Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода

Теперь совершенно понятна и капитальная сцена четвертого акта, о которой так много толковали и теперь еще толкуют. Раскаяние охватило ее [Катерины] душу, как только приехал муж и прекратились ее ночные свидания с Борисом. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась. Она во всем признается мужу. Нужды нет, что это случилось среди белого дня, на гулянии, в присутствии посторонних. Для такого характера, как Катерина, обстановка ничего не значит. Притворяться, лицемерить, затаить в себе чувство до улучения удобной минуты — не в ее крови. Она слишком чиста для этого. В деле же покаяния она всегда предпочла бы всенародное, если б заранее решилась каяться. Чем более позора, чем более стыда, тем легче станет на душе у ней. Но в том-то и дело, что она вовсе не намеревалась и не решалась каяться, выйдя на гуляние, хотя, без всякого сомнения, это признание мужу не нынче, так завтра, не завтра, так через несколько дней, а случилось бы, потому что грех-то тяготил ее невыносимо. Тут же оно вызвано было и грозою, а она с детства боится грозы, и появлением зловещей барыни, и, наконец, сценой из ада на одной стене развалин, куда загнал всех начавшийся дождь. Она во всем признается мужу.

Это прекрасная сцена. Жаль только, что в драме она мало подготовлена. Со времени приезда мужа развитие характера Катерины происходит за сценой, и мы узнаем о нем из короткого разговора Варвары с Борисом. Оттого-то эта сцена так и озадачила многих. <…>

Тут же скажем кстати, что вообще два последние акта драмы по нашему мнению ниже первых трех, ниже уже, пожалуй, потому, что не выше их. <…>

В данном деле, во всем четвертом акте у г.В Островского одна только сцена относится до действия. Все другие, за исключением маленького разговора Варвары с Борисом, совершенно посторонние для пьесы. Не говоря уже о том, что в четвертом действии пятиактной пьесы всякое уклонение от сущности дела охлаждает только действие, самое признание Катерины, вдруг, неожиданно, прежде чем зритель сам бы стал очевидцем ее мук и страданий, выходит каким-то неготовым. Мы совершенно понимаем эту минуту в жизни Катерины и, вероятно, немалая часть зрителей точно так же верно поняли ее; но нам все-таки было жаль, что такой важный процесс в ее характере совершился как будто без ведома зрителей. Это только охолодило их. Вместо того, чтоб трепетать от восторга и стараться не проронить ни одного слова, они должны были раздумывать о законности такого явления, о том, в порядке ли это вещей или нет. А между тем сама по себе это превосходная сцена. Она прямо вытекает из характера Катерины; она необходимое следствие ее положения. Нам особенно нравится то, что эта сцена случилась на площади, в присутствии посторонних, на месте, где, кажется, никак уж нельзя ожидать подобных явлений, одним словом, случилась при самых враждебных и неудобных для нее обстоятельствах. Одно это уже рисует характер Катерины.

Удивительно хороша также сцена прощания в пятом акте. В ней полно и ясно выразилась одна милая черта русской женщины. Катерина сама разрывает связь свою с Борисом, сама, без постороннего принуждения, делает мужу и свекрови ужасное признание. С кровью и с мясом она вырывает грех из своего сердца, и между тем прибегает проститься с Борисом, и обнимает, и плачет на груди у него. Разговор у них не вяжется, ей что-то хочется сказать ему и нечего сказать: сердце у нее переполнено. Ему хочется уйти от нее поскорее, а нельзя уйти: совестно. Не нравится нам только предсмертный монолог Катерины. <…>

Если для завершения впечатления непременно нужно было утопить Катерину, то она могла броситься в Волгу и без своего монолога, и не в виду (почти) у зрителей. Могли, например, застать ее на прощальном свидании с Борисом, могли погнаться за ней — она тогда еще скорей бы утопилась. Развитие характера закончилось в четвертом действии. В пятом он является уже совершенно созданным. К нему нельзя прибавить ни йоты, чтоб еще более объяснить его: он и без того ясен. Можно только усилить некоторые черты его, что и сделано автором в сцене прощания. Самоубийство ничего тут не прибавляет, не выражает. Оно нужно только для завершения впечатления. Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления. Г.В Островскому хотелось, чтоб этот последний акт своей жизни она совершила с полным сознанием и дошла до него путем раздумья. Мысль прекрасная, еще более усиливающая краски, так поэтически щедро потраченные на этот характер. Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины. Дело в том, что по своему в высшей степени живому темпераменту, она никак не может ужиться в тесной сфере своих убеждений. Полюбила она, совершенно сознавая весь грех своей любви, а между тем все-таки полюбила, будь потом, что будет; закаялась потом видеться с Борисом, а сама все-таки прибежала проститься с ним. Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние. Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера.

Но все это можно было высказать и без последнего монолога, в более драматической форме.

Достоевский М.М. В«»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. ОстровскогоВ»

В 

в–є Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

9-4feee5bd821b8edcae1ad0eb9600daacae6f79cc1e8a1b2269227c9fa02ad6f6.pngКабанова Александра

От природы Катерина была честной и порядочной женщиной, она хотела создать крепкую, надёжную семью, отношения в которой строились бы на любви, уважении, взаимопонимании. Но в её семье были совсем друге отношения: свекровь всячески унижала её, а муж находился под влиянием своей матери. Катерина не хотела изменять мужу, напротив, она пыталась предупредить его и предотвратить измену, но Тихон не прислушался к её словам. Желание быть счастливой толкнуло её на отношения с Борисом, но когда это произошло, Катерина поняла, что совершила страшный грех. Ощущение вины не давало ей покоя, поэтому она призналась в измене, чтобы облегчить свою душу.

Пожаловаться —>

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

avatar.png9 месяцев назад

  1. Тихон избивал её, подозревая в предательстве, поэтому Катерина вынуждена была сознаться;
  2. Кабаниха увидела Катю и Бориса вместе, прилюдно уличив Катерину в неверности;
  3. Катя, находясь под впечатлением от грозы и пророческих слов Барыни, рассказала о тайных встречах мужу и Кабанихе;
  4. она так и не призналась.

1 ответ:

Катерина, является центральным персонажем пьесы «Гроза», вокруг которой и развиваются все главные действия. Эта молодая женщина с детства всецело доверяющая Богу, наверно и не предполагала какую учесть ей готовит судьба.

Несчастный брак, измена мужу, это не то, что женщина желала себе, но все это случилось с ней.

Гроза, как природное явление, в этой пьесе является таким же действующим персонажем, олицетворяющим знак свыше на расплату, которая должна постигнуть героиню.

Еще в начале пьесы, 70-ти летняя барыня, как её представил автор — «полусумашедшая», предрекла финал пьесы:

Предсказание барыни, оказалось пророческим, хотя это были всего лишь слова, но Катерина их помнила всегда. Гроза по сути является напоминанием о том грехе, ей совершенном и неминуемой каре за это.

Поэтому не случайно, Катерина призналась в своей измене именно момент грозы.

Ну и касаемо правильного ответа, то это конечно будет третий вариант:

Новости20.01.2021 12:00

Роман актеров длился несколько лет, а вот в браке они прожили всего лишь полгода. Екатерина Кузнецова утверждает, что ушла от супруга, узнав о его неверности. По словам актрисы, она не смогла бы быть рядом с Евгением после такого предательства.

Евгений Пронин и Екатерина Кузнецова

Отношения актеров, как это часто бывает, начались во время съемок. Окружающие считали, что этот роман не будет долгим, но ошиблись — Екатерина и Евгений смогли сохранить свои чувства на долгие годы. Кризис в семье наступил после того, как пара поженилась, и виной всему стал вовсе не быт…

«У нас на самом деле всегда все было хорошо, ведь мы до этого уже жили вместе долгое время. Не было такого, что «ты должна готовить-убирать, а ты должен делать свое», все было демократично. Женя хотел ребенка, он неоднократно говорил мне об этом, но я была карьеристкой. В тот период жизни мне было важно реализовываться. В 23-24 года я все делала на пользу работы в кино, мне это было важнее. Потом я об этом не пожалела. Все случилось, как должно было случиться», — призналась 33-летняя Кузнецова на передаче «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым канала «Россия 1».

Екатерина Кузнецова: «Так хочется сыграть женщину легкого поведения»На эту тему400x600_0_2ebdf725211b3a2e41ce969b781553d0@800x1200_0xac120003_19927155311611123044.jpgЕкатерина приняла решение уйти от актера, узнав о его неверности

Счастье отцовства Пронин обрел с 25-летней Кристиной Арустамовой, продюсером по профессии. Год назад супруги стали родителями — у них появился сын Гарри. Екатерина одной из первых поздравила экс-избранника с этим событием.

Евгений Пронин – короткий брак со звездой «Кухни», сказочная свадьба в Италии и рождение сына

Сегодня блондинка предпочитает не распространяться про расставание с Евгением, но не скрывает, что виной тому стало предательство с его стороны.

«Не очень люблю это говорить, это не самые приятные воспоминания. Случилось предательство не с моей стороны. А я отношусь к той категории женщин, которые такого не прощают. О другой женщине узнала случайно и приняла решение уйти. Я так ему и сказала: «Я ухожу». Женя до последнего не верил, что я смогу уйти, но я ушла. Ему было неприятно это разоблачение. Он просил прощения, но я — титановая пластина, меня не расшибешь», — отметила актриса.

420x576_0_b02d3d4142a36ad47c05331bd7198564@420x576_0xac120003_19206813371611128205.jpgПронин с женой Кристиной и сыном Гарри

Фото: Instagram, Legion-Media

20.06.2019 04:00

Екатерина Кузнецова: «Похудела благодаря бойфренду»

31-летняя актриса рассказала, как на нее повлиял роман с серфингистом. Женщина призналась, что из-за возлюбленного полностью пересмотрела свой рацион. Вот уже два с половиной года она придерживается вегетарианства. 676x388_21_9b8b9ba743d1a857b649c56944618d0c@667x489_0xac120003_3674705391560967245.jpg

В прошлом году Екатерина Кузнецова рассекретила роман с Максимом Аплиным. Мужчина давно живет на острове Шри-Ланка и руководит собственной школой по серфингу. Актриса признавалась, что чувствует себя счастливой рядом с избранником. «Такое чувство, что дышу с ним одним воздухом. Он на пять лет старше и очень мне нравится. Мы похожи, и нам интересно вместе», — говорила звезда.

Новый роман отразился и на фигуре актрисы. Возлюбленный увлек ее идеей вегетарианства. Екатерина всегда отличалась стройностью, а с отказом от мяса потеряла еще четыре килограмма. Подобного рациона актриса придерживается уже два с половиной года. Впрочем, несмотря на слегка истощенный вид, звезда довольна результатом.

Читать полностьюСамое популярноеЗа неделю252x174_0_8dbd5c5775ce0f760f50ed149c631861@723x530_0xac120003_2082649201611302489.jpgОльга Бузова решилась рассказать правду о Даве: «Он трахает шлюх и бьет меня!»252x174_0_053a1037c140b1f182d4c8c9a0c59c28@960x703_0xac120003_14447386131611527046.jpgУмер стилист Пугачевой и Киркорова — Александр Шевчук252x174_0_4084373a6e2ad8a982f7433c45b7020e@659x483_0xac120003_16399093461611309059.jpgМама Давы о Бузовой: «И Тарасов ее бил. И сейчас она пьяная сторис строчит, шлюха конченая»252x174_0_285e5fad441dbf705e353b406e1d702a@499x366_0xac120003_8645598121611556368.jpgСтендапер Александр Шаляпин найден мертвым в своей квартиреИспользуемые источники:

  • https://licey.net/free/16-kritika_proizvedenii_literatury_obschie_voprosy_otnosheniya_k_literature/57-analiz_dramy_ostrovskogo__groza_/stages/2224-priznanie_kateriny_final_dramy.html
  • https://vashurok.ru/questions/chto-tolkaet-katerinu-na-priznanie-groza
  • https://studopedia.ru/15_65737_kulminatsiya-razvitiya-konflikta-stsena-priznaniya-katerini-analiz-epizoda.html
  • https://otvet.ws/questions/285388-groza-pri-kakih-obstojatelstvah-katerina-priznalas-muzhu-v-izmene.html
  • https://www.starhit.ru/novosti/ekaterina-kuznetsova-priznalas-chto-brosila-evgeniya-pronina-iz-za-izmenyi-231184/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт