают, ему стыдно, но это ничего не меняет. Выглядывающие из портфеля коньки говорят о том, что всё свободное время мальчик любит проводить не за домашними уроками, а за игрой в хоккей с друзьями.

Главным героем картины является мальчик. С несчастным видом, отвернувшись от своих домочадцев, он стоит посреди комнаты. По всему видно, что ему невероятно стыдно за то, что он вновь расстроил свою маму. Он знает что виноват и, кажется, вот-вот расплачется. Осуждение матери для него самое худшее наказание. Даже поддержка пса, который рад возвращению маленького хозяина из школы, не утешает его.

С сочувствием и сожалением на него смотрит мать. Она уже не ругается, так как с безответственностью сына не осталось сил бороться. Мама смотрит на него с сочувствием, видя, как мальчик сильно расстроен. Она скрестила пальцы на коленях, в бессилии размышляя, что же нужно сделать, чтобы сын наконец взялся за голову. Рядом с мамой — младший брат двоечника, который ещё не знает, что такое учиться, и любит посмеяться над старшим братом, пока есть такая возможность.

На заднем плане девочка. Она прилежная ученица, пионер, настоящая гордость семьи и своего класса. В школьной форме и галстуке она перебирает учебники и с осуждением смотрит на брата. Для такой отличницы, как она, иметь такого двоечника стыдно.

Картина выражает неоднозначные эмоции. С одной стороны, картина «Опять двойка» должна вызывать осуждение. С другой стороны, школьника безумно жалко. На его лице можно увидеть искреннее раскаяние. Посреди комнаты он стоит будто всеми отвергнутый, кроме своей собаки, которой нет разницы, как в школе учиться её любимый хозяин. Сама картина трогательная и очень эмоциональная. Только по-настоящему великий художник смог создать настолько глубокую картину с тщательной прорисовкой характера каждого персонажа и напряжённой атмосферой в доме.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Наш взгляд от мальчика переходит на его сестру, затем на мать и, следуя уже за ее взглядом, возвращается к мальчику. В центре композиции оказывается не конкретный объект, а нависшее чувство разочарования и тоски.

Решетников на картине «Опять двойка» изобразил обеспеченную семью

На картине нет отца. По всей видимости, он погиб на войне, и мать одна воспитывает троих детей. Примечательные детали — ковер, велосипед и часы. Для 1952 года все это было показателем хорошего материального положения семьи.

«Прибыл на каникулы», 1948

На стене висит репродукция другой картины Решетникова (написанной четырьмя годами ранее) — «Прибыл на каникулы». Это полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой. Несмотря на оптимизм и праздничный антураж, полотно глубоко драматично: скорее всего, мальчик — сирота, ведь после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.

Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Переэкзаменовка», 1954

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Крюково. Лесная поляна. 1946

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

«Опять двойка» – картина советского художника Ф.П. Решетникова (1906-1988). Написана маслом на холсте размером 101 х 93 см в 1952 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (Москва).

Содержание

Автор

Родом из украинского села из семьи иконописца, художник с детства чувствовал себя причастным к искусству. Революция открыла широкие возможности – уехал в Москву, здесь учился на рабфаке, затем во Всесоюзном художественном техническом институте. Живопись, графика, скульптура, сатирическая графика, карикатуры, шаржи – вот направления, которыми живописец владел мастерски. Всю жизнь признавал только соцреализм.

Ещё в молодости как художник-репортёр принимал участие в двух полярных экспедициях, дрейфовал на льдине вместе с моряками погибшего «Челюскина» – мужественно шёл в ногу с бурным временем открытий и важных исторических завоеваний своей страны, чему оставил множество художественных свидетельств.

В творческом наследии Фёдора Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» (1948), «Переэкзаменовка» (1953) и другие произведения с главными героями-детьми стали особенными для потомков.

Детство в творчестве Решетникова – интересные истории

Фёдор Павлович Решетников картиной «Опять двойка» продолжил свою излюбленную тему советского детства, с учёбой, играми, праздниками и шалостями – работ с мальчишками и девчонками десятки. Детвора в этих произведениях искренняя, трогательная, то звеняще-счастливая, то просящая мира – они пережили войну и теперь просто наслаждаются детством. Зрители постарше, к примеру, в картине «Опять Двойка» Решетникова или «Языка взяли» (1943) непременно узнают себя, а их дети и внуки по произведениям живописца могут составить представление о том, как жили их ближайшие родственники в советском прошлом. Увидеть хотя бы некоторые стороны жизни, пусть и приукрашенные, в чём-то пафосные, как того требовало время и идеологическая концепция. В стиле соцреализма тогда писали все, кто хотел быть на свободе.

История создания картины «Опять двойка»

По свидетельству художника, в продолжение темы достижений ребят, как в картине «Прибыл на каникулы», главный герой новой работы задумывался как отличник, образец будущего строителя социалистического общества, пример для малышей. Обдумывая содержание и композицию, живописец бывал в школах, присматривался к реалиям. Вскоре он изменил сюжет на противоположный, став однажды свидетелем, как хороший ученик не решил задачу и получил соответствующую оценку. Такой поворот событий показался Фёдору Решетникову гораздо интереснее и даже гуманнее – неудача может случиться с каждым, главное не отчаиваться и стараться. Новаторство по тем временам состояло в демонстрации того, что общество не состоит только из образцовых учеников, не имеющих никаких провалов.

Первые наброски свидетельствуют о первоначальных планах сделать местом действия школьный класс с учителем-мужчиной. Художник подбирал композицию: переставлял мебель, заменял учителя на учительницу. В одном был постоянен – ученика всегда изображал слева.

Случай заставил художника почти написанную картину изменить в корне. Причиной стал реальный курьёз с дочерью Решетникова Любой, маленькой школьницей (она родилась в 1943 году). Накануне она усердно занималась уроками, но принесла домой двойку – Люба была очень расстроена. Увидев её несчастное лицо, отец понял, что такие эмоции возможны лишь в домашней обстановке, когда печальный ребёнок, пряча виноватый взгляд, приходит со школы и предстаёт перед семьёй. Домочадцы – вот истинные судьи, озабоченные, любящие и родные.

Эскизы свидетельствуют о том, что художник долго подбирал состав семьи. Остановился на маме, брате, сестре виновника событий, включил собаку.

Теперь родилось произведение, глядя на которое, определённо можно увидеть, кто написал картину «Опять двойка» – великолепный художник, чуткий наставник и любящий отец.

Описание картины Решетникова «Опять двойка»

Действие происходит в комнате, где собралась почти вся семья. На переднем плане слева несчастнейший из детей – мальчишка пришёл со школы, где получил двойку (хоть домой не иди). Радость по поводу его возвращения выказывает только пёс – положил передние лапы на любимого хозяина и заглядывает в глаза, виляя хвостом. Но мальчик ни на кого не смотрит – отвернулся (лицом к зрителю), потупив взор и вцепившись в неказистый портфель, перевязанный бечёвкой, огорчённый и двойкой, и тем, что разочаровал маму. Женщина действительно расстроена – присела устало на табурет, бессильно опустив руки на фартук. Укоризненно смотрит на старшего сына: «Сколько можно говорить, надо хорошо учиться». Около неё младший на велосипеде, он пока далёк от школы, уроков и отметок. По центру картины в дверном проёме сестра, аккуратная пионерка, разбирает книги на столе и строго поглядывает на братца. Уж с ней такое не может случиться, она ответственно учит уроки. «Позор какой» – думает она.

Обстановка в комнате для советских 1950-х выдаёт качество жизни семьи: ковёр на паркетном полу, простая крепкая мебель, часы-ходики на стене. К тому же малыш на велосипеде, что почти роскошь по тем временам. Слева от двери в другую комнату висит репродукция картины Фёдора Решетникова «Прибыл на каникулы». В своё время она была очень популярна в Советском Союзе и в виде открытки или подложки под отрывной календарь (как здесь) была практически в каждом доме. В этой семье картинка служит не только как держатель календаря, её содержание – пример, ориентир для детей – вот к чему надо стремиться, чтобы семья гордилась тобою. Для взрослых же – надежда на счастливое будущее подрастающего поколения.

Впечатления зрителя

Однако зритель не поддерживает настроения безоговорочного укора мальчишки с двойкой – он такой обаятельный. К тому же искренне раскаивается. Просто он живой, шебутной ребёнок, но совсем неглупый, он обязательно исправит злополучную двойку. Из портфеля с поломанным замком, на котором, наверное, катался с горки, торчат коньки, волосы всклокочены, пальто помято – да, играть весело, только теперь надо отвечать за свои поступки и промахи. И ответит. Зритель уверен, что из таких, всё-таки совестливых, непосед вырастают смелые лётчики и покорители севера, отважные геологи и мореплаватели, мужественные строители и сталевары – настоящие мужчины, гордость семьи и страны.

Смотрите также Картина «За завтраком» Зинаиды Евгеньевны Серебряковой«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоКартина «Взятие снежного городка» Василия СуриковаКартина «Меншиков в Березове» Василия Сурикова

Детям, а также их родителям, о том, как учились их бабушки и дедушки.

Скорее даже пра- бабушки и дедушки. Потому что картину «Опять двойка» Федор Решетников написал в 1952 году. И многие бабушки и дедушки нынешних школьников в то время еще либо не родились, либо не успели пойти в школу. В любом случае, как подсказывает опыт Артхива, чьи корреспонденты общаются с юным поколением, эта картина до сих пор вызывает у детей живейший интерес.

Много вопросов и цитат

Опять двойка. Федор Павлович Решетников, 1952
Прибыл на каникулы. Федор Павлович Решетников, 1948
Переэкзаменовка. Федор Павлович Решетников 1954

Вначале планировался отличник

Федор Павлович Решетников сначала хотел написать еще одну картину об отличнике. Но уже не в домашнем, а в школьном антураже. Специально посещал московскую школу и внимательно следил за ребятами. Учительница, чтобы помочь художнику с натурой, вызвала к доске лучшего ученика. Но тот, как назло, не знал правильного ответа на заданный вопрос. Очень смутился, покраснел, а на его лице изобразилось такое расстройство, что художник, который склонялся к очередному оптимистическому шедевру из разряда «Опять пятерка», вдруг понял, что лучше резко сменить тему.

Федор Решетников «Любины уроки» (1952). На картине дочь художника, девятилетняя Люба.

Спрашивали? Отвечаем!

А теперь ответы на часто задаваемые современными мальчиками и девочками вопросы, которые мы заявили в начале текста.

Что это красное на шее у девочки?

Пионер. Плакаты СССР

Почему девочка в черном: в доме траур?

Нет, это не траур. Такой была будничная школьная форма для девочек: коричневое платье, черный передник. По праздникам девочки носили белый фартук и банты, как на картине «Прибыл на каникулы». Кстати, банты во многих школах были обязательным атрибутом. «Без бантиков девочка выглядит неопрятно», — считали многие директора советских школ. Причем младшеклассниц часто обязывали носить бантик на макушке. Девочки постарше уже могли отрастить косы и с макушки сместить свой бантик вниз. Обратите внимание на белые нарукавнички и воротничок на форме ученицы. Это тоже был обязательный атрибут, который нужно было нашивать на платье и держать в чистоте. В школах существовали специальные дружины, которые ходили по классам и проверяли чистоту детских воротничков. Та девочка, чей воротничок оказывался грязным, подвергалась порицанию: ее считали грязнулей и могли пропесочить в школьной стенгазете. Конечно, в каждой конкретной школе установки могли варьироваться, но чаще всего было именно так.

Пионерка. Александр Иванович Овчинников

Почему в руках у мальчика такое «странное»? А где школьный рюкзак?

У главного героя в руках не «странное», а школьный портфель. В 50-ые годы ранцы носили только младшеклассники. Школьные рюкзаки разных форм и расцветок появились и вошли в моду в начале 90-х. А до этого ученики еще успели пережить моду на дипломаты — чемоданчики из искусственной и натуральной кожи.

Почему мальчик так нелепо одет?

Фрагмент картины Виктора Козлова «Нагулялся» (1961)

Да, сейчас вряд ли можно заставить современного школьника носить такое вот пальтишко с воротником из «искусственной чебурашки». Но для 1952 года такая одежда могла даже считаться некоторым шиком. Вообще, изображенная семья явно не бедствует: у мальчика в портфеле есть коньки, а его младший братишка катается по немаленькой по тем временам квартире на велосипеде.

А что, двойка это так уж страшно? Это же всего лишь оценка?

Дети, задающие такой вопрос, немного лукавят. Да, сейчас семейство почти в полном составе не состроит скорбные лица из-за плохой отметки. Более того, особо заботливые родители не станут напрягать свою кровиночку хорошо осваивать сразу все предметы. Они, скорее всего, заметят, к чему склонно их чадо и выберут учебное заведение под эти наклонности. Но установка: «Хорошо учись! Пригодится!» — была, есть и останется еще надолго, если не навсегда.

Отношение же родителей к успеваемости детей в те времена замечательно выразил поэт Андрей Усачев, написавший стихотворение непосредственно к картине Федора Решетникова. «Глядит с немым укором мать, сердитый взгляд сестрицы Веры:„По сочинению… Опять?! Тебя не примут в пионеры!“.И Вовка, маменькин сынок, глядит, злорадствуя на брата:„Меня не взял ты на каток… Дурак! Вот так тебе и надо!“Когда же вечером отец придет со своего завода…И горке и катку — конец, прощай, друзья, прощай, свобода!И только преданный Дружок не огорчается нисколько.Он счастлив, что домой пришел его товарищ лучший — Колька!Он тычет в друга мокрый нос: „Рад тебе! Чего ж ты грустен?“.Не понимает славный пес, что больше их гулять не пустят!»

Автор: Елена Сироид

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

300px-Opyat_dvoyka.jpg
Фёдор Решетников
Опять двойка. 1952
Холст, масло. 101 × 93 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году[1].

Хранится в Третьяковской галерее. Ранняя авторская версия картины находится в собрании фонда Art Russe[2].

Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.

Эта картина до сих пор печатается на учебниках русского языка.

«Опять двойка» — вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954[3]), которая не приобрела такой известности, как первые две (работа находилась в частном владении, в конечном итоге была вывезена в США, где хранилась у торговца предметами искусства во Флориде; позже её выкупил на аукционе и возвратил в РФ российский арт-фонд Филатовых). Примечательно, что в левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».

Интересные детали

im244-318px-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F.jpg«Провалился», картина Д. Жукова, 1885 год

  • Композиция картины, образованная расположением фигур, представляет собой треугольник. Его вершина приходится на висящую в комнате репродукцию более раннего произведения художника «Прибыл на каникулы», воспроизведенную на картонке, к которой прикреплен отрывной календарь. С помощью этой говорящей детали Решетников показывает положительный типаж, к которому должен стремиться главный герой картины.
  • По мотивам сюжета картины был создан одноимённый эпизод 124-й серии детского киножурнала «Ералаш». Также это произведение показано в одноимённом мультфильме из цикла «Приключения Мурзилки», где мальчика зовут Колей.
  • Сюжет картины «Опять двойка» повторяет сюжет картины «Провалился» 1885 г. художника Дмитрия Егоровича Жукова (1841—1903). При всей похожести картин они совершенно разные. На досоветской картине неудача гимназиста показана как общий крах, ведь он старший мужчина в семье. На советской картине мы видим лодыря и неудачника, которого осуждает с детства старшая сестра, над ним смеется младший брат.
  • Другим прототипом картины является картина А.М. Корина «Опять провалился» (1891), где главный герой тоже старше главного героя Решетникова.
  • Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка» с радостным сюжетом, но после посещения урока ему показалось, что реакция на неудачу более выразительная[4].
  • В роли двоечника позирует сын известного художника Густава Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году.[5] Семья Клуциса жила по соседству с Решетниковым, в том же доме, и после ареста они поменялись квартирами. И на картине изображена бывшая квартира Клуциса.
  • По словам знавших Решетникова, собаку в картине написал А.А. Пластов.

См. также

  • «Обсуждение двойки» (1950), картина Сергея Григорьева, часто сопоставляемая художественными критиками с картиной Решетникова

Примечания

Ссылки

  • «Опять двойка» на сайте «Коллекция: мировая художественная культура»
  • Картина Фёдора Решетникова «Опять „двойка“» в программе «Собрание Третьяковки» («Эхо Москвы». 27 Август 2006)
14px-Wikipedia_interwiki_section_gear_icon.svg.pngРаботы Фёдора Решетникова
  • Ремонт «Сибирякова» во льдах (1932)
  • Достали «языка» (1943)
  • Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин (1948)
  • Прибыл на каникулы (1948)
  • Великая клятва (1949)
  • За мир! (1950)
  • Опять двойка (1952)
  • Переэкзаменовка (1954)
  • Тайны абстракционизма (1960)
  • Мальчишки (1971)
  • Ленин перед рассветом (1972)
  • Гибель «Челюскина» (1973)
  • Союз — Аполлон (1975)

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 26 сентября 2020 в 17:05. Используемые источники:

  • https://art-assorty.ru/61785-kartina-opyat-dvojka-reshetnikov.html
  • https://diletant.media/articles/34350676/
  • https://topkartin.ru/kartiny/opyat-dvojka
  • https://art.mirtesen.ru/blog/43702899046/proschay, druzya, proschay, svoboda!…-«opyat-dvoyka»-fedora-re
  • https://wiki2.org/ru/опять_двойка_(картина)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт