Характеристика Софьи Фамусовой, образ, описание (София Павловна Фамусова)

illjustracija-Gore-ot-uma-Sofja-N-Kuzmin.jpg

Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума» 

Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума», образ, описание (Софья Павловна Фамусова)

Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:

«…Софья Павловна, дочь его…» (цитата из списка действуюших лиц)

Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:

«…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…» (цитата из списка действуюших лиц) 

Возраст Софьи Фамусовой — 17 лет:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:

«В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)

«Кто беден, тот тебе не пара…» (Фамусов о дочери, действие I явление 4)

Она является хорошенькой, прелестной девушкой:

«Да-с, а теперь, 

В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, 

Неподражаемо, и это вам известно…» (Чацкий о Софье, действие I явление 7)

«Как Софья Павловна у вас похорошела!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

«Как хороша!..» (Чацкий о Софье, действие I явление 9)

Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:

«Мать умерла: умел я принанять 

В мадам Розье вторую мать. 

Старушку-золото в надзор к тебе приставил: 

Умна была, нрав тихий, редких правил.» (Фамусов о Софье, действие I явление 4)

Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:

«Уж об твоём ли не радели 

Об воспитаньи! с колыбели!..» (Фамусов, действие I явление 4)

«Дались нам эти языки!

Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, 

Чтоб наших дочерей всему учить, всему —

И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! 

Как будто в жёны их готовим скоморохам.» (Фамусов, действие I явление 4)

Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:

«…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, 

Забылись музыкой, и время шло так плавно…» (действие I явление 5)

«…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…» (слова автора, действие I явление 1) 

«То флейта слышится, то будто фортопьяно; 

Для Софьи слишком было б рано??.» (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)

У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:

«Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему…» (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1)

Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):

«Всё по-французски, вслух, читает запершись…» (Лиза о Софье, действие I явление 2)

Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«Ей всё равно, другой ли, я ли, 

Никем по совести она не дорожит…» (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)

Она называет себя решительной девушкой:

«…Молчите, я на всё решусь…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

«…Я криком разбужу всех в доме 

И погублю себя и вас…» (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)

«Вы знаете, что я собой не дорожу…» (Софья о себе, действие IV явление 12)

Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:

«Однако о себе скажу,

Что не труслива. Так бывает,

Карета свалится, — подымут: я опять

Готова сызнова скакать;

Но всё малейшее в других меня пугает…»(Софья о себе, действие II явление 9) 

Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:

«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; 

Привычка вместе быть день каждый неразлучно 

Связала детскою нас дружбой…» (Софья, действие I явление 5)

Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:

«…Я очень ветрено, быть может, поступила, 

И знаю, и винюсь; но где же изменила?..» (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)

«…Любила Чацкого когда-то, 

Меня разлюбит, как его…» (слова Молчалина, действие IV явление 12) 

«…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! 

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..» (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)

Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:

«…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 

Которые во мне ни даль не охладила, 

Ни развлечения, ни перемена мест. 

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)

Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:

«…И всё-таки я вас без памяти люблю…» (действие I явление VII)

Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе. В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:

«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:

«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (действие IV явление 12) 

«Не продолжайте, я виню себя кругом. 

Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь «страмницей» и «бесстыдницей» и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

«Дочь, Софья Павловна! страмница! 

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, 

Как мать ее, покойница жена. 

Бывало я с дражайшей половиной 

Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!» (Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

«Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. 

Подалее от этих хватов, 

В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…» (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)  

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  

Критика о Софье в комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Софье:

«…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости. <…> …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее. 

И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… <…>

«…Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)

Н. И. Надеждин о Софье:

«…Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием. 

Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину… <…> 

В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.) 

Е. Цимбаева о Софье:

«Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ. На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… <…> …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой. Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. 

Это, конечно… проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме. <…> 

В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа. 

Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью. <…> 

Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»Скачать:

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…». Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Крылатые выражения

История создания комедии

Добавить в избранное

Характеристика Софьи («Горе от ума») необходима для полного раскрытия образа Чацкого. А. С. Грибоедов демонстрирует противоречивость образа Софьи, показывая и общие, и различные черты с фамусовским обществом.

Положение в обществе

Фамусова Софья Павловна занимает высокое положение в обществе, так как ее отец является знаменитым московским чиновником, принимающим в свой дом многих известных лиц. В свои семнадцать лет Софья владеет большими богатствами, поэтому отец ей сулит богатого жениха. Фамусов против тех, кто беден, так как они не пара Софье.

Софья и Чацкий

Противоречивое описание Софьи в «Горе от ума» позволяет наиболее точно рассмотреть образ центрального персонажа комедии А. С. Грибоедова.

Когда Чацкий после долгих лет встречает Софью, он говорит ей, насколько она похорошела. В ходе повествования читатель узнает о том, что Чацкий влюблен в Софью, и одной из причин возвращения главного героя на Родину была встреча с возлюбленной.

Чацкий влюбляется в героиню в своем детстве. Только после общения с ней в сознательном возрасте он понимает, насколько она изменилась. Между героями огромная пропасть: Чацкий принадлежит к «веку нынешнему», а Софья находится рядом с представителями «века минувшего».

Внутренние качества

Мать девушки умерла, поэтому воспитанием и образованием занимался отец, не признававший силу и цель знаний. Отсутствие материнской любви поспособствовало тому, что Софья стремится обрести любовь. Романтические отношения для нее – мечта. Девушка любит читать книги, в которых она находит истории любви, к которым и стремится в реальной жизни. Поэтому она так легко подвергается чарам Молчалина, который пользуется любовными связями ради положения в обществе.

Софья не умеет разбираться в людях. В своем возлюбленном она не смогла разглядеть подлеца, а в образованном и умном Чацком она увидела сумасшедшего человека. Именно Софья распускает слух о том, что Чацкий сошел с ума.

Софья в произведении А. С. Грибоедова имеет противоречивую характеристику: она стремится к образованию, она старается не зависеть от общественного мнения. Однако воспитание приближает героиню к фамусовскому обществу.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Софьи в «Горе от ума»», рассмотрит противоречивый образ героини комедии А. С. Грибоедова, раскрывая ее внутренние черты, а также взаимоотношения с фамусовским обществом и Чацким.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)Содержание:

rol_sofi_komedii_gore_uma.jpg

Краткое содержание

После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.

Начало действия

События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:

  • Павел Афанасьевич Фамусов — хозяин дома.
  • Его дочь Софья.
  • Бедный секретарь Алексей Молчалин, который служит у Фамусова.

Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.

В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.

Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.

Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.

Развязка пьесы

Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.

Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.

Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».

Характеристика образа

Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.

Черты характера

Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.

О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:

  • бывает на балах;
  • зачитывается французскими романами.

Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.

Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.

Отношение к другим персонажам

Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.

Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.

Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.

Оценка критиков

Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.

Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:

  • Б. Голлер увидел в поступке Софьи, принимающей Молчалина ночью в своей спальне, вызов ханжеству и лицемерию общества. Для такого поведения была нужна большая смелость, ведь, нарушая моральные запреты, девушка могла быть отвергнута светом.
  • Н. Пиксанов отмечает, что Софья слишком рациональна в своих чувствах, выбирая объект любви не столько сердцем, сколько разумом.
  • Н. Надежин полагал, что Софья, выросшая в фамусовской среде, никак не могла быть девушкой романтической.

Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.

В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.

Любовь главной героини

Хотя критики и считают Софью Фамусову виновницей изгнания Чацкого из московского света, но такому ее поведению должны быть причины. Они не следуют из комедии явственно, однако на эту тему можно сделать некоторые предположения. Семнадцатилетняя девушка в пьесе таковой не ощущается — ее поведение и речевой словарный запас не очень соответствуют юной девушке на выданье. Сейчас героиня состоит в тайных отношениях с Молчалиным, которого любить весьма удобно.

Но важнее то, как развивалось ее первое чувство. На момент отъезда Чацкого Софье было четырнадцать, и остается загадкой, любила ли девушка друга детства. Можно предположить — так оно и было, раз Александр возвращается с уверенностью, что она верно ждет его. Но ведь прошло три года, за которые главный герой и строчки не написал любимой, ей приходилось узнавать о нем от знакомых. Можно только предполагать, как трудно было впервые влюбленной девушке переживать разлуку.

Софья могла почувствовать себя брошенной, а тоска и тревога за близкого человека со временем переросли в обиду. И если разобраться, то причины нынешней холодности героини вызваны поступками Чацкого в том числе. Тем временем рядом оказался человек тихий и удобный — Молчалин, в котором была уверенность, что он никуда не уедет, бросив все, и не оставит Софью в несчастии. Героиня перестала страдать по Чацкому и отдала свою любовь другому, не замечая, насколько мелок и ничтожен Молчалин, совсем недостойный такого чувства.

Софья не хочет возвращаться к прежним отношениям, чтобы снова не испытывать терзания, а настойчивость вернувшегося Чацкого ее только раздражает. Главный герой показывает себя не с лучшей стороны, когда забрасывает девушку обвинениями сразу же после пережитого ей потрясения и прозрения в отношении Молчалина.

Возможно, пьеса А. Грибоедова — это не сочинение о великой любви, но в ней изображен один из самых драматичных женских образов русской драматургии.

Статьи по теме: 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума» 

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Меню статьи:

Gore-ot-uma.-A.-S.-Griboedov.jpg

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Gore-ot-uma-A.-Griboedov.-e1534440688561.jpg

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой  героев комедии “Горе от ума” в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник. Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

A.-S.-Griboedov-Goreot-uma.-e1534440803573.jpg

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать последний монолог Чацкого “Не образумлюсь” в комедии “Горе от ума” Грибоедова

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И. Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая. С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества. Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-sofja-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1176-harakteristika-sofi-gore-ot-uma.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/harakteristika-sofi.html
  • https://nauka.club/literatura/obraz-sofi-famusovoy.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-sofya-famusova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт