Петербургский период в лирике А.С. Пушкина — особенности и характерные черты

Петербургский период творчества (1817–1820)

Полный творческих замыслов, Пушкин вступил в новую пору своей жизни. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили ему поэтическую славу. Поэт – участник завершающего свое существование «Арзамаса» и по-прежнему противник «Беседы любителей русского слова». Однако он внимательно присматривается к ней и сближается с прежними литературными антагонистами – Грибоедовым, Катениным, Шаховским. Пушкин хочет, как он объяснил впоследствии в письме Катенину, избежать «односторонности в литературных мнениях», ибо всякая «односторонность есть пагуба мысли».

Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период ориентация отчасти меняется, и Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма. Многие дружеские и творческие нити связывают его с Союзом Благоденствия и близкими к нему обществами и кружками – Вольным обществом любителей российской словесности, «Зеленой лампой», домашним кругом Н.И. Тургенева. В «Зеленой лампе» политическое и религиозное вольнодумство соединено с эротическими и вакхическими поэтическими мотивами, а в кружке Тургенева преобладали установки на социально-философскую лирику. В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, типологические черты которой хорошо известны – предпочтение философско-публицистичес-ких тем и жанров темам и жанрам интимной лирики, обращение к героическим и трагическим эпизодам национальной истории, непосредственно соотнесенным с современностью, поучительность (исторические «уроки»), установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзионность и широкое употребление метафорических слов-сигналов.

В этом свободолюбивом кругу возникает пушкинская гражданская лирика, во многом определившая поэтику гражданского, или социального, течения русского романтизма и отмеченная теми же чертами. На этой лирике лежит отпечаток философско-политических споров и застольных разговоров.

Так, согласно биографической легенде, именно кружком Н.И. Тургенева, из окон квартиры которого был виден Михайловский замок, где убили Павла I, была вдохновлена ода «Вольность» (1817).

Ода «Вольность». Тема стихотворения двойственна – тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н.И. Тургеневым – отношение к французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит «изнеженную лиру» и призывает «гордую певицу» Свободы. Для Пушкина не характерно противопоставление любовной и гражданской лирики, но оно свойственно его старшему другу, как впоследствии и декабристам. Кроме того, в оде преобладают абстрактные понятия («закон», «народ», «природа») в духе французской философии (Монтескье) и политических размышлений Тургенева. Исторические картины выступают значимыми «уроками» для современных правителей (социальный дидактизм).

Подчиняясь требованиям жанра, Пушкин написал оду в высоком стиле (торжественная интонация, декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями). Поэт полон благородного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народов на свободу, и одновременно осуждает народ, казнящий монархов. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны царь и народ. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы, которая возможна лишь при верховенстве законов. Для убедительности идеи Пушкин обращается к двум историческим событиям – Французской революции и убийству Павла I.

Людовик XVI пал «мучеником ошибок славных», т. е. всем известных. Он, как и его предок, правил Францией, не считаясь с законами. Результат для него оказался плачевным. Нарушение закона Людовиком XVI вызвало вероломное выступление якобинцев и преступное молчание народа, вставшего на сторону злодеев. Их презрение к закону позволило захватить власть Наполеону («самовластительному злодею»).

Перед «задумчивым певцом», в котором угадывается автор, открывается не только исторический пример Франции. Благодаря Клио, музе истории, выступающей знаком высшей воли, он слышит голос истины и видит «Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец», потаенных убийц, крадущихся ночью, испытывающих одновременно и дерзость, и страх. Речь идет об убийстве Павла I, «увенчанного злодея».

Вывод из одических размышлений подается как исторический «урок», адресованный владыкам:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона…

Деревня (1819). В этом, одном из самых смелых гражданских стихотворений Пушкина, отчетливо видно, как сменяются жанровые поэтические маски – поэт-мечтатель, типичный образ для идиллии и пасторали, уступает место поэту-сатирику, образу, свойственному гражданской обличительной оде или близкому к ней жанру высокой сатиры. Все эти жанры требовали своего языка, своих условных устойчивых поэтических оборотов и формул, которые несли с собой легко узнаваемые метафорические образы, с предопределенными ценностными характеристиками. С одной стороны – «пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (словарь идиллии или пасторали), с другой – слова-сигналы: «невежества убийственный позор» – «зрелище рабства», «тягостный ярем» – «крепостное право» (словарь гражданской оды или жанра высокой сатиры).

Отличительная особенность «Деревни» состоит в том, что в ней Пушкин выдвинул тему поэтического творчества в связи с политической и социально-философской. Наслаждение творчеством невозможно при виде картин «барства дикого». Как поэт, Пушкин не может не откликнуться на страдания «народа». Вместе с тем он не хочет быть только поэтом-идилликом или только поэтом-сатириком. Всякая односторонность противоречит призванию поэта освещать все многообразие жизни и быть «другом человечества». Но свободно предаться вдохновению поэт может лишь в случае разрешения социальных противоречий. Отсюда следует, что исполнение поэтической миссии зависит от обстоятельств, лежащих вне личности.

В петербургский период складывается характерное для Пушкина представление о поэте как «друге человечества», в поле зрения которого – вся действительность. Подлинное призвание вдохновенного избранника – славить красоту и совершенство всего Божьего мира (впоследствии Пушкин скажет: «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв»), но он – по той же Божьей воле – обязан писать и о неприглядных сторонах действительности, мешающих ему выполнять истинную миссию. Таким образом, с начала творческого пути и до последних дней Пушкин отказывается отдать предпочтение личной или гражданской теме. Они могли существовать в его творчестве только на равных правах. Это служило залогом их объединения. Пушкин в петербургский период склонен к синтезу жанров и поэтических стилей.

Послание «К Чаадаеву» (1818). Впечатляющим примером такого синтеза и законченным его образцом выступает дружеское послание «К Чаадаеву». В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. Пушкин разделяет убеждение друзей-либералов в том, что радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит еще желанье…», «Мы ждем с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»).

Послание начинается с традиционного элегического зачина, с грустной ноты: упоение жизнью оказалось всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Но героические и честолюбивые мечты не угасают, а вновь овладевают поэтом. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным:

Но в нас горит еще желанье…

Стихотворение превращается в вольный порыв к свободе. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой».

В «Деревне» и «Вольности» Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании «К Чаадаеву» сохранилось такое понимание слова «свобода»[84].

Однако романтический порыв выражен с такой всеобъемлющей мощью, которая раздвигает и расширяет значения слов. При этом для сопряжения и совмещения личной и гражданской тем Пушкин использует условные и устойчивые метафорические формулы-сращения и слова-сигналы, взятые из языка как интимной, так и гражданской лирики. Например, «звезда пленительного счастья» – типичное слово-сигнал, безошибочно узнаваемое и означающее «политическая свобода». Сочетание «горит желанье» пришло в послание из языка интимной лирики. Обычно оно выражало любовную страсть (ср. его употребление в поздней элегии Пушкина: «В крови горит огонь желанья»; здесь «огонь желанья» – «любовь»). Однако Пушкиным оно применено к гражданской страсти – «Пока свободою горим». А выражение «Но в нас горят еще желанья» объединяет и страсть любовную, и страсть гражданскую. В порыве к вольности участвуют все силы души:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуту вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту верного свиданья.

Гражданская и личная темы соединились. Элегический словарь получил возможность выражать гражданские чувства, а словарь гражданской лирики (слова-сигналы) – личные эмоции. Гражданская тема рассталась с безличной абстрактностью и отвлеченностью, а личная тема наполнилась гражданским содержанием и смыслом.

Тот же синтез наблюдается и в послании «К Н.Я. Плюсковой». Пушкин заключает стихотворение стихами:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Поэт в интимном послании выразил высокими словами и гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».

Петербургский период отмечен не одними лишь вольнолюбивыми стихотворениями. Упоение жизнью с ее радостями, вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой проявляется едва ли не в каждом стихотворении Пушкина («Торжество Вакха», «Дорида», «Веселый пир» и др.). В одном из лучших посланий – «Кривцову» поэт славит жизнь, юность, ее наслаждения. Даже смерть не омрачает любви:

Смертный миг наш будет светел;

И подруги шалунов

Соберут их легкий пепел

В урны праздные пиров.

Итогом пушкинского творчества в петербургский период стала поэма-сказка «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в Лицее, а закончена в марте 1820 г.

На Кавказе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов – прологом.

«Руслан и Людмила» (1817–1820). Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. В нем поэт широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной (в литературе о поэме указывалось на связь ее сюжета с поэмой Ариосто «Неистовый Роланд»).

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Поэма «Руслан и Людмила» включает разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

Текст «Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не дает предпочтение ни одному из них. Он ведет беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы – тоже балладное имя: так звалась героиня одноименной баллады Жуковского.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе «Евгений Онегин».

Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего автору «Руслана и Людмилы» свой портрет со ставшей знаменитой надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя…».

Созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

После окончания Лицея, поступив на государственную службу — в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошел в петербургский «большой свет» и оказался в совершенно незнакомом, пестром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Для Пушкина все слилось в порывах вихря «жизни молодой»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Он наслаждался жизнью, ведь это время его ранней юности (18—20 лет). Петербургские впечатления отразились в лирике тех лет, о них Пушкин постоянно вспоминал в последующие годы.

Важным для судьбы Пушкина было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н. И. Тургеневым и Ф. Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и «Вольного общества любителей российской словесности».

Полемика о литературе, активная борьба с архаистами также захватили Пушкина. Они накладывались на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой поэтических образов.

Под непосредственным влиянием идей участников тайного «Союза благоденствия» написаны стихотворения «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I «Сказки. Ыоё1» («Ура! в Россию скачет…») (1818), в эпиграмме на всесильного временщика Аракчеева. Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание «К Чаадаеву» (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Фактически за три послелицейских года Пушкин создал свою «потаенную» поэзию. Это один из главных итогов петербургского периода творчества.

Как и в лицейский период, художественная система Пушкина далека от равновесия и гармонии. Вольные стихи с их стилевой архаикой и господством отвлеченной образности — вершина петербургской лирики. Но в эти годы были написаны и другие стихи. Пушкин вел стихотворную перебранку с «шишковистами», порой не стесняясь в выражениях. Из-под летящего пера поэта вышло множество альбомных «мелочей» и дружеских посланий, насыщенных бытовыми, нередко фривольными, подробностями. «Проза» жизни в них еще не возвышена до высокой поэзии. Иные настроения господствуют в элегических стихотворениях. Здесь Пушкин подчеркнуто близок к романтическому мировоззрению и стилю.

Пушкинская поэзия конца 1810-х годов носит во многом «лабораторный» характер. Ей присущи резкие жанровые и стилевые контрасты. Рядом оказываются архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты. Контрасты стиля ощущаются и в вольнолюбивых стихотворениях. Пушкин-лирик в послании «К Чаадаеву» и в «Деревне» пытался сплавить архаизированный поэтический язык, опирающийся на аллегорические образы и метонимические перифразы, с субъективностью и экспрессией романтической поэзии.

Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий — архаической, субъективно-романтической и «прозаически»-сниженной, бытовой — уже не было следствием ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали друг друга. В этом — своеобразный итог художественных экспериментов молодого Пушкина. Он не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор — движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений.

Это движение ощутимо в первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила», задуманной еще в Лицее и завершенной незадолго до ссылки. Поэту наконец покорилась крупная эпическая форма — он перестал быть только поэтом-лириком. Оттолкнувшись от традиции, созданной Жуковским (сказочная поэма «Двенадцать спящих дев»), Пушкин создал глубоко оригинальное произведение. Это было завершение его жанровых и стилистических исканий 1810-х годов и одновременно важная веха на пути к новым формам поэтического эпоса.

Отдельное издание поэмы вышло осенью 1820 года, когда Пушкин уже был на юге. Сразу же появились первые журнальные отклики. О Пушкине впервые публично заговорили литературные критики и писатели. Это важный момент в судьбе поэта, ведь незадолго до этого его «критиком» стал сам Александр I.

Только благодаря заступничеству Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева, Н. И. Гнедича за свои вольнолюбивые стихи Пушкин был наказан сравнительно мягко. По распоряжению царя он отправился не в Сибирь, а в Екатеринослав, в распоряжение генерала И. Н. Инзова. Ссылка была оформлена как перевод по службе.

Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

 После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году) коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов.Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания Пушкиным лицея изменилась.

Если последний год лицея идеологическим влиянием «Арзамаса», то теперь когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество «Зеленая лампа», там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: «Вольность» (1817 год), «К Чаадаеву» (1818 год), «Сказки» (1818 год), «Деревня» (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати.В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр «болен» политикой и носит совершенно не театральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире.. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы «Руслана и Людмилу». В петербуржский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной). Он постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой времяпровождения Пушкина, не слишком обремененного службой. Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого.Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. 6 мая Пушкин уже должен был выехать из Петербурга. На тот момент «Руслан и Людмила» уже находились в печати, а выпуск своего сборника стихов он доверил Всеволожскому.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Здесь представлена краткая биография первого Петербургского периода жизни Александра Сергеевича Пушкина (1817-1820) после лицея. Период представлен в хронологическом порядке по годам и датам.

Столбцы таблицы «Дата» и «Событие» можно использовать для краткого содержания. Столбец «Описание событий» можно использовать для полноценного доклада.

Дата Событие Описание событий
9 июня 1817 года Выпускной в лицее 9  июня 1817 года в Царскосельском лицее состоялось прощание с учениками. Александр Пушкин и его друзья были награждены за успехи в учебе различными чинами (Пушкин получил чин 10-го класса). Друзья прощались друг с другом, с наставниками, с лицеем и юностью.
15 июня 1817 года Начало службы (работы) в Коллегии иностранных дел Спустя 6 дней Александр Пушкин принял присягу и поступил на службу чиновником в Коллегию иностранных дел в Санкт-Петербурге.

В Петербурге (тогда столице) теперь жили его родители, так что он поселился у них.

Июль — август 1817 года Поездка в Михайловское Почти сразу после выпуска из лицея молодой поэт взял отпуск и отправился вместе с родителями в село Михайловское Псковской губернии, где располагалось имение матери (ранее имение деда Осипа Абрамовича Ганнибала).

Там ему нравилось, но недолго: сам Пушкин отмечал, что городская жизнь ему больше по душе.

Осень 1817 года Начало жизни в Петербурге (описание Петербургского периода в жизни Пушкина) Не дождавшись конца отпуска, Александр возвращается в Петербург.

Работа чиновника была ему в тягость: слишком скучная и однообразная, нет никакого простора для творчества.

Именно поэтому Пушкин не был прилежным служащим. Иногда он даже не появлялся на рабочем месте.

Молодой поэт нашел для себя удовольствие в светской жизни: ходит в театры, на балы, завязывает новые знакомства, играет в азартные игры, пишет эпиграммы…

Его зарплаты в 700 рублей (приличные по тем временам деньги) ему не хватает на его непристойный и шумный образ жизни.

Это будет продолжаться на протяжении всего Петербургского периода.

1817 год Развитие творчества в Петербургский период Однако, несмотря на все это, поэт продолжает писать стихи.

Петербургский период можно назвать временем экспериментов, поиска себя и расцвета вольнолюбивой и гражданской лирики.

В 1817 году он заканчивает работу над одой «Вольность», которую задумал еще в лицее.

Ода получила большую популярность и успех, особенно у обществ, направленных против царя.

Из ярких произведений того времени можно отметить еще такие стихи как «К Чаадаеву» и «Деревня».

Пушкин пишет большое количество провокационных стихов и эпиграмм против известных людей, в том числе и императора. Эти стихи приобретают бешеную популярность.

За поэтом начинается наблюдение со стороны властей.

Январь и февраль 1818 года Тяжелая болезнь В январе и феврале 1818 года Пушкин тяжело болеет. А врачи предсказывают ему скорую кончину.

В минуты улучшений поэт работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую задумал еще при жизни в лицее.

В феврале болезнь отступает и Александр идет на поправку.

7 апреля 1818 года Распад «Арзамаса» Еще в лицее Пушкин был неофициально принят в члены литературного общества «Арзамас», где получил прозвище «Сверчок». После выпуска он смог вступить в него официально.

Однако сообщество просуществовало недолго и 7 апреля 1818 года окончательно распалось.

Причина распада была проста: «Арзамас» создавался как противник литературного общества «Беседы любителей русского слова».

Когда «Беседы» распались по причине смерти Державина, у «Арзамаса» пропала цель и общество развалилось.

Кроме того, Пушкин подружился со своими литературными «врагами» Катениным и Шишковым, признав в них отличных собеседников и литераторов.

Апрель 1818 года Пушкин вступил в сообщество «Зеленая лампа». В это же время Пушкин примкнул к другому сообществу под названием «Зеленая лампа».

Общество имело не только литературную, но и театральную основу: здесь собирались писатели, поэты, актеры.

Пушкин очень любил театр и в тот период жизни часто посещал представления. Так что новое литературное сообщество было ему по душе.

Общество не было связано с политикой, однако именно здесь поддерживались вольнолюбивые настроения.

Февраль 1819 года Еще одна тяжелая болезнь. Яркая и неуемная светская жизнь не способствовала хорошему здоровью поэта.

В феврале 1819 года он снова находится на краю гибели.

Но в итоге, болезнь опять отступила.

Июнь 1819 года Пушкин снова болен В июне 1819 года Пушкина настигла еще одна тяжелая болезнь, его мучила горячка.

В минуты улучшения он пишет стихи, работает над поэмой.

После выздоровления друзья шутят над ним, что еще бы пару месяцев, и произведение было бы готово.

26 марта 1820 года Пушкин окончил поэму «Руслан и Людмила». 26 марта 1820 года Александр Пушкин официально закончил поэму «Руслан и Людмила», и познакомил своих друзей с произведением.

Это была первая законченная поэма писателя.

Произведение содержит дружеские пародии на балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев». Жуковский оценил шутку друга и позже подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

5 мая 1820 года Пушкин выехал в Екатеринослав (в южную ссылку). На протяжении всего Петербургского периода вокруг Пушкина накалялась обстановка: за ним давно следили.

Причиной были его провокационные стихи и эпиграммы против власти и царя, которые молниеносно распространялись по России и будоражили умы противников власти.

Все закончилось тем, что Пушкина вызвали в полицию на допрос, где поэт сам выдал все свои непристойные стихи (сначала хотели силой забрать все бумаги из дома, но Пушкин предложил написать все произведения по памяти прямо в участке).

Дело было передано министрам, а после государю. Предлагалось сослать Пушкина в Сибирь, на Соловецкие острова, в Италию (где шла гражданская война) или просто посадить в тюрьму.

Но у Пушкина было много заступников. Карамзин лично явился к императору и попросил смягчить наказание.

Царь приказал отправить молодого поэта на юг. По сути, это была даже не ссылка, а перевод, ведь государственной службы Пушкин не лишался.

5 мая 1820 года Александр простился с провожающими друзьями (Дельвигом и Яковлевым) и выехал в первый пункт назначения — город Екатеринослав.

Лето 1820 года Выход отдельной книгой поэмы «Руслан и Людмила» Летом 1820 года была опубликована отдельным изданием поэма «Руслан и Людмила».

Произведение наделало много шума в обществе: с одной стороны это был невероятный успех (книги раскупались с невероятной скоростью), с другой на поэму обрушился шквал критики.

Пушкин стал новатором своего времени: известный сюжет подавался в абсолютно новом стиле.

Это был успех.

К сожалению, Пушкин в это время был уже далеко от столицы.

В данной статье рассмотрим жизнь Пушкина в Петербурге, его работу над литературными произведениями, его вынужденное отбытие и двойственное отношение к городу.

pushkin-v-peterburge.jpg

Юность

А. С. Пушкин, окончив Царскосельский лицей в 1817 году, отправился жить в Петербург. Здесь он поступил на службу в Коллегию иностранных дел.

Говоря кратко, в Петербурге А. С. Пушкин заводит многочисленные дружеские связи, а также посещает заседания литературного кружка «Арзамас».

Петербургский период

Исследователи творчества А. С. Пушкина во всей литературной деятельности писателя и поэта выделяют несколько периодов, одним из которых является Петербургский период, охватывающий 1817-1820 гг.

А. С. Пушкин в Петербурге работает над рядом художественных произведений: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819).

Прощание с Петербургом

Три года, которые А. С. Пушкин праздно и весело прожил в Петербурге, сочиняя вольнолюбивые произведения, не могли не сказаться на судьбе великого писателя и поэта.

Названные выше стихотворения были известны всему Петербургу, поэтому неудивительно, что о них узнал сам император. Сказав о том, что А. С. Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами», император выслал А. С. Пушкина на юг.

6 мая 1820 года писателю и поэту пришлось покинуть Петербург.

Двойственность

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

Последние годы жизни

А. С. Пушкин в 1831 году вместе с женой переезжает под Петербург в Царское Село.

Под Петербургом произошла дуэль между А. С. Пушкиным и Дантесом, в результате которой А. С. Пушкин был убит.

Официальный Петербург простился с великим писателем и поэтом 1 февраля 1837 года, многие жители Петербурга, с сожалением отнесшиеся к гибели творца, также приходили проститься с ним.

Что мы узнали?

С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В каком году А. С. Пушкин переехал в Петербург?</h3>

    • <label>1815</label>
    • <label>1817</label>
    • <label>1819</label>
    • <label>1823</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://history.wikireading.ru/144717
  • https://studme.org/350436/literatura/peterburgskiy_period_iyun_1817_nachalo_1820
  • https://students-library.com/library/read/46369-peterburgskij-period-aspuskina-1817-1820
  • http://hronika.su/kratkaya-biografiya-peterburgskogo-pe/
  • https://obrazovaka.ru/literatura/pushkin-v-peterburge.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт