Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

Содержание:

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание 📚 комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание 📚 повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание 📚 трагедии И. Гете

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях царица (новая жена царя и мачеха царевны) описывается как красивая и умная, но очень завистливая, злая, коварная и самовлюбленная женщина.

Вначале автор описывает внешность царицы, из чего становится ясно, что она очень красива собой: «высока», «стройна», «бела».

Из ее взаимодействия с зеркалом становится ясно, что своей внешностью она очень гордится. А судя по тому, как меняется ее настроение от ответа волшебного предмета, можно заключить, что она очень любит лесть.

Царица умна. Характер ее очень крутой и даже дерзкий: она «горда», «своенравна», «ревнива».

Судя по ее поступкам, она очень завистлива, и даже решает погубить молодую девушку, что говорит о ее коварстве. Автор характеризует ее как очень злую женщину, которая от своей злости разбила зеркальце и даже умерла.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» Характеристика героев произведений» Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкин показывает разных персонажей. Он не делает всех только положительными или отрицательными. В каждом есть и достоинства и недостатки. Одним из таких персонажей является царица. Царица обладает прекрасной внешностью, но совершенно несносным характером. Она очень эгоистична и жестока, поэтому не способна на светлые чувства. Целью ее жизни становится идеальные внешние данные. Женщина выходит замуж за овдовевшего царя, у которого от первого брака осталась маленькая дочь. Но с возрастом девочка взрослела и превращалась в прекрасную женщину. Это обстоятельство не радовало злую мачеху. Ведь женщина считала себя самой красивой и не терпела конкуренции. Поэтому в ее голове сразу возникло желание избавиться от молодой царевны. Женщина пошла на преступление и подговорила служанку, чтобы та завела падчерицу далеко в лес и оставила на съедение волкам. Автор наделяет царицу волшебным атрибутом – говорящим зеркалом, которое рассказывает и показывает ей о всех красавицах в округе. Женщина привыкла слышать, что кроме нее таких нет. Однако после того как молодой царевне удалось спастись в доме богатырей, зеркало оповестило об этом ее владелицу. Женщина была в не себя от злости. Она решила убить наследницу собственноручно. Для этого, она отправилась в лес сама и взяла с собой отравленное яблоко. Но как сделать так, чтобы царевна ни о чем не догадалась? В этом отравительнице помогла ее хитрость. Женщина переоделась в нищенку и стала просить милостыню под окнами большого богатырского дома. Конечно, царевна подала ей хлеба. Ведь она в отличие от мачехи, была добра к окружающим. В ответ «нищая старуха» бросила ей красивое и большое яблоко, но отравленное яблоко. Женщине не было жалко юную девушку. Ее душа была темной, пропитанная злобой и жестокостью. В сердце не было место для любви и состраданию. Поэтому она без зазрения совести и малейшего сожаления готова была расправиться с любой, кто станет у нее на пути. Возможно, женщину подтолкнула и ревность. Ведь дочь, для царя была отрадой, и женщина просто забоялась, что все внимание будет доставаться только молодой царевне. Когда зеркало сообщило царице в очередной раз о жизни и здравии молодой и красивой падчерицы, то ее безжалостное и озлобленное сердце не выдержало. Женщина умерла от тоски, ненависти, досады и страха. Ведь если бы царь узнал, на что пошла его новая жена ради того, чтобы оставаться единственной красавицей, он бы с ней непременно расправился. Она ступила на темную сторону, которая в итоге забрала не только ее красоту, но и само существование. Автор не упоминает, чтобы перед собственной смертью женщина раскаялась в грехах. Нет. Она до самого конца была наполнена ненавистью к окружающим и считала свои действия правильными. Пушкин показывает, что за все в этой жизни придется платить. И порой, в час расплаты, цена за все действия может оказаться, слишком велика…Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз королевича Елисея в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз Царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз семи богатырей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаОбраз Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» ПушкинаХарактеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Образ Царицы в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина

<legend>Tags</legend>ОбразЦарицыв«Сказкеомёртвойцаревнеисемибогатырях»Пушкина

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях противопоставляются две главные героини.

1. Молодая царевна, дочь царя

Автор описывает ее как очень красивую молодую девушку («белолица», «черноброва»). Но царевна не кичится этим.

Она очень скромная по характеру, имеет «кроткий нрав» и добрая. По ее речи и манерам можно сразу понять ее высокое происхождение. Но, несмотря на это, в ней нет гордыни, и девушка не боится простой работы по дому.

2. Царица, новая жена царя, мачеха царевны

Пушкин описывает царицу как женщину молодых лет. Она старше своей падчерицы, но прекрасная собой: «высока», «стройна», «бела».

Она очень умная и имеет крутой, даже дерзкий характер: гордая, своенравная и ревнивая.

По ее поступкам можно сказать, что царица очень завистливая (завидовала красоте девушки), коварная (дважды покушалась на ее жизнь) и любит лесть.

Если сравнивать обеих героинь, можно отметить, что у них есть общее качество — внешняя красота. Различие заключается во внутренних человеческих качествах: молодая царевна обладает положительными (доброта, скромность), а ее мачеха отрицательными (зависть, коварство, злоба).

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина две героини царевна и царица противостоят друг другу. Конечно, действия молодой царевны нельзя прямо назвать противостоянием, скорее ее тактика напоминает «оборону». Царевна выступает в роли жертвы. Она терпит жестокие уроки судьбы, даже не подозревая того, что это дело рук ее мачехи. Ведь зачастую, беда приходит от туда, от куда ее вовсе не ждали. Однако, пережив тяжелейшее потрясение от того, что ее просто потеряли в лесу, царевна не падает духом. Она ищет дорогу домой и набредает на большой дом. Девушка вынуждена войти и чтобы хоть как-то оправдать свое пребывание здесь, наводит порядки и готовит еду. Автор позиционирует ее как очень скромную и трудолюбивую натуру. Она не смеет громко говорить, но ее внешний вид, походка и манеры, выдают «благородное происхождение». Возможно, она и знает о том, что у нее замечательная внешность, только это в данный момент ее вовсе не интересует. Девушка принимает это как должное, но не делает из себя культ личности. Девушка благоразумна, приветлива, и до конца остается верна своему жениху. Ей не интересны перспективы стать женой одного из богатырей, ведь к королевичу она испытывает сильнейшее чувство любви.

К богатырям царевна относится, как к братьям, ведь за короткое время они стали друг для друга практически родными людьми. Что же касается царицы, то женщине не знакомо чувство любви и дружбы. Она выходит замуж по расчету. Всем ее приданным становится лишь волшебное зеркальце, которое она никому не показывает. Зеркало – это единственный собеседник для женщины. Лишь с ним она чувствует себя комфортно и непринужденно. И поэтому, когда «волшебная вещь» начинает говорить о другой молодой красавице, царица не может этого так оставить. В ее душе поселяется неприязнь к падчерице, которая постепенно перерастает в ненависть. Женщина, чтобы избавиться от конкурентки по красоте, идет на хитрость. Она дает распоряжение одной из слуг, чтобы та отвела ее в лес и убила. И ей не становится жаль мужа, который будет огорчен смертью дочери, ей не жаль саму девушку. В этот момент она думает только о своем первенстве. Узнав новую правду от зеркала, о том, что девушка выжила, мачеха сама решает ее убить. Она больше не доверяет никому, ведь ее нагло обманули. Облачившись в нищенку, женщина вызывает царевну на улицу и передает ей «в награду» отравленное яблоко. Подлое отношение, лицемерие и жестокость, вот что характеризует царицу. Она не умеет жить по-другому, и даже не хочет брать пример с других. Царица настолько зациклена на своей внешней красоте, что забывает о душе. Это не приводит ни к чему хорошему. Когда царица видит ожившую девушку, она сама умирает с досады. Ведь она сделала все, чтобы падчерицы не стало, а та наперекор судьбе живет и хорошеет. Перед своей смертью, женщина в ярости разбивает зеркало. Она больше не желает слышать его насмешек над собой. Но царицу сгубило не волшебное зеркало, а ее собственная агрессия и неуверенность в себе. Комплексы неполноценности, не дали ей развиться и стать самодостаточным человеком, постоянные сравнения себя с другими людьми, вызвали еще больший резонанс.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Волшебные приметы и их роль в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»</li>В чем превосходство царевны над царицей? (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»)</li>Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? (по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»)</li>В чем общность и различие «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина</li>Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
  • http://hronika.su/opisanie-caricy-machehi-iz-skazki-pushkina/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-tsaritsy-v-skazke-o-mertvoy-tsarevne-i-semi-bogatyryah-pushkina
  • http://hronika.su/sravnenie-carevny-i-caricy-iz-skazki-pushkina/
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/sravnitelnaya-harakteristika-tsaritsy-i-tsarevny.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт