Анна Павловна и её салон в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Меню статьи:

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Прототип образа

В процессе написания романа Толстой значительно трансформировал образ Анны Павловны Шерер. По первоначальной задумке, роль Анны Павловны должна была выполнять некая фрейлина Аннета Д., она должна была быть милой дамой.

Vojna-i-mir-Roman-Tolstogo.jpg

Краткая характеристика личности

Анна Павловна Шерер была 40-летней незамужней дворянкой. В былые времена она принадлежала к фрейлинам императрицы Марии Федоровны. Анна Павловна расценивает свою деятельность в рамках светского салона как значимую и относится к ней соответствующе – Шерер постоянно выискивает необычных, интересных персонажей для своих званых вечеров, поэтому в большинстве случаев гости не скучают в ее салоне. Ей важно поддерживать свой авторитет.

Анна Павловна – довольно приятная женщина, она обладает исключительной воспитанностью и превосходными манерами.

Однако не все в образе Анны Павловны так прекрасно – она по своей сути довольно коварная женщина, а также сводница.

Дорогие читатели! Предлагаем посмотреть, как проходил жизненный путь Пьера Безухова, описанный в романе Л. Толстого “Война и мир”.

Встречи в салоне Анны Павловны Шерер

Июнь 1805 года

На званом вечере у Анны Павловны Шерер собираются различные гости. Первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка как обычно расспрашивает гостя о его здоровье и делах. Затем разговор заходит о детях Курагина. Князь Василий считает, что дети – это его крест. Анна Павловна поддерживает гостя и советует ему женить Анатоля, к примеру, на Мари Болконской и обещает переговорить с Лизой – женой князя Андрея Болконского на этот счет.

Vojna-i-mir-Tolstoj-Geroi..jpg

Затем появляются и другие гости – маленькая княгиня Болконская с мужем, Ипполит Курагин, аббат Морио, Моттемар, Анна Михайловна и Борис Друбецкие.

Среди гостей появляется непривлекательная фигура Пьера Безухова – внебрачного сына Кирилла Безухова. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию.

Для Пьера этот выход был волнительным – он в предвкушении предстоящего события и боится себя зарекомендовать плохо.

В обществе Пьер старается принимать участие в «ученых» разговорах. Его смелые высказывания и дискуссии заставляют Анну Павловну нервничать – ведь она, как талантливый паук, сплела паутину для своих гостей и побаивается, что вольности Безухова могут навредить ее салону и подпортить его репутацию. Вскоре Шерер находит выход – она просит Андрея Болконского отвлечь Пьера.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Начало 1806 года

Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных. К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение. Такое отношение невероятно льстит Безухову.

Конец 1806 года

На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей.

На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна.

Июль 1812 года

После удачного бракосочетания Елены Курагиной с Пьером Безуховым у Анны Павловны появляется конкурент на поприще светской жизни – молодая Безухова также активно ведет светскую жизнь и организовывает свой салон.

Август 1812 года

Таким образом, Анна Павловна – женщина, которая умеет удачно играть на два фронта и притворяться милой и радушной. В салоне Анны Павловны обсуждаются злободневные вопросы, а яркие личности, приглашенные в ее салон, только подогревают интерес социума.

Салон А.П. Шерер в «Войне и мире»

Роман Л. Толстого «Война и мир» начинается описанием званого вечера в салоне Анны Павловны Шерер. И это в некоторой степени символично, потому что салон выступает в качестве миниатюрной копии того общества, к которому принадлежат все без исключения главные герои произведения. Словно под микроскопом, писатель пристально рассматривает постоянных и случайных посетителей салона. Он прислушивается к их высказываниям, оценивает их настроение, угадывает их мысли и чувства, следит за их движениями, жестами, мимикой.

Приглашенные гости — это придворные, аристократы, военная и чиновничья знать. Все они хорошо и давно знают друг друга. Они собираются, мирно беседуют и обмениваются новостями. Но постепенно складывается убеждение, что внешняя доброжелательность, глубокомысленные разговоры — все фальшь и притворство. Перед нами «приличьем стянутые маски» расчетливых, эгоистичных, политически ограниченных, нравственно нечистоплотных, пустых и ничтожных, а иногда просто глупых и грубых людей.

В салоне существуют свои неписаные правила поведения. Тон и общую направленность пустых и бесполезных разговоров задает сама хозяйка — «известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны». В манерах, разговоре, деланном участии в судьбе каждого из гостей, мнимой чувствительности Анны Павловны более всего видны фальшь и притворство. Л. Толстой отмечает, что она «была преисполнена оживления и порывов», что «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

Словно подражая хозяйке салона, точно так же ведут себя и держатся ее гости. Они говорят, потому что следует сказать что-нибудь; они улыбаются, потому что в противном случае их сочтут неучтивыми; они выказывают мнимые чувства, потому что не хотят выглядеть равнодушными и эгоистичными.

Но вскоре мы начинаем понимать, что настоящая сущность посетителей салона — как раз обратная характеристика. В действительности одни из них приезжают сюда, чтобы покрасоваться на людях в своих нарядах, другие — послушать светские сплетни, третьи (как княжна Друбецкая) — удачно пристроить на службу сына, четвертые — завести нужные знакомства для продвижения по служебной лестнице. Ведь «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез».

Каждого нового гостя Анна Павловна «весьма серьезно подводила к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты», которую она называла mа tante — моя тетушка, называла по имени, «медленно переводя глаза с гостя на mа tante, и потом отходила». Отдавая дань лицемерию светского общества, «все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ма tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней».

Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна Павловна». Анна Павловна, «как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход» [20].

Л. Толстой совсем не случайно сравнивает салон Шерер с прядильной мастерской. Это сравнение очень точно передает истинную атмосферу «правильно устроенного» общества. Мастерская — это механизмы. А свойство механизмов — выполнение определенной, изначально заданной функции. Механизмы не умеют мыслить и чувствовать. Они всего лишь бездушные исполнители чужой воли. Такими же механизмами является значительная часть гостей салона [21].

Содержание:

Характеристика персонажа

Анна Павловна была не замужем и бездетна. Она происходила из дворянского рода. На момент начала повествования ей было 40 лет. Ранее героиня была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Анна Шерер близка с семейством Курагиных. Анна Шерер считает, что организация ее салона очень важна и относится к ней весьма ответственно. Она постоянно ищет новых интересных людей, которые бы выделялись чем-нибудь необычным, и приглашает их к себе, чтобы гостям не было скучно. В этом проявляется определенный цинизм, так как она рассматривает людей подобно новому угощению для своих посетителей.

Важно! Для этой женщины очень важно поддерживать свой авторитет, который она зарабатывала долгие годы.

Анна Шерер имеет определенное влияние в обществе и любит участвовать в интригах. Она выстраивает отношения других людей так, как ей это выгодно в данный момент. Рис. 1. Актриса Ангелина Степанова в образе Анны Павловны Шерер. Фильм «Война и мир». 1965 год</figcaption>Эта героиня — приятная женщина, хорошо воспитана и отличается превосходными манерами. Она хорошо образована, но не отличается умом. Но это далеко не все ее качества. По ходу развития событий читатель видит, что иногда Анна Павловна может быть весьма коварной, к тому же, ей нравится роль сводницы. Она прекрасно держит свою маску дружелюбия и ее гости поддерживают эту игру, даже когда за ней скрывается вранье и злословие.

Важно! В романе ей по моральным качествам противопоставляется княгиня Ростова.

Во время военных действий в ее салоне собираются исключительно патриоты. Анна умело сводит все разговоры о битвах к другой теме, чтобы, обсудив беды, гости не переживали из-за последствий.

Встречи в салоне Шерер

Летом 1805 года в салоне появляется Пьер Безухов. Это его первый выход в свет, он нервничал, а потому говорил многие “неудобные” вещи, которые заставляли хозяйку заметно нервничать. Она просит Болконского отвлечь гостя и радуется, когда тот уходит. В 1806 году герои романа опять собираются в салоне. В этот раз Анна Павловна делает вечер интересным за счет немецкого дипломата, который прибыл в Россию. На этот момент Пьер уже получил наследство и стал человеком, достойным почтения. Шерер, как обычно, сводит людей группами “по интересам” и успевает обойти всех. Тогда же она сводит Пьера с Элен Курагиной. Рис. 2. Салон Анны Павловны Шерер. Художник А. Николаев</figcaption>Вечера Анна Шерер устраивает регулярно, вне зависимости от политической ситуации. Также читатель оказывается в салоне Шерер во время Бородинского сражения. Она все так же принимает гостей и поддерживает “патриотический” настрой. В салоне читают письмо патриарха, обсуждают положение страны, битву. Толстой описывает этот вечер, подчеркивая, что, несмотря на ужасные события, здесь ничего не изменилось — люди все так же ведут светские беседы, не приступая к действиям. Лев Толстой создал яркий второстепенный персонаж. Анна Павловна Шерер не является главной героиней, но она имеет влияния на события, происходящие в обществе. Эта женщина кажется милой и радушной хозяйкой, но всегда поступает в соответствии со своими интересами. Она старательно занимается своим делом, поддерживая увлеченность гостей и создавая встречи, которые обсуждаются месяцами.Чтобы лучше представить себе, как происходили эти встречи и как организовала деятельность своего салона Анна Павловна Шерер, посмотрите видео с отрывком из экранизации.

Еще материалы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»:

  • Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — анализ эпизода
  • Князь Андрей Болконский — характеристика персонажа
  • Образ Наташи Ростовой
  • «Пьер в плену» — анализ эпизода
  • Тема добра и зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Василий Денисов — характеристика и образ героя в романе
  • Пейзаж в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» — роль природы в произведении
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов — характеристика героев
  • Дуэль Пьера Безухова и Федора Долохова в романе
  • Тема семьи в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Анатоль Курагин — характеристика князя
  • Княжна Элен Курагина — характеристика героини романа
  • Андрей Болконский и Пьер Безухов — духовные искания героев
  • Описание дуба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Характеристика Николая Ростова в романе
  • Главные герои «Война и мир» — характеристика мужских и женских образов
  • Шенграбенское сражение в романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» 

Тест для закрепления материала

  1. 1Анна Шерер владела:
    • <label>Салоном</label>
    • <label>Кондитерской</label>
    • <label>Игорным домом</label>

    Вопрос 1 из 7

  2. 2В начале повествования Анна Шерер была женщиной:
    • <label>Молодой</label>
    • <label>Старой</label>
    • <label>Лет 40-ка</label>

    Вопрос 2 из 7

  3. 3Анна Павловна Шерер была:
    • <label>Вдовой</label>
    • <label>Замужем</label>
    • <label>Не замужем</label>

    Вопрос 3 из 7

  4. 4Героиня держит салон, так как считает его:
    • <label>Своим развлечением</label>
    • <label>Своим главным делом жизни</label>
    • <label>Средством заработка</label>

    Вопрос 4 из 7

  5. 5Что делает Анна Шерер, чтобы привлечь гостей?
    • <label>Готовит изумительные закуски</label>
    • <label>Устраивает танцы</label>
    • <label>Приглашает интересных необычных гостей</label>

    Вопрос 5 из 7

  6. 6Как отнеслась Анна Шерер к Пьеру Безухову в его первый визит?
    • <label>Сочла его разговоры неуместными</label>
    • <label>Была очарована</label>
    • <label>Он ей не понравился</label>

    Вопрос 6 из 7

  7. 7Об Анне Павловне можно сказать, что она была женщиной:
    • <label>Энергичной и предприимчивой</label>
    • <label>Глупой</label>
    • <label>Неразборчивой</label>

    Вопрос 7 из 7

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Анна Павловна и её салон играют очень важную роль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», именно здесь начинают развиваться события. В образы гостей салона писатель вложил все черты, характерные аристократам 19 века, именно такие люди и составляли основу светского общества того времени.

Анна Павловна Шерер была приближенной фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, поэтому была в курсе всех политических и культурных новостей государства. Собирание и распространение сплетен было неотъемлемой частью жизни сорокалетней незамужней женщины. Великосветский салон был смыслом всей жизни Анны Павловны, он имел огромную популярность в Петербурге, не посетить это место было признаком дурного тона для представителя светского общества. Здесь вершились судьбы, решались дела, обсуждались самые свежие новости, зарождались интриги и пересуды. Все слова и поступки фрейлины были неискренними, она никогда не заботилась о чувствах других людей, её интересовали только захватывающие события и пикантные подробности. Руководство салоном было для Анны Павловны одновременно и работой и любимым развлечением, всё свое время она посвящала только ему, жила от вечера к вечеру.

Лев Николаевич Толстой сравнивает Анну Шерер с хозяйкой прядильной мастерской, проводя аналогию между разговорами её гостей и шумом запущенных веретен. Таким образом, он хотел подчеркнуть автоматизм всего происходящего, словно все действуют по одному сценарию изо дня в день. В гостях Анны Павловны отсутствовали такие качества как искренность, отзывчивость, доброта, все их поступки совершались только в соответствии с нормами приличия, а не от чистого сердца. За внешней мишурой добропорядочности и пристойности скрывалось всё лицемерие и притворство светского общества России 19 века.

Анна Павловна Шерер обладала всеми качествами, необходимыми для управления светским салоном. Она была милой, очаровательной, ловкой, деликатной, обладала аристократическим чувством юмора и быстрым умом. Для успешного ведения дел и процветания салона, Анна Павловна перестала быть самой собой и подстраивалась под посетителей, стараясь им во всём угодить. Ради успеха она готова стать тем, кого хотят видеть окружающие, забыв про то, кем является на самом деле. Придворная дама выглядит благовоспитанной, но это всё напускное, только, для того чтобы произвести нужный эффект на публику. Даже её высокая патриотичность, заключающаяся в переживаниях за судьбу родного государства, оказывается фальшивой и наигранной. Это становится ясным, когда России действительно стала грозить опасность. Анна Павловна – это истинное лицо придворного аристократического общества того времени.

В салоне действовали определённые законы, которым беспрекословно подчинялись все его постоянные посетители. Здесь нельзя было выражать собственное мнение и вести искренние беседы, любое отхождение от шаблонного поведения не принималось и сурово каралось. Находясь в великосветском обществе, было принято выражаться на французском языке, родная речь была предназначена для простого народа. Это ещё один фактор разделяющий знать и обычных людей. Следить за соблюдением установленных правил и было предназначением Анны Павловны, её основной задачей.  Представители высшего общества приходили в салон исключительно для сбора свежих новостей, сплетен, участия в интригах или их поддержания. Иногда на этих званых вечерах подавался десерт, в виде представления публике нового, до этого момента неизвестного, лица. Отношения к какой-либо персоне или событию определялось не внутренними ощущениями, а последними тенденциями в политике и моде. В описании гостей Анны Павловны автор особое внимание уделяет одежде, мастерски изображая всё её величие и роскошь, которая нужна лишь, для того чтобы прикрыть неприглядный внутренний мир аристократов, далёкий от душевной красоты.

Вхожее в салон общество можно разделить на три группы: главная, молодёжная и мужская. В главной группе центральным лицом была сама Анна Павловна и Мортемар, молодёжной группой руководила красавица Элен Курагина, а в мужском кружке всё внимание было сосредоточено на аббате. Главным гостем на описываемом в романе вечере был эмигрировавший виконт, его хозяйка салона представила гостям как редкостную диковинку, отыскать которую удалось только ей. 

Лев Николаевич Толстой противопоставил всему светскому обществу, собирающемуся в салоне Анны Павловны, двух персонажей – Андрея Болконского и Пьера Безухова. Подлинная натура хозяйки салона раскрывается в общении с ними. Род Болконских был давно уважаемым в высших кругах, из-за этого Анна Павловна общается с ним на должном уровне, несмотря на то, что Андрей лично ей не нравится. Выражение скуки не пропадало с его лица всё время нахождения в салоне, здешний порядок вещей был ему неинтересен и он не принимал положенного участия в сплетнях и интригах. Андрей Болконский был своим в этом светском обществе, но они для него – чужими. А вот Пьер ещё не занимал на тот момент почётного положения, поэтому не заслужил достойного приёма, а удостоился только лёгкого поклона Анны Павловны как представитель низшего класса. Хозяйка салона не стеснялась показать своё пренебрежение к незначительному дворянину и пристально следила за тем, чтобы он не нарушил привычный ход вещей. Отношение к Пьеру Безухову изменится только после того, как он разбогатеет, ведь деньги – это основное, что волнует представителей высшего общества.

Описание обычного светского вечера в начале романа является ключевым, потому как здесь завязываются практически все сюжетные линии, а беседы приближенных ко двору лиц передают политическую атмосферу России 1805 года. Именно здесь Пьер Безухов познакомился со своей будущей женой Элен, здесь принимается решение женитьбы Анатоля Курагина на Марье Волконской, здесь Андрей Болконский делится своим желанием идти на войну.

Лев Николаевич Толстой представил салон и его хозяйку в сатирическом освещении, во всем описании фрейлины сквозит авторская ирония. Писатель презирал образ жизни придворных аристократов, для которых имеют значение только блестящая карьера, удачное замужество, сплетни и интриги. Здесь всё пропитано притворством, ложью и лицемерием. Салон Анны Павловны Шерер можно назвать символом фальши и притворства всего светского общества России 19 века.

                                                                        

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет

Наташа, ее сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 лет.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 лет.

Сатин Актер }приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет.

Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой зоб Татарин }крючники

Несколько босяков без имен и речей.

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем, перед наковальней, сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.

Начало весны. Утро.

Барон разговаривает с Квашнёй, которая горит, что никогда замуж не пойдёт, что она свободная женщина, чтобы она себя «мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский…». Вступает в разговор Клещ, говоря, что Квашня обвенчается с Абрамкой.

Замечание Бубнова Сатину: «Ты чего хрюкаешь?» Ремарка: «Сатин рычит».

Бубнов отбирает книгу у Насти, со смехом читает название книги, которую та читала: «Роковая любовь».

Квашня обвиняет Клеща в жестоком отношении к жене: «Ты вон заездил жену-то до полусмерти…».

Анна больна, она просит всех не ругаться, не кричать: «..дайте хоть умереть спокойно!» В репликах персонажей безразличие к состоянию Анны.

Клещ: «Заныла!».

Бубнов: «Шум — смерти не помеха…».

Квашня поражается, как Анна столько лет с таким «злыднем» жила, называет её «терпеливицей», «нечистым духом». Она жалеет Анну, перед уходом на базар, где Квашня торгует пельменями, она оставляет поесть Анне «горяченьких», ведь «горячее-мягчит».

Сатин не может вспомнить, что его вера бил и за что. Актёр предполагает, что за игру в карты.

Начинается спор, кому убираться. Ни Актёр, ни Бубнов не хотят. Актёр говорит, что ему вредно дышат пылью, его «организм отравлен алкоголем».

Анна предлагает мужу поесть пельменей, ведь ей уже ни к чему.

Сатин произносит трудные слова: органон, сикамбр, микробиотика, транс-сцедентальный…, говорит, что ему надоели слова, которые он слышал тысячу раз. Он говорит: «Люблю непонятные, редкие слова… Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…». «Я был образованным человеком…»

Актёр вспоминает фразу их «Гамлета»: «Слова, слова, слова!» Он говорит, что играл когда-то в пьесе могильщика. «Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..» — произносит он, ударяя себя в грудь.

В разговоре с Сатиным Бубнов говорит, что был когда-то скорняком. Думал,что руки от  краски не сотрутся никогда. А вот стёрлись, сейчас просто грязные. «Выходит — снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!»

Актёр считает: «Образование — чепуха, главное — талант.» «А талант — это вера в себя, в свою силу…»

Но его никто не слушает, Сатин прости у Бубнова пятак.

Анне душно, она просит мужу приоткрыть дверь. На слова Бубнова выполнить просьбу жены Клещ говорит: «Ты сидишь на нарах, а я — на полу… пусти меня на свое место, да и отворяй… а я и без того простужен…»

Актёр помогает Анне выи в сени подышать воздухом.

Входит Костылёв, подозрительно осматривает ночлежку, прислушивается, что делается в комнате Пепла. Спрашивает у Клеща, не была ли здесь его жена.

Он обвиняет Клеща, что из-за него Анна «зачахла» совсем. Входит Актёр, Костылёв называет его «добрым», что на том свете ему зачтётся. На что Актёр просит на этом свете зачесть, сократить плату. На что Костылёв горит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ». Говорит красиво, а сам далеко не добр к ночлежникам, а что Актёр называет его «шельмой». Хотя Костылёв и говорит так: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…».

Костылёв достучался до Пепла, убедился, что у тог нет его жены, ушёл.

Сатин говорит, что любит воров, на что Клещ отвечает, что ворам деньги легко достаются.

Размышления Сатина о деньгах и работе: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

Пепел, обращаясь к Клещу, спрашивает того, почему тот всё «скрипит», ведь живут же люди без работы.

Слова Клеща: «Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…». Он возмущается, что люди живут без чести, без совести. На что Пепел говорит: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…» Его же слова : «Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».

Входит Наташа. Представляет нового постояльца – Луку. Он говорит о своём отношении к людям: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то.» «Старику — где тепло, там и родина..».

Пепел называет Луку «знатным старичишкой». Он же говорит о том, что жалеет Наташу, плохо ей здесь.

Пепел предлагает Барону встать на четвереньки и залаять, тогда тот угостит его водкой. «Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал».

Барон спрашивает Луку, кто он такой, тот отвечает, что «странник». «Все мы на земле странники… Говорят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница».

Пепел и Барон уходят в трактир. На слова Бубнова о бароне, что в том ещё сохранились барские замашки, Лука говорит: «…барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…».

Входит Алёшка с гармонью, песни поёт. Его только что выпустили их полицейского участка. Он говорит о себе: «А я такой человек, что… ничего не желаю!».

Входит Василиса, выгоняет Алёшку. Неласково она встретила и Луку. Она ругается. Что не было уборки, спрашивает, не видели ли Пепел. Бубнов говорит о ней: «Сколько в ней зверства, в бабе этой!»

Настя говорит, что уйдёт отсюда, что она лишняя здесь, на что Бубнов ответил: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…».

Лука вводит Анну, говорит о человеке: «Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…».

Слышен шум, это Василиса бьёт Наташу.

Анна называет Луку «ласковым, мягким». «Мяли много, оттого и мягок…», — говорит тот.

Продолжение следует.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

Используемые источники:

  • https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-anna-sherer.html
  • https://studbooks.net/764022/literatura/salon_sherer_voyne_mire
  • https://nauka.club/literatura/anna-pavlovna-sherer.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/anna-pavlovna-i-eyo-salon-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj.html
  • http://literatura-ege.ru/л-н-толстой-война-и-мир-эпизод-сало/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт