Художница Яблонская, её «Утро» и сочинение по картине

130-1.jpg

Описание картины и сочинение с планом «Утро» Т. Яблонской.

История картины Яблонской «Утро»

Картина «Утро» была написана известной советской и украинской художницей Татьяной Ниловной Яблонской (1917-2005). Работа считается настоящим шедевром советской живописи, примером уровня мастерства художников XX века.

Картина была написана в 1954 году в Киеве. Холст, масло. Размеры: 169 × 110 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Жанровая картина создана в духе соцреализма. Здесь мы можем увидеть девочку, которая делает утреннюю зарядку. Солнечное утро, беззаботность происходящего говорят зрителю не только о радости детства. Несмотря на небогатое убранство квартиры, во всём чувствуется счастье обычного советского человека, который радуется каждому новому дню и с надеждой смотрит в будущее.

130-4.jpg

Об этой картине известно достаточно много, так что мы точно можем представить, что здесь изображено. На картине «Утро» Татьяна Яблонская изобразила за утренней зарядкой свою дочь — Лену, которой на тот момент было 13 лет. Отцом девочки является первый муж художницы — художник Сергей Отрощенко.

Действие происходит в одной из комнат в коммуналке, где жили сама художница и её дочь, в доме No 46 на Красноармейской улице в Киеве.

Интересна и личная история той самой девочки с картины. Во время обучения в Московской государственной художественно-промышленной академии она познакомилась с казахстанским художником Арсеном Бейсембиновым, который, как оказалось, ещё в детстве влюбился в героиню картины «Утро». Впоследствии они поженились. Сама Елена, взявшая фамилию мужа, переехала в Казахстан и стала художницей. Художником стал и её сын — Зангар.

Яблонская «Утро» описание

Картина «Утро» буквально дышит свежестью и прекрасным настроением. В этой картине всё навевает добрые чувства и эмоции. Перед нами обычная комната, которая по-скромному обставлена, но во всём чувствуется хороший вкус и семейная обстановка. Солнце только-только начинает вставать, однако уже успело согреть комнату тёплыми лучами. Двери комнаты распахнуты настежь, так как уже ранним утром на улице стоит тёплая погода. Постель на кровати скомкана — девочка встала совсем недавно и тут же принялась делать гимнастику. На столе с полосатой скатертью её ждёт скромный завтрак. На деревянном стуле лежит школьная форма девочки, на спинке — красный галстук.

По воспоминаниям самой девочки, её только что приняли в пионеры и она искренне радовалась этому событию своей жизни. В то время она занималась балетом и гимнастикой, и в тот момент, запечатлённый художницей-мамой, разминалась перед гимнастической позицией «ласточка».

Картина замечательна атмосферной составляющей. За окном можно увидеть яркий свет который врывается в распахнутое окно. Тёплые лучи солнца ложатся на деревянный пол, просвечивают сквозь листья комнатного растения. Фигура девочки здесь словно аллегория радости от наступившего утра. Вся её фигура в движении — будто стремление в новый день, желание впитать всё его тепло и счастье.

При этом картина является простой, будто художница выхватила обыденную сценку, которую можно видеть каждый день. В обычной сцене она увидела столько вдохновения и красоты, что смогла запечатлеть одно единственное мгновение, ставшее впоследствии шедевром. Картина нравится зрителю именно благодаря тому, что является простой, реалистичной и жизненной. В этой сцене зритель может увидеть самого себя или своих родных, вспомнить свои собственные солнечные деньки, когда с самого утра хотелось танцевать, петь и радоваться самой жизни.

По мнению некоторых искусствоведов и критиков, в этой картине очень ярко проявлен соцреализм. В образе самой девушки представлена не просто юность и аллегория утреннего счастья, но подрастающее поколение профессиональных советских спортсменов. На картине Елена стоит в достаточно сложной гимнастической позе. За окном раннее солнечное утро. Всё это символизирует расцвет советской эпохи, в которой подрастает молодое поколение спортсменов, учёных, деятелей, которые должны сделать страну по-настоящему великой.

Сочинение по картине Яблонской «Утро» план

  1. Татьяна Яблонская
  2. Утро
  3. Девочка
  4. Окружающая обстановка
  5. Какие чувства вызывает картина

Яблонская «Утро» сочинение 6 класс

Автором картины «Утро» является известная советская и украинская художница Татьяна Ниловна Яблонская. Наиболее известными её работами стали «Хлеб», «Весна», «Лён», «Вечер. Старая Флоренция» и, конечно же, «Утро».

На картине мы можем увидеть раннее утро. Судя по тому, что на стуле висит школьная форма, здесь представлено не лето, а весна, возможно, последние школьные деньки перед каникулами. Яркие лучи света врываются в комнату сквозь настежь распахнутое окно. Утро обещает тёплый и радостный денёк, и вся атмосфера картины будто радуется этому.

Главным персонажем картины является девочка. Известно, что девочка на картине — дочь Татьяны Яблонской — Лена. Здесь ей 13 лет. В будущем она сама станет художницей, но тогда она ещё обычная школьница, которую только что приняли в пионеры. Лена занималась балетом и гимнастикой, и здесь выполняет одно из упражнений.

На девочке белая майка и чёрные шорты. Её образ говорит нам о том, что она радуется такому тёплому утру, когда вставать с кровати — это настоящее наслаждение.

Девочка, делающая гимнастику, стоит посреди обычной комнаты. Позади неё деревянная кровать, постель на которой скомкана, так как её ещё не успели заправить. На переднем плане круглый стол, на котором стоит завтрак девочки и красивый кувшин. Дальше мы можем увидеть стул, на котором находится школьная форма. Особенно в этой картине привлекает высокий проём со стеклянными дверями на балкон. Дверь и окно красиво обрамляет зелёное комнатное растение. В свете яркого солнца оно будто переливается различными оттенками зелёного.

Мои личные ощущения от картины тёплые и светлые. Работа наполнена ярким светом раннего утра. Тёплый день будто ворвался в жизнь этой девочки и всех зрителей, дарит радость и обещает прекрасный день. Обстановка на картине достаточно простая, видно, что семья живёт небогато, но при этом в ней столько простого и искреннего счастья, которые говорят, что радоваться всей душой и сердцем можно даже таким простым мелочам, как солнечное утро.

Сцена с произведения Татьяны Яблонской «Утро» известна миллионам, живущим на огромной территории бывшего Советского Союза. Репродукция картины печаталась в журналах, учебниках, на открытках – повсеместно тиражировалась как светлый образ соцреализма. Картина написана маслом на холсте размером 169 х 110 см в 1954 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Содержание

Автор

Художница Татьяна Ниловна Яблонская «Утро» написала в период расцвета своего творчества, на взлёте известности и карьеры. К тому времени в галерее мастера живописи уже были такие признанные шедевры, как «Хлеб» (1949). Плакаты с репродукцией этой работы висели в тысячах учреждений, в качестве наглядного доказательства богатства страны и её народа отправлялись за границу.

Все произведения Яблонской отличаются радостью и оптимизмом. Свет, солнечные лучи, сочные краски, воздух – всё призвано передать жизнелюбие и восторженность автора, умеющего сохранять позитив в любой ситуации.

Художница никогда не теряла бодрость духа. А ведь годы жизни Яблонской (1917-2005) пришлись на время страшных потрясений и судьбоносных преобразований на родине. Родилась в Смоленске. Затем семья переехала на Украину, ближе к границе (хотели эмигрировать – но не удалось). Училась в Киеве. Здесь и провела почти всю жизнь (за исключением военных лет, когда художница в эвакуации наравне с рядовыми колхозницами работала на полях Поволжья).

В последние годы после инфаркта и инсульта научилась писать левой рукой – воля и сила характера были достойными подражания.

Вырастила трёх дочерей. Одна из них, старшая, Лена и вдохновила мать на создание очередного шедевра – Яблонская «Утро» задумала, увидев, как 13-летняя дочка делает зарядку.

Модель и место действия

Лена родилась в 1941-м. В Киеве оказалась в 1944 году, когда Татьяна Ниловна вернулась из эвакуации в освобождённый город. Художнице с мужем и дочерью выделили две комнаты в коммунальной квартире в старинном доме в стиле модерн на улице Красноармейской (дом 46, в центре Киева). До революции и сейчас это Большая Васильковская улица, известный издавна тракт на город Васильков.

Ко времени написания картины «Утро» у художницы была уже вторая дочь, Ольга (родилась в 1947 году). Семья жила просто и небогато. Девочки росли скромными, их друзья и одноклассники даже не знали, что они дети известной художницы.

Как миллионы советских детей, Лена подростком активно занималась спортом, увлекалась гимнастикой и балетом. Поэтому утренняя зарядка была делом привычным, обязательным и, как видим, вызывающим удовольствие. К тому же Елену накануне приняли в пионеры, и она была счастлива, «просто летала».

Описание картины «Утро»

Яблонская создала множество эскизов, прежде чем нашла нужный ракурс.

Действие картины происходит в просторной, залитой утренним солнцем комнате с высокими потолками. Скорее всего на дворе май-месяц – тепло, балкон распахнут настежь, но каникулы ещё не наступили (школьная форма на стуле).

Стройная изящная девочка-подросток, широко раскинув руки и вытянувшись струной, разминается перед более серьёзными упражнениями. Она вот-вот встанет ласточкой. Очень приятно заниматься на тёплом от солнца паркете. Настроение героини приподнятое, ведь так прекрасно всё вокруг: юность, чистое небо, солнце и его ласковое тепло. Впереди большая прекрасная жизнь, а пока надо стремиться к совершенству во всех своих девчачьих делах: хорошо учиться, помогать маме и, конечно, укреплять здоровье такими занятиями.

Слева от проёма, ведущего на балкон, деревянная кровать. Постель ещё не заправлена, ведь у ответственных людей всё по распорядку: зарядка, умывание, быстрая уборка, завтрак. Потом одеться, причесаться и бежать в школу.

Справа на переднем плане деревянный круглый стол, покрытый скатертью в сине-серые размытые полосы, с бахромой. Такие столы были во многих советских семьях. На нём кувшин, маленькая чашечка, тарелка с салфеткой, на которой лежит кусок батона. Возможно, это нехитрый завтрак девочки – молоко с хлебом.

У правой створки балкона стул, на спинке которого висит ещё один признак времени, красный пионерский галстук. Тут же коричневое форменное платье и ленты, которые юная спортсменка вплетёт в косы.

Арочные проёмы окон увиты плетущимися побегами традесканции, которая пышно разрослась из настенного кашпо. Узорно ему вторит висящая под ним декоративная тарелка, расписанная сине-голубыми цветами и птицами.

На окне справа горшок с комнатным цветком, на полу балкона простые деревянные ящики, в которых тоже зеленеют какие-то невысокие растения. По всему видно, что хозяйки любят природу.

А за окном большой просыпающийся город в утренней дымке.

Судьба картины

Татьяна Яблонская «Утро» представила в 1954 году на 3-й выставке Академии художеств СССР, где свои работы демонстрировали члены академии. Картина понравилась как зрителям, так и специалистам.

Сразу поступило предложение от Третьяковской галереи, которая в том же году приобрела полотно. Художница была счастлива вновь попасть «на священные стены» Третьяковки (после картины «Хлеб»).

Отношение автора к своему произведению

Удивительно, но художница с сомнением отнеслась к этой своей работе. Поначалу находилась под влиянием восторгов общества, но со временем вовсе разуверилась в заслуженности и объективности успеха. Хотя Яблонская признавала, что замысел в общем стоящий. Кроме того, её поддерживал авторитетный художник Евгений Волобуев, муж родной сестры Татьяны Ниловны, Елены. Он уверял свояченицу, что работа идеальна.

Действительно, картина была написана в годы, когда действие, подобное изображённому, без преувеличения, проходило в каждой советской квартире. Включалось радио, и под энергичную музыку миллионы граждан разного возраста просыпались, взбадривались, задавали ритм предстоящему дню.

Но со временем сюжет картины «Утро» стал казаться Яблонской не таким радужным и совершенным, а в 1990-е годы художница назвала его «сюсюкающей картинкой, противной и антиживописной». Может, такая оценка была дана под влиянием настроения – не стало СССР, были разрушены все многолетние устои…

Судьба героини картины

После школы Елена уехала в Москву и поступила в художественно-промышленную академию им. Строганова. Здесь она познакомилась с Арсеном Бейсембиновым из Алма-Аты, будущим мужем, тоже художником.

Приехав на его родину и войдя в родительский дом мужа, Елена с удивлением обнаружила в комнате Арсена репродукцию картины «Утро». Молодой супруг и не подозревал, что ещё подростком повесил на стену образ пленившей его девочки, которая станет его женой. Только теперь раскрылось, что это именно она.

Поселились в Алма-Ате, тогда столице Казахстана. В 1962 году появился сын Зангар, в будущем художник. Так ширилась и росла династия Яблонской, а картина «Утро» сыграла в этом роль истока, стала связующей нитью двух людей из разных республик и настоящим талисманом новой семьи.

Значение картины

Так что напрасно художница нападала на своё произведение. Зрителей не обманешь, а искренняя радость, которая сквозит из каждого мазка этой картины и заражает оптимизмом всякого зрителя, всегда огромная ценность.

Искусствоведы также сходятся в признании достоинств полотна и цельности его образов:

  • Самой героини – как воплощению юности, начала жизненного пути;
  • Обстановки в синих тенях – уютной и простой;
  • Городского утра с высоты балкона – как многообещающей будущности.

Мягкий колорит, непосредственность девочки, душевность и человечность всего произведения создают радостное настроение у зрителя и придают произведению в целом поэтичность.

В общем, картина была принята восторженно. Вскоре властями было решено, что сочинение по картине Яблонской «Утро» должно входить в общеобразовательную школьную программу. С конца 1950-х дети разных стран бывшего Советского Союза изучают это произведение, доступное по содержанию, понятное и реалистичное.

Сочинение по картине «Утро»

Яблонская, автор произведения, была человеком оптимистичным и нацеленным на добро и радость. И это несмотря на то, что годы жизни художницы (1917-2005) пришлись на время революции, Гражданской, затем Великой Отечественной войны. Она видела репрессии и перегибы, сталкивалась с несправедливостью. Но сумела сохранить в себе стремление к счастью и позитивный настрой, что бы ни случилось.

Художница, родом из Смоленска, почти всю сознательную жизнь провела в Киеве. Здесь и возникла задумка запечатлеть увиденное – дочь художницы так самозабвенно делала физзарядку.

Картина представляет собой изображение части комнаты со светло-жёлтыми стенами. Тёплым майским утром девочка-школьница вскочила с постели и первым делом распахнула двери на балкон. Свежий воздух ворвался в комнату, солнце полилось, освещая мебель, паркетный пол и героиню картины.

Это девчушка лет 12-13, тоненькая и лёгкая. Она стоит, приподняв подбородок, как танцовщица, раскинув широко руки и отставив поставленную на носок ножку. Такая позиция явно предполагает, что сейчас последует грациозное па. На девочке белая майка и чёрные спортивные трусики – в такой       одежде заниматься очень удобно.

Мебели в комнате немного: круглый стол под скатертью, деревянная кровать с неубранной ещё постелью, стул с гнутой спинкой, на которой красуется кумачовый галстук, гордость советских пионеров. Мама уже поставила дочери на стол кувшин с молоком и булочку, чтобы та могла позавтракать перед школой.

На подоконнике и в простенке между окнами, лишёнными штор, комнатные цветы. Один, который в настенном горшке, разросся невероятно буйно и повисает живописными лианами, обрамляя высокие арочные окна. Зелень листвы переливается в солнечных лучах, играя, словно мозаика. На полу балкона также красуются ящики с растениями.

Живо представляется, как девочка порхает, словно бабочка, от цветка к цветку и заботливо поливает их. А выходя с лейкой на балкон, девочка видит огромный город внизу, слышит его гудки и людской шум. Это её город, её страна, а впереди только ответственная учёба, интересная работа и важные свершения – счастливая мирная жизнь.

Впечатление

Действительно, картина чрезвычайно очаровательна. Сегодня, в компьютерный век, когда зачастую некогда поднять взор на небо и подставить лицо под ласкающие лучи солнца, очень полезно разглядывать именно такие картины. Поэтому полотно можно смело причислить к классике, а сочинение по картине Яблонской «Утро» писать не только в школе – положительные эмоции имеют терапевтическое влияние буквально на всех.

Смотрите также «Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова«Купчиха за чаем» Кустодиева: тоска по прекрасному«Девочка с персиками» – Всё о создании картиныКартина «Дама в голубом» Константина Андреевича Сомова

Союз человека и птицы: 7 потрясающих фотографий соколиной охоты в Монголии

10 самых жутких способов спрятать лицо

Как сохранить эффективность в условиях кризиса?

7 реально качественных и стильных вещей с AliExpress по доступной цене

Бедная богатая девочка: трагедия и смерть Кристины Онассис

Актеры из сериала «Зена. Королева воинов» тогда и сейчас

Смотрите лучшие посты БигПикчи

Что такое экзорцизм с точки зрения религии и науки и насколько он опасен

9 советских звезд, так и не ставших мамами

Лучшие снимки конкурса панорамной фотографии EPSON International Pano Awards 2020

15 лучших новых российских фильмов 2020

22 вывески магазинов и кафе, которые сломают ваш мозг

Киндер-сюрприз: многодетная мать из Великобритании прятала кокаин в шоколадных яйцах

45 эмоциональных фотографий с премии «Лучшие европейские фотографии дикой природы-2020»

Пропавший домашний кот вернулся к хозяину с долгами

Сюзанна Абдулла: «Хочу, чтобы люди пели, плакали, знакомились и мирились под мои песни»

История Армада Мишеля — легендарного героя Франции родом из Азербайджана

Дочки-матери

Народное достояние в трехлитровой банке. Самый сочный пост

15 милых животных, глядя на которых сложно сдержать улыбку

20 вкусных примеров того, как выглядят «раздетые» фрукты

1922 год: открытие гробницы Тутанхамона

Используемые источники:

  • https://art-assorty.ru/61234-yablonskaya-utro.html
  • https://topkartin.ru/kartiny/utro
  • https://bigpicture.ru/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт