Любовная лирика Н.А. Некрасова — особенности и своеобразие творчества

Стихи классиков > ♥ Стихи о любви классиков > Николай Некрасов — Стихи о любви: Любовная лирика

Все стихи Николая Некрасова

Список стихотворений:

 Николай Некрасов — Мы с тобой бестолковые люди

</li>

 Николай Некрасов — Я не люблю иронии твоей

</li>

 Николай Некрасов — Тройка

</li>

Николай Некрасов — Мороз, красный нос

</li>

Николай Некрасов — В тоске по юности моей

</li>

Николай Некрасов — Признание

</li>

Николай Некрасов — Не говори, что молодость сгубила

</li>

Николай Некрасов — Слёзы и нервы

</li>

Николай Некрасов — Свадьба

</li>

Николай Некрасов — Пускай мечтатели осмеяны давно

</li>

Николай Некрасов — Прощанье

</li>

Николай Некрасов — Прости

</li>

Николай Некрасов — Прекрасная партия

</li>

Николай Некрасов — Буря

</li>

Николай Некрасов — О письма женщины, нам милой

</li>

Николай Некрасов — Ни стыда, ни состраданья

</li>

Николай Некрасов — Маша

</li>

Николай Некрасов — Когда из мрака заблужденья

</li>

Николай Некрасов — Как ты кротка, как ты послушна

</li>

Николай Некрасов — Зине

</li>

Николай Некрасов — Застенчивость

</li>

Николай Некрасов — Ах, что изгнанье, заточенье

</li>

Николай Некрасов — Если, мучимый страстью мятежной

</li>

Николай Некрасов — Да, наша жизнь текла мятежно

</li>

Николай Некрасов — Давно отвергнутый тобою

</li>

Николай Некрасов — Где твое личико смуглое

</li>

Николай Некрасов — Гадающей невесте

</li>

Николай Некрасов — Влюбленному

</li>

Николай Некрасов — Я посетил твое кладбище

</li>

Николай Некрасов — Тяжелый крест достался ей на долю

</li>

Николай Некрасов — Ты всегда хороша несравненно

</li>

Николай Некрасов — Так это шутка, Милая моя

</li>

Николай Некрасов — Великое чувство! У каждых дверей

</li></ol>

Николай Некрасов — Стихи о любви: Любовная лирика: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Вы здесь

Главная»Классика»Русские поэты»Некрасов Николай

В стихах о любви Некрасов предстает человеком, способным любить очень глубоко и с неистовой силой, переживая горечь непонимания и мелких ссор. В своей любовной лирике Николай Алексеевич отражает не только собственные переживания, но невольно проецирует в строки ощущения многих своих читателей, которым не чужды любовные волнения. Близкий в своих ощущениях к народу, Некрасов становится своего рода зеркалом, в котором можно увидеть собственное отражение.

Лучшие произведения:

Пускай мечтатели осмеяны давно…

1845

1246Голос за!

Тройка

Читать далее…1828Голос за!

Блажен незлобивый поэт…

Читать далее…1411Голос за!

Тяжелый крест достался ей на долю…

Читать далее…1646Голос за!

Великое чувство! У каждых дверей…

(конец 1877)

1164Голос за!

Полный список:

  1. Когда из мрака заблужденья…

  2. Пускай мечтатели осмеяны давно…

  3. Тройка

  4. В неведомой глуши, в деревне полудикой…

  5. Если, мучимый страстью мятежной…

  6. Ты всегда хороша несравненно…

  7. Когда горит в твоей крови…

  8. Поражена потерей невозвратной…

  9. Так это шутка? Милая моя…

  10. Да, наша жизнь текла мятежно…

  11. Я не люблю иронии твоей…

  12. Мое разочарование

  13. Блажен незлобивый поэт…

  14. Муза

  15. Старики

  16. Застенчивость

  17. Буря

  18. Маша

  19. Давно – отвергнутый тобою…

  20. Тяжелый крест достался ей на долю…

  21. Ты меня отослала далеко…

  22. Гадающей невесте

  23. Моя судьба

  24. Встреча душ

  25. Незабвенная

  26. Турчанка

  27. Песня («Мало на долю мою бесталанную…»)

  28. Незабвенный вечер

  29. Вчера, сегодня

  30. Дни благословенные

  31. Обет

  32. Красавице

  33. Смуглянке

  34. Сердцу

  35. Признание

  36. В альбом Марии Фермор

  37. В альбом

  38. Офелия

  39. Слеза разлуки

  40. К ней!!!!!

  41. Песнь Марии

  42. И он их не чуждался в годы оны…

  43. К N.N.

  44. Обыкновенная история (Из записок борзописца)

  45. Ревность

  46. Русская песня

  47. Тяжелый год – сломил меня недуг…

  48. Кто долго так способен был…

  49. Прощанье

  50. Влюбленному

Содержание:

Раннее творчество

Творчество Николая Некрасова не вызывает ассоциаций с тематикой любви — оно отличается своеобразием. Но на самом деле интимная лирика играет в нем значительную роль. Поэт писал исключительно о собственных переживаниях. И это неудивительно, ведь он был таким привлекательным мужчиной, какой пользовался успехом у женщин.

Но покорить сердце единственной женщины, к которой он долгое время испытывал сильные чувства, Некрасов полностью не смог. Хотя для этого он делал все, что умел — посвящал ей стихи. Некоторые описывали счастье любви, другие полны страдания и скорби из-за ссор и разлук. Отношения между Николаем и его возлюбленной были напряженными. Дни, наполненные радостью и теплыми воспоминаниями, сменяли холодные разговоры и равнодушие.

Каждое из стихотворений рассказывает определенную историю жизни поэта. А первые строки родились благодаря детской влюбленности в юную служанку. Уже тогда мальчик считал, что его чувства искренни и несбыточны. Девушка была очень красива, но не могла составить пару будущему поэту из-за социального класса и разницы в возрасте.

А в будущем было еще много женщин у Некрасова. Стихи о любви стали неотъемлемой частью его творчества. Одна из его возлюбленных удостоилась целого цикла произведений. Поэт не сдерживал эмоции, выплескивал их на бумагу. Ему было не важно, прочитает ли эти строки любимая женщина. Раннее его творчество было порывистым, стремительным.

Главной музой до конца жизни для Николая оставалась Авдотья Панаева. Он с большим трудом завоевывал эту женщину, а их отношения можно назвать уникальными. Но и после нее у него были романы, хотя и не такие бурные.

Каждую свою возлюбленную поэт упомянул в завещании, и всем им он посвящал стихотворения.

Отношения с Панаевой

В 1842 году Николай Алексеевич встретил на поэтическом вечере Авдотью Панаеву. Жгучая брюнетка тогда считалась самой красивой женщиной Петербурга. Но она была и очень умна, содержала собственный литературный салон.

Авдотья вышла замуж за писателя Ивана Панаева, знаменитого повесу. Хотя сама она оставалась ему верной. Из-за ее принципов Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы женщина обратила на него внимание. Когда поэт признался ей в чувствах, она ответила отказом. Тогда Николаю было 26 лет, и он практически решился на самоубийство.

Но во время следующей поездки в Казанскую губернию Панаева призналась ему во взаимных чувствах. Пара проживала в доме женщины вместе с ее мужем. Такой странный союз длился 16 лет, пока Иван не скончался.

Хотя Некрасова обсуждало общество, многие друзья перестали с ним общаться, он был счастлив. В порыве чувств он написал множество стихотворений, которые вошли в знаменитый «Панаевский цикл». О начале отношений говорят строки нескольких произведений:

  • «Когда огонь в твоей крови»;
  • «Я не люблю иронии твоей».

В первом стихотворении Некрасов приводит анализ отношений. Он описывает, как влюбленные должны себя вести. Для него любовь — это чувство, зажигающее огонь в сердцах. Влюбленные должны быть равны во всем, иметь общие убеждения. Женщине не нужно покоряться мужчине, иначе она превратится в рабыню. Возлюбленный должен почитать ее, давать ей личную свободу и позволять выражать разумный эгоизм.

Но во втором стихотворении описаны последствия союза с независимой женщиной. Хотя лирический герой все еще испытывает к ней страсть, он страдает от ее иронии. Немного эгоистичный характер Панаевой постоянно задевает ранимое сердце Некрасова. Ему сложно мириться с ее капризами и самостоятельностью.

Поэт постоянно ревнует Авдотью, замечает, что спустя три года отношений им все тяжелее общаться друг с другом. Кризис отношений делает их более холодными. Тоска поселяется в душе Некрасова. Тема любви в лирике того времени преобладает над другими направлениями.

При этом в стихотворениях появляется много сравнений страсти и эмоций с силами природы. Особенностью лирики 1948−1950 г. стало воспевание утихших чувств. Забыта тема дружбы между мужчиной и женщиной, Некрасов говорит только о своем оскорбленном достоинстве, эгоистичности возлюбленной.

Проза любви

Когда отношения с Панаевой стали натянутыми, Некрасов начал описывать не только радости любви, но и повседневные проблемы. Но и горькие минуты не огорчали поэта. Об этом он рассказывает в нескольких стихотворениях:

  • «Мы с тобой бестолковые люди»;
  • «О письма женщины, нам милой!»;
  • «Горящие письма»;
  • «Письма».

В первом произведении обнажена проза любви. Николай Алексеевич говорит о вспышках гнева, ссорах, размолвках, резких высказываниях. Подобное происходит с каждой парой, но влюбленные по-разному проживают такие моменты.

Писатель стремится и в этих ситуациях искать что-то хорошее. Если говорить кратко, любовная лирика Некрасова в 1851—1852 гг. направлена на поиски счастья среди мрака равнодушия. Печальные мгновения нужно воспринимать как неизбежное. А после них всегда наступают счастливые минуты.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» доказывает, что союз Некрасова и Панаевой действительно был свободным, в нем не было рабской зависимости одного партнера от другого. Поэт согласен с тем, что подруга должна открыто выражать свои мысли и эмоции, не стесняться гнева и обид.

В произведении одни переживания переходят в другие. Печаль при этом сменяется радостью. А самым счастливым моментом и для автора, и для лирического героя является примирение. И чем острее был скандал, тем волнительнее этот миг.

В «Панаевском цикле» есть трилогия с письмами. Это целое сочинение, написанное в стихотворной форме с неравными строфами. Некрасов в первой части произведений описывает свое восприятие женских писем, распространяя его на всех мужчин. А во второй говорится о подробностях личной жизни самого лирического героя и автора.

Хотя все три стихотворения начинаются с воспоминания о прекрасных моментах, они объединены скорбным настроением. Некрасов считает, что любые любовные приключения заканчиваются поблекшими цветами и могилами, в которых покоятся радости юности. Любовь постепенно угасает, превращаясь в пепел.

Лирический герой уже предчувствует, как угаснут его чувства и появится равнодушие. Но все три письма связывают прошлое, настоящее и будущее. Определяющей мыслью в трилогии является время. Но два стихотворения остались незаконченными. Хотя в них все пропитано энергией безумия, несчастливым роком. Поэт словно предвещал свой разрыв с возлюбленной, заранее страдал от этого, отдавая дань умирающим отношениям.

Разлука и прощание

В юности Некрасов часто влюблялся, но это было несерьезно. Он искал женщину, которая станет его музой. И такая нашлась, хотя ее образ не совсем соответствовал его ожиданиям. Но и до сих пор на просьбу «Назовите адресата любовной лирики Некрасова» можно получить только один ответ — Авдотья Панаева.

Именно она стала той самой музой, дарившей поэту вдохновение. И последние произведения также были посвящены воспоминаниям об их отношениях, а также женщинам, которые были у Николая Алексеевича после Панаевой:

  • «Прости»;
  • «Три элегии»;
  • «Зине».

Авдотья в 1849 году родила от Некрасова сына, но мальчик прожил недолго. А после смерти ее супруга она разорвала отношения с поэтом. Прощальное стихотворение «Прости» было написано только в 1856. Николай Алексеевич хотел помириться с женщиной после размолвки, пытался вызвать в ней приятные воспоминания. Только это не помогло — в 1863 их отношения окончательно прекратились. Хотя стиль поэта не изменился: «Три элегии» напоминает произведения из «Панаевского цикла».

В 1864 Некрасов жил в Париже вместе со своей сестрой и француженкой Селиной Лефрен. Актриса приезжала вместе с ним в Россию, затем возвращалась во Францию. Но поэт относился к девушке суховато, хотя и был счастлив после встреч с ней.

А в возрасте 48 лет Некрасов познакомился с простой необразованной деревенской девушкой. Ее звали Феклой Викторовной, но Николай Алексеевич придумал ей другое имя — Зина Николаевна. Они обвенчались практически перед смертью поэта, хотя он считал девушку своей законной женой уже давно. Некрасов старался приучить ее к искусству, дал образование.

Зине пришлось терпеть всю скорбь и тоску, которую поэт испытывал из-за разлуки с Панаевой. Девушка искренне любила Николая Алексеевича и проявляла к нему терпимость, доброту и понимание. Некрасов посвятил ей три лирических произведения с одинаковым названием «Зине». В рифмованных строках он описал ее поведение: девушка часто плакала украдкой, смотрела на него с любовью и тоской, трудилась, чтобы ему было комфортно жить.

Любовная лирика Некрасова достойна того, чтобы о ней написали целый доклад. Поэт не придумывал истории, он брал их из своей жизни. Все описанные им эмоции Николай Алексеевич прожил самостоятельно. Он не скрывал чувств к замужней женщине, не боялся осуждения общества и старался жить ради любви.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Главные некрасовские темы нередко заслоняют те немногие стихотворения, где рассказана история долгой и мучительной любви. Интересно, что многие современники Некрасова и не заметили этой темы в лирике Некрасова. Так, один из сотрудников В«СовременникаВ», М.А. Антонович писал в своих воспоминаниях о Некрасове, что тема любви В«почти вовсе не затронута поэзией Некрасова; он касается ее изредка, так сказать мимоходом и как будто только потому, что такой повсеместной, общераспространенной темы уж никак нельзя было избежать и обойти. Муза Некрасова не воспевала прелестей любви, ее упоений и восторгов, ее мук и страданий…В». Это замечание несправедливо, разве только что можно согласиться с тем, что В«прелести любви, ее упоения и восторгиВ» действительно не стали темой поэзии Некрасова. Его лирика – о муках и страданиях любви.В 

Тема любви в лирике Некрасова, и прежде всего знаменитый В«панаевский циклВ», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я. Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова – мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями. Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: В«…Почти каждое любовное стихотворение – это рассказ о большой человеческой беде. Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. <…>Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы <…>. Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт <…>В», – пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики. В«Панаевский циклВ» – это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту. Как пишут исследователи, поэзия здесь В«преодолевает свои границы: В«панаевскийВ» цикл – своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизацияВ».В 

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово В«мятежныйВ»: В«Если мучимый страстью мятежнойВ», В«Да, наша жизнь текла мятежноВ», В«Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечтыВ». Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, – В«кипитВ», В«кипимВ»: В«Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечтыВ»; В«Кипим сильней, последней жажды полныВ»; герои ощущают В«с каждым днем сильней кипевшую любовьВ». Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями – В«вспышкиВ», В«ссорыВ». Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей. Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

Если, мучимый страстью мятежной,Позабылся ревнивый твой другИ в душе твоей, кроткой и нежной,Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,Все, что подняло бурю в груди,Переполнена гневом правдивым,Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором, Оправданья и слезы осмей,Порази его жгучим укором – Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений. Счастье в понимании некрасовского героя – воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками (В«И то, что в нем казалось нам страданьем, –/ И то теперь я счастием зову…В»). Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. В«МятежнаяВ», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовьВыносить непрестанные грозы,В нашем мире, дитя, где любовь,Там и слезы.

Лирический герой Некрасова, по справедливому наблюдению Г.А. Гуковского, В«дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный пример живого человека, человека хорошего, но отравленного В«дурнойВ» эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного векаВ».В 

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с В«кровными врагамиВ», которую ведут и герой и героиня. Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения. В стихотворении В«Тяжелый год – сломил меня недугВ» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, В«истерзанной борьбой с своими кровными врагамиВ».В 

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не знал бы я, зачем встаю с постели,Когда б не мысль: авось и прилетелиСегодня наконец заветные листы, В которых мне рассказываешь ты:Здорова ли? что думаешь? легко лиПод дальним небом дышится тебе,Грустишь ли ты, жалея прежней доли,Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

<…> Нет лучшей доли!Живешь легко, глядишь светлей,Не жалко времени и воли,Не стыдно праздности своей,Душа тоскливо вдаль не рветсяИ вся блаженна перед той,Чье сердце ласковое бьетсяОдним биением с тобой…

В«Женская любящая душаВ» – это В«благословениеВ» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г. Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: В«Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли <…> убеждены Вы, что цель и смысл жизни – любовь? (в широком смысле). Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к сущ(ествованию) других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением. По мере того как живешь – умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить – и они, вероятно (то есть люди в настоящем смысле), чувствуют то же – жаль становится их – и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности <…>. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опораВ».

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви. Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством (В«ОгородникВ»), разностью характеров и судеб (В«Прекрасная партияВ», « дорогеВ»), тяготами и нищетой (В«ТройкаВ», В«СвадьбаВ» и др.). Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки (В«КнягиняВ»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, – В«ЛюбушкаВ» (другое название В«БуряВ»).В 

В«Мерещится мне всюду драмаВ», – признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

В 

в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.А. Некрасова:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Используемые источники:

  • https://rustih.ru/stihi-o-lubvi/nikolaj-nekrasov-stixi-o-lyubvi-lyubovnaya-lirika/
  • https://ollam.ru/classic/rus/nekrasov-nikolay/o-lyubvi
  • https://nauka.club/literatura/lyubovnaya-lirika-nekrasova.html
  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4361-tema_lyubvi_v_lirike_nekrasova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт