Историческая основа «Слова о полку Игореве»: каким событиям посвящено произведение?

Содержание:

slovo_polku_igoreve.jpg

Историческая основа

Большинство учёных уверены, что события в «Слове о полку Игореве» имеют четкую историческую основу, а произведение основано на реальных событиях. Относится оно к рубежу XII—XIII вв. еков, когда на Руси феодальная раздробленность достигла своего пика. В этом произведении повествуется о походе на половцев князя Игоря Святославовича, который был разбит неприятелем в степи, после чего многие дружинники попали в плен, а часть войска была вовсе уничтожена.

Об этой неудачной военной кампании имеются сведения в хрониках того времени, в том числе в Лаврентьевской и Ипатьевской летописи. В это время на Руси было множество отдельных княжеств, которые не только не помогали друг другу с неприятелем, но и вели братоубийственные войны, о которых также упоминается в книге.

Историческая основа произведения:

  • неудачный княжеский поход;
  • феодальная раздробленность Руси;
  • постоянные набеги половцев.

polovcev_hodil_knyaz_svyatoslav.jpg

Историкам доподлинно известно, что еще до события, описанного в «Слове», на половцев ходил князь Святослав, полностью разбивший врага. Однако буквально через несколько лет этот кочевой народ вновь собрал большую силу, нападая на купцов и южные поселения.

Многочисленные раздоры между князьями создали благодатную среду для постоянных набегов половцев, которые пользовались такой ослабленностью Руси. Только Игорь Святославович смог собрать большую дружину, которая была способна противостоять мобильным отрядам кочевников. Он вместе со своими воеводами отправился на бой, ему предстояло выдержать длительный поход по Днепру, а в последующем — по выжженной солнцем степи.

Лето в тот год выдалось особенно жарким, поэтому ратники страдали от жажды. Часть из них заболела, а пользуясь ослабленностью дружины, половцы напали на них, практически полностью разбив армию. Князь и его приближённые попали в плен, спастись из которого смогли лишь через несколько лет. Это поражение стало одним из самых болезненных для Киевской Руси, после чего на почти десяток лет пришлось позабыть о торговле с восточными городами и странами.

Побег князя из плена

В рукописи говорится, что бог не отвернулся от русского князя, и через несколько лет ему удалось всё же бежать из плена. Несколько месяцев Игорь скитался по степи, а в последующем шёл от селения к селению, пробираясь в родной Киев. Впрочем, историки часто отмечают, что о побеге князя от половцев нет никаких документально подтвержденных сведений. С большой долей вероятности киевского князя просто выкупили или же его отпустили в качестве жеста доброй воли. А в этом произведении просто приукрасили это событие, рассказывая о полном опасностей побеге из плена.

Известно, что сын Игоря Владимир, который взошел на царство в Киеве, сначала пытался освободить отца, а потом согласился на династический брак, взяв в жёны дочь половецкого хана Кончака. Это и позволило Игорю, вместе с его родным братом Всеволодом, вернуться на родину. В последующем князья продолжили борьбу против кочевников, а в конечном счете киевляне полностью победили степной народ, который более уже не беспокоил своими набегами многочисленные южные селения.

География произведения

В этом произведении упоминаются такие страны и земли как:

  • Русь.
  • Литва.
  • Половецкие земли.
  • Корсунь и греческие полисы.
  • Византия.

При этом отсутствует конкретное описание места, где состоялось главное сражение. Это дает повод современным историкам усомниться в оригинальности этого произведения. Так как во всех других летописях того времени имеются максимально подробные описания мест, где прошла основная битва.

Известно, что рукопись произведения сохранилась лишь в одном переписанном варианте, входившем в древнерусские летописи и принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. При этом неизвестна история появления этой копии. Ученые спорят: приобрёл ли собственник текст у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря или этот вариант был получен из Кирилло-Белозерской библиотеки. В последующем такая единственная оригинальная средневековая копия, которая хранилась в графском дворце, сгорела в пожаре в Москве в 1812 года. Последнее и дало повод усомниться в подлинности произведения.

В Гамбурге в местном журнале в 1797 году напечатан переписанный с мусинской версии вариант, на основании которого в последующем были сделаны все копии, в том числе и переведенные на русский язык.

Многие историки литературы спорят: является ли такое произведение подлинным и действительно ли оно написано на стыке XII или XIII века или же полностью выдумано иноками Спасо-Преображенского монастыря, которые в его основу положили известную историю княжеского похода.

Особенности утраченной рукописи

Учёные отмечают, что каких-либо средневековых копий и рукописных вариантов не осталось, что удивительно для такого эпоса, который описывает целый пласт русской истории. Сразу после потери единственной рукописи стали появляться сообщения от очевидцев, которые уверяли об особенностях этого произведения. При этом удивление вызвал тот факт, что не было сделано подробных копий с этого варианта. Сегодня историки сходятся во мнении, что мусинская рукопись относится к XVI веку, так как в её орфографии было заметно второе южнославянское влияние.

По всей видимости, многочисленные мелкие исправления и литературные обороты, которые не характерны для эпохи феодальной раздробленности Руси, были внесены уже при многочисленных копиях с оригинала или ранних источников. Именно по причине отсутствия оригинального варианта многие литераторы дают комментарии и утверждают, что рассматривать текущую версию как эпос XII—XIII вв. еков не приходится. По факту, большая часть этого произведения была переписана, а язык реального автора был практически полностью утерян.

Сегодня эта поэма, рассказывающая о событиях в 1185 года, кратко включается в школьную программу. Ученикам придётся подготовить сочинения и доклады, различные конспекты и рефераты, в которых рассматривается как сюжет, так и историческая основа повести. В старших классах делают читательские дневники, а также пишут краткие работы по темам этого эпоса, посвящённые созданию произведения и затрагиваемым в нём вопросам.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором в конце XII века. Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

События, описанные в «Слове о полку Игореве», имеют под собой историческую основу. Иначе говоря, «Слово о полку Игореве» — это произведение, основанное на реальных событиях. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн. Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу. Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди. Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев. Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу. Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость. В 1185 году он собрал войско и отправился к берегам Черного моря, где обитали половцы. Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский. На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом. После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами. ***Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

В основе «Слова о полку Игореве» лежат реальные исторические события, отраженные и в русском летописании, – поход в 1185 г. новгород- северского князя Игоря на половцев. В поход Игорь Святославич выступил «малой силой», используя военную поддержку только ближайших родственников: старшего сына Владимира, княжившего в Путивле; брата Всеволода – князя курского и трубчевского; племянника Святослава Рыльского. По подсчетам исследователей, в походе князя Игоря на половцев участвовало от 4 до 9 тыс. воинов. Скорее всего, войско выступило в поход 23 апреля, в день памяти Георгия Победоносца, небесного покровителя князя Игоря, а 1 мая 1185 г. стало свидетелем необычного природного явления – солнечного затмения, предвещавшего неудачу. Среди ученых не прекращаются споры о маршруте и хронологии похода князя Игоря, о реальном составе его участников, о ходе и результатах военной операции, ибо летописные источники содержат разные версии этого события, иногда противоречащие данным «Слова о полку Игореве». Например, Лаврентьевская летопись не упоминает о реке Каяле – месте трагической битвы, но сообщает, что в походе участвовали два сына Игоря; Ипатьевская летопись рассказывает о том, что в бою с половцами новгород-северский князь был ранен.

Игорь не поставил в известность о своих действиях старшего в роде Ольговичей и великого среди русских князей Святослава Киевского, тем самым нарушив закон феодальной иерархии и проявив военно-политическую недальновидность. Выступая в поход, Игорь ставил перед собой безумно смелую, но заранее обреченную на провал задачу: с малочисленной дружиной отвоевать у половцев Причерноморье, вернуть владения своего деда Олега Гориславича. Отправляясь в поход, князь Игорь преследовал государственно важную цель – отбросить кочевников в глубь степей, подальше от границ Русской земли, и тем самым продемонстрировать свой политический выбор – окончательный разрыв с половцами, родственниками (по бабке) и недавними союзниками. Прежде ему не удалось этого сделать: он не участвовал в победоносном походе против Кончака в 1183 г. вместе с киевским князем Святославом, а в 1184 г. из-за гололедицы его конное войско опоздало к решающему сражению.

Итак, причины, побудившие князя Игоря выступить в поход против половцев, трагически противоречивы: им двигали и родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора «Слова», победила в нем трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегства из него, «отворили ворота» половцам для набегов на Русскую землю.

Как и большая часть произведений древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» анонимно. До сего дня не прекращаются попытки установить личность создателя памятника. Одни исследователи ищут его среди современников описываемых событий, участников похода князя Игоря, называя имена, к примеру, тысяцкого Рагуила Добрынина или его сына, однако не всякий воин умел так же хорошо владеть пером, как оружием. Другое направление в поиске автора ведет к выявлению круга знаменитых писателей и «песнопевцев» той эпохи, но, к сожалению, до пас, как правило, не дошли созданные ими произведения, которые можно было сравнить с текстом «Слова о полку Игореве».

Самые фундаментальные исследования в этой области принадлежат историку Б. А. Рыбакову, который в книге «Русские летописцы и автор “Слова о полку Игореве”» (М„ 1972) высказал предположение, что произведение могло быть написано киевским боярином, летописцем Петром Бориславичем. По мнению ученого, это «светский писатель, полководец и дипломат», который «не был придворным, подневольным летописцем и мог временами, не нарушая феодальной верности, подняться до мудрого осуждения торопливых и необдуманных действий» князя. Сравнив стилевую манеру автора «Слова о полку Игореве» с языком тех фрагментов Ипатьевской летописи, которые приписываются Петру Бориславичу, киевская исследовательница В. Ю. Франчук пришла к выводу о близости памятников, что подтверждало гипотезу Б. А. Рыбакова. Независимо от того, верны ли выводы историка и лингвиста, ясно одно: будущий поиск автора «Слова» необходимо вести комплексно, объединив усилия ученых разных специальностей.

На сегодняшнем этапе изучения памятника образ автора можно реконструировать только исходя из текста самого «Слова о полку Игореве». Безусловно, это человек широкой образованности, хорошо знакомый с книжной культурой и устным народным творчеством своей эпохи; отличающийся широтой историко-политического кругозора и прозорливостью поэта, призвавшего Русь к единству накануне монголо-татарского нашествия. Еще Н. М. Карамзин предположил, что автор «Слова» был светским человеком, далеким от официальной церкви: ведь только мирянин мог позволить себе такое обилие языческих элементов в произведении. Ярославна, жена князя Игоря, не вернувшегося из военного похода, обращается за помощью не к христианскому Богу, а заклинает силы природы возвратить ей «ладу», чтобы не слать «къ нему слезъ на море рано», вернуть «веселие, по ковылию развСЈяно».

Общепризнанным в науке является положение о принадлежности автора «Слова о полку Игореве» к высшему классу феодального общества, поскольку он проявляет хорошую осведомленность в политических отношениях и военном деле, имеет независимую позицию, поднимаясь до критики действий русских князей. Однако и князь Игорь, и его брат Всеволод пользуются у автора «Слова» уважением за их воинскую доблесть, поэтому, скорее всего, писатель выражал интересы Ольговичей, старший из которых – черниговский князь Святослав – в 1181 г. окончательно утвердился на киевском столе. Для создателя «Слова о полку Игореве» Святослав был образцом политической мудрости, идеальным правителем. В связи с чем становится понятно, почему большинство исследователей склоняется к мысли о черниговском или киевском происхождении «Слова», отмечая при этом, что на события современности автор произведения смотрел с общерусских позиций. Интересны размышления Д. С. Лихачева о творце «Слова о полку Игореве», которого академик считал профессиональным поэтом-певцом, пользующимся покровительством князя: либо Святослава Киевского, либо самого Игоря.

Вопрос о времени создания памятника является дискуссионным в научной литературе. По мнению многих авторитетных исследователей, все в произведении говорит о том, что оно писалось по «горячим следам» – вскоре после похода князя Игоря и его возвращения из плена, т.е. во второй половине 1180-х гг. В тексте «Слова» отсутствуют прямые датировки, однако много намеков па политические события, понятные лишь современникам. Возможно, это тоже послужило причиной малочисленности списков произведения, смысл отдельных фрагментов которого с течением времени становился не вполне понятным для потомков, требовал исторического комментария. Н. С. Демкова справедливо полагает, что «Слово» не могло быть создано после 1196 г., ибо содержит «здравицу» Всеволоду Святославичу, умершему в мае этого года. Оригинальна позиция Л. Н. Гумилева, который считал «Слово о полку Игореве» поэтическим откликом не на события незначительного по своим масштабам похода князя Игоря против половцев, а на русскую национальную трагедию, связанную с монголо-татарским нашествием. Гумилев датировал памятник XIII в., видя в нем «иносказание», однако о других примерах подобного рода в литературе Древней Руси неизвестно.

Существует и крайняя точка зрения, согласно которой «Слово о полку Игореве» – либо поздняя запись устного предания, появившаяся в XVI в., либо блестящая подделка, выполненная в конце XVIII в. Отряд скептиков, отрицавших древность «Слова», стал формироваться вскоре после публикации памятника. По мнению деятелей «скептической школы» (М. Т. Каченовский, О. И. Сенковский, М. Н. Катков и др.), идейно-художественное богатство «Слова» не соответствовало эпохе «варварства и невежества», каким представлялось русское Средневековье. Даже защитникам подлинности памятника, в число которых входил А. С. Пушкин, «Слово о полку Игореве» долгое время казалось «оазисом» в «пустыне» древнерусской словесности.

В конце XIX в. французский исследователь Луи Леже вновь подверг пересмотру вопрос о древности «Слова о полку Игореве», пытаясь доказать, что оно не современно описанным событиям и, возможно, является переделкой открытой к тому времени «Задонщины». Эта гипотеза получила развитие в работах скептиков XX в.: французского слависта

A. Мазона, русского историка А. А. Зимина. Текстологическое изучение «Слова о полку Игореве» и его сопоставительный анализ с «Задонщиной» (Л. А. Дмитриев, Р. П. Дмитриева, Д. С. Лихачев, О. В. Творогов), исследование русской истории, литературы и языка XII в. (Б. А. Рыбаков, B. П. Адрианова-Перетц, В. Л. Виноградова) позволили ученым доказать органическую связь «Слова» с эпохой похода князя Игоря на половцев.

В историческую основу «Слова о полку Игореве», относящегося к эпосу, положены произошедшие в реальности события. Это известный в русском летописании поход от 1185 года, в процессе которого князь Игорь, управлявший новгород-северскими землями, выступил против половцев. Армия Святославича оказалась малочисленной, из-за чего произошло поражение при столкновении с противником. Каков же реальный ход событий, следует разобраться более детально.

План анализа для государственной аттестации

Задания на государственной аттестации требуют подробного ознакомления с текстом произведения. Ученик должен ответить на тестовые вопросы, предоставить характеристику нескольких персонажей и проанализировать текст с исторической точки зрения, указав при этом художественные особенности.

В данной статье подробным образом будет рассмотрено:

  1. История произведения.
  2. Особенности сюжета (кратко).
  3. Жанровая принадлежность текста.
  4. Идея.
  5. Художественные особенности.
  6. Анализ эпизода «Плач Ярославны».
  7. Анализ образа Всеволода.

Подробный разбор произведения даст возможность не только ответить на все вопросы государственной аттестации, но и лучше понять значение текста и его идею.

Читайте также:  «Гранатовый браслет»: тема любви в произведении Куприна. Сочинение по произведению «Гранатовый браслет»: тема любви

Слово о полку Игореве

История произведения и особенности сюжета

Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.

Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.

Это интересно! Как оформлять и как писать сочинение рассуждение по русскому языку

Сюжет и идея произведения

Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:

  1. Сборы князя в поход и дурные предзнаменования. Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды.
  2. Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток. Захват всех князей в плен.
  3. Обращение Святослава к Руси и ее правителям. Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.
  4. Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве.
  5. Побег Игоря и возвращение в Киев.

Основная идея слова о полку Игореве – это стремление к объединению Руси, прекращению междоусобных распрей. Красной нитью сквозь песнь проходит идея объединения всех князей и племен, чтобы успешно противостоять внешним врагам.

Важно! Автор произведения ставит своей задачей разбудить патриотизм и призвать воинов к активной борьбе против врагов.

Жанровая принадлежность

С момента первой публикации текста произведения (1800 год) его относили к разным литературным жанрам:

  1. Песнь – в защиту этой версии говорит разнообразие и певучесть слога, его вычурность и множество стихотворных форм,
  2. Ораторская речь – в тексте встречается множество прямых обращений к князьям, народу и воинам,
  3. Плач на погребение – в защиту этой теории говорит ограниченность повествования и возвышение слога лирического над эпическим.

Филологи, изучающие произведение в последние 10-15 лет, склоняются к мнению, что жанр «Слова» это хвалебная песнь или плач, поскольку текст близок к ним по своему содержанию и стилистическим особенностям.

Это интересно! Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

Чему посвящено «Слово»?

Посвящено произведение военному походу князя Игоря на половцев, который закончился полным поражением. Песнь складывается из событий той кампании: предвестники неудачи, засада, бегство войска, плен Игоря и активное наступление врагов на города Киевской Руси.

Но между строк можно прочитать и другое посвящение – русской земле, русскому народу. Автор рассказывает о прошлых событиях, которые уже стали историей государства, о современности, о событиях на Руси. Главным героем его эпоса становятся не князья, а земля, люди, которые страдают от безрассудства князей и от нападения внешних врагов.

Слово о полку Игореве затмение

Заключительный эпизод «Слова»

Заключительной картиной песни становится возвращение князя Игоря из плена. Автор рисует возмужавшего князя, который направляется к церкви, чтобы поблагодарить Бога за свое спасение. Народ радуется его возвращению. Раздаются крики славы старым и новым князьям, войску. Восхваление русского народа – это то, чем заканчивается слово. Несмотря на страдания, которые претерпел народ и его князь, автор все же верит в их будущее, верит в то, что будут еще славные дни на Руси.

Интересно! Эпос написан со многими отсылками к язычеству, но последние строчки как бы подчеркивают христианскую веру войска и князя. Некоторые исследователи считают этот кусок поэмы вставкой уже времен Владимира Великого.

Читайте также:  Как правильно написать сочинение о дружбе: примеры, советы и рекомендации

Художественные особенности

Произведение стало уникальным памятником литературы за счет сочетания в себе лирического и эпического начала. Художественные особенности «Слово о полку Игореве» можно выделить в список:

  1. Многократное использование военной терминологии и элементов ораторской речи.
  2. Многочисленные повторы, акцентирующие внимание на определенной мысли.
  3. Тесная связь с фольклорным символизмом: луна и солнце, кукушка с соколом, сизый орел.
  4. Поэма наполнена звуками: ржут лошади, трубят трубачи, скрипит седло, и красками: тучи черные, струи серебряные, щиты алые.
  5. Силы природы становятся одушевленными персонажами, как и скорбь с плачем.
  6. Встречаются языческие мотивы: Ярославна разговаривает с ветром, Днепром, солнцем.

Анализ художественных особенностей текста подтверждает, что литература того времени накопила и активно использовала опыт народного творчества.

Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве»: описание предзнаменований

Дальнейший рассказ о предвещающих трагический исход грозных знамениях представляет резкий контраст всему этому. Автор описывает тревожное поведение животных, раздающиеся в ночной тишине необычные зловещие звуки, солнечное затмение. Он будто снова переживает все эти события. Автору хочется предупредить князя о предстоящих несчастьях. Несмотря на то, что далее рассказывается о победе, принесшей богатые трофеи русским, автор снова возвращается к описанию грозных предзнаменований: «черные тучи с моря» и «кровавые зори» пророчат беду.

Плач Ярославны

Это один из заключительных эпизодов в «Слове о полку Игореве», который используется автором, чтобы усилить эмоциональную составляющую песни и вернуть читателей в реальность после воспоминаний о прошлых победах князей Руси.

Интересно! Плач Ярославны широко демонстрирует поклонение русичей природным силам и языческое прошлое.

Эпизод наделен большой эмоциональной нагрузкой – именно в нем автор выражает свое отношение к происходящему. Страдания Ярославны становятся воплощением страданий всех жен и матерей, всего народа, который страдает от происходящего. Патриотизм Ярославны также ярко выражен в тексте – это отличный пример ораторского искусства в литературе.

Девушка как бы заставляет природу и землю сочувствовать ей и спасти ее мужа. Жена князя Игоря становится непосредственным участником всех военных действий, отражением патриотического духа воинов.

Ярославна поет лирическую песню и спрашивает природу о судьбе своего мужа, ведь она в «Слове» изображается полноценным персонажем. Происходит диалог, который показывает всему миру отношение того, древнего человека к природе. Плач не только показывает отношение и скорбь самого автора, но и играет важную роль в общем сюжете.

Плач Ярославны

Всеволод – анализ персонажа

Князь Всеволод – это один из главных героев произведения, поскольку его роль важна не только для сюжетной линии, но и для передачи главой идеи автора – объединение князей вместе. Образ Всеволода вырисовывается с помощью сравнений и метафор. Например, автор часто называет князя Буй-Туром – так называли диких быков, чтобы донести до читателя мужество и силу персонажа.

Всеволод – это младший брат князя Игоря и зять Юрия Долгорукого, в его владении находится Трубчевская и Курская земли. Он принимает участие в походе брата со своим полком и также во время сражения на три года попадает в плен к половцам. Всеволод – могучий и отважный молодой человек, по историческим источникам, он в то время был не старше 30 лет.

Слово о полку Игореве и его анализ в трактате АЗиЯ, судьбы книги и её автора.

Слово о полку Игореве

Читайте также:  Печальная история любви Ромео и Джульетта: краткое содержание

Военно-политическая недальновидность

Идя в поход, Игорь не сообщил о намерениях самому старшему в роду Ольговичей, князю Киевскому Святославу. Он не придержался закона феодальной иерархии. В планы Игоря входила смелая задача, заблаговременно обреченная на провал. Он вознамерился с немногочисленным войском отобрать у половцев Причерноморье, возвратить прежние земли деда Олега Горилавича.

Князь стремился отогнать кочевников в степь подальше от территории Русской земли. Такой ход должен был продемонстрировать якобы продуманный политический ход, а именно расторжение добрососедских отношений с половцами, бывшими родственниками по бабке. В 1183 году он не смог проявить боевое искусство в походе князя Святослава, выступавшего против Кончака. Что касается 1184 года, он не поспел вовремя на решающее сражение из-за сильной гололедицы.

Названо сразу несколько причин, по которым Игорь отважился на поход, но которые заведомо являлись противоречивыми. Он преследовал родовые интересы, осознавал патриотический долг, стремился проявить воинскую честь. В результате самоуверенность и храбрость возобладали над политическим расчетом. Нельзя было отправляться в кочевую Степь без поддержки союзников. Результатом стала гибель войска, позор пребывания в плену, бегство из него, создание «ворот» для половцев, начавших наступать на Русскую землю.

Вывод

Слово отчетливо дает понять, что Игорь и Всеволод крайне дружны и готовы постоять друг за друга. Именно этой дружбой автор пытается донести до читателей главную идею – князьям необходимо объединиться и стать братьями, ведь только единство правителей русской земли может укрепить государство и противостоять врагам.

Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.

Отношение автора к войне

Размышляя о стране, он обращается к ее прошлому для того, чтобы понять настоящее. «Слово…» — это последовательное повествование об одном трагическом эпизоде, относящемся ко времени войны с половцами. Эта война, казалось бы, была просто одной из множества других, которые русские князья вели за независимость, сражаясь с кочевниками. Однако автор «Слова…» рассматривает ее как очень важное событие для Руси. Он призывает русских князей объединиться, поскольку лишь так можно победить врага. Голос истинного патриота звучит в этом призыве. Это человек, желающий своей родине мира и благоденствия.

В основе сюжета произведения лежит неудачный поход русских витязей, возглавляемый князем Игорем, против половцев. «Слово о полку Игореве» по праву считается памятником русской культуры и доказывает факт того, что народный русский эпос – есть одно из ответвлений европейской культуры.

Содержание

Краткий анализ произведения

Русский князь совершил свой знаменитый поход в 1185 году. Большинство источников датируют «Слово» этим же годом, однако, некоторые утверждают, что произведение появилось на свет несколько позже.

Главная тема «Слова о полку Игореве» — патриотизм. Весь сюжет произведения и его основная мысль посвящены Родине, природе и героизму русских людей, преданности своему Отечеству.

Поэма «Слово» делится на несколько частей. Прежде всего идет вступление, которое воспевает самого сказителя, прославляющего героев, выросших и возмужавших на русской земле. Первая часть повествует нам о том, как князь организует поход, терпит поражение и оказывается в плену у врага. Вторая часть рассказывает нам о князе Святославе Игоревиче, говорящем свое «золотое слово». Далее следует плач Ярославны и, наконец, заключение. печально описывающее возвращение побежденного князя к родному порогу.

Произведение «Слово о полку Игореве» затрагивает проблематику Руси в целом, и промахи похода в частности. «Слово» дает понять читателю, что самой главной причиной, послужившей поражению русского князя, выступает его огромное тщеславие, непомерная гордыня и самоуверенность.

Существует множество причин, из-за которых поход князя Игоря был заранее обречен:

— русские княжества не существовали дружно, а, наоборот, были разобщены;

— на территории Руси велись постоянные войны и столкновения;

— каждое княжество считало себя самым величественным и непобедимым, то есть страдало о высокого самомнения.

Особенно четко автор указывает на проблему разобщенности во второй части «Слова», когда «золотое слово» Святослава пытается донести до наших умом мысль о том, что Русь станет непобедимой только в том случае, когда пройдет общее объединение кланов. Общие идеи, объединение сил способны сделать Русь величественной и грозной. В противном случае, при общей разрозненности, она так и останется уязвимой, беззащитной.

Смысл «Слова» не теряет свою актуальность по настоящее время — поэма призывает нас учитывать ошибки прошлого и не допускать их в будущем.

История создания «Слова»

«Слово о полку Игореве» — эпическое произведение грандиозного масштаба. Не менее интересна история о том, как создавалась поэма. На этот счет у историков существует два мнения.

Одна часть ученых склоняется к мнению о том, что летопись написал один из монахов, который видел поход Игоря собственными глазами. К слову сказать, это версия не лишена оснований, ведь написать такое грандиозное произведение мог лишь человек образованный и грамотный. А в те времена такие люди встречались лишь среди духовенства.

Этические нормы не позволили автору оставить свои инициалы. поэтому произведение получилось анонимным. Автор «Слова» призывал своих потомков учесть промахи предыдущих поколений и впредь объединяться пред надвигающей опасностью и не трепетать перед лицом вражеских сил.

То ли события случайно сложились таким образом, то ли это было сделано специально, но рукопись по каким-то причинам была утеряна. И только в 18 веке ее нашел граф Мусин — Пушкин и переписал ее доступным для современного поколения словом. Однако, оригинал рукописи был уничтожен огнем, а, следовательно, остались только копии, которые сделал граф.

По этой причине, собственно, и появились приверженцы той версии, что «Слово» было написано самим графом. Оригинал то никто не видел воочию, кроме самого Мусина — Пушкина. Данная версия тоже не лишена оснований. Ведь граф был политическим деятелем, историком и археографом, значит, он был человеком грамотным, образованным и просвещенным.

Поэма описывает события, которые происходили на самом деле, и все же бытует мнение, что она была создана в 1185 или 1187 г.

Мнение исследователей о поэме

Исследователи много спорят о том, к какому жанру относится величественное произведение — его относят и к поучительной песне, и к повести, и к поэме.

Современная литература оценивает произведение, как «эпическая поэма», учитывая все его жанровое разнообразие. «Слово» полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к написанию произведения подобного жанра. На самом деле, невозможно достоверно определить направление «Слова», можно только оценить гениальность автора, подарившего нам произведение. Великий критик Белинский сравнивает произведение с цветком поэзии, достойным высочайшего уважения.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/osnova-slovo-o-polku-igoreve.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/istoricheskaja-osnova-slovo-o-polku-igoreve.html
  • https://studme.org/55346/literatura/istoricheskaya_osnova_proizvedeniya
  • https://memblog.ru/biografii-avtorov/slovo-o-polku-igoreve-zhanr.html
  • https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istoriya-sozdaniya-slovo-o-polku-igoreve/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт