Медный всадник памятник краткое описание для детей

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге получил название «Медный всадник». Его роль в русской культуре трудно переоценить, потому что нет такого вида искусства, который не затронул бы своим вниманием монумент Петра Великого.

Глубокий смысл, заложенный автором «Медного всадника», современники прекрасно понимали: крутая скала, отечески простёртая рука, судороги побежденной змеи, стремительный полёт коня, несущего Всадника в будущее. Монумент символизировал расцвет России, он стал первым и лучшим памятником Петербурга, одним из самых выразительных произведений скульптуры. Наиболее правильно охарактеризовали его поэты: Александр Пушкин, так умело подобравший название своему произведению и самому памятнику, а через сто лет — Александр Блок.

С первых дней своего царствования Екатерина II, отказавшись от собственного памятника, решила увековечить свои деяния установлением памятника Петру I, продолжательницей дела которого она себя считала.

Царица пригласила в Петербург французского скульптора Фальконе, и в 1766 году он прибыл в Петербург. Скульптору был оказан великолепный приём, специально для него была устроена мастерская.

Замысел принадлежит самому Фальконе: установить конную статую на гигантский пьедестал естественной скалы. Для позирования из царских конюшен были выделены лучшие жеребцы с красивыми кличками Бриллиант и Каприз. Лошадей загоняли на полном скаку на построенный дощатый помост и на мгновение удерживали над пропастью. За этот короткий миг скульптор должен был сделать карандашный набросок с натуры. Было выполнено бесчисленное количество набросков, которые впоследствии составили блестящую композицию.

У Фальконе возникла проблема при моделировании головы Петра I. Трижды он её лепил, и трижды императрица отвергала его модели из-за отсутствия сходства с оригиналом.

Помогла ученица скульптора Колло, приехавшая с ним в Россию и ставшая его помощницей. Она вылепила голову царя при помощи гипсовой маски, снятой ещё при жизни Петра. Успех превзошёл себя: показанная Екатерине модель сразу была принята, и Колло получила за неё пожизненную пенсию. В 1788 году монумент был открыт, из двух медалей (золотой и серебряной) одну Фальконе отдал Колло.

Вернуться:

Сочинения на тему «Страницы истории»

Знакомство детей с памятниом Петру I Медный всадник

Презентация на тему: Медный всадник

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.

Проект памятника Петру I разработал французский скульптор Э. Фальконе, которого пригласила в Петербург Екатерина Вторая. Этье Этьен Фальконе Екатерина Вторая

Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами . Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу.

Уникальность памятника состоит в том, что он имеет всего три точки опоры (задние ноги коня и извивающийся хвост змеи)

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю.

История возникновения памятника

Необходимый для постамента гранитный монолит был найден в 13 км от Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень»

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь, где было решено установить памятник.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным рельсам, обитым медью. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей.

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года, где ей было суждено стать пьедесталом. Однако, памятник на ней появился лишь спустя 12 лет.

В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770″.

Фальконе создавал модель скульптуры около трёх лет. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Модель головы Петра Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила его ученица Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.

Несмотря на свое название, «Медный всадник» сделан вовсе не из меди, а из бронзы. В работу пущено было 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Отливка удалась не сразу: в самую решительную минуту расплавленный металл потек из глиняной формы. Фальконе в ужасе выбежал из мастерской; но русский рабочий, литейщик Хайлов, не растерялся, и с опасностью для жизни стал собирать вытекший металл и снова вливать в форму. Изъян удалось исправить, на что потребовалось два года.

Торжественное открытие монумента состоялось 18 августа 1782 года. Вокруг него собралось 15 тысяч войск. Екатерина восхищалась Петром. Об этом нам говорит надпись на постаменте: «PETRO primo CATHARINA secunda — ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая».

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей . Медный всадник во время блокады ВОВ

В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

Медный всадник памятник краткое описание для детей

Россия. Медный всадник

Одним из символов Петербурга стал величественный памятник основателю города Петру I. Император поднял на дыбы коня, правую руку он протягивает вперед, словно говоря: «Здесь будет город заложен!» Величественный монумент, который увековечит память первого российского императора, решила возвести жена его внука императрица Екатерина II. Создать памятник должен был знаменитый скульптор Этьенн-Морис Фальконе, он специально для этого приехал из Франции в Россию. Работе над образом Петра скульптор посвятил двенадцать лет — с 1766 по 1782 г.

medniyvsadnikpamyatnikkratkoeopisaniedly_96D05C9D.png

Медный всадник на самом деле отлит из бронзы

Фальконе задумал поставить конную статую Петра на огромную каменную скалу. Однако отыскать подходящий камень для постамента было очень трудно. Наконец крестьяне на берегу Финского залива нашли исполинский кусок гранита. Поднять его было не в человеческих силах. Сначала камень катили к морю по деревянным желобам, а потом погрузили на судно, которое специально построили для перевозки будущего постамента. Камень бережно доставили на Сенатскую площадь, там он стоит и сейчас, а на нем — огромный всадник. На постаменте Екатерина по-латыни и по-русски приказала написать: «Петру Первому. Екатерина Вторая». Прошло полвека, и А. С. Пушкин описал конный памятник Петру в поэме «Медный всадник». С тех самых пор за памятником закрепилось это название. Медный всадник Пушкина грозен и безжалостен, враждебен простому человеку. Герой поэмы — бедный чиновник Евгений, потерявший во время наводнения невесту, сходит с ума, и в бреду ему мерещится, что по улицам Петербурга скачет за ним жестокий и неумолимый Медный всадник.

Над головой памятника Петру I работала ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Голову Петра Колло увенчала лавровым венком — символом власти, победы и славы.

Медный всадник — не единственный памятник Петру в Петербурге и его окрестностях. В разным местах северной столицы можно встретить множество изображений российского императора, Очень интересный бронзовый памятник появился в 1991 г. в Петропавловской крепости. Его автор — скульптор Михаил Шемякин.

Петр Шемякина сидит в кресле, это огромный уставший человек с совершенно лысой головой, длинными руками и ногами. Говорят, этот памятник больше похож на настоящего Петра, чем торжественный Медный всадник.

medniyvsadnikpamyatnikkratkoeopisaniedly_EF41AD41.png

Иллюстрация А. Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»

­Описание памятника

Поэма “Медный всадник” является одним из наиболее удачных шедевров в творчестве А. С. Пушкина. В ней он описал жизнь в Петербурге такой, какой он ее видел. На одной чаше весов он изобразил могущественное государство, а на другой – простой народ. При этом власть представлена величественным памятником, стоящим на берегу реки Невы и олицетворяющим Петра I.

Скульптура “Медный всадник” была открыта на Сенатской площади в августе 1782 года, а поэма Пушкина была написана осенью 1833 года. Кстати, именно благодаря пушкинской поэме памятник получил такое “громкое” название. Известно, что он изготовлен не из меди, а из бронзы. Скульптура Петра Великого на коне венчает мегалит весом более одной тысячи тонн.

Сегодня этот памятник, воздвигнутый когда-то по настоянию Екатерины II, считается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Какую же роль он сыграл в поэме Пушкина?

Это бесчувственный памятник, который яро преследует бедного Евгения за глупые домыслы. Это окаменевший образ, утративший патриотизм, свойственный Петру I.

Здесь нужно отметить, что в поэме был еще один герой, жизнь которого переменилась к худшему, как он полагал из-за “Медного всадника”. Это бедный чиновник Евгений, который потерял во время потопления свою возлюбленную и сошел с ума. Во всех своих бедах он винит памятник. Он понимает, что Петербург не просто так возник на островах дельты Невы.

Это был выбор царя, желавшего защитить северо-запад России от врага. И в нем теперь он видит виновника разрушительной стихии, ему грозит со словами: “Ужо тебе…” Но бронзовый кумир не намерен выслушивать обвинения в свой адрес.

В поэме Пушкина он оживает и гневным взглядом преследует того, кто нарушил его покой. Более того, Евгению кажется, что он памятник догоняет его. Ему даже слышится топот тяжелых медных копыт.

С той поры, проходя мимо “Медного всадника”, молодой человек снимает шляпу и виновато опускает глаза, боясь гнева грозного истукана.

Сочинение на тему: Описание памятника в поэме Медный всадник, Пушкин« Ответы на вопросы – КупринКраткое содержание романа Диккенса “Повесть о двух городах” »Используемые источники:

  • https://free-topic.ru/mednjy-vsadnik
  • https://otdyhpress.ru/pamjatniki/mednyj-vsadnik-pamjatnik-kratkoe-opisanie-dlja-detej.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-opisanie-pamyatnika-v-poeme-mednyj-vsadnik-pushkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт