«Мцыри» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы М. Ю. Лермонтова

О произведении

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Если вы искали полное содержание поэмы «Мцыри» Лермонтова – перейдите по этой ссылке в нашу удобную библиотеку.

Главные герои

Мцыримолодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генералпривозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монахвылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинкас нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Краткое содержание

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Конец.

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

  1. Вопрос 1 из 18

    Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?</h3>

    • <label>Лермонтов выдумал эту историю</label>
    • <label>Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.</label>
    • <label>На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшим ему историю своей жизни.</label>
    • <label>Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.</label>

(новая вкладка)

Mtsyri.jpgМцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году.  Поэта была благосклонно воспринята читателями.

Она состоит из 26 глав разной длины. Всего в поэме 747 стихов, и эпиграф, взятый из Первой книги Царств.

Кстати, эпиграф, выбранный из Библии, лишний раз доказывает, что  поэт, несмотря на свое желание выглядеть  несведущим в вопросах веры атеистом, не был безбожником.

Для тех, кто не владеет старославянским, эпиграф ни о чем не скажет. Поэтому, прежде чем начать краткое содержание этой красивой, поэтически живописной  поэмы, предлагаем ознакомиться со стихом из первой книги Царств, откуда был взят эпиграф:

Screenshot_33.jpg

1

Вступительная глава показывает, в каком живописном месте был расположен монастырь, в котором жил Мцыри. Монастырь полуразрушен, и живет в нем только один старый монах, последний житель забытой Богом и людьми, обители.

В главе упоминается о том, что некий грузинский царь «вручал России свой народ», чтобы оградить страну от врагов.

2

Русский генерал привез из-за гор в Грузию мальчика. Но ребенок заболел, и его жизнь висела на волоске. Тогда генерал решил оставить ребенка в монастыре. Ребенок вырос, научился говорить на языке монахов, был окрещен в христианскую веру. Он уже должен был принять монашеский обет, но осенней грозовой ночью сбежал из монастыря. Его нашли без сознания в степи, принесли в монастырь.

3

С этой главы повествование идет от лица Мцыри. Он благодарит старика за то, что тот согласился его исповедовать перед смертью, признается в том, что никогда не причинял людям зла. Мцыри поведал монаху, что всегда стремился к свободе, мечтал вернуться на родину.

4

Он упрекает старика, что тот спас его от смерти, когда он болел в детстве. Мцыри признается, что все эти годы был глубоко несчастлив, чувствуя себя в тюрьме. Он говорят старому монаху, что всю жизнь мечтал иметь дом, родных людей, но у него не было даже могил, куда он мог бы прийти и оплакать родных.

5.

Мцыри не боится смерти. Он сожалеет лишь о том, что не успел пожить, не успел увидеть жизнь во всей ее полноте. Он не успел полюбить, насладиться очарованием природы, испытать всех прелестей разгульной юности.

6.

Оказавшись на воле, Мцыри, видел пышные поля, холмы, усаженные деревьями, горные хребты, которые курились, как алтари, горный поток.

7

Глядя на вершины Кавказа юноша вспомнил родительский дом, аул, состоящий из домов, рассыпавшихся по ущелью, табуны коней, лай собак, которых он ребенком узнавал по голосам. Вспомнил, как вечерами уважаемые старики собирались около крыльца дома, чтобы обсудить с отцом текущие вопросы, поток, возле которого он так любил играть.

8

Мцыри признается старику, что оказавшись на воле, он понял, что значит жить по-настоящему. И если бы в его жизни не было бы этих трех дней, то жизнь его была бы мрачнее, бессмысленнее и печальнее старости монаха. Он говорит, что свой побег задумал давно, и глядя, как были испуганы монахи во время грозы, он понял, что его в этот вечер искать никто не будет.

9

Мцыри долго бежал, не разбирая дороги. Он был счастлив, что вырвался из монастыря, вдыхая полной грудью влажный свежий воздух. Гроза утихла, погони за ним не было. Только где-то в ущелье слышал плач шакала, да змея шелестела в траве.

10

Эта глава посвящена природе. Лежа на траве, Мцыри слышал внизу шум бегущей воды. Утро ознаменовалось пением птиц, озолотился восток. Мцыри восторженно наблюдал пробуждение природы. А когда он сам поднял голову, то с ужасом обнаружил, что лежал на краю крутого обрыва.

11

Эта глава тоже посвящена природе. Поднявшись, он увидел буйное цветение природы, сравнимое с Божьим садом. Разноцветные цветы, вились виноградники с увешанными гроздьями. Наслаждаясь красотой природы, он почувствовал жажду и решил спуститься вниз к потоку.

12

Когда он, цепляясь за растения, спустился вниз и припал к воде, он услышал шум шагов и песню. Это к воде спускалась девушка с кувшином в руках.

13

Она напевала какую-то песню, смеялась над собственной неловкостью. Скромный наряд выдавал в ней крестьянку. Эта встреча настолько поразила юношу, что на короткое время он потерял сознание. А когда очнулся, девушка успела уйти. Он увидел 2 прилепившиеся к скале сакли. В дверь одной из них вошла девушка.

14

Мцыри почувствовал себя утомленным от пережитых за ночь эмоций, затраченных сил, и решил немного отдохнуть. Ему удалось заснуть. Даже во сне он слышал незамысловатую песню девушки. Когда Мцыри проснулся, на небе светил луна. В какой-то момент он испытал желание пойти на огонек свечи, горевший в сакле, где жила девушка, но он вспомнил, что должен найти родимую страну. Он отправился в путь, превозмогая голод, и сбился с дороги.

15

Горная цепь, которую он старался удерживать в поле зрения, и которая так манила его, исчезла из глаз. Кругом был лес, да густой терновник, закрывавшие все кругом. Юноша был в отчаянье и разрыдался.

16-18

В темноте ночи он встретился с барсом, который, грыз какую-то кость, играя с собственным хвостом, наслаждался жизнью. В человеке он почувствовал врага. Мцыри тоже напрягся, почуяв предстоящую битву. Заметив Мцыри, барс намеревался закусить юношей. Но Мцыри успел подготовиться к встрече. Битва между человеком и барсом была жестокой. Три главы посвящены битве Мцыри с барсом. Человек вышел из нее победителем.

19

Мцыри показывает монаху следы когтей, и говорит о том, что в тот момент он не видел своих ран, продолжил свой путь.

20

Наступило утро, и Мцыри вышел из лесу. Наступило утро, и в лучах солнца он начал узнавать знакомые пейзажи. Он понимал, но не хотел поверить в то, что снова вышел к монастырю, к тюрьме своей. Окончательно удостоверился в этом, когда зазвонил колокол. Звон этого колокола он ненавидел с детства, потому что тот будил его по утрам, лишая возможности смотреть сладкие сны.

21

Мцыри испытал отчаянье. Он говорит, что даже конь находит дорогу домой. Он сравнивал себя с цветком, выросшим в тюрьме и пересаженным в сад рядом с розами. Опаленный солнечными лучами, цветок погибает.

22

День, несмотря на осень, был жарким, солнце опалило юношу так же, как цветок, перенесенный в сад. Оказавшись в степи, Мцыри не знал, куда спрятаться от его безжалостных лучей.

23

Лежа на земле, он слышал, как где-то внизу бежали Кура и Арагва. Но они были далеко, и дойти до их берегов не осталось сил. Из-за горы он видел монастырь. Недалеко от него резвилась змея. Мцыри чувствовал, что умирает. Он впал в беспамятство. В полубредовом состоянии он чувствовал, что лежит на дне реки. Он испытывал блаженство, наблюдая со дна реки волны бегущей воды и рыбы, резвившиеся над ним. Одна из рыбок ангельски нежными голосом приглашает его остаться с нею.

24

Мцыри нашли и принесли в монастырь, когда бредовое состояние уступило место полному беспамятству. На этой короткой главе завершается исповедь Мцыри. Он сожалеет, что ему не суждено умереть в родной земле.

25

Мцыри прощается со своим исповедником и духовным воспитателем.

26

Эту главу можно назвать Завещанием Мцыри. В ней Мцыри просит старика похоронить его в монастырском саду под акациями. Из этого уголка видны вершины Кавказа. Мцыри выразил надежду, что они пришлют ему привет от родной стороны.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу. Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния. Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.

Глава 1

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре. Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств. Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

Глава 3

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Глава 4

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Глава 5

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Глава 6

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Глава 7

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Глава 8

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле. Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным. Даже в буре он видел родственную душу.

Глава 9

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Глава 10

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Глава 11

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Глава 12

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

Глава 13

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Глава 14

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Глава 15

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Глава 16

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Глава 17

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Глава 18

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

Глава 19

Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.

Глава 20

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Глава 21

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Глава 22

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Глава 23

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Глава 24

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Глава 26

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

Время чтения 6 минут, 54 секунды мин.В среднем, пользователи прочитывают текст за 10 мин. Добавить в избранноеСодержание

В представленном кратком содержании поэмы Лермонтова «Мцыри» описывается сюжет из жизни юноши-горца. За основу произведения взята история о реальном человеке, которую Михаил Юрьевич услышал на Кавказе. Автор добавил в историю трагичный финал, дополнил художественными подробностями подобно тому, как это делал А.С. Пушкин (которого Лермонтов считал примером и учителем). Произведение состоит из коротких глав, прочитать которые в полной версии необходимо каждому. Краткое содержание «Мцыри» содержит описание основных моментов, которые составляют суть рассказа.

Основные персонажи

  • Мцыри — юноша, которого ребенком оставили в монастыре на лечение. Он прожил всю жизнь под защитой священных стен, но хочет вернуться в родной аул и увидеть близких. Слово «мцыри» означает «послушник, монах, который ещё не принял постриг, чужак».
  • Старик чернец — слушает предсмертный рассказ юноши. Он растил мальчика и выходил его, когда тот был еще маленький.

Тезисный пересказ

Маленького больного мальчика русский генерал оставляет в кавказском монастыре, чтобы монахи вылечили и воспитали его. Ребенок растет и готовится принять постриг. В один день молодой человек бесследно исчезает, а через три дня его, израненного, находят неподалеку.

Юноша рассказывает свою историю о том, как чуть не упал с обрыва, встретил прекрасную девушку, а ночью, потерявшись в лесу, наткнулся на барса, с которым вступил в борьбу. Послушник убил зверя, но тот успел нанести ему смертельные раны. Мцыри выходит наугад из леса и в итоге оказывается там, откуда бежал. Монахи подбирают юношу и относят его в келью, где тот умирает.

Краткое содержание

Ниже представлено краткое содержание по главам поэмы “Мцыри”, по которому можно составить общее впечатление о произведении.

Глава 1 На пересечении рек Арагвы и Куры стоит разрушенный монастырь. В нем живет старый монах, который сметает пыль с могильных плит и вспоминает прошлое.

Глава 2 В Тифлис из гор едет русский генерал. Он привозит в монастырь мальчика-горца. Ребенок болен, но мужественно переносит мучения. Монахи оставляют больного у себя на воспитание. Мальчик взрослеет, думает принять обет, но в один из дней внезапно исчезает. Через некоторое время его находят под стенами монастыря, израненного. Мцыри не открывает старцам, где он был, и тогда к нему присылают чернеца, который ранее служил воспитателем. Ему-то юноша и поведал свой рассказ.

Глава 3 Молодой человек благодарит старца, что тот решил его выслушать. Он признается, что все это время жил в монастыре, как в плену, лелея лишь мечту о свободе и не испытывая вину за эти мысли.

Глава 4 Мцыри знает о том, что старик вылечил его, но не рад этому. Когда ему было особенно одиноко в монастыре, он дал себе клятву найти хоть кого-то из родных.

Глава 5 Мцыри не боится смерти, лишь жалеет, что не увидел мир, не успел испытать сильных чувств. Он говорит старику, что завидует ему, ведь тот успел пожить и у него есть ценные воспоминания. А ему так и не было суждено узнать, каково это.

Глава 6 Далее юноша рассказывает, что во время побега видел природу, горы, облака, стаи птиц. Смотрел на горные хребты и, кажется, начал вспоминать свои корни, чувствуя, что когда-то жил в тех местах.

Глава 7 Мцыри вспомнил, как жил в отцовском доме, около которого собирались на совет старики. Отец приходил в кольчуге, а сестры пели песни над колыбелью.

Глава 8 Три дня, которые юноша провел на воле, были блаженны. Мцыри задумал сбежать уже давно, чтобы узнать, для чего же он родился на свет, подальше от монашеских стен, где нет истинной жизни.

Главы 9, 10 Долго бежал он, пока не устал и не упал в траву. В ночной тиши юноша впервые слышал крики шакала, шорох от проползающей мимо змеи. Но ему совсем не было страшно прятаться среди скал.

Утром юноша проснулся от шума водопада. Оказалось, что он лежит на краю обрыва.

Глава 11 Вокруг него был лес и виноградники. Птицы слетались сюда, чтобы насытится. Молодой человек прислушивался к незнакомым звукам, пытаясь уловить человеческую речь, мечтая найти родных. К полудню его одолела жажда.

Глава 12 Юнога спустился по лозе к источнику, чтобы напиться, и вдруг услышал звук песни. Недалеко показалась молодая грузинка, которая нежным голосом напевала незамысловатый мотив. Мелодия навсегда сохранилась в сердце юноши.

Глава 13 Девушка с кувшином на голове пробирается к источнику и набирает воду. Мцыри с замиранием сердца следит за ней, прийдя в себя, лишь когда та возвращается в хижину и закрывает за собой дверь. Молодой человек сетует, что старик не понимает его печали.

Мцыри видит молодую грузинку с кувшином

Глава 14 Наступает ночь, юноша засыпает, и ему снится молодая грузинка. Внезапно он просыпается под светом луны. В хижине девушки он замечает огонек, но не решается подойти туда и покидает местность, несмотря на голод. Однако найти обратную дорогу стало не просто.

Глава 15 Молодой человек теряется в лесу, пытаясь пройти сквозь кусты, влезть на дерево и увидеть дорогу, но все безуспешно. Впадая в отчаяние, он рыдает и грызет землю, как дикий зверь.

Глава 16 Мцыри вспоминает, что плакал без стыда, хотя до этого такого никогда не бывало. На поляне появляется барс, который играет с костью и не видит притаившегося гостя. Юноша берет в руки палку и чувствует, как в нем просыпается кровь предков и жажда боя.

Главы 17, 18, 19 И вот барс замечает Мцыри, готовится напасть. Первым ударом юноша бьет зверя в лоб, рассекая ему кость. Зверь со стоном падает, но не умирает. Бой продолжается.

Барс кидается Мцыри на грудь, они сплетаются в поединке и падают на землю. Наконец, юноша убивает зверя. Барс умирает в бою, как и положено величественному хозяину гор.

Бой мцыри с барсом

На груди юноши остаются глубокие раны, в которые попала земля. Он уходит в полусознании в глубь леса.

Глава 20 Вскоре Мцыри выходит к аулу, смутно понимая, что вернулся обратно к монастырю, откуда так рьяно хотел сбежать. Звон колоколов подтверждает его догадки. Юноша отчаивается, осознавая, что все его мечты оказались пылью и он никогда не найдет свою семью.

Главы 21, 22 Юноша говорит, что принимает свою судьбу. Сравнивает себя с цветком, который рос в тени, и после того, как его вынесли на солнце, лучи сожгли его лепестки.

Мцыри долго лежал в траве, слушая звуки природы. Рядом проскользнунула змея, игравшая на солнце.

Глава 23 Юноша хотел было встать, но не мог. Хотел кричать, но горло было абсолютно сухим. В предсмертном бреду казалось, что он лежит на дне реки, а вокруг плавают рыбы, которые поют какую-то песню. Они будто призывают остаться на дне, где будут о нем заботиться.

Далее молодой человек теряет сознание.

Главы 24, 25, 26 Мцыри находят монахи, на этом его рассказ заканчивается. Он жалеет, что умирает не на родной земле и родственники даже не будут знать, что он погиб, и скорбеть о нем.

Юноша прощается с монахом, говоря, что дух его по-прежнему требует свободы. И хотя рай — это тоже свобода, он бы променял его на несколько минут у родного дома.

Мцыри просит перенести его после смерти в сад под акации и похоронить там, чтобы видеть оттуда родные горные хребты. Он никого ни в чем не винит и лишь готовится умереть.

Основная идея автора

По краткому содержанию поэмы «Мцыри» прослеживаются мысли автора о свободе, стремлении достичь её даже ценой собственной жизни. Изначально Лермонтов обозначил эпиграф к «Мцыри» кратко: «Родина бывает только одна». Современники автора, движимые идеей революции, приняли поэму очень горячо. Раскрытая проблема борьбы за свободу духа в поэме «Мцыри» сделала ее одним из лучших романтических произведений в русской литературе.

В кратком содержании поэмы можно ознакомиться с тем, как автор понимает свободу для любого человека. Монастырь предстаёт тюрьмой для души героя. Однако, вырвавшись на волю, он понимает, что окружающий мир ему чужд. И хотя душа его стремится испытать яркие эмоции, бороться и сражаться, он все равно возвращается к монастырским стенам. Сам поэт призывал к свободе и крепости духа в достижении цели, а потому «Мцыри» часто воспринимался современниками как освободительный гимн.

Михаил Юрьевич Лермонтов Поэма «Мцыри» Краткое содержание

Всем своим творчеством Лермонтов воспевает образ вольной красоты Кавказа. Уже в самых ранних стихотворениях поэт восхищается гордыми народами и величественной горной природой этих мест. Отсюда и художественные образы героев Лермонтова, которые вторят основной тенденции литературы XIX века — направлению романтизм.

Героя-романтика и величественный дух Кавказа соединяет в себе одно из лучших сочинений поэта — поэма «Мцыри». В приведённой ниже статье можно познакомиться с кратким содержанием этого произведения, но насладиться его истинной красотой и богатством поэтичного языка великого русского поэта, не прочитав «Мцыри» в оригинале, нельзя.

Очень краткий пересказ поэмы Лермонтова «Мцыри»

Историю главного героя поэмы «Мцыри» предвосхищает лирическое вступление и описание места, где некогда стоял монастырь. Теперь здесь выполняет свой «последний долг» глубокий старец, ухаживающий за могилами.

Когда-то некий генерал вез мимо этих мест пленного мальчишку. Ребёнок занемог и военный оставил его в монастыре на попечении монахов. Для юного Мцыри жизнь в монастыре была ни чем не лучше военного плена. Он так и вырос в мечтах о родных краях и свободе, которой был лишён.

Дождавшись удачного момента, Мцыри бежал без оглядки. Юноша очутился в диком лесу, где господствовала природа. Он быстро сбился с тропы и брёл туда, куда глаза глядели. В пути он повстречал молодую девицу с кувшином воды и почувствовал прикосновение любви. Мцыри не было уже суждено обзавестись семьёй, горечь этого осознания выжигала его душу. Второй важной встречей для юноши стала стычка с диким барсом. В жестоком поединке Мцыри одержал победу, но получил серьёзные ранения, с которыми выжить у него не было шансов.

Петляя кругами, герой вновь вышел к стенам своей тюрьмы, и его вернули в монастырь. Находясь в тяжелом состоянии, он попросил лишь одного — перенести его в сад на траву. От туда он мог ещё раз взглянуть в сторону Кавказа. Мцыри умер, но ни на секунду не пожалел о своём поступке и о том, что прощается с жизнью. Пусть и не надолго, но он успел ощутить вкус свободы, что для него в миллион раз лучше, чем жизнь до старости в глухих стенах монастыря.

Краткая характеристика героев поэмы «Мцыри»

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

  • Мцыри —  Главный герой. Главного персонажа поэмы в детстве пленили и увезли из родных мест. В дороге он заболел и остался жить в монастыре. Вырастившие его монахи, готовили Мцыри к постригу. Но они не смогли усмирить в его душе бунтаря. Свобода — всё, что было нужно этому человеку. Здесь, среди монастырских стен, он страдает и рвётся на волю. Однако побег показал юноше, что в дикой природе он не меньше чужак. Ему, выросшему в неволе, свобода может принести лишь гибель.

Другие персонажи поэмы «Мцыри»

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

  • Генерал — эпизодический герой, военный, который пленил Мцыри мальчишкой, но оставил в монастыре по дороге, так как тот серьёзно заболел и мог не перенести дальнейшей дороги.
  • Старик-монах — эпизодический герой, вырастивший и воспитавший Мцыри. Он любил юношу как родного сына, сочувствовал ему и выслушал его последнюю исповедь.
  • Девушка-грузинка — девушка, которую главный герой встретил в часы своей свободной жизни. Эта эпизодическая героиня помогла Мцыри понять прелесть первой любви.
  • Дикий Барс — серьёзный противник, с которым сразился Мцыри в своём первом и последнем в жизни бою.

Краткое содержание поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» подобно по плану

I. Мцыри исповедуется

В начале поэмы читатель знакомится с местностью, где ранее стоял монастырь. Затем автор говорит об одном из послушников этого монастыря — Мцыри. Юноша находится при смерти и рассказывает своему воспитателю старому монаху о своих душевных переживаниях.

II. Жизнь до плена

Мцыри родился и рос до 6 лет в семье горцев на Кавказе. И был счастливейшим из детей.

III. Взятие в плен

Но в шестилетнем возрасте мальчишку пленили русские военные. Его вывезли из родных мест. По дороге герой тяжело занемог. Генерал, пленивший его, был вынужден оставить мальчишку у монахов.

IV. Узник монастыря

Мцыри прожил в монастыре много лет. Здесь он вырос и повзрослел, при этом он так и не смирился со своей участью. Все его мечты — вернуться в родные края.

V. Три дня и три ночи свободы

Однажды послушник Мцыри сбегает из монастыря. Он проводит среди дикой природы три дня и три ночи. Он сталкивается со стихией, встречает юную грузинку, сражается с барсом один на один и одолевает хищника. Встреча с девушкой помогает юноше понять, что он мог бы любить, с барсом — что он силён и отважен, а со стихией — что он ничтожен и чужд к жизни на воле. Ранения, голод и непогода ослабляют молодого послушника. Он теряет сознание возле стен монастыря, куда случайно возвращается, окончательно заплутав.

VI. На смертном одре

Монахи вскоре находят обессилевшего юношу. Они несут его обратно за монастырские стены и пытаются выходить. Его раны слишком тяжелы, особенно та, что в душе — Мцыри наконец-то понял, что ему никогда не вернуться к родным. Герой умирает и просит лишь об одном — перенести его в сад, где мягкая, пахучая трава, и естьвозможность в последний раз взглянуть в сторону Кавказа.

Кратко о значении и истории создания поэмы Лермонтова «Мцыри»

Читать текст этого произведения следует сквозь призму исторических событий, которые и повлекли пленение вымышленного Лермонтовым романтического героя Мцыри. Временные рамки повествования принадлежат первой половине XIX века, то есть эпохе завоевания кавказских земель: присоединение территорий и обращение горцев в православие. Так и рождается мальчик Мцыри, вынужденный томиться в монастыре и постричься в монахи против своей воли.

По мнению литераторов и историков, Лермонтов мог взять за основу поэмы рассказ реального человека, монаха, которого поэт встретил по дороге в Грузию. В поэме также часто чувствуются мотивы народного грузинского фольклора, например, сцена с барсом очень напоминает «Мальчик и тигр» из народных сказаний. «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году, поэма претерпела много исправлений, чтобы избежать запрета под грифом «цензура». Удалены были в основном небольшие фрагменты, в которых особенно трепетно воспевалась свобода или звучали антихристианские мотивы.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/lermontov/mcyri
  • https://lermontovm.ru/poemy/mtsyri/mtsyri-kratkoe-soderzhanie-po-glavam
  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1749-mcyri.html
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/mtsyri.html
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/lermontov/mcyri

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт