Отношение Тургенева к Базарову

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Отношение Тургенева к Базарову.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Тургенев И.С.» Отношение Тургенева к Базарову Тургенев И.С. все сочиненияТургенев И.С. краткие содержанияОтношение Тургенева к БазаровуТургенев И.С.Стр. 1 Скачать Отношение Тургенева к Базарову

<legend>Tags</legend>ОтношениеТургеневакБазарову

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ?

Нигилист – это глупое слово,

Но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить,

Так, пожалуй, зови нигилистом.

Н. А. Некрасов

Начиная писать какое-либо произведение, писатель вкладывает в него определенную идею, старается раскрыть какую-то важную тему. И по мере развития сюжета часто сам начинает жить в созданном им мире, жизнью своих героев. Наверное, каждый автор в каждом своем творении частично воссоздает самого себя, создает героя, выражающего его собственные мысли, чувства, взгляды и убеждения.

Таким образом он находит наилучший способ полнее раскрыть свою душу и глубже осознать тревожащие его проблемы. При этом такие герои не всегда исключительно положительные.

Писатель может спорить со своим персонажем, критиковать его, даже упрекать в чем-то. Но неизменно продолжает любить, жалеть, стремиться сделать его как можно лучшим.

Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”, – писал Тургенев Фету. Тем не менее, познакомившись поближе с романом, мы начинаем сознавать, что автор очень симпатизирует своему герою. Да, он не скрывает отрицательных черт Евгения.

Он критикует базаровское отрицание искусства, поэзии, любви. Интересен и сам тот факт, что автор называет своего героя нигилистом – словом, которое в разные времена имело довольно противоречивые трактовки: в 20-е годы XIX столетия так называли невежд, которые ничего не знают и не хотят знать; в 40-е оно вообще считалось бранным словом, а в 60-е означало пробуждение критической мысли. Сам же писатель так говорил о нигилизме Евгения Базарова: “…и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Но в романе Тургенев постепенно разоблачает нигилизм своего героя.

Не случайно участь его предрешена – он гибнет, не оставив после себя ни идеи, ни последователей, ни учеников, ни детей. У него нет продолжения, и его полная разочарований жизнь промелькнет, словно миг, и забудется.

“Базаров – не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, – притом карикатура самая злостная…” – писал критик М. А. Антонович. Другой критик, Д. И. Писарев, высказывал совсем иную точку зрения: “Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного: он так и сделал, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатости… от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет монашескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности; за работою мечтать нельзя, потому что внимание сосредоточено на занимающем деле… Человек, привыкший надеяться на самого себя и на собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, не умеют пошевелить пальцем, чтобы сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение…” Сам же автор “Отцов и детей” постоянно напоминает нам о том, что Евгений Базаров – не какой-то злой гений, не бездушное чудовище, а прежде всего – несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и всю жизненную энергию, оказавшийся беззащитным перед простыми человеческими чувствами. “При сочинении Базарова, – говорит Тургенев, – я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга”…

Еще бы он не подавил собою “человека с душистыми усами” и других! Это – торжество демократизма над аристократией…” Писатель жалеет своего героя, переживает за него, но ничего не может изменить в его судьбе. Потому что, по твердому убеждению Тургенева, время Базаровых еще не пришло.

Придет ли оно когда-нибудь? Вероятно, нет. Автор не верит в то, что людям базаровского склада суждено найти путь обновления России.

Евгений Базаров, без сомнения, новый человек. Но этот человек еще до конца не обрел самого себя, не избавился от недостатков, не осознал ошибки и заблуждения. И потому он – “лицо трагическое”. Роман завершается великолепным музыкальным аккордом – лирической сценой, изображающей стариков Базаровых на могиле сына.

Эта сцена наиболее ярко показывает истинную позицию Тургенева: он видит, что Базаровы явились на арену русской общественной жизни, они уже пришли, но время их еще не пришло. И этим автор мотивирует раннюю и печальную смерть своего героя. Вместе с ним писатель хоронит и нигилизм, неприемлемое для него мировоззрение, несущее разрушение и лишенное каких – либо созидательных начал.

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего”, – писал о Базарове И. С. Тургенев. Естественно, тут было “не до нежностей”. Создавая своего героя, писатель намеренно исключил из круга его симпатий все художественное и придал ему резкость и бесцеремонность тона. Однако делал он это не из желания в чем-то обидеть молодое поколение.

Все качества и черты характера Базарова были взяты автором из жизни, срисованы с его знакомых. “Это жизнь так складывалась, – утверждал сам Тургенев. – …Я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…” По мере развития сюжета романа тургеневский герой постоянно подвергался духовным испытаниям, был вынужден усомниться в своих взглядах и жизненных принципах. Его сила на деле оказалась его слабостью, его убеждения потерпели крах. Но он, как и задумывал автор, остался человеком будущего и потому заслуживает глубокого сочувствия, а может быть, и снисхождения.

Его жизненные позиции были обусловлены меняющимся временем. И как жить в ЭТИХ новых условиях, в то время не знал никто.

И. С. Тургенев полностью реализовал задуманное. Он создал такой образ, который ему виделся, который был, по его мнению, необходим людям, необходим стране, необходим ему самому. “Я не чувствую себя виновным перед Базаровым, — писал автор, – …сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…” Но Тургенев мастерски справился с этой нелегкой задачей – сделал своего героя “злобной фигурой”, “волком”, однако при этом вызвал в душах читателей живой интерес к нему, сочувствие, жалость и в какой то мере даже симпатию. “Тургенев не любит беспощадного отрицания, – подчеркивал Д. И. Писарев, – но между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение… никто в романе не может сравниться с Базаровым по силе ума и характера”. А такой образ мог получиться только при условии искренней симпатии и любви автора к своему герою.

Именно любви, несмотря на некоторое несогласие со многими его взглядами и резкостью поведения.

КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ?« Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида“Пир во время чумы” краткое содержание пьесы Пушкина »

Отношение Тургенева к Базарову

В обрисовке Базарова (и других героев) сказалась у Тургенева та манера описывать жизнь, которая у русских литераторов этой эпоха сложилась под влиянием процветания естественных наук. С приемами естествоиспытателя, изучающего различные виды растений, или животных, Тургенев всматривается в русскую жизнь, в русских людей, классифицирует их по группам, характеризует наиболее типичные «особи»; детально разбирает их внутренний мир, не оставляя в стороне их внешности, определяя обстановку их жизни, выясняя причины и следствия их существования. Из всех писателей своего времени лучше всех владел искусством «ловить момент», уяснять жизнь – именно Тургенев.

И. С. Тургенев. Отцы и дети. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига

«Базаров подавляет все остальные лица романа [«Отцы и дети»], – писал Тургенев в одном письме. – Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое, и тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до мозга костей Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот. Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».

То, что говорит здесь Тургенев о своем герое, как нельзя более подтверждается при чтении романа. Базаров в романе наделен сильным, ясным умом, необычайной силой воли, знаниями. «Несостоятельность его» объясняется не только ложностью его идей, но и тем, что он отстаивал эти идеи слишком страстно. Его положение в романе боевое, каким было, например, положение Чацкого в московском обществе. Базаров, с его натурой, с его мировоззрением, не может не вести борьбы (хотя бы словесной) с окружающей жизнью; все в ней, по его убеждению, должно пойти насмарку, все должно быть уничтожено; он постоянно охватывается полемическим задором и в пылу его доходит до смешного в своем отрицании, а во второй половине романа производит прямо трагическое впечатление тем внутренним адом, который открывается читателю и его душе.

Образ Базарова у Тургенева

Выдающийся дореволюционный критик Н. Н. Страхов пишет:

«Чем дальше мы идем в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но, вместе с тем, все ярче и ярче фон картины. Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками стариков, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А, между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни, не подымающейся ни на волос выше самого низменного уровня!

Когда же Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, – жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец, как будто, вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы, – не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И, следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни (были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.

Общие силы жизни – вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.

Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.

Гоголь о своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова – жизнь».

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературеarrow.png
  • Отношение Тургенева к Базарову

Ещё по теме…

Используемые источники:

  • https://my-soch.ru/sochinenie/otnoshenie-turgeneva-k-bazarovu
  • https://lit.ukrtvory.ru/kak-turgenev-otnositsya-k-bazarovu/
  • http://rushist.com/index.php/literary-articles/4902-otnoshenie-turgeneva-k-bazarovu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт