Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова, анализ, суть, смысл

  1. Басни
  2. Басни Крылова
  3. Зеркало и обезьяна
Зеркало и обезьяна рисунок

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Зеркало и обезьяна — Мораль басни Ивана Крылова

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других

Медведь

Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Смотреть басню И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»

слайд-шоу по тексту

3 класс.

<glav>Другие Басни этого автора</glav>← Ларчик↑ Басни КрыловаДемьянова уха →

Несколько интересных Басен

  • Басня Толстого Лисица и Виноград

    Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.

  • Басня Эзопа Зевс и Люди

    Текст и анализ басни Зевс и Люди

  • Басня Эзопа Путники и Медведь

    Текст и анализ басни Путники и Медведь

  • Басня Лафонтена Фортуна и дитя

    Текст и анализ басни Фортуна и дитя

  • Басня Крылова Скворец

    Текст и анализ басни Скворец

Содержание:

История написания

Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году, а опубликована впервые в журнале «Сын отечества». По воспоминаниям автора, работа над произведением заняла у него буквально несколько дней. Наблюдая за своими знакомыми, Крылов увидел, что многие из них готовы обсуждать качества других людей, но при этом совершенно не замечают своих недостатков.

Главными героями этой басни являются:

  • Медведь.
  • Мартышка.

Специально чтобы осветить эту тему, Крылов решается на написание небольшой и доступной для понимания басни, которая бы предназначалась для детей, но была актуальной для каждого взрослого. В отличие от многих других произведений Крылова, «Зеркало и обезьяна» имеет свой оригинальный сюжет, полностью придуманный автором, а не скопированный из иностранных произведений.

Краткий сюжет

Сюжет этой басни крайне прост и будет понятен каждому ребенку. Мартышка впервые увидела собственное отражение, начала удивляться и критиковать свой внешний вид. Обезьяна подумала, что на неё смотрит кто-то другой. По её словам, встретить таких смешных и отвратительных созданий крайне сложно.

Мишка, которому и рассказывала свои впечатления обезьяна, пытался её вразумить, утверждая, что в зеркале мартышка видит своё отражение. Однако она не захотела слушать и все наставления своего приятеля пропускала мимо ушей.

Мартышка осталась при своем мнении, лишь насмехаясь над образом в зеркале, будучи уверенной в своей красоте, которая не может сравниться с увиденным отражением.

Анализ басни

В этой басне Крылов показывает непринужденную беседу двух животных. Мартышка в первый раз увидела своё отражение в зеркале и критикует его, а ее приятель медведь указывает на то, что у каждого есть недостатки. Это аллегоричное произведение, в котором под главными героями понимают не животных, а людей, не замечающих за собой ничего плохого.

Мартышка в зеркале увидела лишь отрицательные качества и недостатки своих подружек, даже несмотря на уверения медведя, что это её собственное отражение.

Крайне интересны герои, описанные Крыловым. Характеристика медведя из басни «Зеркало и обезьяна» показывает этого персонажа как мудрого и тактичного зверя, который старается всегда говорить правду. Мартышка же представляет собой нелепый комичный образ, глухой к советам и рекомендациям умных людей. Мораль басни «Зеркало и обезьяна» своими словами говорит нам о том, что нужно всегда реалистично смотреть на вещи, в том числе на отрицательные стороны и недостатки.

Мораль «Зеркала и обезьяны» чрезвычайно проста. Мартышка не смогла признать, что увиденная в зеркале кривляка на самом деле она и есть. Тем самым баснописец Крылов как бы показывает, что многие люди пропускают замечания, не желая обращать внимание на имеющиеся у них недостатки. Мишка же, напротив, воспитан, в его речи чувствуется такт и самокритика. Он пытается наставить на путь истинный обезьяну, но та в силу ограниченности своего мышления не понимает сказанного и не думает, каковы её недостатки.

Автор текста аллегории призывает взглянуть на себя со стороны, оценивая свои поступки, мысли и слова. Не стоит пытаться судить других, так как слова могут ранить близких.

Проведя анализ басни «Зеркало и обезьяны» для 3 класса, можно сказать, что это произведение высмеивает невежд, которые имеют завышенную самооценку, оговаривают близких, но никогда не замечают за собой чего-либо плохого. Именно в этом и заключается аллегорический смысл произведения.

Басня Крылова «Зеркало и обезьяна» была переведена на многие языки. Произведение пользуется популярностью в Германии, Франции, Испании и других странах. Существуют многочисленные версии такой повести, которые неизменно учат людей критически относиться к себе, уважать других и прислушиваться к советам близких. Это отличный вариант совместного чтения с детьми, которые на таких ярких образах и понятных им героях смогут научиться правильно относиться к жизни, вынеся что-то хорошее из этой басни.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества».В этой статье представлены материалы о морали басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков:

«Таких примеров много в мире: 

Не любит узнавать ни кто себя в сатире.».

Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице:

«В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает».

По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в следующем:

«В басне «Зеркало и Обезьяна» выражен порок, которому, по несчастью, все мы более или менее причастны, — порок, состоящий именно в наклонности нашей осуждать других, замечать в них малейшие недостатки, не замечая в себе гораздо более значительных; почему и говорится, что в глазу другого видна и пылинка, а в своем не видим и бревна. Так точно и обезьяна, видя себя в зеркале, приписывала свое уродство, свои ужимкм, своим кумукам, то есть своим знакомым; вот почему Мишка, медведь, под которым выставлен человек совестливый, беспристрастный, советовал ей взглянуть на себя. 

Только строгая поверка собственных дел можеть служить зеркалом для души нашей; поверка эта, по нашему себялюбию, пристрастию к самим себе, бывает очень трудна; мы даже иногда боимся взглянуть себе в душу, чтобы не унизить себя в собственных глазах своих; между тем ничто нам не мешает рассматривать поступки других, иногда даже нас побуждает к этому зависть, оскорбленное самолюбие тем, что мы в общем мнении стоит ниже других. Кто не обращает внимания на свои поступки, тот никогда не исправится ни от недостатков своих, ни от пороков; напротив, они с каждым днем будут в нем усиливаться.» 

(Хемницер И.И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» видят суть и смысл басни в следующем:

«Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело — подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: «На каждом человеке есть два мешка: один — спереди, другой — сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний — чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них — как на ладони!». Прочтите у Крылова басню «Зеркало и Обезьяна»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в следующем:

«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»). <…> Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни так:

«…Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, — хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: «Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!» Пусть им говорят то же, что в басне «Зеркало и обезьяна» сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

Басня Крылова Зеркало и Обезьяна

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Не любит узнавать никто себя в сатире

Анализ басни Крылова Зеркало и обезьяна

Крылов очень любит высмеивать глупцов и невежд. В истории с зеркалом такой невеждой оказалась Обезьяна. Она не видит или не хочет видеть своих недостатков. Зато в своих подружках находит массу изъянов. Так и в жизни. Никто не хочет признавать, что у него есть проблемные места (и дело касается не только фигуры и лица, но и жизненного опыта, ума, сообразительности). А окружающих оценивать горазд каждый.

Крылатые выражения басни Зеркало и Обезьяна

  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Обезьяна, увидев себя в зеркало, сказала Медведю, что в зеркале какая-то рожа. Она ей очень не нравится, она знает таких мартышек штук пять-шесть, и она удавилась бы с тоски, если была бы на нее похожа! Медведь ответил, что чем кумушек считать, надо на себя прежде посмотреть. Но его совет Мартышка не послушала. Автор говорит, что таких людей много вокруг, например, взяточник Климыч, хоть сам на руку не чист, но обвиняет в этом Петра.

Читать басню Зеркало и обезьяна онлайн

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Используемые источники:

  • http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-zerkalo-i-obezyana
  • https://nauka.club/literatura/zerkalo-i-obezyana.html
  • https://www.literaturus.ru/2017/11/moral-basni-zerkalo-i-obezjana-krylova.html
  • https://basni-krylova.ru/zerkalo-i-obezyana/
  • https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/zerkalo-i-obezjana-basnja-krylova/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт