«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», анализ романа Сервантеса

Автор: · 13.12.2017

«Дон Кихот» Сервантеса относится к произведениям, определяющим мировую литературу. Название романа на слуху даже у людей, далеких от чтения, что говорит о значимости этого текста. На первый взгляд произведение походит скорее на приключенческий роман, чем на сочинение мирового масштаба, однако раз оно столь значимо для всего человечества, в нем определённо есть потаенные смыслы, которые следует найти.

История создания

Сервантес написал данный роман в последнее десятилетие своей жизни. Сочинял автор и до этого, но то был труд ради безбедного существования, которое у творца случалось редко. Его ранние сочинения — это драматические произведения и новеллы, в центре которых были назидательные идеи. Обеспокоенный упадком общества и человеческих ценностей он отражал свои беспокойства в литературе. «Дон Кихот» же стал тем произведением, где все эти идеи обрели наиболее полную и законченную форму.

Известно, что Сервантес состоял на военной службе и принимал участие в сражениях, о чем его государство очень быстро забыло. Доживающий свою жизнь в нищете, но умудренный опытом и повидавший многое скиталец, собрав весь свой потенциал, издал первую часть романа в 1605 году. Произведение показалось читателю настолько интересным, что некий автор решил написать продолжение. Это побудило Сервантеса закончить свое сочинение, и второй том увидел свет в 1615 году, незадолго до смерти гения.

Суть

Популярность первого тома романа еще при жизни автора объяснялась приключенческой основой текста и его новизной. Сочинение Сервантеса весьма разнообразило жанр. Но если тогдашняя популярность могла быть обязана жанровой необычности и множеству невероятных приключений героев, то интерес к «Дон Кихоту» спустя 400 лет обязан более глубинным смыслам произведения. Оно имеет множество функций и особенностей.

Так как произведение во многом политическое, Сервантес был вынужден писать осторожно. Автор настолько хорошо спрятал многие задуманные им смыслы, что сегодня некоторые из читателей не понимают гениальности этого сочинения и считают его не более, чем хорошим приключенческим романом. Основная цель писателя — борьба против двух крайностей — против феодального засилья (старый мир) и против небывалой прежде жажды наживы (новый, буржуазный мир). По сути обе проблемы от невоздержанности человека, от его желания обогатиться за счет другого. Поэтому властные особы показаны скудно, и жизнь их ничем не примечательна. Жизнь же низших сословий — бедных крестьян и даже мелких разбойников — литератор описывает во всей ее полноте, нередко приукрашивая, ведь у них Сервантес видит тот бодрый человеческий дух, который так уважается им как гуманистом. Этот дух есть у главного героя. В нем, более того, есть и сам автор, который всю жизнь стремился делать мир лучше и быть полезным обществу, однако только и делал, что терпел неудачи.

Главные герои и их характеристика

  1. Дон Кихот — это одна из сторон личности идальго по имени Алонсо Кехано. Последний лишь выбрал для своего «рыцарства» имя, которым и был назван роман. Дон Кихот занимает большую часть произведения, Алонсо же выступает лишь тогда, когда главный герой приходит в рассудок. Отважный и безрассудный рыцарь является человеком, который верит в идеал и стремиться изменить мир к лучшему. Своими целями в жизни он видит помощь слабым, защиту угнетенных и несвободных, улучшение общества. Несмотря на то, что все его старания несут только вред, он не замечает этого, так как идеал затмил ему рассудок. Автор сопереживает ему и с помощью преувеличения его «отрицания реальности» показывает в нем себя. Образ Дон Кихота является отражением такого типа человека из реальности. Люди с подобными взглядами и результатами действий встречались и будут встречаться в мире всегда, из-за чего данный образ сегодня называют вечным.
  2. Антагонистом Дон Кихота в романе является Санчо Панса. Если бедный идальго встал на стезю «рыцарства» добровольно, то крестьянин согласился ехать с героем с целью нажиться. Если Дон Кихот олицетворяет слепую веру, то Санчо более рационален и быстро понимает бессмысленность затей господина. Кроме данного серьезного различия, у персонажей есть и сходства. В некоторые моменты они оба бывают мудры. Например, в известном моменте, где Дон Кихот дает советы другу относительно правления островом.
  3. Одним из объектов мотивации Дон Кихота, а также его идеалом является Дульсинея Тобосская. В реальности, это крестьянка Альдонса Лоренсо, которую Дон Кихот видел всего раз, и которая не знает даже о существовании своего «рыцаря». Все свои подвиги он совершает в ее честь. Она – Прекрасная Дама, платоническая любовь к которой вдохновляет воина на подвиги. Этот типаж героини был популярен в средневековой литературе. Этот персонаж нужен с целью дополнения образа главного героя. Также автор с ее помощью показывает бескорыстность действий Дон Кихота. Крестьянка в роли благородной дамы сердца не только упрочила комический эффект произведения, но показала реальные воззрения писателя на социальное неравенство. Сервантес уравнивает сословия в правах, не делая различия между госпожой и простолюдинкой. Какая разница, если женщина действительно красива? В этом изящном перевоплощении выражается уже упомянутый гуманизм автора, который намного опередил свое время.

Темы

  • Основная тема романа — идеал. Автор, который сам некогда верил в значимость собственных поступков, теперь словно проводит тезис о том, что геройство — это скорее занятие глупое, чем благородное. Это демонстрируют комичные попытки Дон Кихота изменить мир к лучшему. Они приносят страдания как ему самому, так и тем, кому он хочет помочь. Однако полного разочарования Сервантес в своих нравственных установках не достиг. Потому стремления к хорошему автором одобряются, но читателю ясно, что это не совсем те стремления, что были у главного героя.
  • Следующая тема романа «Дон Кихот» — социально-политическая. Действие произведения происходит во времена встречи двух важнейших стадий развития цивилизации — феодализма и Нового времени. Сервантес выступает против феодализма с его абсурдным устройством, предрассудками и угнетением крупнейшего сословия. Но и новая система автора не радует, так как она также, как и старая подразумевает зависимость народа от порочности и самодурства власть имущих. Именно поэтому для него бедный крестьянин честнее и лучше, чем любой политический деятель.
  • Обе названные темы являются частями одной большой — темы назидания. Автор показывает читателю, что будет, если слепо верить своим установкам и подкреплять их действиями, идущими вразрез с разумным поведением. В тоже время без эталона и вдохновения человеку не обойтись. Для Сервантеса этим образцом является гуманистическое мировоззрение. Данное явление только приживалось в Испании времен жизни автора, поэтому идеи гуманизма он продвигает завуалированно. Они встречались в его предыдущих сочинениях, и в романе о Дон Кихоте обрели полную форму, иллюстрирующую все стороны жизни, где нужен гуманизм.

Проблематика

  • Основная проблема романа — соотношение идеального мира и мира материального. Идеальный мир — это мысли, начинания и цели Дон Кихота. Мир материальный — все то, с чем он действительно сталкивается на своем пути. Герой редко считается с законами действительности, а потому ему трудно оценивать пользу своих поступков, но для читателя данный контраст отчетливо виден.
  • Вторая важная проблема — это проблема несправедливого общественного устройства. Роман Сервантеса не имеет злободневного основания лишь на первый взгляд. На страницах двух обширных томов очень детально описывается мироустройство начала XVII века. Здесь встречаются персонажи различных сословий, интересов и видов занятий. При всей идеализации жизни крестьянина, автор является одним из немногих, кто так широко затронул проблему зависимости и угнетенности низшего сословия и феодального уклада жизни в целом.

Смысл

Изначально идея романа «Дон Кихот» была направлена на то, чтобы показать бессмысленность старого уклада жизни. Сюда можно отнести и феодализм с его нищетой и бесправием, и полную нелепых условностей рыцарскую культуру, которая привлекательна лишь на страницах романов, и предрассудки церковной идеологии, которая господствовала в Испании сильнее, чем где-либо. Данные вопросы тесно перекликались с политической тематикой, которая не могла не волновать Сервантеса. Это стало основой «Дон Кихота». Однако в процессе создания текста автор существенно обогатил первоначальный замысел, затронув философские аспекты человеческого бытия. Комичные ситуации вроде сражения с мельницей стали глубокими и трагичными метафорами и аллегориями нашей жизни, исполненной ненужной суеты и слепящей видимости в ущерб действительно значимому содержанию. Писатель изобразил зияющую бездну между мечтой и явью, которую каждый преодолевает по-своему, но все наши потуги со стороны смотрятся также смешно и нелепо, как странствия обедневшего идальго. Горькая усмешка кроется на страницах остроумной и жестокой книги, повествующей о жизненном пути всего человечества в образе одного чудака.

Если другой гений той же эпохи Франсуа Рабле, обличая схожие стороны жизни, вынужден был публиковаться анонимно, то Сервантес использовал приключенческую канву, которая хорошо скрывала весь его гнев и неприятие мироустройства его времен и времен, что долго длились и до него.

Значение

«Дон Кихот» был востребован еще при жизни автора. Это и побудило его к созданию второго тома, где он закончил историю о приключениях своего «рыцаря». На протяжении 400 лет интерес к роману не угасает. Дон Кихот, благодаря своей показательности, стал вечным образом, а роман из-за разнообразия жанровых и художественных особенностей стал мостом между романами старого и нового типов. Многие литературоведы даже утверждают, что в основе сюжета большинства современных книг лежит история о мечтательном идальго, обогащенная новыми деталями и перипетиями, но не изменившая своей сути.

Критика

Истолкование романа и интерпретация всех его глубинных смыслов, что мы сейчас кратко обозначили, в основном пришлось на XIX век. О контрасте образа Дон Кихота высказывались поэты и писатели романтизма, например, Шеллинг, Байрон и Вордсворт. И. С. Тургенев, анализируя в своей статье два вечных образа — Гамлета и Дон Кихота — назвал второго натурой деятельной и простой, а первого натурой глубокомысленной и пафосной, а В. Г. Белинский высказался о произведении Сервантеса, как о первом романе Нового времени. Выход книги он назвал началом эры нового искусства.

Так, благодаря активной деятельности исследователей и критиков сегодня мы имеем полное истолкование этого выдающегося произведения, и оно уже не кажется нам простым приключением, а предстает тем гениальным текстом, каким и задумывалось.

Автор: Илья Кузьмин

Роман «Дон Кихот» был написан испанским писателем Мигелем де Сервантесем Сааведра. В произведение повествуется о невероятных приключениях одноименного персонажа. Дон Кихот — странствующий рыцарь с искренними и честными намерениями. Однако на своём пути герой попадает в нелепые ситуации, из которых будет стараться найти выход.

Содержание

Смысл названия книги «Дон Кихот»

Произведение «Дон Кихот» рассказывает о герое, который шёл к своим идеалам. Внешний облик, материальное положение, статус не имели для него никакого значения. Почему же автор назвал свою книгу «Дон Кихот»? Это имя главного персонажа. Дон Кихот — многогранная интересная личность с чистыми помыслами. В нем сочетаются доброта, внутренняя сила и наивность. Несмотря на нелепость его подвигов, герой вызывает восхищение у читателей.

Смысл произведения «Дон Кихот»

Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами. Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными. События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.

У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот. Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка. Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.

В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается. Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его. Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.

Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы. Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения. У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.

Смысл финала произведения «Дон Кихот»

Произведение «Дон Кихот» имело оглушительный успех. Споры вокруг персонажей книги не утихают до сих пор. Роман принёс своему создателю мировую славу. Шуточные сцены переплетаются с глубокими осмысленными эпизодами. Несмотря на комичный образ, Дон Кихот борется за свободу каждого персонажа. Человечность, добродетель, открытость — то, что должно стоять на первом месте.

Кончина главного героя стала поучительной. Дон Кихот долго странствовал. Однако он вернулся к своему былому образу. Оглядевшись, посмотрев назад, персонаж с ужасом осознал, как сильно он заблуждался. С горечью и печалью Дон Кихот признался, что все произошедшее с ним было безумием. Ранее он словно находился в иллюзорном мире и внезапно попал в суровую реальность. Пелена спала с его глаз. Дон Кихот разочарован и подавлен. Он просит прощение за свои действия. Читателю симпатичен образ героя. Высокие идеалы, стремление помогать людям, желание добиться справедливости подкупают. Смысл финала произведения «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса заключается в том, чтобы каждый читатель понял, какие ценности являются истинными, а какие ложными.

Какова тема и основная мысль произведения «Дон Кихот» Вы узнаете в этой статье.

«Дон Кихот» тема и главная мысль

Тема. Путешествие Дон Кихота со своим оруженосцем Санчо Панса путями Испании с целью защиты бедных и обездоленных. Но помощь Дон Кихота только вредит в условиях тогдашней действительности.

Главная мысль. Автор показывает читателю, что будет, если слепо верить своим установкам и подкреплять их действиями, идущими вразрез с разумным поведением. В тоже время без эталона и вдохновения человеку не обойтись.

Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.

Дон Кихот — человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаясь с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат будет плачевным, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Человек, который не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как выглядит: ему важно лишь не отступать от своих представлений о добре, красоте, благородстве. Это рыцарь, пусть и смешной…

История создания

Полное название книги – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Роман состоит из двух частей, изданных в 1605 и 1615 гг. Сервантес не собирался изначально публиковать вторую, но его вынудили к этому обстоятельства. Во-первых, Сервантес перестал получать доход от многочисленных изданий, так как продал свои права. Уже в 1613 г. Сервантес написал покровителю о скором выходе второй части романа о приключениях Дон Кихота. В 1614 г. вышло в свет мнимое продолжение романа «Вторая часть хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», так называемый «Дон Кихот Авеньянеды». Сервантесу пришлось поторопиться с изданием, чтобы восстановить своё доброе имя. Вторая часть была названа «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи».

Сервантес был не первым, кто создал пародию на рыцарский роман. Пародии эти о сошедших с ума и отправившихся путешествовать фермерах были очень популярны на рубеже веков. Да и современники Сервантеса могли поступить так же. Например, Лопе де Вега, бросивший семью и оставивший творчество ради военных подвигов.

Литературное направление и жанр

Испания рубежа 16-17 вв. – удивительный мир «удлинённого» средневековья. Все народы повзрослели, а испанцы остались детьми. Они долго воевали с арабскими завоевателями (реконкиста) и стали конкистадорами (завоевателями Америки). Их средневековое мышление стало причиной победы прогрессивного флота Англии над «Непобедимой армадой» в 1588 г., и сорокалетний Сервантес плакал, узнав об этом.

Возрождение в Испании тоже было очень поздним, фактически, это был только 16 век. Вот так и получилось, что Сервантес смог соединить в своём романе мифы средневековья, идеи Возрождения и реалии Нового времени.

Во времена Сервантеса Испания рыцарей и конкистадоров пришла в упадок, а былые подвиги остались только в памяти. Таким образом, «Дон Кихот» написан на сломе эпох. Это взгляд ренессансного человека на средневековое сознание, средневековую картину мира. Взгляд этот может быть только пародийным.

Ренессансный человек хочет исправить несовершенный мир, о чём Дон Кихот прямо заявляет встречному: «Мой образ действий заключается в том, что я странствую по свету, выпрямляя кривду и заступаясь за обиженных». Так что герой – одновременно последний рыцарь средневековья и последний гуманист Возрождения. Он – олицетворение Испании, которая сама будто весь 16 век читала рыцарские романы.

«Дон Кихот» первоначально задумывался как пародия на рыцарский роман. Жанр этот возник в 12 веке. Это были стихотворные эпические повествования о любви и подвигах во имя прекрасной дамы. Пародия состояла в том, что рыцарское сознание героя сталкивается с реалиями жизни и разбивается о них. И действительно, Дон Кихот после болезни будто стал другим человеком, признав свои идеи ложными. В изменении героя и состоит смысл современного романа.

«Дон Кихот» стал первым романом в современном смысле этого слова. То есть до Сервантеса герои на протяжении всей новеллы, всего рыцарского романа оставались неизменными, с ними происходили какие-то внешние события. Исключение составляла античная трагедии, в которой герой менялся под влиянием трагических событий. В «Дон Кихоте», как в современном романе, Дон Кихот и Санчо меняются просто в обычной жизни, при этом их поступки и мысли влияют на мысли и поступки других героев.

Кроме того, «Дон Кихот» — философский роман. В нём прослеживается, как идея, пусть и самая безумная, воплощается в жизнь и заражает других людей.

Тема и проблематика

Тема романа – жизнь современной Сервантесу Испании рубежа 16 и 17 в. В романе поднимается множество проблем. Это философские проблемы благих намерений, своевременного и несвоевременного, проблема рождения, жизни и смерти идеи. Философские проблемы тесно сплетены с социальными, например, с проблемой исторической относительности ценностей, с проблемой влияния и власти литературы,

Сюжет и композиция

Сюжет «Дон Кихота» — это путешествие героев, переживающих в пути приключения. До Сервантеса никто не соединял дорогу как сюжет и жизнь страны как тему. И путь героев – это реальные дороги Испании (а не вымышленные, как в рыцарских романах). То есть Сервантес описывает реальный мир, а герой видит не то, что видят его глаза. Этот мир и эти дороги были хорошо известны Сервантесу, ходившему по ним во времена как своей военной службы, так и интендантской (он закупал провиант для «Непобедимой Армады»). Порученный Сервантесу сбор королевских налогов тоже предусматривал путешествия.

Итак, Дон Кихот, начитавшись романов, отправляется с оруженосцем Санчо Пансой в поисках приключений. Свои подвиги, такие как битва с великанами-мельницами или рыцарями-баранами, Дон Кихот совершает стихийно, пока не отбывает по рыцарской традиции епитимью на высокогорье, сознательно объясняя, что он «помешался без всякого повода» и безумствует ради своей прекрасной дамы.

В первой части Дон Кихот совершает три выезда, и после каждого остаётся едва живым. Но живым! Сервантес не собирался убивать героя, это комической или трагикомический, но не трагический персонаж. Поэтому он легко выздоравливает и «как только немного придёт в себя, так сразу убежит».

О третьем выезде автор якобы не смог собрать сведений, кроме того, что герой выезжал в Саргосу (место знаменитого поэтического турнира, на котором сам Сервантес как-то победил и выиграл три серебряные ложки).

Во второй части Сервантес использует приём, который сегодня назвали бы постмодернистским: все герои второй части – одновременно читатели первой. Причём Дон Кихот и Санчо тоже читали первую часть и удивляются, откуда автор узнал об их разговорах. Дон Кихот считает, что автор всё видит, как волшебник. А автор-волшебник радуется популярности своих героев.

С героями, получившими известность и популярность, ведут игру остальные герои второй части, которые не стали жертвой «виртуального мира романов». Так герцог выполняет обещание, данное Дон Кихотом Санчо, и делает Санчо Пансу губернатором города Баратария. Дальше события развиваются по законам мира Дон Кихота: он даёт напутствия Санчо, и тот целую неделю управляет городом, воплощая идеи господина. Конечно, никто не подчинялся этим идеям. В конце концов Санчо избивают будто бы несметные полчища врагов, и он убегает из города «голяком», тем подтверждая, что правление было честным.

Изначально мистификация задумывалась как средство излечить Дон Кихота от его безумия. На смертном одре герой отрекается от своих фантазий: «Поздравьте меня, дорогие мои: я уже не Дон Кихот Ламанчский, а Алонсо Кехана, за свой нрав и обычай прозванный добрым».

Исследователи сравнивают композицию романа с кругами на воде от брошенного камня. В центре композиции сознание Дон Кихота. Первый круг от камня-сознания при столкновении с реальным миром – это то, во что этот мир превращается. Мельницы превращаются в великанов, стадо овец в рыцарей, крестьянка Альдонса Лоренцо в Дульсинею. Этот второй круг (действия Дон Кихота в его воображаемом мире) сталкивается с отношением окружающих к этим действиям. Так рождается пародия, потому что мир смеётся над героем и его поступками.

Но в момент епитимьи Дон Кихота на горах читатель узнаёт, что герой не сумасшедший, потому что он объясняет Пансе, что не считает, а только воображает Альдонсу Лоренцо прекрасной. То есть Дон Кихот совершает настоящие (то есть такие, на которые только способен) подвиги в придуманном сознательно мире. Очевидно, это аналог современной компьютерной игры.

Третий круг – это герои второй части романа, которые создают воображаемый мир, придуманный Дон Кихотом. То есть эти герои-мистификаторы сознательно делают образы из воображения Дон Кихота реальностью. Таким образом, реальность наконец совпадает с миром, придуманным Дон Кихотом, и эта реальность существует по законам выдуманного им мира. И иногда случается так, что герои, которые устраивают мистификацию, сами поражаются мудрости, казалось бы, безумных героев. Так дворецкий герцога поражается, что неграмотный Санчо успешно управляет городом: «Ни те, кто нас сюда послал, ни мы сами никак не могли ожидать от вас такой рассудительности. Каждый день приносит нам что-нибудь новое: начинается дело с шутки – кончается всерьёз, хотел кого-нибудь одурачить – глядь, сам в дураках остался».

Казалось бы, герои второй части книги добились своего: Дон Кихот отрёкся от своего донкихотства, от своей идеи. Но тут же её у постели умирающего подхватывает Санчо, называя смерть господина величайшим безумием и предлагая продолжить рыцарские приключения. Так на пятом круге идеи Дон Кихота становятся идеями другого человека. В этой композиции Сервантес угадал механизм воздействия на человека литературы и вообще любой идеи.

Герои романа

Главный герой – Дон Кихот Ламанчский. Такое имя придумал себе испанский идальго (испанский дворянин) Алонсо Кехана. «Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав». От Санчо Пансы герой получил прозвище Рыцарь Печального Образа: «…У вас был такой жалкий вид, какого я что-то ни у кого не замечал». Дон Кихот постоянно терпит насмешки и унижения ради рыцарского служения: избиение, выбивание зубов, падение с высоты.

Дон Кихот начитался рыцарских романов, в основе которых была кельтская мифология, легенды о рыцарях и драконах. Конечно, эта мифология была далека от реальной жизни, как и любая другая, и любителями рыцарских романов воспринималась просто как сказки. Но Дон Кихот принимает за мифологических существ реалии современности, а современная герою жизнь полна примет технического прогресса, например, знаменитые ветряные мельницы. Мир Дон Кихота – его идея: «Я по воле небес родился в наш железный век, дабы воскресить золотой».

Образ Дон Кихота вечный, существуют понятия дон кихот (бесплодный благородный мечтатель) и донкихотство. Образ «печального рыцаря» стал вечным во многом благодаря верному оруженосцу Санчо Пансе.

Санчо Панса – бедный крестьянин, односельчанин Дон Кихота, человек добропорядочный, с мозгами «сильно набекрень». Дон Кихот наобещал ему многого, в том числе – губернаторство на отдалённом острове, который завоюет Дон Кихот. Так что Санчо бросил жену и детей, отправившись в сомнительное путешествие.

Санчо – единственный, кто верит в образы и идеи он Кихота, но не единственный, кто живёт в вымышленном мире.

В мире идиллии, пасторали живут студенты, встреченные Дон Кихотом и Санчо Пансой в горах Сьерра-Морены. Как и Дон Кихот, студенты играют, но не в рыцарский роман, а в пастораль. Прекрасная Марселла переодевается пастушкой и уходит в горы, потому что ей надоела толпа влюблённых в неё студентов. Тогда студенты тоже переодеваются пастухами и идут за ней. Как и в случае с Дон Кихотом, они переживают настоящие страдания в своём вымышленном мире. Ведь студент-пастух Хризостом умирает от любви к Марселе не в игре, а по-настоящему. Чтобы подчеркнуть правдивость событий в этой вставной новелле, Сервантес публикует в «Дон Кихоте» один из стихов Хризостома, которые студент завещал похоронить вместе с собой. Но его друзья-козопасы (наверное, потому, что они были на самом деле студентами), отказались сделать это, помня, что и Октавиан Август не позволил друзьям Вергилия сжечь «Энеиду».

Художественное своеобразие

Главным тропом пародийного романа должна быть ирония. Например, в конце первой части автор просит читателей, “чтобы они приняли его произведение с таким доверием, с каким люди умные относятся к рыцарским романам, которые большой ныне пользуются славой”. Понятно, что во времена Сервантеса слава рыцарских романов давно прошла…

Также ироничными оказываются и слова Дон Кихота (только не для него самого), которые порой просто невозможно принимать всерьёз. Например, несчастный, которого он сбросил с седла и покалечил, объясняя ему цель своего служения, осмеливается возразить:

«Какой у вас образ действий и как вы там выпрямляете кривду, это мне неизвестно… А меня вы самым настоящим образом искалечили, ибо из-за вас я сломал ногу, и теперь мне её не выпрямить до конца моих дней. Заступаясь же за обиженных, вы меня так обидели, что обиду эту я буду помнить всю жизнь…» Но героя такое несоответствие совершенно не смущает.

Литературоведы до сих пор спорят о том, что способствовало вечности образов Дон Кихота и Санчо, а также популярности романа, который не устарел и в наши дни. На этот вопрос нет ответа, но есть предположение, что Дон Кихот вызывает симпатию и сочувствие благодаря искренности и доброте. Санчо воспринимается как воплощение народной мудрости. А сам роман вечен, потому что перерос жанр пародии.

По писателю: Сервантес Мигель де

<theq>Tsintsinnastya Burstoflaughterсентябрь 2019.4242<theq><theq>Искусство И Культура<theq>Философия<theq>Литература<theq>Скрытый Смысл</theq></theq></theq></theq></theq><theq>Ответить<theq>Ответить<theq>3Комментировать<theq> Подписаться4</theq></theq></theq></theq></theq>2 ответа<theq><theq>Лев Оборингод назадПоэт, переводчик, литературный критикПользователю можно задать вопрос<qml>

Это один из самых значительных романов в истории литературы. Вот почему.

Во-первых, Сервантес подводит в нем итог огромной культуре — всему миру средневекового рыцарского романа, куртуазного вежества, особой манере поведения. Он делает это с помощью пародии: Дон Кихот повторяет подвиги, о которых вычитал в рыцарских романах, и копирует поведение их героев — не замечая своей неуместности. Время изменилось, и приземленные соотечественники Дон Кихота, стремящиеся объявить его сумасшедшим, знают об этом как нельзя лучше. И однако в «Дон Кихоте» находится место и подвигам, и славе, и куртуазной любви, и поединкам, и даже Санчо Панса получает свой кусок пирога. Сервантес пародирует рыцарский роман, но Дон Кихот и в этих условиях утверждает рыцарский дух, а значит, он бессмертен. Пародируя, Сервантес создает каталог уходящей культуры, с ее поведенческим кодом, с ее песнями и бродячими сюжетами, — но показывает, что воображение способно сделать так, что эта культура никуда не уйдет. Она будет жить, пусть видоизмененная, пусть кому-то это будет казаться смешным; пусть, наконец, политическая мощь страны померкнет (как вскорости и случилось с Испанией). И то же самое можно приложить к любой сложной культуре.

Во-вторых, Сервантесу удается создать одного из архетипических, нарицательных литературных героев. Мы можем не читать «Дон Кихота», но мы знаем и про Рыцаря Печального Образа, и про таз у него на голове, и про клячу Росинанта, и про любовь к Дульсинее Тобосской, и, конечно, про бой с ветряными мельницами. Дон Кихот оказался частью нашего сознания: мы называем так неисправимых романтиков, тех, кто живет мечтами о славном прошлом, тех, кто готов вести себя рыцарски при любых обстоятельствах. (Романтики, племянники барочной чувствительности и остроумия, и утверждают окончательно это закрепление Дон Кихота в архетипическом пантеоне.) В культуре, по крайней мере европейской, не так уж много персонажей-архетипов, которые пережили свой век. Дон Кихот — один из них, да и Санчо с Дульсинеей, пожалуй, тоже.

В-третьих, этот роман изменил книжную индустрию своего времени. «Дон Кихот» — один из первых бестселлеров, не в абсолютных, конечно, цифрах, а в относительных, хотя впоследствии, уже после смерти Сервантеса, тиражи действительно стали огромными. Первая часть романа стала настолько популярной, что еще до выхода настоящей второй части появилась поддельная (и Сервантес выкрутился из положения, разобравшись с ложным «Дон Кихотом» в собственном романе). Благодаря налаженной системе связей между Старым и Новым светом «Дон Кихота» читали по обе стороны океана вскоре после его выхода — сейчас нам кажется, что ничего особенного, но для начала XVII века это было редкостью.

</qml>Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии<theq>25</theq></theq></theq><theq><theq>Юрий Тихонравовгод назадКандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношенийПользователю можно задать вопрос<qml>

Роман о Доне Кихоте — это ключевая художественная рефлексия христианской культуры. В центре христианства лежит заповедь любви к ближнему и деятельной помощи ему вплоть до самопожертвования. Перед христианином или носителем христианской культуры стоит постоянная задача: как помочь ближнему, что именно сделать, чтобы тому стало легче. Молиться ли за него, драться ли за него, наставлять ли его, просто ли дать ему денег или еды. Вся история христианского мира проходит под знаком экспериментов и размышлений насчёт того, какая же помощь является наиболее эффективной, какая помощь с наименьшей вероятностью обратится во зло. Достаточно ли защитить человека от притеснителя один раз или нужно делать это на постоянной основе? Достаточно ли просто подать нищему или это только отмашка от него, которая в действительности ничего не даёт, но нужно проследить, чтобы помощь была использована во благо? Можно ли помочь человеку, если он этого не хочет или не понимает, насильно? Является ли в некоторых случаях единственной реальной помощью наказание? Эмоции мешают помощи как ненужные аффекты или без них она вовсе теряет ценность, становится бездушным самоудовлетворением? Своеобразным художественным обобщением всех этих размышлений и стал знаменитый «Дон Кихот» Сервантеса. Многие произведения и сегодня идут по стопам этого романа, исследуя подобные вопросы: можно ли быть хорошим помощником людям, если ты к ним плохо относишься (House, M.D.)? можно ли целиком посвятить себя помощи другим на работе, забросив семью (Horsemen, 2009)? если высшая помощь состоит в том, чтобы дать человеку работу, то является ли помощником грубый эксплуататор (The Devil Wears Prada, 2006)? если каждому дана форма служения людям в виде призвания, то что если реализовать его можно только через преступную деятельность (Breaking bad)? И т.д. Все эти произведения по сути о разнообразных дон-кихотах.

</qml>Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии<theq>9</theq></theq></theq><theq>Ответить</theq>Читайте также на Яндекс.КьюЧитайте также на Яндекс.Кью© 2021 TheQuestionПравилаПомощьРекламаИспользуемые источники:

  • https://literaguru.ru/analiz-romana-servantesa-don-kihot/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/nravstvennyj-smysl-romana-don-kihot-migelja-de-servantesa/
  • https://kratkoe.com/don-kihot-tema-i-glavnaya-myisl/
  • https://goldlit.ru/cervantes/1528-don-kihot-analiz
  • questions/526522/v_chem_kulturnoe_i_istoricheskoe_romana_14c01baa

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт