Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете

Вся сознательная жизнь автора ушла на создание одного из самых сложных произведений мировой литературы. В основе сюжета лежит легенда об ученом докторе Фаусте, услышанная писателем еще в детстве. Центральной темой являются душевные метания главного героя. Образ и характеристика Фауста в трагедии Гёте «Фауст» неоднозначны. Кто он, богоотступник, заключивший союз с нечистой силой ради исполнения своих тайных желаний или глубоко несчастный человек, разочарованный жизнью на земле.

  • Генрих Фауст – ученый. Вольнодумец и чернокнижник. Продал душу взамен на право обрести бессмертие в человеческом обличье.

Сделка

Всю жизнь Фауст положил на то, чтобы разгадать загадки природы, изведать мир, постигнуть людскую сущность. Потратив столько времени на изучение наук, стопроцентного удовлетворения не ощущалось. «Я философию постиг, я стал юристом, стал врачом…Увы! С усердьем и трудом и в богословье я проник, – И не умней я стал в конце концов, чем прежде был…Глупец я из глупцов!..». Помимо врачевания, он параллельно изучает магию, общаясь с призраками. «Чистая душа в своем исканье смутном, сознанья истины полна!». Он осознал, что ни на шаг не приблизился к заветной цели, все эти годы лишь отдаляясь от познания очевидного.

Генрих не понимает, как человечество может бесконечно оправдывать свою трусость, лень, бездействие. Отчаяние заполнило его до краев. Он решается на самоубийство, но чаше с ядом не удается выполнить свою миссию. Звон колоколов и церковное пение помешали осуществиться планам. Это был знак отложить уход в иное измерение на потом. Ему снова захотелось дышать, созидать, исследовать.

Ему было мало обычных знаний. Жажда большего, стремление к раскрытию непознанного, получение новых откровений. Он постоянно в поиске, в движении. Готов платить любую цену страдая, падая, взлетая. Именно это послужило основным мотивом для заключения соглашения, скрепленного кровью. Пройдя отчаянный, наполненный трудностями путь, он обретет долгожданное успокоение, в котором так нуждался.

Сердечные привязанности

Злой дух был абсолютно уверен, что его протеже не сможет устоять перед самым весомым соблазном – любовью к женщине и не ошибся. Волшебное зелье ведьмы, возвращает утраченную молодость, а вместе с ней оживляет чувства, свойственные молодому мужчине. Случайная встреча с Маргаритой наполнила его давно не испытанными и уже подзабытыми эмоциями. Пятнадцатилетнее, невинное дитя было настоящим искушением, посланным свыше. Безумная страсть всколыхнула его естество. Их тянуло навстречу с непреодолимой тягой. Увлекшись Фаустом, серая, скучная действительность окрасилась для Гретхен яркими красками, но их отношения изначально были обречены. Избранник не мог дать ей будущего и спасти любимую от позора тоже не смог.

Следующим увлечением, но уже неземным, становится Елена, воплощение красоты и эстетического идеала, возрожденная из античности. В законном браке у них рождается мальчик, наделенный необычными способностями. Долгое время пара была счастлива, но гибель Эвфориона, не сумевшего удовлетвориться мнимой реальностью, лишила обезумевшую от горя мать смысла существования. Она исчезает вслед за ним. После случившегося Фауст не успокаивается, продолжая свои изыскания. Теперь ему необходимо покорить разбушевавшуюся стихию, соорудив дамбу.

Финал

Прожив сто лет, ослепнув, оказавшись погруженным в кромешный мрак, несмотря на беспомощность, он не утратил надежду осуществить свою давнишнюю мечту, построить плотину, перекрывающую бурное течение. Он догадался, в чем его предназначение, служить людям, творить добро. Демон пытался забрать душу своего хозяина после его кончины, именно так было прописано в контракте, заключенном между ними, но ангелы опережают его, унося ее на небеса. Спор между Господом и дьяволом проигран. Не удалось Мефистофелю соблазнить своего подопечного на свою сторону. Генрих перед смертью понял, что не миг блаженства цель жизни, а сама она в целом. Несмотря на множество ошибок совершенных им, он всегда искренне старался жить не для себя, а для людей.Добавить в избранное

Образ Фауста в одноимённой трагедии Гете

Фауст — учёный, который ищет смысл человеческого существования, связь всего в природе. Он выучил философию, юриспруденцию, медицину, богословие и много других наук, чтобы ответить на свои главные вопросы. Он учит и познаёт новое на протяжении многих лет, но не может приблизиться к разгадке. Он начинает понимать ограниченность человеческого мышления, видит — люди не идеальны.

%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%2B%25D0%25A4%25D0%25B0%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0.jpg
Образ Фауста

В трагедии есть ещё один учёный, которые абсолютно не похож на образ Фауста. Его зовут Вагнер. Он не любит жизнь, людей и природу, его интересует только слава и наука. Гете показывает на его примере человека недальновидного с плоским мышлением, ведь он завидует Фаусту, не понимая, что жизнь последнего очень сложна.Фауст находится в угнетённом состоянии: он видит, как много он уже сделал, но всё равно многого не понимает. Он готов убить себя, чтобы избавиться от душевных мук, но слышит церковный звон в честь Христа и останавливается. Позднее в его жизни появится Мефистофель, тот — кто изменит его жизнь навсегда. Мефистофель — образ дьявола, который не любит людей и всё живое, считая их глупыми, недостойными и неспособными понять великое. Однажды, между Богом и дьяволом, (Мефистофелем) произошёл спор: первый утверждал, что человек «божественное создание», второй — «тварь из тварей». И они поспорили: если Мефистофель сумеет «переманить» Фауста, то он докажет свою правоту и получит его душу. Этим поступком Гете хотел показать, что из двух учёных именно Фауст является правильным, а Вагнер находится в плену у тёмных сил. Смыслом искушений Мефистофеля должно было стать то, что Фауст бы отрёкся от своих взглядов и перестал искать истину. Но Фауст был твёрд: он не любил выпивать, он не хотел предавать свою возлюбленную Маргариту, он не хотел делать подлости людям. Мефистофель рвал и метал: сколько бы усилий он не прикладывал, чтобы не придумывал — у него не получалось искусить Фауста. Да Фауст совершал ошибки, но он жалел о содеянном, а любовь помогала ему держаться. Он доказал дьяволу, что человек способен на «высокие» чувства. Под конец своей жизни Фауст понял, что смыслом его жизни есть работа на благо других. И Гете согласен с ним, но утверждает, что настоящую истину найти невозможно. В конце Фауст ослеп, он слышит, как лемуры копают ему могилу. Дьявол думает, что он, наконец-то, победил. Но Господь забирает душу Фауста к себе. Ведь на самом деле победил человек: он не остановился, несмотря на все тяготы и продолжал искать ответы. На небесах Фауст, встречает Маргариту, которая становится для него символом любви, верности и милосердия.Гете на примере этой трагедии и на примере своей жизни хотел показать, что смысл жизни человека лежит в познании нового. И если человек будет следовать этому правилу, он будет счастлив.

Образ Фауста

Фауст — главный герой одноименной трагедии Гете. История его трагической жизни положена в основу сюжета произведения. Он — разочаровавшийся в науке и жизни, старый ученый-энциклопедист, на грани самоубийства, но встречается с потусторонними силами, злым духом Мефистофелем, и обретает новую жизнь. Если главная идея народного Фауста заключается в предостережении от антихристианского и аморального поведения человека, который продался дьяволу, то у Гете направлен на создание фигуры человека, которая является олицетворением важнейших мировоззренческих тезисов и внутренних противоречий просветительской идеологии. Действительно, с одной стороны Фауст олицетворяет идеал просветительских представлений о развитом человеке того времени: любопытном и деятельном, свободном в мыслях и не предвзятом во взглядах, который постоянно жаждет новых знаний, пополняли бы его опыт и расширяли кругозор. В отличие от ученых-схоластов, знающих жизнь только по книжкам, он хочет воплотить свои стремления в жизнь, сделать процесс познания инструментом преобразования мира, что, в конце концов, служило бы общественному благу. Общественное благо, как конечная истина, которая определяет смысл существования человеческой личности, главная мысль, к которой приходит Фауст, и которую он провозглашает в последнем своем монологе. С другой стороны образа Фауста присущ скепсис относительно всесилие человеческого разума и безграничности познания, который характерен для завершающей фазы просвещения. Гете не идеализирует Фауста. Автору импонирует величие духовных стремлений героя, но он видит и его ошибки. Поэтому Фауста часто называют своеобразным двойником Гете. Образ Фауста олицетворяет все сомнения и поиски мысли и мечты, которые волновали Гете.

Личность и судьба доктора Фауста привлекали внимание писателей еще до появления трагедии Гете “Фауст”. Как свидетельствуют историки, средневековый маг и чернокнижник доктор Фауст – личность историческая, легенды о нем начали складываться еще при его жизни. В конце XVI века в Германии вышла книга “История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника”, автор которой остался неизвестен.

В этом сочинении проглядывает образ замечательного человека, который порвал со средневековой схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и подчинить ее человеку.

Церковники Обвинили его в том, что он продал душу дьяволу. Современник Шекспира драматург Кристофер Марло написал “Трагическую историю Фауста “. Английские актеры, гастролируя в германских городах, познакомили с этой трагедией немцев. В Германии из нее сделали пьесу для кукольного театра.

Его Фауст жаждет знания ради самого знания. Его не прельщают какие-либо материальные блага, удовольствия, он ищет смысл жизни.

Порыв Фауста к знанию отражает умственное движение духовного развития целой эпохи европейского общества, получившей название эпохи Просвещения. Фауст Гете – человек разочаровавшийся, но разочарование это не пассивное. Подстрекаемый силами зла, воплощенными в трагедии в реальном образе Мефистофеля, Фауст живет, борется, познает добро и зло, активно ищет ответы на главные жизненные вопросы. Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения, но раскрытие темы прило-жимо не ко всякому человеку и не ко всякой отдельной судьбе.

Фауст выбран Гете для этой цели потому, что в силу своего необыкновенного характера он дает поэту возможность многое сказать о жизни. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателями Гете, – это путь неустанных исканий.

Фауст Не может жить, удовлетворяясь тем, что ему предлагают религия и наука. Во время эпидемии чумы юный Фауст оказывается лицом к лицу со смертью. Ничего из известного до этого времени не помогает ему спасти жизни сотен тысяч невинно страдающих людей.

Средневековая медицина бессильна, Господь не слышит призывов о помощи.

Фауст сомневается, Фауст разочаровывается. Он даже решает покончить жизнь самоубийством. Но что, как не высшая справедливая сила, возвращает ему желание жить, жить активно, познавая тайны природы:

Я на познанье ставлю крест. Чуть вспомню книги – злоба ест. Отныне с головой нырну В страстей клокочущих горнило, Со всей безудержностью пыла В пучину их, на глубину!

Как известно, свою трагедию Гете писал практически всю сознательную жизнь, и это не могло не повлиять на содержание произведения. Работа над первой частью заняла больше тридцати лет: в ней отображен опыт взрослого мужа, познавшего радости юности, но уже определившегося со своими жизненными ориентирами. Центральное место в первой части трагедии отведено трагической любовной истории Фауста и Гретхен. Юноша Фауст хочет любить и готов ради одного вечера с возлюбленной, ради одного ее взгляда и поцелуя исполнять приказания самого дьявола.

Дьявол – плохой советчик в человеческих делах. Он испытывает Фауста, пытаясь направить его против собственной совести, ибо его сознание затемнено пламенной страстью. Охлажденный здравым рассудком, он понимает, что совершил непоправимое.

Однако механизм трагических обстоятельств уже включен. Теперь Фауст не властен распоряжаться ни своей собственной судьбой, ни судьбой своей возлюбленной, ни судьбой своего ребенка. В дьявольском пламени сгорают жизни Гретхен, ее ребенка, ее матери и брата.

Фауста легко обвинить в преступлении, на его совести души четырех невинных жертв. Но только ли Фауст стал виновником этой трагедии? Фауст отягчен страданием из-за гибели Гретхен и сознанием своей вины.

Светлый дух Ариэль призывает эльфов облегчить его муки: забвение прошлого поможет ему вернуться к настоящему, что и происходит. Поиски смысла жизни толкают Фауста на новые свершения. Сначала мы видим его на государственном поприще. Гете изображает империю, находящуюся в состоянии полного развала.

Мрачную картину этого государства рисует в своем докладе императору канцлер страны. Все люди одержимы эгоистическими стремлениями: “В горячке своеволья больное царство мечется в бреду”. Императору, однако, безразлично, что творится с его страной и как живет его народ.

Его заботит только одно – как пополнить опустевшую казну, чтобы пуститься в новые траты, не обременяя себя заботами о благополучии государства.

Гете писал:

“В лице императора я старался изобразить властителя, который имеет все данные потерять свою страну, что ему в конце концов и удается”.

При помощи Мефистофеля проблема решается довольно быстро и ловко – в обиход поступают бумажные деньги. Этот эпизод имеет исторические корни. Впервые бумажные деньги были введены во Франции Джоном Ло при Людовике XV. Неумеренный выпуск бумажных денег без должного обеспечения быстро привел к их обесцениванию и вызвал отрицательное отношение к ним.

Это отношение отображено и у Гете – он сатирически приписывает введение бумажных денег дьяволу. Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Здесь перед нами предстает еще один образ прекрасной женщины. Это Елена Прекрасная, воскрешение которой имеет символический смысл.

Для Гете воплощением эстетического идеала было искусство античности. Он считал, что улучшения в современном ему обществе произойдут только тогда, когда люди начнут понимать красоту, а это, в свою очередь, приведет к душевному возрождению нации. Образ Елены Прекрасной символизирует этот идеал красоты.

Союз Фауста и Елены – идеальное сочетание античной красоты и современного интеллекта.

Параллельно возникает новая тема. Ученик Фауста Вагнер всегда оставался преданным книжному знанию. Он считал, что с помощью книг сможет открыть тайны мироздания.

Попытки Вагнера познать истину с помощью книжных знаний имели свой результат: в лаборатории Вагнер создал искусственного человека – Гомункула. Если Фауст томится по бытию, не ограниченному ни временными, ни пространственными рамками, то Гомункул, для которого нет ни оков, ни преград, томится по жизни, ограниченной плотью, по реальному существованию в реальном мире.

Гомункул Сопутствует Фаусту в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели – находит возрожденную к жизни Елену Прекрасную. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты своих родителей – гармоническую красоту и беспокойный дух. Однако Эвфорион слишком идеален, чтобы жить в мире зла.

Он разбивается насмерть, а с его гибелью исчезает и Елена, исчезает красота.

Только в конце жизни стареющий и слепнущий Фауст понимает, что не какой-го миг блаженства является целью всей жизни, только жизнь сама по себе имеет смысл. Ежедневная борьба, ежедневные искания, ежедневная работа мысли – вот истинный смысл жизни.

Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете« Как понимать название повести А. Платонова “Котлован”?Булгаков стал сатириком своей эпохи »Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2930-harakteristika-fausta-faust.html
  • https://www.lang-lit.ru/2016/01/obraz-fausta-v-tragedii-gete-faust.html
  • https://www.lang-lit.ru/2016/05/kharakteristika-obraza-fausta.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakteristika-fausta-v-odnoimennoj-tragedii-gete/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт