Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов)

6C65726D6F6E746F76_141022030842-e1563484062166.jpgСтихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники поэта вспоминали, что именно 1 и 2 января поэт посещал маскарады – костюмированные балы, весьма популярные в те годы. Люди, скрывавшиеся под масками, чувствовали себя более раскрепощенно и уверенно, так как были убеждены в том, что под маской их никто не узнает.

Висковатов, ссылаясь на воспоминания А. А. Краевского и В. А. Соллогуба, писал о том, что во время маскарада в Дворянском собрании Лермонтов дерзко ответил дамам в голубом и розовом домино. В обществе намекали, что это были дамы из царской фамилии. Уязвленные  женщины  предпочли умолчать о случившемся, поскольку сами задели резким словом молодого поэта, и событие прошло бы незамеченным для общества, если бы не это произведение.

Screenshot_19.jpg

По своему обличительному пафосу это произведение близко к стихотворению «На смерть поэта». Оно спровоцировало гнев со стороны светского общества, которое и так недолюбливало Михаила Юрьевича за его угрюмость и злой язык. А появление стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» на страницах «Отечественных записок» вызвало новые гонения на поэта, со стороны тех, кто в этом произведении узнал себя.

Тема и идея произведения

Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения  – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая  часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:

  • Эпитеты — холодные (руки), городские (красавицы) старинная (мечта), святые (звуки), вольная (птица), высокий (дом) заброшенная (теплица), темная (аллея), желтые (листы) робкие (шаги), первое сиянье, долгие часы, толпа людская;
  • Метафоры — пестрая (толпа). Дикий (шепот) , затверженные (речи), небрежная смелость, погибших (лет), спящий (пруд), вечерний (луч), лазурный (огонь), дивное (царство); розовая (улыбка) молодой (день), свежий (островок), влажная (пустыня);
  • Метонимия – бездушные (образы), приличьем стянутые (маски), бестрепетные (руки), ласкаю (мечту), село дымится, встают туманы, цветет (островок), железный (стих), облитый (стих).

Автор: · Опубликовано 02.12.2019 · Обновлено 02.12.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения по плану, в который входит не только анализ содержания произведения, но и описание его эстетической формы. Он перечислит тропы с примерами, определит размер и тип рифмы, а также укажет особенности композиции.

История создания

Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.

Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.

Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

Как ча/сто пе/строю/ толпоо/кружён

Когда/ пере/до мно/й как бу/дто бы/ сквозь сон

Композиция

Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».

Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.

Образы и символы

Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Темы и настроение и проблемы

Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.

  1. Основная тема произведения«Как часто пёстрою толпою окружен…» – это в первую очередь то, что оно описывает, а именно фальшь светского общества, погруженного в низменные развлечения и забывшего о реальной жизни.
  2. Тема пота и толпы лейтмотивом пронизывает стихотворение. Читатель сталкивается с демонстрацией бездушного и холодного светского общества, которым окружен лирический герой. Лермонтов часто поднимает тему потерянного поколения, например, она ярко фигурирует в стихотворении «Дума», где также обличаются пороки его современников.

Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.

Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.

Средства выразительности

Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».

  • Эпитеты в произведении помогают читателю лучше прочувствовать образ мертвого общества: «пестрою толпою», «бездушные людей», «бестрепетные руки». Все это создает атмосферу наигранности и лжи.
  • Оксюморон «дикий шёпот» обличает скудность и пошлость основных увлечений этого общества, в котором царят сплетни, заговоры и скучные, будто заученные разговоры.
  • Развёрнутая метафора «железный стих, облитый горечью и злостью…» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием.

Автор: Полина Борискина

1. История создания

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, было создано во время празднования наступающего 1840-го года.

Современник М. Ю. Лермонтова писатель И. С. Тургенев оставил воспоминания о необыкновенном оживлении петербургского общества при появлении молодого, но уже широко известного поэта на светском маскараде.

Тургеневу запомнилось, что каждый старался выразить Лермонтову своё почтение, поговорить с ним, подержать за руки.

В какой-то момент на лице поэта появилась отстранённость, как будто среди блеска и суеты праздника его посетили мысли о других местах и людях. Он словно погрузился в собственные мысли.

Возможно, именно в те минуты у Лермонтова рождались строки ставшего знаменитым стихотворения.

Вскоре (17 января 1840 года) оно было опубликовано в январском номере «Литературной газеты».

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке двух манер: реалистической и романтической.

Конфликт воображаемого и действительного лежит в основе сюжета.

3. Род

Перед нами лирическое произведение. На это указывает наличие лирического героя, исповедальность интонации, изложение мыслей и чувств автора в конкретный момент времени.

4. Жанр

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» относится к философской (отчасти – медитативной) лирике.

Это стихотворение-воспоминание, стихотворение-погружение, автор которого чередует разные временные и пространственные пласты.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему соотношения мечтыи действительности. Из неё вытекают размышления об истинных и ложных человеческих ценностях.

Лермонтова ранит ситуация всеобщего притворства, маскарадности мира.

6. Тематика

Тема стихотворения – одиночествов толпе, внутренняя отстранённость героя от внешней мишуры окружающей жизни.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что люди заблуждаются, гонясь за славой, красотой, почестями и другими обольщениями жизни. Истинную радость даёт лишь любовь к родным местам и любимым людям – всему тому, что является подлинным, неподдельным.

8. Пафос

Стихотворение наполнено пафосом отрицания и разоблачения.

Шумная торжественная радость бала не ослепляет поэта. Перед его внутренним взором проплывают неброские, словно написанные акварелью, образы прошлого, в котором он любил и был любим. Эти картины вызывают в его душе ностальгию и умиление.

Сопоставляя одно с другим, лирический герой завершает свой монолог тирадой: «О, как мне хочется смутить весёлость их // И дерзко бросить им в глаза железный стих, // Облитый горечью и злостью!..».

Ему хочется напомнить людям о том, как бесконечно далеки они от настоящей жизни, и эта горечь доходит в его душе до стадии праведного гнева.

9. Система образов

Стихотворение выстроено на контрасте двух изобразительных рядов.

Первый ряд – это образы великосветского бала: «пёстрая толпа», «шум толпы людской», «дикий шёпот затверженных речей», «образы бездушные людей», «красавиц городских давно бестрепетные руки». Они передают холод, мертвенность, пустоты городского бала, притворство и привычку, царящие в этом узком мирке.

Второй ряд составляют образы «старинной мечты»: «родные всё места», «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», «мечты моей созданье», «с улыбкой розовой», «с глазами, полными лазурного огня», «царство дивное».

Этот мир, наполовину выдуманный или увиденный героем сквозь сон, полон трепетного волнения, неясных обещаний счастья, искреннего тепла и жизни.

Пробуждаясь от грёз, поэт в ярости окидывает взглядом пустоту наполненного зала и понимает, что всё в нём – обман.

10. Центральные персонажи

Главные герои стихотворения – гости бала. Их не называют поимённо, они для героя – лишь тени, образы, бездушные маски.

Им противопоставлен образ девушки «с глазами, полными лазурного огня». На фоне бестрепетных городских красавиц она выглядит как небесный ангел. Сердце поэта отдано ей.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения – это герой-романтик. Он резко противопоставляет себя обществу, контрастирует с ним.

Он одинок по собственному выбору, ведь в его душе живёт высокий, во многом, им же созданный идеал, которому нет равных на земле. Герой чувствует тоску, разочарование. Жизнь для него – обман.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает размышления поэта во время новогоднего бала.

Скользя взглядом по лицам гостей, чувствуя холод бестрепетных прикосновений, он уносится воспоминаниями в пору ранней юности, вспоминает имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те дни.

Эти картины теперь невозвратно далеки. Возвращаясь в настоящее, герой испытывает разочарование и острое желание исправить, переделать действительность.

13. Композиция

В стихотворении 7 шестистиший.

Композиция произведения кольцевая. Действие начинается и заканчивается описанием бала, а в сердцевине стихотворения находится образ «старинной мечты». Этот момент (описание портрета девушки) является кульминационным, за ним следует развязка.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует средствами художественной выразительности. Присутствует насыщенный напряжённый синтаксис, передающий разнообразие эмоций героя. За счёт рядов однородных членов автор создаёт подробные описания картин реального и воображаемого миров.

Для стиля Лермонтова характерно использование контрастов. В данном стихотворении они присутствуют на уровне цвета, звука, ощущения. «Пёстрая» толпа противопоставлена нежной гармоничности мечты (у девушки «розовая улыбка», «огонь лазурный» в глазах).

Звуки бала нарочито громки, бравурны, речи шумны и неискренны, а шаги «мечты» тихи, робки. Лица гостей на балу неживые, холодные, словно «стянутые маской». А улыбку любимой поэт сравнивает с первым сияньем молодого дня.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравносложным ямбом.

Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.

При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.

Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.

Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.

По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пёстрою толпою», «давно бестрепетные руки», «с улыбкой розовой», «железный стих»;
  • олицевторения: мечта как «незваная гостья», «ласкаю я в мечтах старинную мечту», «листы шумят», «сквозь кусты глядит вечерний луч»;
  • метафоры: «мечты моей созданье», «глазами, полными лазурного огня», «зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд», «царства дивного всесильный господин».

Поэт использует анафору «Когда…» и синтаксический параллелизм «С глазами, полными лазурного огня, // С улыбкой розовой…». Эти приёмы позволяют сохранить динамику эмоции, выразить внутреннее напряжение героя, которое также усиливается за счёт инверсий.

Аллитерации («с», «ш», «ч») преобладают в первой и третьей части стихотворения и ассоциируются с шипением змей, шорохом портьер, шелестом шёлковых платьев – теми звуками маскарада, которые создают фон для воспоминаний героя.

Вторая часть выстроена на и ассонансах («и», «у», «э»). Они передают состояние взволнованной нежности, тоски по прошлому.

17. Значение произведения

Стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён…» выражает один из основных мотивов всего лермонтовского творчества: мотив разочарования в ценностях светского общества.

В отличие от других поэтов-романтиков, рисующих сдержанные картины скучающего героя на фоне дворянских гостиных, Михаил Юрьевич со всей пылкостью своей души пытается достучаться до современников, напомнить им о лжи, в которую они погружают себя бездумным маскарадным существованием.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова очень актуально. Человечество всё сильнее вовлекается в круговорот внешней успешности. Все хотят не быть, а казаться. Мир становится похожим на грандиозный маскарад.

Увлекаясь внешней игрой, мы забываем о самом главном. Любовь, чистота, семейное тепло, наша малая родина многим кажутся чем-то смешным. Многие стесняются своего прошлого, если оно не было блестящим.

Необходимо сохранять свою неповторимость, помнить о том, что приносит радость душе, а не телу.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова заставило меня задуматься над тем, что часто мы радуемся совсем не тому, что на самом деле важно.

Например, в Новый год из телевизора на нас смотрят хорошо одетые знаменитости, а мы сидим и обсуждаем их, не отрывая глаз от экрана. Вместо этого мы могли бы выключить телевизор, посмотреть в глаза друг другу, поговорить, поиграть в семейные игры. Простые радости общения намного важнее блестящей мишуры.

20. Чему учит

Стихотворение учит видеть за внешней стороной событий подлинное и прекрасное внутреннее содержание. То, в чём нет души, тепла, любви, является мёртвой оболочкой, даже если это красивое лицо или богатая одежда. Нужно искать во всём духовную красоту и душевное богатство.

Содержание:

Краткий анализ

Прежде чем приступать к разбору произведения, ученикам рекомендуется прочесть его в полной версии. М. Ю. Лермонтов создал его сразу после посещения праздничного бала, устроенного по случаю Нового года. На маскараде присутствовали члены царской семьи, в том числе Николай Первый. Он счёл творение молодого поэта оскорбительным для себя.

Главная идея стихотворения «Как часто…» Лермонтова заключается в том, что общество пропитано холодом и бездушием. Поэт сожалеет, что его окружает толпа бездуховных людей с чуждым мировоззрением. Главное для них — праздность и веселье. Представители знати скрывают свои души и лица под ужасными масками, от которых веет мертвенным холодом.

Анализ «Первого января» Лермонтова показывает, что стихотворение условно можно разделить на начальную, среднюю и заключительную части. В первых строчках поэт с горечью описывает безразличный мир, состоящий из веселящихся людей. Это мрачная реальность, где снаружи всё блестит, сверкает, шумит и переливается, а внутри нет ничего, только пустота.

Во второй части лирический герой, а вместе с ним и автор, предаётся светлым воспоминаниям о тех днях, когда он мог в одиночестве наслаждаться каждым мигом жизни. Прошлое выглядит для него привлекательнее настоящего, и поэтому возникает дисгармоничное состояние.

В заключительной части поэт повествует о том, что мечты сменяются действительностью. Обнаружив, что грёзы были лишь обманом, ему хочется дерзко обратиться к толпе, нарушив её весёлость стихом, проникнутым горечью.

Жанровые особенности и работа на уроке

Жанр произведения «Как часто пёстрою толпою…» можно охарактеризовать как лирическое стихотворение. На это указывают все признаки:

  • описание внутреннего мира героя;
  • размышления и чувства;
  • присутствие сюжетной линии;
  • наличие главного персонажа;
  • повествование от первого лица.

При написании поэт использовал два стихотворных размера: шестистопный и четырёхстопный ямб. На уроке литературы учащиеся определяют, какие средства выразительности использовал поэт, и учатся их находить. Они заполняют читательский дневник, где кратко излагают содержание произведения и свои впечатления от прочитанного.

В рамках школьной программы учитель предлагает понаблюдать за тем, как меняется настрой лирического героя, какие рифмы и средства выразительности применяет автор. В классе или дома учащиеся пишут сочинение.

История создания

О том, что побудило Лермонтова написать такое стихотворение, рассказывал Тургенев. Он вспоминал, как поэт чувствовал себя чужим среди гостей, приехавших на бал-маскарад. Люди суетились, дёргали поэта, досаждали ему зловещим шёпотом речей, заученных до того, что можно было предугадать каждое слово. Император тоже присутствовал на балу, и реакцией на стихотворение была обида.

Произведение было создано 1 января 1840 года, и автор не скрывал этого. Напротив, он указал число в авторском эпиграфе. Отсюда второе название произведения — «1 января», и в анализе стихотворения Лермонтова дети могут это указать. Император разгневался ещё и потому, что на балу присутствовали его родные. До этого царственные особы относились к поэту прохладно, а когда стихотворение увидело свет, их настрой стал откровенно враждебным.

Тема и композиция

Выполняя анализ «Как часто пёстрою толпою…», можно заметить, каким холодным, отстранённым и бездушным было скопище людей, окружавших поэта. В то же время автор приоткрывает перед читателем завесу своей души. Лермонтову приходится жить в окружении знати, среди которой он чувствует себя совершенно чужим, лишним. Противостоять толпе бывает сложно, и автор понимает, что ему всегда придётся притворяться не тем, кто он есть.

Композиционно стихотворение представляет собой последовательность из трёх смысловых частей, объединённых в единое целое. Начальные и завершающие строфы проникнуты отчаянием и пессимизмом. Они выглядят как горькое обрамление средней, светлой части, в которой поэт предаётся приятным воспоминаниям о беззаботных детских днях.

Вводная часть перекликается с заключительной. В первых строках автор описывает картину, которую видит перед собой. На балу веселятся люди, они приближаются к лирическому герою, что-то шепчут ему. Вторая часть — самая объёмная. В ней автор перечисляет сладостные моменты и милые сердцу вещи и явления, при воспоминании о которых замирает душа. Это всё, что окружало его в детстве:

  • вечерний луч;
  • жёлтые листы;
  • туманы;
  • тёмные аллеи;
  • дымящееся село;
  • спящий пруд.

В заключительных строках поэт понимает, что всё хорошее и светлое — лишь обман. Грёзы рассеиваются, и герой снова оказывается в окружении веселящихся людей. Ему хочется бросить в толпу дерзкий стих, наполненный «злостью» и «горечью». Такими словами автор заканчивает своё творение.

Произведение создано в характерной для Лермонтова манере. Автор противопоставляет себя и своего героя злобному обществу, его возмущают праздность и пассивность. Художественные образы и выразительные средства усиливают эффект. Всё вместе помогает понять особенности мировоззрения поэта и проникнуться его стремлением к переменам.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» (М. Ю. Лермонтов) возвращает нас в далекий 19 век, в век жизни одного из самых замечательных поэтов нашей страны.

         Лермонтов не только один из самых удивительных и известных поэтов. Его творчество отличается особенной мрачностью и пронизано одиночеством. Лирический герой его произведений всегда одинок и чужд шумной толпе. Так случилось и с поэтом, которого пригласили на новогодний бал 1 января 1840 года.

         Представим себе картину бала, где люди веселятся и радуются, шумят. И вот среди этого веселья особенно остро чувствует себя одиноким Лермонтов. В тот момент его настолько поразила безликость огромной толпы, что практически криком вырвалось стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». Оно сразу же было опубликовано в «Отечественных записках».

         На балу присутствовал и Николай I со своей семьей. Естественно, он принял обличительные строки дерзкого писателя и в свой адрес, что очень сильно испортило его отношение к поэту. Но наравне со шквалом критики, стихотворение Лермонтова получило и хвалебные отзывы. Для многих в литературной среде стало понятным, что на писательском небосклоне горит звезда еще одного талантливого поэта.

         Красной нитью через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества лирического героя в безликой толпе. Второй его темой была безграничная любовь к Отечеству. Казалось бы, это совершенно несвязанные друг с другом темы, но все-таки в данном стихотворении они, так или иначе, созвучны. Поэт любит свою страну, но душа его не принимает фальшивое общество, спрятанное за масками. Обличение маскарада – вот идея этого произведения. Лермонтов тонко чувствовал наигранность и искусственность чувств, и в этом видел главную проблему и трагедию современного светского общества.

         Антитеза становится главным художественным приемом в стихотворении. На основе противопоставления лирического героя пестрой толпе основана композиция. Условно его можно разделить на три части.

         В первой части передается атмосфера праздника, но она не несет в себе какие-либо положительные мотивы. Поэт резко высказывается о собравшейся толпе, срывает с них маски, показывая их истинное лицо. В каждой строке читается пренебрежение лирического героя к бездушным образам.

         В первой строке толпа предстает пестрым разнообразием. Пестрая – значит, разная, смешавшая в себе разные возрасты, статусы и личности. Но она воспринимается лирическим героем, «как будто бы сквозь сон». В этом читается отчуждение его, одиночество.

         Неприятна лирическому герою и музыка, и вообще все, что он слышит. Это мы понимаем благодаря эпитету «диком шопоте» и шуму музыки. Слово «шум» негативно окрашено, и музыка именно шумит, а не играет. Создается впечатление, что и она фальшивая.

         Эпитеты «образы бездушные людей», «бестрепетные руки» красавиц и метафора «приличьем стянутые маски» создают картину мертвого общества, без души, но с внешне приличной оболочкой. И уже здесь, в первой части, возникает противостояние этому лирического героя. Оно в эпитетах «холодных рук», «наружно погружаясь», «старинную мечту», «святые звуки». Он тоже поддается всеобщему театру неестественности и надевает маску вовлеченности в общее веселье. Но в душе «ласкает мечту». Всего один глагол передает его душевное состояние, но как сильно он противопоставлен неприятным звукам бала. В его мечтах звуки святые. Они не шумят, не раздражают и, возможно, слышны только лирическим героем.

         «Святые звуки» уносят автора в далекое прошлое, а читателя во вторую часть стихотворения. Она резко контрастирует по смыслу и даже стихотворному размеру с первой части. Поэт погружает нас в его воспоминания о далеком детстве, где все ему мило, даже «сад с разрушенной теплицей». И все в этом прошлом дышит жизнью. Поэтому так много в этой части олицетворений: «спящий пруд», «встают вдали туманы», «глядит вечерний луч». Замечательны и оксюмороны, в которых нет никакого противоречия. Так, «забыться, — памятью» противопоставляет сегодня и вчера, настоящее и прошлое. Забыть лирический герой хочет все, что происходит сейчас, и память возвращает его в ту, настоящую, жизнь. Ее память хранит. Еще один оксюморон «к недавней старине» использует поэт, чтобы показать не просто временной промежуток, но и придать ему значение. Старина означает пережитые героем счастливые моменты.

         Дважды повторяет поэт эпитет «вольной птицей», делая на этом акцент. Прошлое связано у него со свободой, которой он не чувствует в момент размышления.

         Невероятно красивыми образами наполнена вторая часть. Перед нами как будто разрастается картина безмятежной деревенской жизни. Красота передана метафорами «зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «село дымится».

         Воспоминания переполняют душу лирического героя «странной тоской», но тоска эта сладостная и приятная:

Я думаю об ней, я плачу и люблю

         Слезы и любовь – вот с чем связано прошлое лирического героя. Но ведь это ли ни главные составляющие жизни? Это ли ни истинные эмоции? Реальность же не несет в себе ничего, кроме горького разочарования:

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

         Поэт предается мечте, желая остаться в ней навсегда, оторвавшись от горькой реальности.

         Третья часть безжалостно выдергивает лирического героя из его воспоминаний, возвращая в неприглядную сегодня. Особенно больно после этого становится принимать этот несовершенный мир, и поэт бросает «им в глаза железный стих».

         В третьей части резко меняется настроение стихотворения. Строки звучат вызовом и громким неприкрытым презрением к толпе. Лирический герой не скрывает своих чувств, а кипят в нем горечь и злость. Даже стих свой он «обливает», а не просто наделяет этими эмоциями. Как будто опомнившись, добавляет в конце негодование. Свою же мечту он называет «незванной гостьей». И действительно, ей нет места среди этих бездушных людей.

         Очень символичен в стихотворении новогодний маскарад. Это не просто факт биографии Лермонтова. Это своего рода символ всего современного поэту светского общества. И целью его стихотворения стало желание открыть глаза людей на самих себя, внести смятение в их придуманную идиллию и веселость. Но эпиграфом к стихотворению поэт все-таки выбрал лаконичное «1-е января», чем конкретно указал людей, спрятанных за масками двуличия. Трагедия лирического героя в том, что он противопоставляет себя реальности, а в свое прошлое вернуться уже невозможно. Это всего лишь его грезы. И это мучает его, не дает успокоиться страдающей душе.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/kak-chasto-pestroyu-tolpoyu-okruzhen-lermontov
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kak-chasto-pyostroyu-tolpoyu-okruzhen-lermontov/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-pervoe-yanvarya-po-planu/
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/kak-chasto-pyestroyu-tolpoyu-okruzhyen.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-kak-chasto-pestroyu-tolpoyu-okrugen-yu-lermontov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт