Сочинение на тему «Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?»

В 1781 году Д. И. Фонвизин написал произведение, ставшее причиной споров в дворянском сословии. Смысл комедии «Недоросль» заключается в противопоставлении просвещенности и глупости. Автор хотел показать, что будущее будет за образованными людьми с высокими моральными принципами. Произведение остается актуальным до сих пор, затрагивая тему значимости воспитания.

Краткое содержание и смысл комедии Недоросль

В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» фамилии героев имеют смысл. Автор с помощью такого приема раскрыл характер персонажей. «Звучные» фамилии — особенность классического стиля в литературе.

Главные герои

Фонвизин тонко и точно подмечает недостатки героев с помощью их фамилий:

  • Вральман — обманул окружающих и притворился светским человеком.
  • Госпожа Простакова — глупая, деспотичная, корыстолюбивая барыня. Балует своего сына и мечтает женить его на Софье.
  • Митрофан — сын Простаковой, недоросль 16 лет. Невежественный, ленивый, грубый юноша.
  • Правдин — государственный служащий, представитель образованного дворянства. Приехал разобраться с беспорядками в деревне Простаковой.
  • Стародум — богатый дворянин с высокими моральными принципами. Честный человек, всего добился сам. Единственный родственник Софьи и ее опекун.
  • Софья — добрая, умная девушка. Живет у Простаковых, племянница Стародума. Любит Милона.
  • Милон — храбрый офицер с высокими представлениями о морали. Хочет сделать предложение Софье.
  • Скотинин — брат Простаковой. Малообразованный мужчина, везде ищущий выгоду.

Сюжет

Малообразованная госпожа Простакова души не чает в своем сыне Митрофанушке. Она старается уберечь его от любых трудностей. Даже в учебе барыня видит вред, и советует сыну учиться «для вида». Из-за такого воспитания Митрофан вырастает невежественным, ленивым, любящим праздно проводить время.

В доме Простаковых проживает девушка по имени Софья. Она — сирота, ее единственный родственник и опекун, Стародум, уехал в Сибирь. От него давно не было вестей, поэтому госпожа Простакова решила выдать Софью замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Но Скотинин не любит девушку — его больше интересует ее приданое.

От Стародума приходит весточка: он сделал племянницу своей наследницей. Простакова меняет свои планы: теперь она хочет женить на ней Митрофана. В деревню приезжают солдаты. Постоялец Простаковых, чиновник Правдин, встречает своего давнего знакомого, офицера Милона.

Правдин рассказывает, что он приехал с тайной проверкой имения. Милон надеется встретить свою возлюбленную. Ей оказывается Софья, которая рассказывает о планах Простаковой. Неожиданно в деревню приезжает Стародум. Он хочет забрать племянницу в Москву, потому что нашел ей жениха.

Простакова пытается убедить Митрофана взяться за учебу. Но молодой дворянин не слушает ни маму, ни своих учителей, Кутейкина и Циферкина. Немец Вральман говорит, что не стоит учиться — от образования пользы нет.

Тем временем Стародум узнает, что выбранный им жених — это Милон, возлюбленный Софьи. Он благословляет молодых. Простакова узнает о намерении постояльцев уехать в Москву. Барыня решает похитить Софью, но ее планам мешает Милон. Офицер делает предложение девушке, и она отвечает согласием.

Правдин получает извещение о том, что деревня Простаковых переходит под его попечительство. Барыня в отчаянии, но ее утешает присутствие Митрофанушки. Но сын грубит ей, что очень расстраивает женщину. Правдин предлагает ему пойти на  службу. Молодой дворянин соглашается, еще сильнее огорчая свою матушку.

На заметку! Стародум подводит итог истории фразой: «Вот злонравия достойные плоды!». В этой фразе и заключен основной смысл «Недоросля».

Объяснение сюжета

Смысл комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина заключается в высмеивании невежества. Автор акцентировал внимание на важности воспитания. Митрофан вырос глупым, ленивым, невежественным. Его мать считает, что образование — не главное в жизни. Простакова больше всего ценит власть и деньги.

Митрофан многое позаимствовал из поведения матери. Он позволяет себе неуважительно относиться к окружающим. Юноша смелый только на словах, но на деле не может самостоятельно принять решение. Митрофан не готов вступить во взрослую жизнь из-за своей необразованности и моральной незрелости.

Смысл «Недоросля» Д. И. Фонвизина остается актуальным. Родители забывают, что они являются примером для своих детей. Ребенку нужно прививать правильные нравственные ценности. Важность родительского участия Фонвизин показал на примере Простаковой и ее сына.

Важно! Одна из тем сочинения — «Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»». В 18 веке так называли несовершеннолетних дворян. После выхода пьесы, это слово стало нарицательным. Так стали называть глупых, невежественных юношей.

В чем суть концовки

Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.

Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.

cf81aa2d898dc47_225x150.jpg

Судьба человека: смысл повести, объяснение сюжета и концовки

26db32e4604afaa_225x150.jpg

«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви
«Бежин луг» Тургенева: истории, рассказанные на ночь

Автор: · 06.06.2019

(423 слова) Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» — свидетельство того, что проблема злонравия является старожилом в русской литературе. Каждый писатель-реалист так или иначе затронул ее в своем творчестве. Однако самым известным произведением, где в центре внимания находится именно злонравие, была и остается комедия Фонвизина. Пьеса даже заканчивается фразой: «Вот злонравия достойные плоды». Именно она указывает на то, что финал «Недоросля» трагичен, а не смешон. После всего того, что произошло с Простаковой, Стародуму только и остается констатировать факт — последствия безнравственности всегда достойны ее самой, она же не смешна, а трагична.

Что читатель видит в финале пьесы? Госпожа Простакова после неудачной попытки похитить богатую невесту для своего сына получает прощение, но тут же объявляет о своем намерении отомстить слугам за неудачу. Тогда же чиновник Правдин говорит о цели своего визита: он уполномочен взять крестьян Простаковых под опеку и лишить господ права управлять ими. На этот раз мольбы не помогают, и героиня остается у разбитого корыта. У нее остается один стимул к жизни — безумно любимый сын Митрофан. Но он отвечает ей: «Да отвяжись, матушка». В трудную минуту герой отворачивается от семьи и равнодушно принимает приглашение на службу: «По мне, куда велят». Поведение Митрофана так жестоко, что даже Правдин упрекает его за грубость. Простакова же после таких слов падает в обморок. Когда она приходит в сознание, то говорит:

Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Разве такой финал можно назвать смешным? Нелепым и абсурдным казалось описание быта и нравов этого семейства, но финал пьесы уже не кажется поводом для веселья и даже сарказма. Это драма в чистом виде. Грубая и жестокая Простакова искренне любила сына и возлагала на него все свои надежды. Ради него она переступила через закон, ради него тратила деньги на учителей. Но после всего этого сын отказался от нее. То есть вся жизнь этой женщины оказалась напрасной, все ее жертвы — тщетными, все ее действия — ничтожными, раз она, мать, не смогла воспитать своего ребенка. Если потеря власти в доме кажется справедливым наказанием для нее, то предательство сына — незаслуженным ударом. Неблагодарность и бесчувственность Митрофана ранят не только ее сердце, но и читателя, который впервые видит в недоросле не только невежество, но и бесчеловечную жестокость. Значит, только ее он и перенял от матери. Вот, что Стародум назвал «плодом злонравия».

Финал пьесы «Недоросль» не смешон, а трагичен. В последнем явлении образ Простаковой впервые вызывает сочувствие, а не осуждение. Нам жалко мать, лишившуюся поддержки горячо любимого сына, и совсем не весело наблюдать, как Митрофан из глупца превратился в грубого эгоиста. Печально, что плоды злонравия полностью ему соответствуют: они такие же горькие и вредные.

Комедия Фонвизина “Недоросль” обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.

Поистине возмездие пороку в его свойствах.

Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной. Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям.

Ее же натура ее и погубила.

Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается “достойным” отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной.

Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: “Вот злонравия жестокие плоды”. Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты.

Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.

Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Тема поэзии у А. С. ПушкинаСоветское детство: постсоветский взгляд »

Фабула, сюжет и конфликт

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.

По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его прямым «недорослем». На самом деле речь идет не об ученье, а о «воспитании» в обычном для Фонвизина широком значении этого слова. Хотя сценически Митрофан — фигура второстепенная, то обстоятельство, что пьеса получила название «Недоросль», не случайно. Митрофан Простаков — последний из трех поколений Скотининых, которые проходят перед зрителями непосредственно или в воспоминаниях других действующих лиц и демонстрируют, что за это время в мире Простаковых ничто не изменилось. История воспитания Митрофана объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, дабы впредь они не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть нравственным воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры.

В «Недоросле» не только развернуты положительные персонажи, эскизно намеченные в «Бригадире», но и дано более глубокое изображение общественного зла. Как и раньше, в центре внимания Фонвизина находится дворянство, но не само по себе, а в тесных связях с крепостным сословием, которым оно управляет, и верховной властью, представляющей страну в целом. События в доме Простаковых, достаточно колоритные сами по себе, являются в идейном отношении иллюстрацией более серьезных конфликтов.

Обращаясь в комедии к отнюдь не веселым проблемам, Фонвизин не столько стремился изобрести новые сценические приемы, сколько переосмыслял старые. Совершенно оригинально в связи с русской драматической традицией были осмыслены в «Недоросле» приемы буржуазной драмы. Коренным образом, например, изменилась функция резонера классической драматургии. В «Недоросле» подобную роль выполняет Стародум, который выражает авторскую точку зрения; это лицо не столько действующее, сколько говорящее. В переводной западной драме встречалась аналогичная фигура мудрого старого дворянина. Но его поступки и рассуждения ограничивались областью моральных, чаще всего семейных проблем. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его морализации являются формой изложения политической программы. В этом смысле он скорее напоминает героев русской тираноборческой трагедии. Возможно, что подспудное влияние высокой «драматургии идей» на Фонвизина, переводчика «Альзиры» Вольтера, было сильнее, чем это может показаться на первый взгляд.

Поддержанное благосклонностью комедийного случая, действие “Недоросля” для добродетельных героев развивается по типично комедийной схеме обретения: Стародум, обретший материальный достаток за пределами текста, обретает в действии племянницу с “сердцем честного человека”, Милон и Софья обретают друг друга, Правдин, как будто ничего особенного не получивший, кроме возможности обуздать произвол, на самом деле тоже обретает, и едва ли не больше других: утрата иллюзий относительно “человеколюбивых видов вышней власти” — в конечном счете тоже обретение, и принципиальное для героя-идеолога, поскольку оно совершается в сфере духа.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «Без вины виноватые» А. Н. Островский

Однако при этом сверхблагополучном исходе действия комедии; его трагический обертон не только весьма ощутим, но даже и подчеркнут той невероятно высокой концентрацией случайностей, которая нужна, чтобы удержать логику событий в сфере комедийной структуры. Случай и только случай с неизменной закономерностью отделяет добродетельных персонажей от подлинно трагического для них возможного исхода событий. И разве не трагично то, что идеальная добродетель в своем стремлении к нормальной разумной жизни может уповать только на счастливый случай и внешнюю поддержку? Так второй мирообраз “Недоросля”, целиком выстроенный на идеолого-эстетическом категориальном аппарате высоких жанров, обретает не менее парадоксальные, чем первый, жанровые очертания трагедии… случая.

До сих пор мы рассекали действие и текст комедии “Недоросль” надвое. Пора, наконец, вспомнить, что это одно действие и один текст, в котором на равных правах, в постоянной системе аналогий и оппозиций функционируют два типа художественной образности, два мирообраза, две жанровые установки: универсальное двоение всех уровней поэтики “Недоросля” доходит, наконец, до своего логического завершения. Под напором двоящегося слова, двоящихся типов художественной образности, двоящегося мирообраза и двойной сферы жанрового тяготения текста “Недоросля” к трагедии и комедии двоится сама традиционно единая структура драматического произведения, в котором, с аристотелевско-европейской точки зрения, должен быть один конфликт и одно действие.

Пожалуй, утверждение И. А. Гончарова о том, что в грибоедовском “Горе от ума” “две комедии как будто вложены одна в другую” [29], может быть применено к “Недорослю” едва ли не с большим успехом. В этом повинно все то же самое каламбурное слово, изначально решительно размежевавшее все структурные элементы комедии. Между персонажами, чьи среды обитания (дом и мир) так различны, чьи образы сформированы столь разными (вещь и понятие) категориями и чьи уровни владения словом (предметное и переносное значение) исключают какой бы то ни было диалог, основу любого драматического действия, невозможен никакой личностный конфликт, который охватил бы всех персонажей многофигурной композиции “Недоросля” одним противоречием. Отсюда — естественный переход конфликта в сферу надличностную и его дробление.

В конфликте “Недоросля” происходят постоянные “обманные движения” и подстановки. Как и любой драматургический текст, комедия Фонвизина должна была бы обозначить свою конфликтную сферу с самого начала. Однако та линия политического противостояния, которая намечается в первых пяти явлениях (спор о кафтане, г-жа Простакова и Тришка, крепостница и крепостной), не находит развития в действии комедии. Конфликт, стало быть, переходит на уровень бытового нравоописания (борьба Митрофана и Скотинина за право присвоить деньги Софьи — I,4; II,3). Появление же на сцене Правдива и Стародума, сразу ознаменованное диалогом о неизлечимой болезни русской власти (III, 1), переводит его в сферу идеологическую [30].

Из этих трех возможностей реализации конфликта в действии комедии актуализируются только две: политический субстрат, на который намекает столкновение хозяйки поместья с крепостным портным, так и остается под спудом действия, ибо единственный сюжет, в котором этот конфликт мог бы развернуться, — бунт крепостных — был, естественно, немыслим на русской сцене. Следовательно, приходится признать, что в комедии “Недоросль” два конфликта: семейно-бытовое соперничество за руку богатой невесты, порождающее любовную интригу, которую венчает помолвка Милона и Софьи, и идеологический конфликт идеальных понятий о природе и характере власти, категорически не совпадающих с ее практическим бытовым содержанием. Этот конфликт продуцирует нравственно-идеологическое противостояние реального властителя-тирана г-жи Простаковой и носителей идеальной концепции власти Стародума и Правдина, которое и увенчано лишением г-жи Простаковой ее политических прав.

Таким образом, каждый из двух конфликтов развернут в самостоятельном действии, которых, естественно, в комедии Фонвизина тоже: оказывается два, причем внутри каждого лагеря персонажей эти действия распределяются по закону кривозеркального (или, если угодно, каламбурного) отражения однотипных драматургических ситуаций. Если г-жа Простакова осуществляет тираническую власть на деле (“То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится <…>” — II,5), то Стародум и Правдин обсуждают проблему власти и условий ее перерождения в тиранию. Вскармливание Митрофана пародически соответствует просвещению умов Правдина и Софьи, псевдоэкзамен Митрофана предварен истинным экзаменом Милона на право называться честным человеком, драка Митрофана и Скотинина за право присвоить наследство Софьи сопровождает борьбу Милона за счастье с любимой девушкой и т.д. Причем каждое из этих действий “Недоросля” обладает полным набором композиционных элементов структуры: исходной ситуацией, развитием, кульминацией и развязкой — и этот двойной набор соответственно удваивает композиционные элементы действия комедии в целом.

Если в стане героев-идеологов происходит истинно-результативное действие со знаком “плюс”: освобождение Правдина от политических иллюзий, обуздание произвола и тирании г-жи Простаковой, соединение любящих друг друга Милона и Софьи, то в стане бытовых героев эти же самые элементы оказываются антидействием со знаком “минус” в смысле своей полной безрезультатности: усилия г-жи Простаковой по воспитанию Митрофана дают отрицательный эффект, ее попытки устроить судьбу сначала брата, а потом сына в браке с Софьей увенчиваются полным крахом, наконец, она сама, лишившись власти, тоже оказывается у разбитого корыта.

Используемые источники:

  • https://o-smysle.ru/knigi/smysl-komedii-nedorosl.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/smeshon-ili-tragichen-final-komedii-nedorosl/
  • https://lit.ukrtvory.ru/kakov-smysl-finalnyx-scen-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/zakonomerna-li-koncovka-pesy-nedorosl.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт