Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс

Содержание

1. История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.

Автор: · 12.09.2018

Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова.  Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.

История создания

Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.

В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.

Жанр, направление и размер

Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

Темы и проблемы

  1. В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии. Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.
  2. Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы. Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.
  3. Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга, где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.

Основная идея

Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.

Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.

Средства художественной выразительности

Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).

В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.

В качестве поэтической фонетики А. С. Пушкин использовал аллитерацию. К тому же, поэт не обошел стороной и лексические средства изобразительности, к которым можно отнести возвышенную лексику (благие, бразды).

Автор: Елизавета Буркова

«Свободы сеятель пустынный» – попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Стихотворение изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану.

+

analiz-stihotvoreniya-svobody-seyatel-pustynnyy-pushkina-46641.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.

История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА

Метафоры«свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Композиция

Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит его на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: два семистишья, границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стиха.

Жанр

Жанр произведения – гражданская лирика. В то же время в нем есть признаки послания (во втором куплете) и сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрестной АВАВ, некоторые – кольцевой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов:сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год создания стихотворения «Свободы сеятель пустынный»</h3>

    • <label>1818</label>
    • <label>1820</label>
    • <label>1821</label>
    • <label>1823</label>

(новая вкладка)

Автор: · 05.03.2019

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре. Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!

История создания

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора. Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха. Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.

Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.

«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта,  желающего одарить свободой души людей.

Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.

Образы и символы

Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды. Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ —  покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя. Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.

  1. Образ лирического героя. Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
  2. Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
  3. Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.

Темы и проблемы

  1. Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
  2. Бунт. Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
  3. Одиночество. Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
  4. Поэт и поэзия. Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию. Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
  5. Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство. Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе. Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.

Основная идея

Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.

Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.

Автор: Дарья Маковеева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.

Тема стихотворения – порабощение народа.

Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам. Формально стих разделен на два семистишья.

Жанр – гражданская лирика.

Читайте также:  Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги…» Выполнила ученица 11 «А»класса Аксёнова Софья. — презентация

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА

Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Средства художественной выразительности

Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).

В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.

История создания

История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.

Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.

Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный Пушкина

Настрой произведений А.С.Пушкина, лирических и прозаических, различный. В зависимости от периода жизни они могут быть колкими и жесткими, как эпиграммы, лиричными и трогательными, как любовные элегии, а могут быть депрессивными и угнетающими, как стихотворения периода, когда поэт жил на юге в г. Кишинев. Этот четырехлетний период для автора оказался сложным, вдали от столицы и привычного окружения. Это было время переоценки многих ценностей, которые для молодого 21-летнего молодого человека казались важными и первостепенными. В 1823 г. поэт создает стихотворение «Свободы сеятель пустынный…».

Эпиграф этого стихотворения взят из Евангелия, из притчи, в которой Иисус сравнивает свою проповедническую деятельность с работой землепашца. Засеивая поле, он не может быть уверен, что все семена дадут всходы, но он продолжает свою работу.

самом начале поэт выступает в качестве «свободы сеятеля пустынного», т.е. одинокого проповедника свободы, а свое «семя» — стихи – он бросает в народ, чтобы они проросли в сознании людей. Им необходимо понять важность свободы и необходимость борьбы за нее. Рука поэта-«сеятеля» «чиста и безвинная», он не думает о выгоде. Эта часть является олицетворением веры в лучшее будущее, надежду. Однако далее пессимистичный настрой автора проявляется в строках: «Но потерял я только время, благие мысли и труды…». Можно сказать, что автор потратил все, что он имел. Он сравнивает людей со стадом овец, которых «должно резать или стричь». Из поколения в поколение для «стада» было достаточно ярма и бича, тяжелого труда и сильного руководителя. Автор опускает руки, не видит перспективы в будущем.

Тема воспитания, свободолюбия, народного сознания у многих авторов в разные времена находила свое отражение в творчестве. Можно вспомнить Н.А. Некрасова и его «гражданскую поэзию», лирика Серебряного века А.Блока и его стихотворение «Я вам поведал неземное», написанное спустя почти 80 лет после А.С.Пушкина. Данная тема останется актуальной на долгое время.

10 класс по плану

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения. Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена. Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.

Читайте также:  Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы

Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.

Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.

Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.

Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич». В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».

Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».

Образы и символы

Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.

Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.

Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.

История притчи

Кто-то из великих людей сказал, что на творчество лучших мастеров литературного слова, таких, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский, надо смотреть сквозь призму Евангелия. Оттуда они черпают мудрость и великолепные образы. Вот и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» анализ говорит о том, что Пушкин использует известный библейский сюжет. Притча о сеятеле рассказывается Иисусом Христом своим апостолам.

В этот день Господь вышел из дома и направился к морю, и пришло к нему много народа, чтобы послушать его. Тогда он сел в лодку и стал поучать, рассказывая разные притчи. На этот раз он поведал о сеятеле, который стал сеять зерно, и одна его часть рассыпалась на дороге, и птицы ее склевали. Другая упала на камни, и семена тут же взошли, но погибли из-за слабого корня. Несколько зерен попали в терновый куст, который потом заглушил рост семени. И еще одна часть упала в хорошую удобренную почву, и принесла многократные плоды. Притча объяснялась тем, что сеятель — это сам Бог, семя — Его слово, а поле — народ.

Читайте также:  Презентация на тему «»осень» николай карамзин». Анализ стихотворения осень карамзина

Прозрение

Размышляя над своей судьбой и подытоживая творчество, Пушкин пишет «Свободы сеятель пустынный» — стих, в котором он пытается донести до народа и общества мысли о свободе и желании поменять уклад своей прозябающей нищенской жизни. Но они не прислушались к призывам поэта и стали для него тем стадом, которому не нужны были дары свободы. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Пушкин создал в период прозрения, когда понял, что напрасно тратил свои силы и время — бедные люди готовы довольствоваться малым, а богатые будут манипулировать ими в свою угоду.

Поэт возмущен, но понимает, что не в силах изменить менталитет русского народа, заключавшийся в терпении и смирении. Именно эту мысль хочет выразить Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Анализируя дальше жизнь Пушкина, стоит отметить, что пройдет еще какое-то время, и его революционные взгляды изменятся. Он помудреет и немного остепенится, но жаль, что судьба отвела на спокойную и счастливую семейную жизнь поэта очень мало времени.

Используемые источники:

  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-svobody-seyatel-pustynnyj-po-planu/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-svobody-seyatel-pustynnyj-a-s-pushkin/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/svobody-seyatel-pustynnyy.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/svobody-seyatel-pustynnyj-pushkin/
  • https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/seyatelyam-analiz.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт