«КРУЖЕВНИЦА» Тропинина, картина — отрада

Сюжет

bf562d2b1c09e9fba20482444d2b44f0.jpg «Кружевница», 1823. (wikipedia.org) 9224393b641906c8c1209fb403154de6.jpg Женский портрет, 1820. (wikipedia.org)

Контекст

Судьба художника

Родившийся в семье крепостного, с детства Василий увлекался рисованием. Порой, забывшись, он писал ваксой портреты на стенах вместо того, чтобы этой ваксой чистить обувь господ. Отец Тропинина после получения вольной хлопотал о сыне и просил графа Ираклия Моркова отправить талантливого ребенка на учебу в Петербург. Но граф был иного мнения о перспективных профессиях — повелел Василию быть кондитером, ведь, по логике Моркова, печь торты и готовить варенья гораздо полезнее.

Тропинин не перечил, но с неколебимой верой продолжал заниматься живописью. В Петербурге он нашел учителя, стал вольнослушателем в Академии. Графу пришлось уступить и отправить Василия учиться живописи. В течение пяти лет он побывает во всех прославленных мастерских столицы, с восторгом будет пользоваться доступом к Эрмитажному собранию. Но счастливая пора прервется, когда Морков решит отправиться в свои новые украинские владения. Тропинин должен был участвовать в строительстве и росписи церкви. Кстати, в ней же он обвенчается со своей женой Анной Катиной. Вольная, выходя замуж за крепостного художника, она теряла свободу. Их супружество продолжалось 50 лет. До 47 лет Василий Тропинин был в крепостном плену у графа Моркова. Знаменитый своим своеволием, граф в течение долгого времени не соглашался дать художнику вольную, несмотря на уговоры. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойденный живописец, был все же освобожден.

Картина «Кружевница» В.А. Тропинина стала экзаменационной работой живописца для получения звания художника. Написана маслом на холсте размером 74,7 х 59,3 см в 1823 году. Находится в Третьяковской галерее (Москва).

Содержание

Автор

Василий Андреевич Тропинин (1776/80-1857) – русский художник-портретист, произведения которого можно узнать по общей особенности – герои его картин всегда в хорошем расположении духа, спокойны, счастливы и лишены всякой помпезности (даже персонажи с громкими именами).  По происхождению крепостной, только в 47 лет получивший вольную, Тропинин всю жизнь шёл к мечте – стать художником. Природный талант, кроткий характер и удивительное упорство позволили добиться цели – живописец окончил Художественную академию и в Москве в своё время стал самым популярным портретистом. Настоящим мастером женских образов тёплого тициановского колорита прослыл Тропинин – «Кружевница» стала первой работой в целом ряду подобных, посвящённых образам рукодельниц.

Описание картины Тропинина «Кружевница»

На нейтральном, слабо освещённом фоне за простым деревянным столом да на таком же стуле, слегка наклонившись, сидит девушка. Перед ней специальная конструкция – так называемый станок для плетения кружев, сделанный скорее всего из берёзы (станок и коклюшки из прочной берёзовой древесины в России ценились больше всего). Молодая рукодельница очень мила, лукавый взгляд её устремлён прямо на зрителя – словно кто-то вошёл, вызвав на губах лёгкую улыбку. Девушка в простой одежде – в светло-сером платье с рукавом-фонариком, на шею накинут нехитрый платочек. Тёмные волосы собраны на затылке в аккуратную причёску, из которой выбилось несколько кудряшек у юного лица. Нежные руки ещё не огрубели от работы, изящные пальцы ловко перебирают коклюшки и подхватывают булавки для скалывания рисунка кружева. По-видимому, девушка старается над украшением белья. За настольным станком на краю стола лежат небольшие ножнички – так и представляется, как кружевница ловко поддевает их, чтобы в нужный момент перерезать нить.

Собирательный образ мастерицы

Тропинин с первых своих работ проявился как портретист романтический, склонный к реализму. Соединяя в своей героине черты и особенности определённого круга людей, обитательниц барских мастерских, в которых художник побывал, живописец создавал образ этой кружевницы как обобщённый. Лучшее из типичного, самое запоминающееся и радующее глаз.

Реакция зрителей

Недаром современники художника, «и знатоки, и не знатоки» засматривались и приходили в восторг «при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства». Мастерством художника восхищались – «в самом портрете обнаруживается душа красавицы». Это выдержки из сохранившихся воспоминаний историка, журналиста и издателя П.П. Тугого-Свиньина, коллекционера и любителя всего прекрасного.

Путь картины

Павел Петрович Свиньин и стал первым владельцем картины. В 1834 году он распродал свою коллекцию, именуемую тогда «Русский музеум». «Кружевница» Тропинина попала в собрание мецената и крупного коллекционера Ф.И. Прянишникова и значилась в реестре как «Русская пригожая кружевница». В 1867 году она попала в первый публичный Румянцевский музей в Москве (с другими шедеврами по личному выбору Александра II). В 1925 году музей расформировали и преобразовали в Государственную Третьяковскую галерею.

Авторские повторения и не только

Удачную композицию, полюбившуюся зрителям, художник повторил дважды:

  • один экземпляр повторения «Кружевницы» находится в Музее Тропинина и московских художников его времени (Москва),
  • другой – в Нижнем Новгороде, в государственном художественном музее.

В Музее В.А. Тропинина с 2019 года есть тактильная (объёмная, для исследования пальцами) копия этой выдающейся работы для посетителей с проблемами со зрением. К ней прилагается описание, выполненное рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Правда и простота подкупали двести лет назад, заставляют с любопытством всматриваться и сегодня, как в прекрасный и добрый снимок из прошлого.

В кадре и за кадром

Женщины разных возрастов, от маленьких девочек до согбенных старух, занятые рукоделием (вышивающие, штопающие, прядущие или плетущие кружева), в мировой живописи являются довольно частым сюжетом. Василий Андреевич Тропинин кружевницу изобразил юной красавицей, воодушевлённой и ничуть не тяготящейся своим нелёгким трудом. Простые женщины, близкие и понятные художнику, стали его излюбленными образами в живописи – как образец трудолюбия народа и его смиренного отношения к собственной доле.

Трудная жизнь, отражённая на пасмурных лицах, не должна становиться предметом живописи – считал художник. Ведь никто не любит встречаться и общаться с сердитыми людьми, их хочется избегать. Человек должен быть запечатлён в «счастливую эпоху жизни». Поэтому тропининская большеглазая рукодельница спокойна, свежа и молода, она легко и с удовольствием создаёт красоту, тонкие кружева. Ни тени беспокойства, усталости, напряжения.

Конечно, художник видел и другую сторону «медали», знал цену получению этой невесомой красоты – полуслепых и горбатых женщин со впалой грудью и скрюченными пальцами. Первопричиной бед и необратимых последствий был многочасовой напряжённый труд в застывших позах в полутёмных помещениях. В своих тетрадях художник делал наброски и этих женщин. Но написать картину такого содержания ему и в голову не приходило – в начале XIX века до правды жизни русское искусство ещё не доросло.

Небольшой экскурс в историю

Плетение кружев на коклюшках известно с XVI века. Родиной его стала Генуя, откуда оно распространилось сначала по Италии, затем по всей Европе. Славянские народы плести кружева на коклюшках начали позже (первая кружевная фабрика на Вологодчине появилась только в начале XIX века). Кружева по другим технологиям (крючком, спицами, макраме, фриволите, мережка, чипке, вышивка по тюлю) начали плести гораздо раньше – так уже в XII веке славился своими изделиями Торжок в Тверской губернии. Лучшими кружевницами (их называли – плетеи) в старину считались послушницы в монастырях.

Смыслы картины «Кружевница» Василия Тропинина

Нити в руках женщин с древних времён были важной частью мифологических и евангельских сюжетов:

  • В древнегреческой мифологии богини судьбы, три сестры Мойры («мойра» с греческого – доля, участь при рождении), пряли нити человеческой судьбы, отмеряя каждому своё и отрезая разную по длине нить; а веретено – символы жизни и непрерывности времени;
  • Дева Мария также мела отношение к рукоделию, что нашло отражение и в искусстве – примером служит картина «Детство Мадонны» испанского художника Сурбарана (1598-1664), здесь героиня вышивает; в других произведениях она прядёт или вяжет;
  • Нить способна указать путь – так, Тезей вышел из лабиринта по путеводной нити Ариадны и сумел победить Минотавра;
  • Предметы, связанные с рукоделием, символизируют женщин, дом и их роль в жизни – и такой смысл вкладывали художники в свои произведения с незапамятных времён.

Рукодельницы плели, вышивали не просто ажурные узоры. Они вкладывали в них определённые смыслы, соблюдая приметы и стараясь привлечь удачу, обеспечить защиту. Рукотворные предметы, сделанные с любовью и молитвой, наделяли силой оберегов, верили в них, что сохранилось в народе и поныне.

Классические изделия из кружева сегодня – явление редкое. Но народные промыслы живы и сохраняются, благодаря стараниям неравнодушных людей, патриотов своей родины, любящих жизнь и историю. Картина Тропинина «Кружевница» воодушевляет их, являясь символом того, что нити судеб у каждого в собственных руках, и ему решать – беречь исконно-народное или забыть, сплести кружево лёгким и воздушным или грубым и колючим.

Смотрите также «Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова«Купчиха за чаем» Кустодиева: тоска по прекрасному«Девочка с персиками» – Всё о создании картиныКартина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

СКУЛЬПТУРА

Молодая испанка спокойно и с достоинством расположиласьв барселонских садах. Удобно пристроив валик с работой и неприхотливо, даже как-то уютно, подвернув ноги, она собирается продолжить работу вот прямо в следующую секунду.

Это оригинал памятника. На платформе в парке стоит памятник кружевнице, автором которого является скульптор Хосеп (Жузеп) Виладомат.

Италия. Замечательный памятник кружевницам находится в небольшом итальянском городе Оффида. Автор памятника — скульптор Aldo Sergiacomi (1983). Пожилая кружевница, положив руку на свой валик, внимательно и придирчиво смотрит на работу дочери и внучки. Молодая женщина полностью погружена в создание кружевного шедевра, но, кажется, всё же поглядывает из-под ресниц на юное поколение, контролирует ситуацию. А девчушка — этот воробышек с озорными косичками, устроив валик на коленях, как большого кота, поддерживая левой коленкой, чтобы не ускользнул, просто плетёт — легко, как играет. Кажется, только дай команду, и «воробышек» вспорхнёт и помчится, встряхивая косичками. Кстати, памятник тоже стоит в парке у воды, небольшая треугольная чаша фонтана отделяет его от зрителей.

Португалия. Изумительный и очень нежный, реалистичный памятник кружевнице разместился в г. Вила-ду-Конде (округ Порту). Памятник поставлен 7 ноября 1993 года по решению Городского совета как дань памяти всем женщинам-кружевницам города.

Памятник кружевнице в г. Раума, Финляндия.

САНТОНЫ — миниатюрные глиняные фигурки.

К другой категории относятся фигурки жителей Прованса, представителей различных профессий и ремесел. Их тоже стали включать в сценку с Рождественскими яслями, и теперь у колыбели младенца с поклоном собиралась целая деревня!

Кружевницы — фигурки, выполненные в технике Santon (figurine), народное искусство Прованса.

ФОТОГРАФИЯ. ОТКРЫТКИ

  • Нормандская кружевница на старинной открытке.
  • Русские кружевницы на фото.

Кружевница (Московская губерния).

Девочка-кружевница (Центральная Россия).

Ученицы Кукарской школы кружевниц. Вятская губерния.

Ознакомительная открытка-фото с ассортиментом вологодских ремесленниц.

ЖИВОПИСЬ

Самой популярной в нашей стране является картина «Кружевница» Василия Андреевича Тропинина. Её можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника. Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.

Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную. Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербуржской Академии Художеств.

При советской власти дань художников кружевницам была отмечена картиной «Калязинские кружевницы» в исполнении художника Кацман Е.А (1927) .

Художник — А.М. Киркиж. «Вологодские кружевницы», 1948 г.

Художник — А.И. Смоленцева, «Светлый зимний день» (Вологодское кружево).

Огромный вклад художников в почитании кружевниц был внесён в XVII-XX веках в Европе!

Самым знаменитым зарубежным полотном с изображением кружевницы считается картина художника Яна Вермеера.

Вермеер Дельфтский, Нидерланды, (Jan Vermeer van Delft), 1632-1675 — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Художник-Ян Верме́ер, «Кружевница», 1664 г.

Художник — Бернард Кейл, «Кружевница».

Бернарда Кейля (Эберхарда Кейлау, Бернардо Монсу) (1624-1687) датским художником можно назвать лишь условно. Родился он действительно в Дании, но его отцом был немецкий живописец, учился в мастерской Рембрандта и в возрасте 27 лет переехал в Италию, где и работал сначала в Венеции, а затем в Риме. Большинство его картин созданы в итальянский период и выдают влияние скорее итальянских же караваджистов, чем Рембрандта.

Художник — Николас Мейс, голландская кружевница 1656-1657 (Nicholas Maes, Dutch The Lacemaker 1656-1657)

Художник — Мас, Николас. «Старенькая кружевница», около 1655 года. (Nicolaes Maes)

Встречаются также написания Николас Маас, Николас Маес, Николас Маэс, Николас Мейс и Николаес Маес, крещён в январе 1634, Дордрехт — похоронен 24 ноября 1693, Амстердам) — голландский художник, знаменитый своими портретами и жанровыми сценами, один из последних представителей Золотого века голландской живописи.

Художник — Ян Миленс Моленаер (Голландия 1610-1668) «Кружевница»

Jan Miense Molenaer (Dutch, 1610-1668), «The Lacemaker».

Бельгийский художник — Джозефус Лорентиус Дикманс, «Кружевоплетение». (Josephus Laurentius Dyckmans (1811-1888))

Художник Антонио Паолетти, «Венецианские кружевницы». (Antonio Ermolao Paoletti di Giovanni (Venice 1834-1912))

Итальянский живописец, живший в Венеции и писавший в основном жанровые сцены из венецианской жизни.

Художник — Эмма Экваль. «Юная кружевница» Emma Ekwall (Tranås, January 18, 1838 — Stockholm, 1925)

Эмма Экваль (18 января 1838 года — Стокгольм, 1925) была шведским художником. Она училась в Академии художеств в Стокгольме с 1865 по 1871 год. После окончания школы она провела некоторое время в Мюнхене и Лейпциге. Она рисовала портреты, жанровые картины и натюрморты с детьми.

Это была лишь малая доля информации по данной теме. А сколько ещё и ещё можно встретить на просторах интернета. Интересуйтесь, ищите и делитесь с нами на «Ярмарке Мастеров». Была рада заинтересовать вас темой!

Используемые источники:

  • https://diletant.media/articles/44484633/
  • https://topkartin.ru/kartiny/kruzhevnitsa
  • https://www.livemaster.ru/topic/2449389-obraz-kruzhevnitsy-v-iskusstve

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт