Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Repin-Ilya-burlaki-na-volge.jpg

Перед нами, пожалуй, самая известная картина Ильи Репина — «Бурлаки на Волге». Написанию этого полотна предшествовало путешествие художника по Неве и Волге, написание нескольких этюдов, посвящённых бурлацкой жизни. Знакомиться с жизнью и бытом бурлаков Репин начал в 1870 году, а через три года появилась картина «Бурлаки на Волге» в окончательном варианте.

Общее впечатление от картины следующее — несколько изможденных людей тянут баржу против течения под жарким летним солнцем. Изодранные одежды показывают, что труд этот крайне низкооплачиваемый, и на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. Некоторые из бурлаков одеты в такие ветхие одежды, что через дыры видно их тело.

Репин каждому из персонажей придал свой характер. Кто-то спокоен, просто шагает вперёд и тянет свою лямку. Он понимает, что любая, даже самая тяжёлая работа когда-нибудь кончится, но он успеет заработать денег для того, чтобы его семья не нуждалась зимой.

Бурлаки идут навстречу зрителю, но лица друг другу не закрывают. Видно как один из бурлаков ослабил свою лямку и закуривает, но другие члены артели к этому относятся спокойно, понимая, что ему нужно передохнуть.

Молодой бурлак в центре обессилен и не может тянуть лямку как полагается. Только один пожилой бурлак, что изображен в центре, выполняет четко свою работу. На нем надета одежда, совершенно неподходящая для летней жары – но он понимает, что легкая одежда быстро придет в негодность.

Картина вызвала недовольство многих критиков, но, тем не менее, стала одним из самых известных произведений Ильи Репина.

Год написания картины: 1873.

Размеры картины: 131 x 281 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

«Бурлаки на Волге» – знаменитое полотно русского художника XIX- XX века Ильи Репина. Написано маслом на холсте размером 131,5 х 281 см в 1872-1873 годах. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Содержание

Автор

Илья Репин (1844-1930) – великий мастер портрета, исторической и жанровой живописи в стиле реализма. Темы его произведений остры, они всегда вызывали в обществе современников бурю споров, захватывающе интересны они и сегодня. Его работы – это самое злободневное отражение той действительности, когда художник жил и творил. Насущные проблемы и жгучая актуальность – вот что волновало живописца.

Замысел

Илья Ефимович Репин «Бурлаков на Волге» задумал ещё в 1869 году, когда, работая над этюдами на берегу Невы, впервые увидел, как группа мужиков, впрягшись, словно тягловые животные, тянула судно против течения. Увиденное потрясло молодого художника. Самым ошеломляющим был контраст между хмурыми, грязными, измотанными рабочими и веселящимися дачниками на одном и том же живописном природном фоне. Репин сразу сделал набросок, позже эскиз акварелью, где бурлаки сопоставлялись с отдыхающими. Но всё было не то. Живописец, по собственному признанию, погрузился в состояние, когда, что бы ни делал, постоянно обдумывал будущую картину.

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Подбор ракурса и образов

Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.

С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:

  • Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
  • Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
  • Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
  • Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
  • Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
  • Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
  • Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

  • Перевёрнутый российский триколор на мачте корабля – во флоте сигнал бедствия, здесь предзнаменование переворота – революционное движение в те годы всё больше активизировалось;
  • «Хозяин» парусника, который вместе с судном символизирует государство Российское, одет в красную рубаху. Подобная, только рваная, на самом молодом из бурлаков. Вот кто столкнётся и прольёт кровь в предстоящем перевороте: верхушка-хозяева и молодые да активные;
  • На песке крупным планом по центру нижнего края картины изображена брошенная, поломанная плетёная снасть-ловушка и перевязанный верёвкой камень. Сеть, корзина, плетение символизируют тюрьму, но их разрушение – освобождение. А камень как символ потопления предсказывает грядущую судьбу царской России.

Но подобное значение предметам и нюансам можно придать сегодня, после известных исторических событий. Тогда же, к примеру, Достоевский не видел никаких символов. Для него в картине были только «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего» (причём каждый – интересный индивид), не кричащие о своих несчастьях, а молча, сосредоточенно и терпеливо тянущие свою лямку. Как и весь народ русский.

Судьба картины

Репин «Бурлаков на Волге» впервые выставил весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Это была экспозиция работ (картин и скульптур), среди которых проводился отбор на Всемирную выставку в Вене. «Бурлаки на Волге» как произведение острое раскололо публику на реалистов и академистов – в прессе разгорелись бурные обсуждения, и восхваляющие художника, и поносящие его за социальные обострения.

Следующей ступенью стала Всемирная выставка, на которой «Бурлакам…» присудили бронзовую медаль. Картина очень понравилась великому князю Владимиру Александровичу (сыну Александра II). Он купил её за три тысячи рублей, повесил в своей резиденции и просто обожал подолгу всматриваться в лица, жесты и фигуры бурлаков, разгадывая характеры и рассказывая о них всем, кто готов был слушать.

Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.

После революции картина «Бурлаки на Волге», как и все прочие произведения искусства, принадлежащие власть имущим, была национализирована и передана в Русский музей.

Прошло почти полтора века. Никого не напоминают эти измученные мужики? Не так ли и сегодня выглядят сотни тысяч рабочих разных специальностей, живя на копейки, при этом сколачивая миллионы для своих обнаглевших хозяев? Поистине, «умом Россию не понять» .

Смотрите также Ivan_Grizny-165x110.jpgРепин, Иван Грозный и сын его – связанные одной кровьюОписание картины Репина «Заседание Государственного совета»«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это былоКартина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» — это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

</span>Картины2830518 Июля 2014И. Репин «Бурлаки на Волге»

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» — это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

Загрузка…

Вам может быть интересно:

Плачущий мальчикКартины6211Плачущий мальчик

Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом…

В. Серов «Девочка с персиками»Картины49209В. Серов «Девочка с персиками»

На картине «Девочка с персиками» Валентин Серов изобразил 12-летнюю дочь…

А. Пластов «Фашист пролетел»Картины14565А. Пластов «Фашист пролетел»

На картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел» запечатлен один из невероятно…

Маленькие взрослыеФотографии884Маленькие взрослые

На протяжении длительного времени почтовая открытка с этим изображением была…

М. Врубель «Царевна-Лебедь»Картины57216М. Врубель «Царевна-Лебедь»

Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь», 1900 г. Картина находится в…

История про лампочкуЮмор6111История про лампочку

А вы знаете, что если лампочку засунуть в рот, то обратно вытащить уже не…

5бурлаки.jpg?fit=1200%2C562&ssl=1

Об авторе и его картине: Илья Ефимович Репин (1844-1930)-выдающийся русский живописец. Уже с детства проявилось у Ильи желание рисовать, когда впервые в его руки попали акварельные краски. С шестнадцати лет он устраивается работать в кочевую иконописную артель. Проработав в артели несколько лет, молодой Репин направляется в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Но ему удалось поступить только со второй попытки уже после обучения в рисовальной школе. Идея создания картины Бурлаки на Волге впервые пришла живописцу еще во время учебы в 1868 году. Работая как-то на этюдах, он увидел наёмных работников, которые на лямках тянули по реке тяжелую барку. Загруженное товаром судно, которое само не может передвигаться по воде, с помощью этих людей медленно перемещалось. Репина поразил контраст между людьми, праздно гуляющими по берегу, и бурлаками, вынужденными таким образом зарабатывать себе на хлеб.

Летом 1870, когда Илья Ефимович вместе с живописцами Ф.Васильевым и Е.Макаровым находился в творческой поездке по Волге, он увидел персонаж для своего будущего полотна. Живописец просил Канина позировать ему, изобразив его потом на холсте на переднем плане. Так началась подготовка к созданию картины Бурлаки на Волге, которая сделает Репина знаменитым. Изначально замысел его полотна был построен на контрасте между светской публикой и бурлаками. Но после поездки на Волгу он отказался от своих планов обличить общество, в котором они тогда жили. Увидев с близкого расстояния жизнь бурлаков, пообщавшись с ними, Репин решил сделать их героями своей картины. Он теперь стремился показать тяжелую жизнь этих сильных и мужественных людей.

После восьми лет учебы в Академии художеств вместе с получением звания художника первой степени, он получает право на заграничную стажировку. Но поездку пришлось отложить, так как живописец не мог прервать работу над картиной.

В начале 1872 года он венчается с Верой Алексеевной Шевцовой. Их брак продлится пятнадцать лет. Вскоре Репин вместе с женой едут в Москву на открытие гостиничного ресторана «Славянский базар», где он выполнял заказ: на большом полотне были изображены знаменитые композиторы разных эпох. После этого супруги направляются в Нижний Новгород. Там художник делает зарисовки и снова наблюдает за бурлаками, выискивая типажи для своей картины.

В октябре в их семье родилась первая дочь. Ее назвали в честь жены Верой. Позднее, в 1884 году, Илья Ефимович изобразит ее на картине «Стрекоза». Всего в семье Репиных было три дочери и один сын.

В 1873 году живописец завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге». Она стала сенсацией в художественном сообществе. Многие ее приняли восторженно, но было и немало отрицательных отзывов со стороны Академии художеств. Вскоре после этого художник вместе женой и дочерью отправляется на стажировку в Европу. После посещения Вены, Венеции, Флоренции, Рима и Неаполя он решает на год остановиться в Париже. Там Репин создает картину «Садко», за которую в 1876 году он получает звание академика.

Вернувшись в Россию, семья Репиных живет какое-то время на родине живописца в Чугуеве недалеко от Харькова, затем в Москве, а потом возвращается в Петербург. За это время художником было создано большое количество живописных полотен. Несколько его работ стали классикой русского изобразительного искусства.

С 1894 по 1907 год Репин будет работать преподавателем в Академии художеств. Среди его учеников были знаменитые живописцы Грабарь, Кустодиев, Билибин, Бродский.

В 1899 году художник купил усадьбу, названную им «Пенатами». Она находилась в дачном поселке Куоккалла на Карельском перешейке. После Октябрьской революции в 1918 году эта территория отойдет Финляндии. В этой усадьбе они со второй женой писательницей Натальей Нордман будут жить с 1903 года. По средам в «Пенатах» они устраивали приемы, где хозяева сами готовили угощения и накрывали на стол. У них в гостях бывали студенты, музыканты, художники, поэты и писатели. Когда в 1914 году Нордман умерла от туберкулеза, то Репину помогать по дому стала его старшая дочь Вера. В «Пенатах» художник будет жить до самой смерти. Его не стало 29 сентября 1930 года.

Сочинение-описание картины Бурлаки на Волге

На картине Репина «Бурлаки на Волге» мы видим изможденных людей, тянущих с помощью бечевы по реке баржу. К этой бечеве пристёгнуты лямки, которые можно увидеть на груди бурлаков. От нищеты и безысходности они вынуждены выполнять эту работу, требующую нечеловеческих усилий. Обессиленные бурлаки, словно тягловые животные, из последних сил тянут по воде огромное судно. По их напряженным лицам становится понятно, сколько усилий они прилагают. Лица и кисти рук у всех загорели на солнце и стали очень смуглыми. Изнемогая от жары и усталости, они с трудом передвигаются по мокрому и рыхлому песку. Лямка на груди впивается в тело, принося невыносимую боль. Одежда у всех ветхая. От такой работы она быстро превращается в лохмотья. Почти все бурлаки обуты в лапти. В них ноги не так сильно утопают в песке. Но кто-то идет босиком. Возможно, их лапти размокли в речной воде и развалились. Один мужичок идет в сапогах. Кажется, что в такую жару это страшное мучение.

Автор смог так построить композицию, что эта ватага нищих и обездоленных выступает и как единая, связанная одной судьбой группа людей, и одновременно мы можем видеть личность каждого из них.

Во главе артели идет выносливый, умный и сильный Канин. Он одет в зеленовато-коричневую рубаху и такого же цвета штаны. Повязанная поверх волос тряпица прикрывает его голову от палящих лучей. По лицу Канина видно, что это человек несгибаемой силы воли и мужества. Даже находясь в таких невыносимых условиях, он всё-таки находит время ухаживать за своей одеждой. На его рубашке и штанах аккуратно пришиты заплатки.

Справа от него идет здоровенный громила в почти истлевшей одежде неопределенного цвета. А с другой стороны можно увидеть Ильку-моряка в черных штанах и в разодранной коричневой рубахе. Он хоть и невысокого роста, но достаточно сильный и крепкий. Это единственный персонаж, который смотрит с полотна прямо в глаза зрителю. Словно просверливает насквозь своим взглядом.

Совершенно не вписывается в бурлацкую артель молодой деревенский парень Ларька. Этот хрупкий юнец, видно, тоже оказался здесь не от хорошей жизни. Его одежда вся разодрана. Хорошо видно, что парень устал. Он словно пытается сбросить с себя надоевшую, причиняющую боль лямку. Этот его порыв не случаен. Ларька- это олицетворение другого, молодого поколения. И это поколение можно охарактеризовать как работящее, умное, решительное и не желающее жить по-старому.

Чтобы показать резкое отличие нового поколения от изжившего себя старого, Репин рядом с Ларькой с одной стороны изобразил больного измученного старика, смахивающего со лба пот. А бурлак с другой стороны изображен пожилым, седовласым, покорившимся своей судьбе. Самым последним идет худой, выбившийся из сил мужичок. Он низко склонил свою голову и еле-еле передвигает ноги.

Позади всей процессии простирается широкая и глубоководная Волга. На поверхности воды можно увидеть отражение голубого неба. Вдали едва заметен противоположный берег. По воде перемещаются самоходные баржи и парусные суда. Судно, которое тянут бурлаки, тоже парусное. Перемещаться на нем по реке против течения проблематично. Хозяину проще было нанять бурлаков.

Репин на холсте показывает нам одиннадцать совершенно разных нищих и полуголодных мужиков. Эти несчастные люди со сложной судьбой, но они не сломленные. У них железная сила воли и выдержка. Далеко не каждый сможет как они жить и работать в таких невыносимых условиях.

Сочинение-описание картины Бурлаки на Волге 5, 6, 9, 10 класс

Используемые источники:

  • https://opisanie-kartin.ru/repin-ilya/burlaki-na-volge/
  • https://topkartin.ru/kartiny/burlaka-na-volge
  • https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-burlaki-na-volge/
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-repina-burlaki-na-volge/
  • https://www.sochinenje.ru/описание-картины-бурлаки-на-волге-реп/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт