Что такое тема стихотворения, или Как не заблудиться в скрытых смыслах?

Опубликовано 18.06.2015 — 6:11 —

План анализа стихотворения

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngplan_analiza_stihotvoreniya.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

Б) Идея

В) Настроение

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения.

6. Поэтическая лексика.

7. Стилистические фигуры:

8. Поэтическая фонетика:

9. Образ лирического героя, авторское «Я».

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-27270.jpgПлан анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях…

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения…

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  …

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения…

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…

  • Мне нравится

 

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— бытовую, повседневную

— литературную, книжную

— публицистическую

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— сам автор

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2.История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Читайте также:  Разное, Три поколения в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4.Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5.Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6.Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7.Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8.Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Читайте также:  Краткое содержание книги Шибалково семя, автор Михаил Шолохов

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9.Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

План разбора лирического стихотворения (произведения)

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Заинская СОШ№2» Заинского муниципального района Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА – торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ – проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ – отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА – тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ – небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА – свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие – аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок – «Анна Каренина»
  4. Заголовок –символ – «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования – «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок – оксюморон (совмещение несовместимого) – «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция – «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие – антитеза (союзные и бессоюзные) – «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня – крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение – «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие – «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие – «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие – «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место – Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

Читайте также:  Краткая биография Иоганна Вольфганга Гете: человек, который успел все

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: — развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

Используя сравнения, автор сопоставляет предметы и явления, находя между ними сходные черты. Один предмет как бы поясняется другим. Таким образом, ярко проявляются те черты, которые автор желает выделить.

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой – высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил») Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка психология: герои Достоевского)

3. Литота – преуменьшение – (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза – служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально – стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа – недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

7. Эпитет. С помощью эпитета автор выражает свое отношение к предмету или явлению и помогает создать живой яркий образ.

  • синэстетические (Розовый запах шалфея );
  • постоянные (фольклорные) – добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные – веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) – Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна – молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива – эмблема мира, перчатка – вызов ссоры.

10. Повтор – необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора – единоначатие) – Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора – (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) – горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) – мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю природы.

12. Градация Не час, не день, не год пройдет Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть – тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность. Что ищет он в стране далекой – Что он ищет в далекой стране – т.е. порядок слов.

15. Эллипсис – пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение. Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы. Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо — тоника.

Размер – ямб – (2,4,6,8,10) — хорей (1,3,5,7,9) — дактиль (1,4,7,10,13) — амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование — анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет – хорей – 1,3,5,7 – четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье – 2,4,8 – четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, — 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

Читайте также:  Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина

В) РИФМА.

Мужская — ударение падает на последний слог последнего слова. Женская – предпоследний слог последнего слова. Дактирическая – третий слог с конца. Гибердактирическая – 4 слог с конца.

Рифма бывает: Точная далекой – родной Неточная – далекий – родной Богатая — гребя – гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный) Бедная – гребя – дитя Грамматическая (части речи). Неграмматическая Г) СПОСОБ РИФМОВКИ — парный; — перекрестный; — кольцевой н/р: одинокий голубой далекой перекрестная родной Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации. Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ – (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

План анализа

Безусловно, разные учебные заведения и разные педагоги могут предъявлять немного отличающиеся друг от друга требования по анализу, однако примерный план таков:

  • Автор, название и история создания произведения.
  • Анализ формы стихотворения.
  • Какой используется размер стиха?
  • Какие используются рифмы?
  • Какова структура (количество и расположение строф и строк) стихотворения?
  • Какие литературные приемы, художественно-выразительные средства (тропы) используются в произведении?
  • Каковы жанр (форма) стихотворения и его литературное направление?
  • Анализ содержания стихотворения.
  • Какое значение имеет название произведения?
  • От какого лица идет повествование? Кто он, лирический герой?
  • Каковы тема, идея и основная мысль произведения?
  • Есть ли в тексте незнакомые слова или выражения? Что они означают?
  • Каков общий тон стихотворения? Какими эмоциями оно пропитано?
  • Каков его сюжет? О чём оно?
  • Есть ли в тексте какие-то закономерности и повторения слов, фраз, идей?
  • Ваше личное субъективное мнение о стихотворении: понравилось или нет? И почему?

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2.История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4.Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5.Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6.Образ лирического героя.Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8.Ритм, рифма, стихотворный размер.Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9.Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10.Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Смотри также: 

27.12.2019

Анализировать стихотворение нужно с позиции эмоционального восприятия, темы, сюжета, времени написания, места в творчестве автора. Анализ лучше проводить по плану:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения:         — пейзаж;         — общественно-политическая;         — любовная/интимная;         — философская.

         Сюжет:         — есть сюжет: образы событий (…каких именно…);         — без сюжета: образы чувств (…).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:Какую лексику использует автор:— бытовую, повседневную— литературную, книжную— публицистическую— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.Необходимо:— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм.         Размер:         акцентный стих;         _ _’ _ амфибрахий;         _ _ _’ анапест;         верлибр (свободный или белый стих);         ‘_ _ _ дактиль;         дольник;         ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;         _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма:         аабб — парная;         абаб — перекрёстная;         абба — кольцевая.         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;— определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:         — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;         — гипербола — художественное преувеличение;         — ирония — скрытая насмешка;         — литота — художественное преуменьшение;         — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;         — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;         — паралеллизм;         — сравнение;         — эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)— антитеза/противопоставление;— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;— повторы/рефрен;— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.— аллитерация — повторение одинаковых согласных;— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;— ассонанс — повторение гласных;— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».— сам автор,— рассказ от лица персонажа,— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

12. Мое восприятие этого стихотворения.

13. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Естьли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

  6425 27.12.2019

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/06/18/plan-analiza-stihotvoreniya
  • http://express-externat.spb.ru/extern/51-2009-12-19-19-55-52/101-2009-12-09-22-37-25
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/harakteristika-stihotvoreniya.html
  • https://bingoschool.ru/blog/205/
  • https://my-infant.com/ru-ru/home/interestingarticles/plananalizastixotvoreniyapoliterature

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт