Итальянский полдень

В 1827 году известный живописец Брюллов Карл написал «Итальянский полдень». Но современники не поняли и не оценили эту работу по достоинству.

Содержание

Краткое описание парной работы

В 1823 году Брюллов создал полотно под названием «Итальянское утро». Эту работу художник писал с натуры. Девушка-итальянка омывается, подставив ладони под сверкающие струи струящейся воды. Её грудь обнажена, но находится в полутени. Живописец говорил, что специально расположил модель таким образом. Он писал её при полуденном солнце, и оно ярко освещало лишь спину и верхнюю часть рук девушки.

Предыстория появления Итальянского полдня

«Итальянское утро» понравилось российскому «Обществу поддержки художников», в котором тогда состоял Брюллов. Члены «Общества» купили этот шедевр и преподнесли его Николаю второму. Император тоже оценил работу по достоинству и подарил её своей супруге Александре Фёдоровне. Той также понравилось полотно. За него она передала в подарок для Брюллова бриллиантовый перстень и пожелала получить парную работу. Слова императрицы передали художнику, и он принялся писать картину «Итальянский полдень».

Общественное порицание

Шедевр был готов в 1827 году. Но, когда эту работу увидели члены «Общества поддержки художников», разразился скандал. Ведь в то время стандартом красоты были изящные модели, похожие на античные статуэтки. Именно таких изображали люди искусства в своих работах.

Искренность художника

Брюллов же отошёл от общепринятых канонов и нарисовал полнотелую женщину, изучающую тепло и искреннюю красоту. В ответ на критику он ответил, что у художника есть право передавать особенности простых натур, которые чаще встречаются и порою больше нравятся, чем строгая холодная красота статуй.

Эта неприятность закончилась тем, что после разразившегося скандала художник ушёл из «Общества» и отказался от представлявшейся ему этой организацией пенсии.

polden-300x164.jpgЧто изображено на картине «Итальянский полдень»

Конечно же, главным объектом полотна является привлекательная итальянская женщина. У неё очень выразительные карие глаза, которыми она смотрит на сверкающий на солнце виноград. Его плети также имеются на картине, но они расположены вдалеке, чтобы не отвлекать зрителя. Листья художник умело изобразил на заднем плане, так, что они оттеняют прекрасный светлый образ молодой селянки.

Увлеченная натура

В руках у женщины корзина. Ведь она пришла собирать виноград, чтобы спелые ягоды не помялись. Девушка уже взяла гроздь в руки, чтобы сорвать её, но невольно залюбовалась. Она не отводит пристального взгляда от сверкающих на солнце виноградин. Кажется, будто бы они полностью прозрачные, излучают нежное тепло светло-малахитового цвета.

Молодая женщина будто завороженная любуется этим творением природы.

Важные детали

Девушка с виноградом изображена живописцем таким образом, что это помогает игре света и теней. Видно, что действие происходит в знойный полдень, поэтому прелестница сняла свою красную шаль и повесила её на руку. Этот цвет отображается бликами на линии её декольте, на нижней части лица.

Яркие глаза молодушки слегка затенены, иначе бы они сверкали, как виноградины на солнце. Прозрачные серёжки, светлые блики на причёске сочетаются с блестящими виноградинами, что добавляет картине гармонии.

Цветовая палитра

Если приглядеться, то можно увидеть, как умело сочетает краски Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград, черноволосая. Хоть её локоны и темные, но на них видны блики солнца. Такими же сверкающими изображены и её глаза, белозубая улыбка. Фигура в белом одеянии выделяется на фоне затененных виноградных листьев. Лестница и корзина выполнены в одной цветовой гамме и добавляют полотну простоты, натуральности и природного стиля. Есть на этом спокойном полотне и яркие оттенки, такие как шаль, румянец девушки.

Картину Брюллова Карла «Итальянский полдень» можно разглядывать часами, любуюсь на сияющий взгляд девушки, увидевшей в простой грозди нечто завораживающее. Понятно, что этой работой художник нас учит не только восхищаться созданными ими образами, но и видеть прекрасное во всём, особенно в том, что дает нам природа!

Смотрите также Italianskoe_Utro-165x110.jpg«Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова«Купчиха за чаем» Кустодиева: тоска по прекрасному«Девочка с персиками» – Всё о создании картиныКартина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

Брюллов, Карл Павлович
Итальянский полдень. 1827
Холст, масло. 64 × 55 см
Русский музей, Санкт-Петербург
(инв.Ж-5079)
 Медиафайлы на Викискладе

«Италья́нский по́лдень»Италья́нка, снима́ющая виногра́д») — картинарусского художника Карла Брюллова.

Парная к «Полдню» картина «Итальянское утро» написана в 1823 году и была подарена Обществом поощрения художников Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Отзыв на картину в письме к художнику был таким[1]:

Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса

На критику Брюллов ответил следующее:

</td>Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.</td></td></tr></tbody>

Сюжет

На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Брюллов, Карл Павлович
Итальянский полдень. 1831
Холст, Масло. 27 × 22 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(инв.Ж-5079)
 Медиафайлы на Викискладе

Версии

Более поздняя уменьшенная версия «Итальянского полдня» была написана в 1831 году. Эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Примечания

  1. Карл Брюллов: Итальянский полдень (1827), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (неопр.) (HTML). www.artrussia.ru. Дата обращения: 2 июля 2012.

Ссылки

Работы Карла Брюллова
  • Итальянское утро (1823)
  • Итальянский полдень (1827)
  • Всадница (1832)
  • Последний день Помпеи (1833)
  • Гадающая Светлана (1836)

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 сентября 2020 в 18:06. Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/italyanskij-polden
  • https://wiki2.org/ru/итальянский_полдень

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт