Сочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Автор: · Опубликовано 18.05.2020 · Обновлено 06.06.2020

Однажды о своей бессмертной пьесе «Горе от ума» сам автор, А.С. Грибоедов сказал следующее: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». И действительно, читая это произведение мы видим, что вокруг главного героя Чацкого находятся сплошь представители консервативного общества, которое презирает сам автор и его герой. На протяжении всего действия комедии мы видим, как Чацкий вынужденно ведет долгие и глубокие споры о том, как важно в наше время качественное образование, как пагубно для русской самобытности влияние моды, как страдает от бездумного копирования западной культуры национальный дух народа и нравственные ценности человека. В комедии разыгрывается нешуточная борьба между героем и представителями «века минувшего», вторым же конфликтом пьесы становится его слепая любовь к Софье и вера в её душу.

В комедии множество монологов персонажей, которые похожи на манифесты или публичные обращения, по большей части, риторические. Только по первым строкам пьесы можно понять смысл дальнейших споров и общую тему произведения. Фамусов говорит своей дочери Софье, что читать бесполезно и вредно для нее, а французские романы тем более влияют дурно на молодую девушку: «Всю ночь читает небылицы/И вот плоды от этих книг».  

На фоне таких “оптимистических” утверждений мы видим проникновенные монологи Чацкого, которые отличаются яркостью и выразительностью своего языка. Богатство и красота его речи особенно становятся заметны, когда другие персонажи вставляют в его размышления свои комментарии и язвительные замечания, полные сокращений, просторечий, поговорок и намёков: «попробуй о властях, и невесть что наскажет!», или «готов я душу прозакласть».

В пьесе можно наблюдать один глобальный спор — между поколением нынешним в лице Чацкого и поколением прошлым в лице Фамусова. В своих речах Фамусов защищает старинный уклад, традиции и предрассудки. Он — глас старой Москвы, поколения отцов дворянства, глас  «минувшего века» и главная сила консерваторства. Ему противостоит Чацкий, который практически в одиночку критикует его позицию. “Практически в одиночку” — потому что в пьесе вскользь всё же упоминают о некоторых персонажах, как, например, совсем неглупый племянник Федор, о котором вспоминает княгиня, а также Платон Горич — человек с мозгами, однако бесхарактерный и внушаемый. Также упоминается о двоюродном брате Скалозуба как о носителе передовых идей и человеке «века нынешнего». Все эти отсылки, хоть и условные, внесценические, однако дают нам понимание, что герою всё же есть на кого надеяться. 

Особенно значимым фактом является и то, что кульминационная часть комедии, в которой Чацкий говорит свой знаменитый монолог, заканчивается ремаркой от автора, гласящей, что героя никто не слышит, вся его вдохновляющая речь и призыв к действию теряются в быстром потоке танцующих парочек. Давайте разберёмся почему автор поступает так с главной речью нашего героя? Почему этот момент является высшей точкой напряжения, но по сути ничего не происходит, героя никто не слышит? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прочитать монолог Чацкого и понять о чём он говорит в этот момент. Софья спрашивает у него о том, что же его так гневит, и герой со всей страстью и душой отвечает ей, что его чувства связаны с текущим положением русского дворянства, которое привыкло ходить в рабстве у тех, кто имеет влияние и власть. О том, что каждый слепо и пусто подражает западной культуре и уничтожает русскую самобытность, культуру и национальный характер: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» — спрашивает Чацкий. Он крайне обеспокоен судьбой нашей Родины, выражает стремление идти наперекор системе, «служить Отечеству, а не чинам». Мы понимаем, что герой в отличии от всего общества, в котором находится, не лишен моральных ценностей и имеет ясное понимание происходящего в стране. Но патриотизм Чацкого угасает вместе с верой в светлое будущее Родины, вместе с верой в Софью и всех остальных людей. Его голос — кульминация всего произведения —  теряется в потоке танцующих пар. Мы понимаем, что Грибоедов говорит нам о множестве таких же неуслышанных голосов. Голосов, которые пытались изменить положение дел, но оказались безуспешны. Именно поэтому эта сцена и этот монолог стали итогом и кульминацией всего произведения. 

Автор: · Опубликовано 26.03.2020 · Обновлено 26.03.2020

(416 слов) «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» — так говорил о комедии «Горе от ума» сам автор, Грибоедов А.С. И правда, героя-резонера Чацкого окружает московское консервативное общество, которое он презирает. С ним Чацкий на протяжении всей комедии вынужден вести глубокий и долгий спор, посвященный значимости образования, влиянию моды, оскорбляющей национальный дух народа, истинным нравственным ценностям человека. Именно столкновение героя с людьми «века минувшего», а также его слепая вера в душу и любовь Софьи являют собой два основных конфликта произведения.

Большую роль в пьесе занимают многочисленные монологи персонажей, больше похожие на публичные обличительные речи, в основном, не требующие ответа. Уже в самом начале комедии Фамусов обращается к своей дочери, говоря о бесполезности чтения, в частности, о дурном влиянии французских романов: «Всю ночь читает небылицы/И вот плоды от этих книг». Возвышенные же монологи Чацкого, столь яркие и выразительные своим языком, особенно выделяются на фоне речи других персонажей, изобилующей простыми народными словами со всеми его сокращениями, намёками и поговорками: «попробуй о властях, и невесть что наскажет!», «готов я душу прозакласть».

Если речи Фамусова — громкий голос Москвы, защищающей свой старинный уклад, традиции и предрассудки, голос, на который откликается в последующих действиях общество «минувшего века», то Чацкий в своих высказываниях является главным и практически единственным критиком существующих устоев. Однако некоторые внесценические персонажи, как упоминаемый княгиней племянник Федор, как неглупый, но попавший под влияние капризной жены Платон Горич, а также как двоюродный брат Скалозуба — все они считаются носителями передовых идей, людьми «века нынешнего», а значит, Чацкий не так уж и одинок.

Стоит заметить, что кульминация комедии (монолог героя-резонера) заканчивается авторской ремаркой, упоминающей о том, что Чацкого, по сути, никто и не слушал, что вся его пылкость и воодушевление тонут в усердно кружащемся потоке танцующих пар. Почему же именно этот момент стоит тогда считать точкой высшего напряжения, раз ничего не происходит, и речь Чацкого так и остается не услышанной? Конечно, все дело в словах, которые он произносит, отвечая на вопрос Софьи, о том, что же его так гневит. Своеобразным «криком души» он говорит о русском дворянстве, привыкшем быть рабами у тех, кто имеет влияние и власть, об их стремлении к «пустому, слепому подражанью», уничтожающему русскую самобытность и национальный характер: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?». Его беспокойство за судьбу Родины, желание «служить Отечеству, а не чинам» дают понять об истинных моральных ценностях, которых абсолютно лишено общество, в котором находится герой. Особенно автор выделяет тему утерянного патриотизма в безуспешной попытке Чацкого изменить сложившуюся ситуацию, превращая этот монолог в один из самых значимых моментов действия. Именно поэтому он и считается кульминацией всего произведения.

Автор: Софья Брудкова

33-d683dac594b6767c84be4638973d23b84cd9fa1fe4e16ffa182711ddf07a5170.pngЕмельянов Николай

Кульминация в литературном произведении это самая напряжённая  сцена, после которой происходит развязка. В комедии Грибоедова «Горе от ума» таким острым моментом и самым напряжённым является монолог Чацкого на балу в доме Фамусова. Именно здесь он бросает вызов всему фамусовскому обществу, где процветает карьеризм, взяточничество, работорговля. «А судьи кто?» Этот вопрос задаёт Чацкий всему московскому дворянству, и после этого покидает дом Фамусова, непринятый и непонятый.

ПожаловатьсяСодержание:

Анализ третьего действия «Горе от ума» выполняется при составлении школьных конспектов или презентаций для уроков по литературе.

Мнения о Молчалине

В первом явлении 3 действия Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Во время разговора со своей возлюбленной главный герой часто упоминает Алексея Молчалина.

Александр подчеркивает следующие отличительные черты характера Алексея:

  • лицемерность;
  • инфантильность;
  • скрытность;
  • изменчивость;
  • низкопоклонство;
  • беспринципность.

Чацкий считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести. Александр считает, что Алексей не достоин любви и заслуживает презрения со стороны общества.

Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность чувств Алексея и считает Чацкого его антиподом. Софья отмечает аккуратность и душевность Молчалина.

Чацкий не воспринимает слова Софьи всерьез. Александр считает, что девушка любит ненастоящего Молчалина. Из-за притворства Алексея Софья не видит его реальных недостатков. Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет выяснить, что на мнение девушки оказывает сильное влияние обстановка в доме Фамусова. Отец Софьи воспринимает Молчалина в качестве делового человека, являющегося представителем нового поколения.

В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. На основе этих фактов можно сделать вывод, что фамусовское общество сформировало ценности Софьи. Поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине.

Сцена бала

Встреча героев на балу является ключевых эпизодов. Основные события разворачиваются в имении Фамусова. На балу присутствует множество персонажей второго плана. Среди них:

  1. Скалозуб: представитель военного сословия. Он полковник, служащий в рядах русской императорской армии. Этот герой имеет большое количество наград и иных знаков почета. Главной целью Скалозуба является получение генеральского чина. Он не желает защищать Родину и предпочитает проводить свой досуг в светском обществе.
  2. Платон Михайлович Горич. Он является бывшим военным. Платон Михайлович подружился с Чацким во время службы. Он имеет схожие взгляды с Александром. Недостатком Платона является слабохарактерность. Он подчиняется своей жене и не может защитить Чацкого от клеветы со стороны фамусовского общества.
  3. Князь Тугоуховский. У него есть жена и 6 детей. Данный персонаж желает удачно выдать замуж своих дочерей. Князь Тугоуховский является язвительным человеком. Он всегда находит недостатки в других людях.
  4. Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. При подробном разборе произведения можно выявить, что Загорецкий часто играет в карты.
  5. Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Анфиса Ниловна относится к ней с пренебрежением.

Обострение конфликта

Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.

Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.

Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.

Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.

Значение 3 действия

3 действие играет важную роль для раскрытия личностей главных и второстепенных героев комедии. Оно позволяет охарактеризовать основные стороны конфликта и понять намерения ключевых персонажей. В анализе можно сравнить поступки героев, выявить их положительные и отрицательные качества. Этот эпизод имеет сложную композицию и несет большую смысловую нагрузку для читателя.

Мнение автора

При кратком анализе 3 действия «Горе от ума» можно понять, что Грибоедов симпатизирует Чацкому. Посредством монологов главного героя автор комедии старается выразить свое мнение по поводу важных социальных вопросов.

Грибоедов изображает в Чацком новое поколение, отличающееся либеральными взглядами. С помощью диалогов автор показывает борьбу между поколениями.

Автор произведения негативно относится к фамусовскому обществу. Он относит бо́льшую часть дворян начала XIX столетия к старому поколению, утратившему моральные ценности.

Грибоедов показывает, что фамусовское общество имеет большое влияние. Поэтому представителям нового поколения трудно противостоять им. Автор призывает к борьбе со старым мировоззрением, замедляющим развитие современного общества.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание 📚 комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание 📚 повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание 📚 трагедии И. Гете

Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в период, переломный для России. Это было начало XIX в., когда просвещённая молодёжь начала создавать первые тайные общества, целью которых была борьба с крепостничеством. В 1824 г. автор написал комедию «Горе от ума». Анализ 4 действия этого произведения учащиеся выполняют на уроке или дома по плану, в виде конспекта или презентации.

Содержание

Открытие Чацкого

Комедия Грибоедова «Горе от ума» завершается четвёртым действием, роль которого довольно велика. Это та часть, где содержится кульминация произведения. Гости, которые были на приёме в доме Фамусова, начинают разъезжаться. Здесь же находится и Чацкий, который тоже собирается восвояси. Он понимает, что его надежды не оправдались. Сначала уезжают бабушка и внучка Хрюмины, затем подают карету Наталье Дмитриевне и Платону Михайловичу. Чацкий ведёт монолог в то время, пока его лакей ищет кучера.

analiz_chetvertogo_deystviya.jpg

С крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе. Вскоре подъезжает карета Скалозуба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба.

Наконец все расходятся, и мужчина начинает монолог. Он говорит о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. Чацкий вспоминает Софью и думает, как было бы хорошо, если бы она появилась.

По случайности, девушка тут же появляется. Одновременно с ней приходит и лакей. Он хочет сказать, что карета подана, но не успевает: герой обрывает его на полуслове и выпроваживает.

Двуличие Молчалина

В начале 12 явления 4 действия «Горя от ума» появляются Молчалин и Лиза, но они не видят Софью и Чацкого. Тот, кто ещё недавно признавался в любви одной девушке, сейчас увивается вокруг другой. Лиза слушает его, несмело высказывая удивление. Софья тоже улавливает каждое слово, тихонько повторяя: «Какая низость!»

analiz_4_deystviya_gore.jpg

Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

kulminaciya_gore_uma.jpg

Заключительная часть 4-ого действия содержит краткое пожелание Александра, адресованное Фамусову: «дремать в неведеньи счастливом». Также он рекомендует найти Софье такого мужа, который будет похож на своего свёкра. После этого герой принимает решение окончательно покинуть Москву.

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Фамусов остался глух к обличениям Чацкого. Его заботит только то, что может сказать «княгиня Марья Алексевна». Эти слова он говорит в конце четвёртого действия. Нравственность, просвещение, честь и духовное развитие совершенно не заботят Фамусова. Его волнуют только репутация и положение в обществе.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.

Беседа с Репетиловым

Сюжет комедии Грибоедов взял из жизни. Чацкий и Репетилов представляют два противоположных лагеря. Первый олицетворяет прогрессивную Россию, второй — либерально настроенных крепостников.

Кроме Репетилова, в пьесе есть и другие консервативно настроенные персонажи:

gore_uma_analiz_4_deystviya.jpg

  • Молчалин;
  • Скалозуб;
  • Фамусов.

Всё, что описано в комедии, не фантазия Грибоедова, — отражение тех явлений, против которых восстаёт Чацкий. Герцен писал об этом герое, что он «декабрист, готовый отправиться на каторгу». По мнению критика, экономическое и культурное развитие России тормозит именно крепостное право.

В диалоге с Чацким Репетилов рассказывает о том, что за последнее время его взгляды на жизнь сильно изменились. Теперь он встречается с прогрессивными людьми и даже участвует в собраниях тайного клуба.

Направление развития, которое выбрал для себя этот герой, не совсем совпадает с устремлениями Чацкого.

Репетилов с гордостью рассказывает о своих успехах в написании водевилей, признавая, что у него нет способностей, зато есть доброе сердце, поэтому люди готовы простить ему художественное враньё. Он произносит длинную речь, из которой понятно, что псевдолибералы не занимаются ничем полезным. Они олицетворяют пустоту, суету и шумную бездеятельность. Вот зачем понадобилось Грибоедову 4 действие: показать бессмысленность явления, именуемого либерализмом.

kulminaciya_gore_uma_analiz.jpg

Человеческие образы, которые создал Грибоедов, типичные для общественно-политической ситуации того времени. Незадолго до того, как декабристы осуществили восстание, фамусовщина ещё занимала прочные позиции, однако было ясно, что подобный уклад жизни обречён на вымирание. Люди, подобные Чацкому, были редкостью, однако именно в них заключалась сила народа.

Грибоедов понимал, по какому пути будет развиваться Россия, и предугадал события, изобразив человека, который опережает своё время. Наделив Александра героическими чертами, писатель ясно показал, как относится к этому герою, а образы Молчалина, княгини Тугоуховской, Хрюминых и других представителей старой боярской столицы показывают то, с чем посчитал нужным бороться писатель.

Даже жанр, выбранный Грибоедовым, подчёркивает идейную направленность произведения и общественно-политическую позицию самого́ автора.

Еще материалы по теме:

  • История создания Грибоедовым комедии «Горе от ума»

  • Подробный анализ последнего монолога Чацкого в «Горе от ума»

  • Отношение Софьи к Александру Чацкому в произведении «Горе от ума»

  • Характеристика образа Александра Чацкого в комедии «Горе от ума»

  • Характеристика образа Скалозуба в комедии «Горе от ума»

  • Краткая характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»

  • Цитаты Скалозуба для сочинения по пьесе «Горе от ума»

  • Раскрытие в «Горе от ума» жанрового своеобразия пьесы Грибоедова

  • Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

  • Пьеса «Горе от ума»: анализ и характеристика главных героев

  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/sochinenie-kulminatsiya-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedov/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/kulminatsiya-komedii-gore-ot-uma/
  • https://vashurok.ru/questions/kulminatsiya-gore-ot-uma
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/analiz-tretego-deystviya.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/gore-ot-uma/analiz-4-dejstviya-komedii-griboedova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт